Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Невского района
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
______________ | ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022/2023 учебный год
Составитель:
Куликова Юлия Андреевна
начальных классов
Санкт-Петербург 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Нормативные правовые документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785 90 (с изменениями);
- Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга, 2021г.
- Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли устно и письменно.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествия по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды | Виды, | Электронные | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Как устроен мир | ||||||||
1.1. | Природа. Ценность природы для людей | 1 | текущий | |||||
1.2. | Человек. | 1 | текущий | |||||
1.3. | Общество | 1 | текущий | |||||
1.4. | Что такое экология? | 1 | текущий | |||||
1.5. | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | текущий | |||||
1.6. | Проект «Богатства, отданные людям | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 6 | |||||||
Раздел 2. Эта удивительная природа | ||||||||
2.1. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | 1 | текущий | ||||
2.2. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | 1 | текущий | ||||
2.3. | Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | 1 | текущий | ||||
2.4. | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 | 1 | текущий | ||||
2.5. | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 | 1 | текущий | ||||
2.6. | Берегите воду! | 1 | текущий | |||||
2.7. | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы» | 1 | 1 | текущий |
2.8. | Проверочная работа за 1 четверть. | 1 | итоговыйй | |||||
2.9. | Разнообразие растений. | 1 | текущий | |||||
2.10. | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | текущий | |||||
2.11. | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | текущий | |||||
2.12 | Охрана растений. | 1 | текущий | |||||
2.13 | Разнообразие животных | 1 | текущий | |||||
2.14. | Кто есть кто? Подготовка к проекту «Разнообразие природы родного края» | 1 | текущий | |||||
2.15. | Размножение и развитие животных. | 1 | текущий | |||||
2.16. | Охрана животных. | 1 | текущий | |||||
2.17. | В царстве грибов. | 1 | текущий | |||||
2.18. | Великий круговорот жизни.Тест№1 | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 18 | |||||||
Раздел 3. Мы и наше здоровье | ||||||||
3.1. | Организм человека. Практическая работа №8 по теме «Организм человека». | 1 | 1 | текущий | ||||
3.2. | Органы чувств | 1 | текущий | |||||
3.3. | Надёжная защита организма.Практическая работа №8 по теме «Организм человека». | 1 | 1 | текущий | ||||
3.4. | Опора тела и движение | 1 | текущий | |||||
3.5 | Наше питание. Подготовка к проекту «Школа кулинаров» | 1 | текущий | |||||
3.6 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» за 2 четверть | 1 | итоговый | |||||
3.7 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9. | 1 | 1 | текущий | ||||
3.8 | Умей предупреждать болезни. | 1 | текущий | |||||
3.9 | Здоровый образ жизни. | 1 | текущий | |||||
3.10 | Защита проектов «Школа кулинаров» | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 10 | |||||||
Раздел 4. Наша безопасность | ||||||||
4.1. | Огонь, вода и газ. | 1 | текущий | |||||
4.2. | Чтобы путь был счастливым. | 1 | текущий | |||||
4.3. | Дорожные знаки. Тест №3 | 1 | текущий | |||||
4.4. | Опасные места. | 1 | текущий | |||||
4.5 | Экологическая безопасность. | 1 | текущий | |||||
4.6 | Природа и наша безопасность. | 1 | текущий | |||||
4.7 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» | 1 | текущий | |||||
4.8 | Защита проектов «Кто нас защищает» | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 8 | |||||||
Раздел 5. Чему учит экономика | ||||||||
5.1 | Для чего нужна экономика | 1 | текущий | |||||
5.2. | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | текущий | |||||
5.3. | Полезные ископаемые | 1 | текущий | |||||
5.4. | Растениеводство | 1 | текущий | |||||
55 | Животноводство | 1 | текущий | |||||
5.6 | Какая бывает промышленность Подготовка к проекту «Экономика родного края» | 1 | текущий | |||||
5.7 | Что такое деньги Практическая работа №10 «Знакомство с различными монетами» | 1 | 1 | текущий | ||||
5.8 | Проверочная работа за 3 четверть | 1 | итоговый | |||||
5.9 | Государственный бюджет | 1 | текущий | |||||
5.10 | Семейный бюджет | 1 | текущий | |||||
5.11 | Экономика и экология | 1 | текущий | |||||
5.12 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест №3 по теме «Чему учит экономика» | 1 | текущий | |||||
5.13 | Защита проектов «Экономика родного края» | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 13 | |||||||
Раздел 6 Путешествие по городам и странам | ||||||||
6.1 | Золотое кольцо России. | 1 | текущий | |||||
6.2. | Защита проектов «Музей путешествий» | 1 | текущий | |||||
6.3 | Наши ближайшие соседи | 1 | текущий | |||||
6.4 | На севере Европы | 1 | текущий | |||||
6.5 | Что такое Бенилюкс | 1 | текущий | |||||
6.6 | В центре Европы | 1 | текущий | |||||
6.7 | По Франции и Великобритании | 1 | текущий | |||||
6.8 | Итоговая проверочная работа. | 1 | текущий | |||||
6.9 | На юге Европы | 1 | текущий | |||||
6.10 | По знаменитым местам мира. Защита проектов «Музей путешествий» | 1 | текущий | |||||
6.11 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | итоговый | |||||
6.12 | Презентация проектов | 1 | текущий | |||||
6.13 | Резервный урок | 1 | текущий | |||||
Итого по разделу | 13 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | |||||||
При выполнении учебного плана возможна реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
|
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Виды и формы контроля |
Как устроен мир | 6 ч. | Личностные: формирование личного ценностного отношения к окружающему миру | ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей | 1 | Урок изучения нового материала | Познакомятся с разнообразием природы; научатся выделять признаки живых существ; раскрывать ценность природы для людей. | Р. - понимать и сохранять учебную задачу; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П. – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.. К. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. | текущий |
2 | Человек. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать, чем человек отличается от других живых существ; различать внешность человека и его внутренний мир; понятия «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение», перечислять ступеньки познания человеком окружающего мира (восприятие, память, мышление, воображение). | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы, сотрудничество с учителем и учащимися. | текущий |
3 | Общество | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»; называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям, определять место человека в окружающем мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран. | Р. – определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя. П. – ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания. К. – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами условиями коммуникации аргументировано отвечать на поставленный вопрос, доказывать свое мнение. | текущий |
4 | Что такое экология? | 1 | Комбинированный | Научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; изображать экологические связи с помощью моделей. | Р. - определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися. | текущий |
5 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | Комбинированный | Научатся устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме. К. – моделировать в виде схемы воздействия человека на природу, формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | текущий |
6 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Урок- проект | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: делать сообщения в устной форме, аргументировано отвечать, делать выводы. | Р. – самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К. –отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | итоговый |
Эта удивительная природа | 18 ч. | Личностные: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде. | ||||
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия «тело», «вещество», «частица». Уметь: различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений, аргументировано отвечать, делать выводы, моделировать процесс растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. | Р. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. | текущий |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Урок изучения нового материала | Раскрыть понятие «химия»; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта | текущий |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Урок изучения нового материала | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | текущий |
10 | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятие «кислород». Уметь: различать цель опыта, ход опыта, вывод; с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта | текущий |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные понятия «состояние», «испарение», «круговорот». Уметь: связывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения. | Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. –ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | текущий |
12 | Берегите воду! | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимость бережного отношения к природе | Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | текущий |
13 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы» | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятие «перегной». Уметь: с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. –анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | текущий |
14 | Проверочная работа за 1 четверть. | 1 | Урок-контроль | промежуточный | ||
15 | Разнообразие растений. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Знать: понятие «ботаника», «виды растений». Уметь: классифицировать растения по предложенному списку, использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
17 | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Уметь объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. – дать аргументированный вопрос на поставленный вопрос. | текущий |
18 | Охрана растений. | 1 | Урок обобщающего повторения | Уметь объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; приводить примеры растений из Красной книги России. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
19 | Разнообразие животных | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
20 | Кто есть кто? Подготовка к проекту «Разнообразие природы родного края» | 1 | Комбинированный урок | Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | текущий |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. – моделирование, как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | текущий |
22 | Охрана животных. | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
23 | В царстве грибов. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Знать: понятия «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы», правила сбора грибов. Уметь: объяснять, строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, анализировать, делать выводы. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | текущий |
24 | Великий круговорот жизни.Тест№1 | 1 | Комбинированный урок | Учащиеся научаться объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
Мы и наше здоровье | 10ч. | Личностные: установки на здоровый, безопасный образ жизни и реализации его в реальном поведении и поступках, развитие самостоятельности и личной ответственности. | ||||
25 | Организм человека. Практическая работа №8 по теме «Организм человека». | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
26 | Органы чувств | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся рассказывать об органах чувств по плану. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | текущий |
27 | Надёжная защита организма.Практическая работа №8 по теме «Организм человека». | 1 | Урок изучения нового материала. | Научатся объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
28 | Опора тела и движение | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | текущий |
29 | Наше питание. Подготовка к проекту «Школа кулинаров» | 1 | Комбинированный | Знать: понятия «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Уметь: объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | текущий |
30 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» за 2 четверть | Урок контроля | промежуточный | |||
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9. | 1 | Комбинированный | Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, измерять пульс | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | текущий |
32 | Умей предупреждать болезни. | 1 | Комбинированный | Знать: понятия «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Уметь: называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания, формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
33 | Здоровый образ жизни. | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Научатся формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
34 | Защита проектов «Школа кулинаров» | 1 | Урок контроля | Научатся формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | итоговый |
Наша безопасность | 8 ч. | . | ||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Комбинированный урок | Научатся выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Комбинированный урок | Знать: правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езды на велосипеде, езде на автомобиле, общественном транспорте. Уметь: моделировать свои действия в ходе ролевой игры. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | текущий |
37 | Дорожные знаки. Тест №3 | 1 | Комбинированный урок | Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | текущий |
38 | Опасные места. | 1 | Комбинированный урок | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | текущий |
39 | Экологическая безопасность. | 1 | Комбинированный урок | Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | текущий |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | Комбинированный урок | Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
41 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» | 1 | Урок контроля | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания и конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | К. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | текущий |
42 | Защита проектов «Кто нас защищает» | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений. | К. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | текущий |
Чему учит экономика | 13 ч. | |||||
43 | Для чего нужна экономика | 1 | Урок введения в новую тему | Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуг. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Комбинированный урок | Знать: понятия «природные богатства», «капитал», «труд». Уметь: раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к ним. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
45 | Полезные ископаемые | 1 | Комбинированный урок | Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Р. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. П. – извлечение необходимой информации из текстов К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
46 | Растениеводство | 1 | Комбинированный урок | Научатся объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
47 | Животноводство | 1 | Комбинированный урок | Знать: понятие «животноводство». Уметь: называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
48 | Какая бывает промышленность Подготовка к проекту «Экономика родного края» | 1 | Комбинированный урок | Знать: понятия «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «легкая промышленность», «пищевая промышленность». Уметь: научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать о взаимосвязи отраслей, продукцию каждой отрасли, сравнивать, обобщать полученные знания. Научатся собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. К. – умение с полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
49 | Что такое деньги Практическая работа №10 «Знакомство с различными монетами» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Понимать роль денег, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | текущий |
50 | Проверочная работа за 3 четверть | 1 | Урок контроля | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме | промежуточный | |
51 | Государственный бюджет | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
52 | Семейный бюджет | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Знать: понятия «стипендия», «пенсия». Уметь: объяснять, зачем нужен семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
53 | Экономика и экология | 1 | Урок введения в новую тему | Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме | текущий |
54 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест №3 по теме «Чему учит экономика» | 1 | Урок контроля | Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме | итоговый |
55 | Защита проектов «Экономика родного края» | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений. | К. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | итоговый |
Путешествие по городам и странам | 13 ч. | |||||
56 | Золотое кольцо России. | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – умение получить информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К. – умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | текущий |
57 | Защита проектов «Музей путешествий» | 1 | Урок контроля | промежуточный | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
59 | На севере Европы | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | текущий |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Урок изучения нового материала | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
61 | В центре Европы | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказывать о стране по физической и политической картам, описывать достопримечательности по фотографиям | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
62 | По Франции и Великобритании | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказывать о стране по физической и политической картам, описывать достопримечательности по фотографиям | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
63 | Итоговая проверочная работа. | Урок контроля | промежуточный | |||
64 | На юге Европы | 1 | Урок изучения нового материала | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | текущий |
65 | По знаменитым местам мира. Защита проектов «Музей путешествий» | 1 | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений. | Р. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. П. - обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. К. - контролировать действия партнёра. | итоговый |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Контрольно-обобщающий урок | Проверять свои знания | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | |
67 | Презентация проектов | Урок-конференция | Выступать с сообщениями, обсуждать выступления учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности | ||
68 | Резервный урок |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- УМК «ШКОЛА России»
- Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.
- Базисный (образовательный) план общеобразовательных учреждений РФ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru) . Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.
- Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ . Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
- Учи.ру . Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов
- Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue . Видеоуроки и сценарии уроков.
- Лекториум https://www.lektorium.tv/ . Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
- Интернет урок https://interneturok.ru/ . Библиотека видеоуроков по школьной программе
- Якласс https://www.yaklass.ru/ . Видеоуроки и тренажеры.
- Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online) .
- Портал для подготовки обучающихся к участию во всероссийских проверочных работах “Решу ВПР” (https://vpr.sdamgia.ru/) ;
- Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/) ;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...
Рабочая программа по окружающему миру, " Школа России",3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешкова," Школа России", в 2014году. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планировани...