Конспект открытого урока " Дикие животные осенью"
план-конспект урока (3 класс)

Чебуркова Елена Андреевна

Конспект открытого урока разработан для обучающихся 3 класса VIII вида по предмету "Окружающий природный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_03.10.22.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Конспект открытого урока  

по предмету «Окружающий природный мир»

3 «В» класс

Составил(а): Чебуркова Елена Андреевна

учитель начальных классов

Провела: 03.10.2022г

2022-2023 учебный год

Класс: 3

Раздел: Сезонные изменения  в природе

Вид занятия: Урок

Тема: «Дикие животные осенью»

 Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока:  комбинированный.

Задачи:

Образовательная:

  - Формировать у обучающихся представление о том, как животные готовятся к зиме.

-Закрепить полученные ранее знания.

-Учить обобщать полученные знания.

Коррекционно- развивающая:

  - Коррекция и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

       Воспитывающая:

- Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оснащение занятия: компьютерная презентация, предметные картинки животных, детёнышей животных, времени года «Осень».

   Ход урока:

1.Организационный момент. Настрой на работу.

Учитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и покажем, как мы учимся, работаем на уроке. На уроке «Окружающий природный мир» будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

2Повторение. Актуализация знаний.

Учитель:

- Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: осенью.

Учитель:

- Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени?

Дети: середина

Учитель:

Какие приметы осени мы наблюдали? Что вы еще знаете про осень? 

3. Основная часть занятия. 

Учитель:

- Но с приходом осени изменяется  и жизнь зверей.

-Как мы  называем животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные

Учитель:

. - Почему их называют дикими?

Дети: Дикие животные сами добывают себе еду.

Учитель:

-Тема нашего урока «Дикие животные осенью», Давайте рассмотрим подробно, чем заняты животные осенью,  как животные готовятся к зиме.


Ребята, послушайте внимательно загадку, если отгадаете, узнаете про каких животных, будем говорить на уроке.

Загадка. Может быть, вы не поверите мне, 
Но я увидела грибы на сосне. 
Разве грибы на деревьях растут? 
Что-то совсем непонятное тут. 
Надеты на ветки маслята, опята. 
Кто их на зиму сушит ребята? 
Правильно. Это 
белка. Что вы знаете про белку? Как белка готовится к зиме? Как называется жилище белки? 
Белка делает себе запасы на зиму. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. Жилище белки называется 
дупло. 

- Кто знает, какие запасы делает белка осенью

Дети: грибы, орехи, шишки

Учитель:

 -  Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Где они растут?

Дети: Орехи и шишки растут в лесу на деревьях, грибы - на земле.

Учитель:

Правильно. Лес, природа их кормит. Надо беречь природу. Нельзя ветки ломать, цветы  рвать, шуметь в лесу.
К наступлению холодов белочка выстилает дупло сухой травой, вход в дупло закрывает травой, сворачивается калачиком, накрывается хвостом и дремлет. Просыпается только для того, чтобы поесть.
Цвет своей шёрстки белочка тоже меняет. Летом белочка была рыжая, а сейчас с приходом осени меняет шубку на серую

- А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)

- Так белка от врагов прячется. Деревья зимой стоя голые и серые, и серый цвет белки меньше заметен среди таких деревьев?

- А теперь постарайтесь отгадать следующую загадку.

Загадка. 

Хозяин лесной, 
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой (медведь).

-Как вы догадались, что это медведь? Что вы знаете про медведя? Какие заботы у медведя осенью? Как медведь готовится к зиме? Как называется жилище медведя? (ответы детей)
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал
Осенью он готовит свою берлогу. В лесной глуши медведь выбирает укромное место под корнями деревьев. Выроет ямку, выстелет её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскает веток, закроет вход. Вот и готово медвежье жилье – берлога. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа.

4. Физкультминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

 Улыбайся и садись.

 Загадка. 

Рыжая головка

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее ….лиса.

Вы знаете про лису? Какая она? Как лиса готовится к встрече зимы? Готовит лиса запасы на зиму? Как называется дом лисы?(ответы детей)

Дом у лисы – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи. 

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Они питаются мышами. Про неё говорят: «Лиса мышкует». Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
Загадка 

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной.

И, стоит среди травы –

 Уши больше головы.

 Правильно это заяц.

-Как заяц готовится к зиме? Делает заяц запасы на зиму? Есть у зайца жилище? Чем заяц в лесу питается? Почему заяц меняет шубку?(ответы детей)

С наступлением холодов заяц меняет свою серую шубку на «белую», теплую. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Ведь у зайца много врагов: волк, лиса. Летом и осенью зайцу легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки заяц не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу. Питается заяц молодыми веточками, корой деревьев.

Загадка.

Словно елка

Весь в иголках. (еж)

- Правильно ребята, это еж. Что вы знаете про ежа? Как ёж готовится к зиме? Как называется жилище его? 

-Жилище его  называется норка. А свою норку к зиме он готовит так: выберет место, где листья сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберет листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнем, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.

- А чем же еж будет питаться зимой?  (ответы детей)

Ягод, грибов, зеленых растений нет, насекомые тоже попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

И так, ребята мы посмотрели, какие изменения произошли в жизни животных осенью. Осенью у животных много забот, они готовятся к зиме. Что мы можем сказать про медведя? Как белка готовится к зиме? Как приспосабливаются к наступлению холодов заяц и лиса? 

5. Заключительная часть занятия
Мы побывали в гостях у осени, вспомнили признаки осени, названия месяцев, отметили, какие изменения произошли в природе и как лесные жители подготовились к зиме. А теперь давайте проверим, как вы всё это запомнили.

-Игра «Закончи предложение»

Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю, а вы заканчиваете фразу.

Заяц зимой белый, а летом … (серый)
Заяц пушистый, а еж … (колючий)
Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
Еж маленький, а медведь … (большой)
Еж спит днем, а охотится … (ночью).

-  Игра. С кем живут звери в своих жилищах?  Я называю взрослого зверя, а вы его детёныша.

а) Заяц – зайчонок

Медведь – медвежонок

Белка – бельчонок

Волк – волчонок

Ёж – ежонок

Лиса – лисёнок

б) – А теперь я называю одного детёныша, а ты как говорят, если их много.

Бельчонок – бельчата

Лисёнок – лисята

Медвежонок – медвежата

Волчонок – волчата

Зайчонок – зайчата

Ежонок – ежата

Летом животные растят детенышей, не мешать им, не трогать детей, не приносить домой. Осенью не мешать запасать корм, не разорять их жилище, не убивать, не беспокоить.

- Задание

Выполняется задание на доске:

Задание: выбрать из 3 животных (еж, белка, заяц) то, о котором говорится в вопросе:

1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?

2. Какое животное нагуливает летом и осенью жир?

3. Какое животное днем прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, побежит искать себе пищу?

-Игра. Я называю вам животных. Если это дикое животное, которое живет в лесу, вы топаете, если домашнее – то хлопаете (лиса, кошка, заяц, собака, лошадь, белка, ёж, корова, волк, медведь).

Молодцы! Справились с заданием.

6. Итог урока.        

Ребята, давайте подведем итог занятия. 

С какими животными мы сегодня познакомились?

 Где они живут?

Чем они питаются?

- Как летом и осенью надо охранять животных? 

Ребята, вы сегодня оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Ребята вам понравилось наше занятие? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик - "мне было интересно",

Желтый листик - "я узнал много нового",

Зеленый листик - "мне было трудно все запомнить",

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".

7.Д.З. -Ребята, вы сегодня все работали хорошо. Задание на дом: разукрасить диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Дикие животные - Заяц".

Урок по развитию речи в 3 классе школы 8 вида!...

Открытый урок "Дикие животные"

Расширить представление детей о жизни диких животных...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Дикие животные осенью"

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных. Тип урока:  комбинированный. Задачи: Образовательная: - Формир...

Конспект открытого урока "Разнообразие животных" по окружающему миру в 3 классе .

Открытый  урок по окружающему миру в 3 кл по программе "Школа России", по учебнику А. А. Плешакова. Знакомство с разнообразием животных, их классификация и групповые признаки....

Конспект открытого урока на тему: "Осень в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».

Красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений искусства. Знакомя детей с этим художественным наследием, мы приобщаем их к культуре...

Конспект открытого урока " Домашние животные"

Открытый урок для обучающихся 1 класса VIII вида по предмету "Окружающий природный мир"...

Конспект урока мир природы и человека на тему "Дикие животные осенью"

Конспект урока мир природы и человека на тему "Дикие животные осенью"...