Конспект открытого урока на тему: "Осень в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».
план-конспект урока (4 класс)
Красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений искусства. Знакомя детей с этим художественным наследием, мы приобщаем их к культуре нашего народа, учим ценностному отношению к произведениям искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_v_muzyke_poezii_i_izobrazitelnom_iskusstve.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Образ осени в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».
Цель: Рассказать об изобразительных возможностях разных видов искусства и их способности отражать различные явления окружающей жизни.
Задачи:
1. Личностные: формирование умения понимать красоту природы.
2. Регулятивные: целеполагание (самостоятельное определение темы урока)
3. Познавательные:
общеучебные: Смысловое чтение и осознанные устные высказывания, извлечение и преобразование информации.
логические: анализ, синтез, практическая деятельность.
4. Коммуникативные: работа в парах.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Вид урока: Традиционный.
Информационно-методическое обеспечение: Музыкальный центр, фортепиано, хрестоматия музыкального материала и учебник для 4-го класса, иллюстрации.
Музыкальное содержание: П.И.Чайковский «Октябрь», Ю.Чичков «Октябрь»
Понятия, термины: Средства музыкальной выразительности, музыкальная форма, контраст.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Музыкальное приветствие.
2.Основная часть:
Учитель: Сегодня тему нашего урока вы определите самостоятельно. На столе лежат подсказки. Несколько человек помогут нам рассмотреть их и догадаться, о чем же мы с вами будем говорить. (Дети подходят к столу, берут подсказки, прикрепляют их к доске). Что же мы видим?
Дети: На подсказках мы видим пейзажи с изображением осени, стихи разных поэтов, рассказывающие про осень и фамилии композиторов, написавших музыку об осени.
Учитель: Можете ли вы предположить, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: Мы будем говорить о том, как художники, поэты и композиторы изображали осень.
Учитель: Правильно. За окном осень и мы с вами будем сегодня говорить о том, как красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений. Посмотрите на иллюстрацию на стр.42 учебника. Вы все узнали, кто изображен на картине?
Дети: А.С.Пушкин, русский поэт.
Учитель: Прочитайте текст на стр.42-43 и ответьте на вопрос: «Как А.С.Пушкин относился к осени?».
Дети: А.С.Пушкин любил осень больше всех времен года.
Учитель: Это действительно так. На картине, на стр.42, мы видим, как А.С.Пушкин стоит на крыльце дома и любуется осенней природой. Посмотрим вместе с А.С.Пушкиным на осеннюю природу. Что мы видим?
Дети: На картине мы видим желтые листья, темное, серое небо, возможно накрапывает дождь.
Учитель: Какое настроение возникает при взгляде на эту картину?
Дети: Когда мы смотрим на картину, возникает чувство грусти, тоски, но желтый цвет радует взгляд.
Учитель: Действительно в картине сочетаются радостный желтый цвет и серые краски, создающие настроение грусти, печали, тоски.
Какое из стихотворений, представленных на доске, по вашему мнению, передает настроение, созвучное картине?
Дети: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя
Прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
Кто написал это стихотворение?
Дети: Это стихотворение написал А. С. Пушкин.
Учитель: Какое настроение передано в стихотворении?
Дети: В стихотворении поэт передал грусть и любование осенней природой.
Учитель: Чем же, по вашему мнению настроение этого стихотворения созвучно картине?
Дети: На картине можно заметить сочетание светлых и темных красок, а в стихотворении соединяются чувства грусти и восхищения.
Учитель: Каким понятием мы обозначаем противопоставление светлого и темного, грусти и радости?
Дети: Это понятие-контраст.
Учитель: Композитор П. И. Чайковский выразил музыкой свое отношение к этому удивительному времени года. «Октябрь» или «Осенняя песня» - так называется одна из пьес цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес. Каждая носит название одного из месяцев года. Посмотрите, у вас на партах лежат разноцветные осенние листья. На них написаны слова - определения, которые помогут вам определить характер музыки. Во время прослушивания музыкального произведения прочитайте слова, написанные на листьях, определите наиболее подходящие к характеру музыки и, после прослушивания, посоветовавшись с соседом по парте, принесите, и прикрепите на доску по одному листочку от каждой парты и прочитайте вслух свое слово.
Слушание. П. И. Чайковский «Октябрь»
(Дети, выходящие к доске вслух прочитывают свое слово и прикрепляют к доске листок).
Учитель: Мы с вами определили характер пьесы П.И.Чайковского «Октябрь». Теперь, во время повторного прослушивания, определите как и при помощи каких средств музыкальной выразительности П. И. Чайковский изобразил осеннюю природу? Определите музыкальную форму.
Перед выполнением этого задания вспомните средства музыкальной выразительности и понятие «музыкальная форма».
Дети: Вспоминают определения.
Учитель: Перед каждым из вас на парте лежит таблица. В одной графе перечислены средства музыкальной выразительности. Во время прослушивания заполните вторую графу и определите, какие средства музыкальной выразительности помогли П.И.Чайковскому создать образ осени.
Слушание. П. И. Чайковский «Октябрь»
Дети: Лад — минор, темп — медленный, динамика — пиано, меццо-форте помогают композитору изобразить грусть, тоску, увядание природы. Штрих стаккато и высокий регистр создают ощущение падающих дождевых капель. Музыкальная форма — трехчастная: 1 и 3 часть написаны в миноре
(изображается пасмурная погода, дождь), 2 часть — в мажоре (на мгновение выглянуло солнце, желтые листья, радующие взгляд).
Учитель: Могли бы вы дать этой музыке название не «Осень» а «Весна» , «Лето»
Дети: Нет. Она грустная, печальная. Музыка про весну или лето скорее всего была бы написана в мажоре.
Учитель: В исполнении какого музыкального инструмента прозвучало это произведение?
Дети: Это музыкальное произведение было исполнено на фортепиано.
3. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с песней, тоже рисующей картину осенней природы, но сначала подготовим свой голосовой аппарат к пению.
Распевка: «Солнышко»
« Дождик»
« Осень»
Во время прослушивания песни определите при помощи каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ осени в песне?
Слушание. Ю. Чичков «Октябрь»
Дети: Мелодия напевная, тоскливая, темп медленный, лад минорный, штрих легато...
Учитель: Сегодня мы выучим 1 куплет песни.
Разучивание 1-го куплета.
4.Заключительная часть: Повторение и закрепление.
Учитель: О чем мы говорили сегодня на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы говорили о том, как художники, поэты и композиторы изобразили осеннюю природу.
Учитель: С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
Дети: Мы познакомились с пьесой П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла
«Времена года» и с песней с таким же названием.
Учитель: Что такое музыкальная форма и в какой музыкальной форме написана пьеса П. И. Чайковского «Октябрь»
Дети: Музыкальная форма — это строение музыкального произведения. Пьеса П. И. Чайковского «Октябрь» написана в трехчастной форме.
Учитель: Что такое трехчастная форма и по какому принципу она строится?
Дети: В трехчастной форме 1-я и 3-я части похожи, а 2-я отличается.
Трехчастная форма строится по принципу контраста (противопоставления).
Учитель: Какое настроение передали нам в своих произведениях художник, поэт и композитор?
Дети: Художник, поэт и композитор передали в своих произведениях грусть и любование осенней природой.
5.Рефлексия.
Учитель: Какое из произведений искусства, с которыми вы познакомились сегодня на уроке, вам понравилось больше всего?
6. Домашнее задание: Нарисуйте такую осень, какую вы услышали в музыке П.И.Чайковского «Октябрь» так, чтобы ваш рисунок отражал трехчастную музыкальную форму произведения.
Вспомните и прослушайте музыкальные произведения других композиторов, изображающих осеннюю природу и расскажите о них в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по изобразительному искусству
Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....
Конспект открытого урока по изобразительному искусству
«Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев. Ознакомление с росписью мастеров из Па...
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...
Открытый урок по теме Осень-пора золотая
Урок-закрепление по теме "Осень-пора золотая" с использованием технологии "Думающие шляпы"...
Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...
Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...
Конспект открытого занятия по теме: «Осень»
Тема: "Осень"Цель: Продолжить формирование представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....