сценарий урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме " Семейный бюджет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семейный бюджет.
Цели урока:
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»
Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
5) Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях с помощью приемов и методов ТРИЗ.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Оборудование:
Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса.
1.Организационный момент
Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.
Попробуем.
- Добрый день девчонкам!
- Добрый день мальчишкам!
- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!
- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!
2. Актуализация знаний.
Слайд 1: Рисунок Мудрой Черепахи
-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.
(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)
Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)
1. Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).
2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).
3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).
4. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец, учитель, врач и т.д.)
Слайд 2 - Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна!
3. Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.
-Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в нашей огромной стране, но у каждого государство своё. Кто догадался о чём я говорю? ( ответы детей)
- Слайд 3 Давайте проверим ваши предположения, разгадайте ребус. ( семья)
- Сегодня каждая группа на уроке- семья. Придумайте фамилию своей семьи и запишите её на листочек. ( на ватман прикрепить картинку « семья»).
- А что такое семья? ( ответы детей).
Слайд 4 Проверим ваши предположения. Семья- это люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство.
- Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)
- Как он будет называться? ( семейный).
- Какая же сегодня тема нашего урока? ( Семейный бюджет)
Слайд 5 Тема: « Семейный бюджет».
- Что бы вы хотели узнать по данной теме? (что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается).
Слайд 6 Задачи урока
- Это и есть задачи, с которыми вам нужно справится.
- Назовите членов своей семьи, распределите роли. ( карточки: мама, папа, ребенок, ребенок, бабушка, дедушка).
- Перед каждой семьёй лежит текст о ваших доходах. Найдите и выделите в тексте откуда ваша семья получает доход ( тексты с доходами: заработная плата, стипендия, пенсия, пособие). Напишите на листочках по одному слову откуда ваша семья получает доход и прикрепите листочки на доску под словом доход.
Слайд 7- Найдите в словариках определения этих слов. ( на доске карточки: пенсия, стипендия, заработная плата, пособие)( на столе лежит определение этих слов).
- Что такое пенсия? Заработная плата? Стипендия? Пособие?
- Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? ( доход)
- С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются ещё и некоторые виды доходов. Что это за виды доходов? За что их получают? Это вы можете узнать самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника.
Слайд 8- О каких ещё видах дохода вы узнали из учебника? ( если папа писатель- гонорар, если папа- предприниматель- прибыль от фирмы, если семья хранит сбережения в банке, то банк выплачивает проценты).
- А могут ли быть незапланированные доходы ? Какие? ( ответы детей).
4. Физкультминутка
-Доход семьи может меняться. От чего это зависит, вам поможет понять игра «Больше или меньше», которая нам позволит и немного отдохнуть.
Я буду читать задачу, а вы должны определить, больше или меньше станет доход семьи. Если больше - прыгаем на двух ногах и машем руками над головой, если меньше – то стоим на месте и разводим руки в стороны.
- папе в этом месяце дали премию;
- маме задержали заработную плату;
- сестре повысили стипендию за отличную учебу;
- дедушка выиграл в лотерею;
- брат заработал деньги, разнося рекламную газету.
5. Продолжение работы над новой темой.
- А теперь посмотрим, какие расходы будут у ваших семей. Возьмите маркер другого цвета и выделите расходы. ( на доске открывается слово расходы).Запишите свои расходы на листочек по одному слову и прикрепите на доску под словом расходы.
- А могут ли быть непредвиденные расходы? Приведите примеры.
- Как будут называться деньги, которые расходуются на покупки? ( расход).
- Ребята, посмотрите. Мы составили план доходов и расходов. Что это такое? ( семейный бюджет). Слайд 9
- Мы выяснили с вами из чего могут складываться доходы и расходы семьи. Составляется семейный бюджет не на год, а на более короткий срок, например на месяц.
Творческая работа « Распределение денег».
- Сейчас и мы с вами попробуем составить семейный бюджет.
-Я не буду говорить, сколько денег в предполагаемом бюджете ваших семей. Мы даже уберем из разговора слово рубли. Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «Шустрики».
-У вас на партах лежат листы с названиями товаров и услуг Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке, в колонке « Расходы» галочкой.
- А сейчас я вам раздам цены на товары и услуги. Проставьте цены рядом с галочками, выбранных вами товаров и услуг. И подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
- А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков.
- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдёте в словарике.
- Обсудите в своих семьях какими должны быть доходы и расходы в семье?
- Что произойдёт , если… Слайд 10
-Конечно это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Обсудите в семье.
- Проверим ваши предположения. Слайд 11
Слайд 12. – Сделаем вывод
Работа в группах.
-Каждой семье предлагаю дать советы для экономии семейного бюджета Вам нужно выбрать верные утверждения:
Задание для 1 семьи
-Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов.
Уходя из дома, не забывай выключать свет.
Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
Задание для 2 семьи
Сходил в магазин, оставил сдачу себе.
Бережно относись к своим вещам.
Не разговаривай долго с друзьями по телефону.
Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
- Молодцы! Все справились с заданием!
VIII. Итог урока.
Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу:»Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Домашнее задание
-Составить список расходов своей семьи на 1 день.
Слайд 13
6. Рефлексия
- Что такое семейный бюджет?
- Для чего нужен семейный бюджет?
- Из чего складывается семейный бюджет?
- Как вы думаете зачем мы прошли эту тему? Пригодится ли вам это в жизни?
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, ……
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
Слайд 14 - Спасибо вам за урок. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...