Конспект открытого урока на тему: "Осень в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».
план-конспект урока (4 класс)

Красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений искусства. Знакомя детей с этим художественным наследием, мы приобщаем их к культуре нашего народа, учим ценностному отношению к произведениям искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_muzyke_poezii_i_izobrazitelnom_iskusstve.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Образ осени в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».

 Цель: Рассказать об изобразительных возможностях разных видов искусства и их    способности отражать различные явления окружающей жизни.

Задачи: 

1. Личностные: формирование умения понимать красоту природы.

2. Регулятивные: целеполагание (самостоятельное определение темы урока)

3. Познавательные:

общеучебные: Смысловое чтение и осознанные устные высказывания, извлечение и преобразование информации.

логические: анализ, синтез, практическая деятельность.

4. Коммуникативные: работа в парах.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Вид урока: Традиционный.

Информационно-методическое обеспечение: Музыкальный центр, фортепиано, хрестоматия музыкального материала и учебник для 4-го класса, иллюстрации.

Музыкальное содержание: П.И.Чайковский «Октябрь», Ю.Чичков «Октябрь»

Понятия, термины: Средства музыкальной выразительности, музыкальная форма, контраст.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Музыкальное приветствие.

2.Основная часть:

Учитель: Сегодня тему нашего урока вы определите самостоятельно. На столе лежат подсказки. Несколько человек помогут нам рассмотреть их и догадаться, о чем же мы с вами будем говорить. (Дети подходят к столу, берут подсказки, прикрепляют их к доске).  Что же мы видим?

Дети: На подсказках мы видим пейзажи с изображением осени, стихи разных поэтов, рассказывающие про осень и фамилии композиторов, написавших музыку об осени.

Учитель: Можете ли вы предположить, какой будет тема сегодняшнего урока?

Дети: Мы будем говорить о том, как художники, поэты и композиторы изображали осень.

Учитель: Правильно. За окном осень и мы с вами будем сегодня говорить о том, как красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений. Посмотрите на иллюстрацию на стр.42 учебника. Вы все узнали, кто изображен на картине?

Дети: А.С.Пушкин, русский поэт.

Учитель: Прочитайте текст на стр.42-43 и ответьте на вопрос: «Как А.С.Пушкин относился к осени?».

Дети: А.С.Пушкин любил осень больше всех времен года.

Учитель: Это действительно так. На картине, на стр.42, мы видим, как А.С.Пушкин стоит на крыльце дома и любуется осенней природой. Посмотрим вместе с А.С.Пушкиным на осеннюю природу. Что мы видим?

Дети: На картине мы видим желтые листья, темное, серое небо, возможно накрапывает дождь.

Учитель: Какое настроение возникает при взгляде на эту картину?

Дети: Когда мы смотрим на картину, возникает чувство грусти, тоски, но желтый цвет радует взгляд.

Учитель: Действительно в картине сочетаются радостный желтый цвет и серые краски, создающие настроение грусти, печали, тоски.

Какое из стихотворений, представленных на доске, по вашему мнению, передает  настроение, созвучное картине?

Дети:       Унылая пора! Очей очарованье!

                 Приятна мне твоя

                 Прощальная краса.

                 Люблю я пышное природы увяданье.

                 В багрец и золото одетые леса.

Кто написал это стихотворение?

Дети: Это стихотворение написал А. С. Пушкин.

Учитель: Какое настроение передано в стихотворении?

Дети: В стихотворении поэт передал грусть и любование осенней природой.

Учитель: Чем же, по вашему мнению настроение этого стихотворения созвучно картине?

Дети: На картине можно заметить сочетание светлых и темных красок, а в стихотворении соединяются чувства грусти и восхищения.

Учитель: Каким понятием мы обозначаем противопоставление светлого и темного, грусти и радости?

Дети: Это понятие-контраст.

Учитель: Композитор П. И. Чайковский выразил музыкой свое отношение к этому удивительному времени года. «Октябрь» или «Осенняя песня» - так называется одна из пьес цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес. Каждая носит название одного из месяцев года. Посмотрите, у вас на партах лежат разноцветные осенние листья. На них написаны слова - определения, которые помогут вам  определить характер музыки. Во время прослушивания музыкального произведения прочитайте слова, написанные на листьях, определите наиболее подходящие к характеру музыки и, после прослушивания, посоветовавшись с соседом по парте, принесите, и прикрепите на доску по одному листочку от каждой парты и прочитайте вслух свое слово.

Слушание. П. И. Чайковский «Октябрь»

(Дети, выходящие к доске вслух прочитывают свое слово и прикрепляют к доске листок).

Учитель: Мы с вами определили характер пьесы П.И.Чайковского «Октябрь». Теперь, во время повторного прослушивания, определите  как и при помощи каких средств музыкальной выразительности П. И. Чайковский изобразил осеннюю природу? Определите музыкальную форму.

Перед выполнением этого задания вспомните средства музыкальной выразительности и понятие «музыкальная форма».

Дети: Вспоминают определения.

Учитель: Перед каждым из вас на парте лежит таблица. В одной графе  перечислены средства музыкальной выразительности. Во время прослушивания заполните вторую графу и определите, какие средства музыкальной выразительности  помогли П.И.Чайковскому создать образ осени.

 Слушание. П. И. Чайковский «Октябрь»

Дети: Лад — минор, темп — медленный, динамика — пиано, меццо-форте помогают композитору изобразить грусть, тоску, увядание природы. Штрих стаккато и высокий регистр создают ощущение падающих дождевых капель. Музыкальная форма — трехчастная: 1 и 3 часть написаны в миноре

(изображается пасмурная погода, дождь), 2 часть — в мажоре (на мгновение выглянуло солнце, желтые листья, радующие взгляд).

Учитель: Могли бы вы дать этой музыке название не «Осень» а «Весна» , «Лето»

Дети: Нет. Она грустная, печальная. Музыка про весну или лето скорее всего была бы написана в мажоре.

Учитель: В исполнении какого музыкального инструмента прозвучало это произведение?

Дети: Это музыкальное произведение было исполнено на фортепиано.

3. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с песней, тоже рисующей картину осенней природы, но сначала подготовим свой голосовой аппарат к пению.

Распевка: «Солнышко»

                  « Дождик»

                   « Осень»

Во время прослушивания песни определите при помощи каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ осени в песне?

Слушание. Ю. Чичков «Октябрь»

Дети: Мелодия напевная, тоскливая, темп медленный, лад минорный, штрих легато...

Учитель: Сегодня мы выучим 1 куплет песни.

Разучивание 1-го куплета.

4.Заключительная часть:  Повторение и закрепление.

Учитель: О чем мы говорили сегодня на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы говорили о том, как художники, поэты и композиторы изобразили осеннюю природу.

Учитель: С какими музыкальными произведениями мы познакомились?

Дети: Мы познакомились с пьесой П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла

«Времена года» и с песней с таким же названием.

Учитель: Что такое музыкальная форма и в какой музыкальной форме написана пьеса П. И. Чайковского «Октябрь»

Дети: Музыкальная форма — это строение музыкального произведения. Пьеса П. И. Чайковского «Октябрь» написана в трехчастной форме.

Учитель: Что такое трехчастная форма и по какому принципу она строится?

Дети: В трехчастной форме 1-я и 3-я части похожи, а 2-я отличается.

Трехчастная форма строится по принципу контраста (противопоставления).

Учитель: Какое настроение передали нам в своих произведениях художник, поэт и композитор?

Дети: Художник, поэт и композитор передали в своих произведениях грусть и любование осенней природой.

5.Рефлексия.

Учитель: Какое из произведений искусства, с которыми вы познакомились сегодня на уроке, вам понравилось больше всего?

6. Домашнее задание: Нарисуйте такую осень, какую вы услышали в музыке П.И.Чайковского «Октябрь» так, чтобы ваш рисунок отражал трехчастную музыкальную форму произведения.

Вспомните и прослушайте музыкальные произведения других композиторов, изображающих осеннюю природу и расскажите о них в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

«Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев. Ознакомление с росписью мастеров из Па...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении

Конспект  открытого урока по изобразительному искусству  во 2 классе школы I вида  Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...

Открытый урок по теме Осень-пора золотая

Урок-закрепление по теме "Осень-пора золотая" с использованием технологии "Думающие шляпы"...

Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...

Конспект открытого занятия по теме: «Осень»

Тема: "Осень"Цель: Продолжить формирование представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....