Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Куликова Юлия Андреевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr_mir.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Администрация Невского района

СОГЛАСОВАНО         УТВЕРЖДЕНО

______________
Протокол №
от ""    г.

______________
Приказ №
от ""   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования
на 2022/2023  учебный год

Составитель:

Куликова Юлия Андреевна

начальных классов

Санкт-Петербург 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

        Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного  предмета  «Окружающий  мир» с   учётом   возрастных   особенностей   младших школьников.

Нормативные правовые документы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09.  № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785 90 (с изменениями);
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга, 2021г.
  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)

        Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе         В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.         Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

—  формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

—  развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

—  развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

  • определять место человека в мире;
  • распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • называть основные свойства воздуха и воды;
  • объяснять круговорот воды в природе;
  • определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
  • правилам безопасного поведения в быту и на улице,
  • распознавать основные дорожные знаки;
  • правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
  • определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли  устно и письменно.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

        Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Как устроен мир
        
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.        

Эта удивительная природа        

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.  Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье 

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.

Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.

Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествия по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Как устроен мир

1.1.

Природа. Ценность природы для людей

1

текущий

1.2.

Человек.

1

текущий

1.3.

Общество

1

текущий

1.4.

Что такое экология?

1

текущий

1.5.

Природа в опасности! Охрана природы.

1

текущий

1.6.

Проект «Богатства, отданные людям

1

текущий

Итого по разделу

6

Раздел 2. Эта удивительная природа

2.1.

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

1

1

текущий

2.2.

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

1

текущий

2.3.

Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

1

текущий

2.4.

Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»

1

1

текущий

2.5.

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе»

1

1

текущий

2.6.

Берегите воду!

1

текущий

2.7.

Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы»

1

1

текущий

2.8.

Проверочная работа за 1 четверть.

1

итоговыйй

2.9.

Разнообразие растений.

1

текущий

2.10.

Солнце, растения и мы с вами.

1

текущий

2.11.

Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1

текущий

2.12

Охрана растений.  

1

текущий

2.13

Разнообразие животных

1

текущий

2.14.

Кто есть кто? Подготовка к проекту «Разнообразие природы родного края»

1

текущий

2.15.

Размножение и развитие животных.

1

текущий

2.16.

Охрана животных.

1

текущий

2.17.

В царстве грибов.

1

текущий

2.18.

Великий круговорот жизни.Тест№1

1

текущий

Итого по разделу

18

Раздел 3. Мы и наше здоровье

3.1.

Организм человека. Практическая работа №8 по теме «Организм человека».

1

1

текущий

3.2.

Органы чувств

1

текущий

3.3.

Надёжная защита организма.Практическая работа №8 по теме «Организм человека».

1

1

текущий

3.4.

Опора тела и движение

1

текущий

3.5

Наше питание. Подготовка к проекту «Школа кулинаров»

1

текущий

3.6

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» за 2 четверть

1

итоговый

3.7

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9.

1

1

текущий

3.8

Умей предупреждать болезни.

1

текущий

3.9

Здоровый образ жизни.

1

текущий

3.10

Защита проектов «Школа кулинаров»

1

текущий

Итого по разделу

10

Раздел 4. Наша безопасность

        4.1.

Огонь, вода и газ.

1

текущий

4.2.

Чтобы путь был счастливым.

1

текущий

4.3.

Дорожные знаки. Тест №3

1

текущий

4.4.

Опасные места.

1

текущий

4.5

Экологическая безопасность.

1

текущий

4.6

Природа и наша безопасность.

1

текущий

4.7

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

1

текущий

4.8

Защита проектов «Кто нас защищает»

1

текущий

Итого по разделу

8

Раздел 5. Чему учит экономика

5.1

Для чего нужна экономика

1

текущий

5.2.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

текущий

5.3.

Полезные ископаемые

1

текущий

5.4.

Растениеводство

1

текущий

55

Животноводство

1

текущий

5.6

Какая бывает промышленность Подготовка к проекту «Экономика родного края»

1

текущий

5.7

Что такое деньги Практическая работа №10 «Знакомство с различными монетами»

1

1

текущий

5.8

Проверочная работа за 3 четверть

1

итоговый

5.9

Государственный бюджет

1

текущий

5.10

Семейный бюджет

1

текущий

5.11

Экономика и экология

1

текущий

5.12

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест №3  по теме «Чему учит экономика»

1

текущий

5.13

Защита проектов «Экономика родного края»

1

текущий

Итого по разделу

13

Раздел 6 Путешествие по городам и странам

6.1

Золотое кольцо России.

1

текущий

6.2.

Защита проектов «Музей путешествий»

1

текущий

6.3

Наши ближайшие соседи

1

текущий

6.4

На севере Европы

1

текущий

6.5

Что такое Бенилюкс

1

текущий

6.6

В центре Европы

1

текущий

6.7

По Франции и Великобритании

1

текущий

6.8

Итоговая проверочная работа.

1

текущий

6.9

На юге Европы

1

текущий

6.10

По знаменитым местам мира. Защита проектов «Музей путешествий»

1

текущий

6.11

Проверим себя и оценим свои достижения

1

итоговый

6.12

Презентация проектов

1

текущий

6.13

Резервный урок

1

текущий

Итого по разделу

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

При выполнении учебного плана возможна реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

  • Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru) . Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.
  • Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ . Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
  • Учи.ру . Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов
  • Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue . Видеоуроки и сценарии уроков.
  • Лекториум https://www.lektorium.tv/ . Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
  • Интернет урок https://interneturok.ru/ . Библиотека видеоуроков по школьной программе
  • Якласс https://www.yaklass.ru/ . Видеоуроки и тренажеры.
  • Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online) .
  • Портал для подготовки обучающихся к участию во всероссийских проверочных работах “Решу ВПР” (https://vpr.sdamgia.ru/) ;
  • Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/) ;

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

К-во

час.

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Виды и формы контроля

Как устроен мир

6 ч.

Личностные:

формирование личного ценностного отношения к окружающему миру

1

Природа. Ценность природы для людей

1

Урок изучения нового материала

 Познакомятся с разнообразием природы; научатся выделять признаки живых существ; раскрывать ценность природы для людей.

Р. - понимать и сохранять учебную задачу; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П. – анализировать, сравнивать,  группировать различные объекты..

К. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

текущий

2

Человек.

1

Урок изучения нового материала

Знать, чем человек отличается от других живых существ; различать внешность человека и его внутренний мир; понятия «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение», перечислять ступеньки познания человеком окружающего мира (восприятие, память, мышление, воображение).

Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

 

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации.

К. – моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы, сотрудничество  с учителем и учащимися.

текущий

3

Общество

1

Урок изучения нового материала

Научатся объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»; называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям, определять место человека в окружающем мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран.

Р. – определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя.

П. – ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания.

К. – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами условиями коммуникации аргументировано отвечать на поставленный вопрос, доказывать свое мнение.

текущий

4

Что такое экология?

1

Комбинированный

Научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; изображать экологические связи с помощью моделей.

Р. - определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися.

текущий

5

Природа в опасности! Охрана природы.

1

Комбинированный

Научатся устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе.

Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме.

К. – моделировать в виде схемы воздействия человека на природу, формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

текущий

6

Проект «Богатства,

отданные людям»

1

Урок- проект

Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: делать сообщения в устной форме, аргументировано отвечать, делать выводы.

Р. – самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К. –отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

итоговый

Эта удивительная природа

18 ч.

Личностные: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего  

поведения в природной среде.

7

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные понятия «тело», «вещество», «частица». Уметь: различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений, аргументировано отвечать, делать выводы, моделировать процесс растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

Р. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.

текущий

8

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

Урок изучения нового материала

Раскрыть понятие «химия»; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;  проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование

Р. – постановка и формулирование проблемы.

П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта

текущий

9

Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

Урок изучения нового материала

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха

Р. – постановка и формулирование проблемы.

П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта.

текущий

10

Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятие «кислород». Уметь: различать цель опыта, ход опыта, вывод; с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Р. – постановка и формулирование проблемы.

П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта

текущий

11

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе»

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные понятия «состояние», «испарение», «круговорот». Уметь: связывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

П. –ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

текущий

12

Берегите воду!

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

 Научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимость бережного отношения к природе

Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, моделирование в виде динамической  схемы  источников загрязнения воды.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

текущий

13

Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы»

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятие «перегной». Уметь: с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Р. – постановка и формулирование проблемы.

П. –анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

К. - сотрудничество  с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта.

текущий

14

Проверочная работа за 1 четверть.

1

Урок-контроль

промежуточный

15

Разнообразие растений.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Знать: понятие «ботаника», «виды растений». Уметь: классифицировать растения по предложенному списку, использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку.

Р. –  самостоятельное создание способов  решения проблем поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков 

 Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

17

Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Уметь объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

К. – дать аргументированный вопрос на поставленный вопрос.

текущий

18

Охрана растений.  

1

Урок обобщающего повторения

Уметь объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; приводить примеры растений из Красной книги России.

Р. –  самостоятельное создание способов  решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

19

Разнообразие животных

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе.

Р. –  самостоятельное создание способов  решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

20

Кто есть кто? Подготовка к проекту «Разнообразие природы родного края»

1

Комбинированный урок

Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания,  составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края.

Р. –  постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации.

К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

текущий

21

Размножение и развитие животных.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе.

Р. –  постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П. – моделирование, как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

текущий

22

Охрана животных.

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе.

Р. постановка и формулирование проблемы.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

23

В царстве грибов.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Знать: понятия «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы», правила сбора грибов. Уметь: объяснять, строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, анализировать, делать выводы.

Р. –  самостоятельное создание способов  решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

текущий

24

Великий круговорот жизни.Тест№1

1

Комбинированный урок

Учащиеся научаться объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

Мы и наше здоровье

10ч.

Личностные: установки на здоровый, безопасный образ жизни и реализации его в реальном поведении и поступках, развитие самостоятельности и личной ответственности.

25

Организм человека. Практическая работа №8 по теме «Организм человека».

1

Урок изучения нового материала

Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

26

Органы чувств

1

Урок изучения нового материала

Научатся рассказывать об органах чувств по плану.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

текущий

27

Надёжная защита организма.Практическая работа №8 по теме «Организм человека».

1

Урок изучения нового материала.

Научатся объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Р. постановка и формулирование проблемы.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

28

Опора тела и движение

1

Урок изучения нового материала

Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме.

текущий

29

Наше питание. Подготовка к проекту «Школа кулинаров»

1

Комбинированный

Знать: понятия «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Уметь: объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания

Р. –  постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации.

К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

текущий

30

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» за 2 четверть

Урок контроля

промежуточный

31

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9.

1

Комбинированный

Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, измерять пульс

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме.

текущий

32

Умей предупреждать болезни.

1

Комбинированный

Знать: понятия «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Уметь: называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания, формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

33

Здоровый образ жизни.

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Научатся формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять

Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

34

Защита проектов «Школа кулинаров»

1

Урок  контроля

Научатся формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять

Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

итоговый

Наша безопасность

8 ч.

.

35

Огонь, вода и газ.

1

Комбинированный урок

Научатся выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

36

Чтобы путь был счастливым.

1

Комбинированный урок

Знать: правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езды на велосипеде, езде на автомобиле, общественном транспорте. Уметь: моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений.

К. – построение рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах  и связях.

текущий

37

Дорожные знаки. Тест №3

1

Комбинированный урок

Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС.

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений.

К. – построение рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах  и связях.

текущий

38

Опасные места.

1

Комбинированный урок

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений.

К. – построение рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах  и связях.

текущий

39

Экологическая безопасность.

1

Комбинированный урок

Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

П. – извлекать информацию из текста, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений.

К. – построение рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах  и связях.

текущий

40

Природа и наша безопасность.

1

Комбинированный урок

Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Р. постановка и формулирование проблемы.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

41

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

1

Урок контроля

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания и конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

К. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

текущий

42

Защита проектов «Кто нас защищает»

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений.

К. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

текущий

Чему учит экономика

13 ч.

43

Для чего нужна экономика

1

Урок введения в новую тему

Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуг.

Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера.

П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «природные богатства», «капитал», «труд». Уметь: раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к ним.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

45

Полезные ископаемые

1

Комбинированный урок

Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Р. –  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

П. – извлечение необходимой информации из текстов

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

46

Растениеводство

1

Комбинированный урок

Научатся объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются

Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности  поискового характера.

П. –поиск и выделение необходимой информации.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

47

Животноводство

1

Комбинированный урок

Знать: понятие «животноводство». Уметь: называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности  поискового характера.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

48

Какая бывает промышленность Подготовка к проекту «Экономика родного края»

1

Комбинированный урок

Знать: понятия «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «легкая промышленность», «пищевая промышленность». Уметь: научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать о взаимосвязи отраслей, продукцию каждой отрасли, сравнивать, обобщать полученные знания. Научатся собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности  поискового характера.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

К. – умение с полнотой и точностью  выражатьсвои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

49

Что такое деньги Практическая работа №10 «Знакомство с различными монетами»

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Понимать роль денег, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме.

текущий

50

Проверочная работа за 3 четверть

1

Урок контроля

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме

промежуточный

51

Государственный бюджет

1

Урок изучения нового материала

Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

52

Семейный бюджет

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Знать: понятия «стипендия», «пенсия». Уметь: объяснять, зачем нужен семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

53

Экономика и экология

1

Урок введения в новую тему

Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека

Р. –  постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме

текущий

54

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест №3  по теме «Чему учит экономика»

1

Урок контроля

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Р. –  постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации.

К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме

итоговый

55

Защита проектов «Экономика родного края»

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений.

К. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

итоговый

Путешествие по городам и странам

13 ч.

56

Золотое кольцо России.

1

Урок изучения нового материала

Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.  Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Р. –  определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П. – умение получить информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

К. – умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

текущий

57

Защита проектов «Музей путешествий»

1

Урок  контроля

промежуточный

58

Наши ближайшие соседи

1

Урок изучения нового материала

Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя  и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

59

На севере Европы

1

Урок изучения нового материала

Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации

текущий

60

Что такое Бенилюкс

1

Урок изучения нового материала

Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

61

В центре Европы

1

Урок изучения нового материала

Рассказывать о стране по физической и политической картам, описывать достопримечательности по фотографиям

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

62

По Франции и Великобритании

1

Урок изучения нового материала

Рассказывать о стране по физической и политической картам, описывать достопримечательности по фотографиям

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

63

Итоговая проверочная работа.

Урок контроля

промежуточный

64

На юге Европы

1

Урок изучения нового материала

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. 

Р. –  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

К. – умение с полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

текущий

65

По знаменитым местам мира. Защита проектов «Музей путешествий»

1

Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью

Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений.

Р. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

П. - обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

К. - контролировать действия партнёра.

итоговый

66

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверять свои знания

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

67

Презентация проектов

Урок-конференция

Выступать с сообщениями, обсуждать выступления учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности

68

Резервный урок

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • УМК «ШКОЛА России»
  • Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.
  • Базисный (образовательный) план общеобразовательных учреждений РФ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru) . Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.
  • Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ . Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
  • Учи.ру . Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов
  • Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue . Видеоуроки и сценарии уроков.
  • Лекториум https://www.lektorium.tv/ . Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
  • Интернет урок https://interneturok.ru/ . Библиотека видеоуроков по школьной программе
  • Якласс https://www.yaklass.ru/ . Видеоуроки и тренажеры.
  • Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online) .
  • Портал для подготовки обучающихся к участию во всероссийских проверочных работах “Решу ВПР” (https://vpr.sdamgia.ru/) ;
  • Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/) ;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...

Рабочая программа по окружающему миру, " Школа России",3 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешкова," Школа России", в 2014году. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планировани...