Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, автор: А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2013г.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования УМК «Школа России», включающий учебник «Окружающий мир» 3 класс, в 2 ч., автор: А.А. Плешаков;– М.: Просвещение, 2013;
В авторскую программу изменения не внесены. Интегрировано, добавлены 7 часов «Основы дорожной безопасности ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №51 г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов от 28.08.2013 г. протокол № 1 Руководитель МО ________/М. Н. Ларькина / | Согласовано на заседании методического совета от 30.08.2013 г. протокол № 1 Руководитель МС ________/Н.Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от 30.08.2013 г. № 214 Директор МБОУ СОШ №51 ________/ С. В. Бедрова/ |
- Рабочая программа
- по окружающему миру
3 класс
- (ступень образования/класс)
- 2013-2014 учебный год
- (срок реализации программы)
- Программу составила
- Татьянина Светлана Александровна,
- стаж работы 13 лет, учитель первой квалификационной категории.
- (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)
- Липецк
- 2013г.
- Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание ».
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. На базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, он приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, автор: А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2013г.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования УМК «Школа России», включающий учебник «Окружающий мир» 3 класс, в 2 ч., автор: А.А. Плешаков;– М.: Просвещение, 2013;
В авторскую программу изменения не внесены. Интегрировано, добавлены 7 часов «Основы дорожной безопасности ».
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа предназначена для изучения окружающего мира, составлена на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».
Программа «Окружающий мир» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» в -3 ем классе.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир? (7 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Проверочная работа – 1.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана.
Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду!
Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Кто что есть?
Размножение и развитие животных. Охрана животных.
В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Проверочная работа – 1.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Проверочная работа – 1.
Наша безопасность (8 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Проверочная работа – 1
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Проверочная работа – 1
Путешествия по городам и странам (12 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Проверочная работа – 1
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности учащихся | Дата прохождения темы | |
по плану | фактически | |||
1. | Природа. Ценность природы для людей. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 03.09 | 03.09 |
2. | Человек. Правила перехода проезжей части дороги. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 06.09 | 06.09 |
3. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | 10.09 | 10.09 |
4. | Общество. | Проект о своей семье - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 13.09 | 13.09 |
5. | Что такое экология. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 17.09 | 17.09 |
6. | Природа в опасности! Охрана природы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -оценивать свои достижения на уроке. | 20.09 | 20.09 |
7. | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. Остановочный и тормозной путь автомобиля. | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.09 | 24.09 |
8. | Тела, вещества, частицы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества -высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 27.09 | 27.09 |
9. | Разнообразие веществ. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - работать в группе, -работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.10 | 01.10 |
10. | Воздух и его охрана. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 04.10 | 04.10 |
11. | Вода. | Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 8.10 | 15.10 |
12. | Превращения и круговорот воды. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.10 | |
13. | Берегите воду! | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 18.10 | 18.10 |
14. | Что такое почва. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения о плодородии почвы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 22.10 | 22.10 |
15. | Разнообразие растений. | Сообщения понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 25.10 | 25.10 |
16. | Солнце, растения и мы с вами. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 29.10 | 29.10 |
17. | Размножение и развитие растений. | 2 часть понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.11 | 01.11 |
18. | Охрана растений. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 05.11 | 05.11 |
19. | Разнообразие животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 08.11 | 08.11 |
20. | Кто что ест. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 12.11 | 12.11 |
21. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | 15.11 | 15.11 |
22. | Размножение и развитие животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 19.11 | 26.11 |
23. | Охрана животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 26.11 | |
24. | В царстве грибов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия строение шляпочных грибов. -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы - приводить примеры грибов-двойников, - наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 29.11 | 29.11 |
25. | Великий круговорот жизни. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители - приводить примеры круговорота веществ, - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, - оценивать достижения на уроке. | 03.12 | 03.12 |
26. | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. Правила перехода железной дороги. | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | 06.12 | 06.12 |
27. | Организм человека. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов тела -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.12 | 10.12 |
28. | Органы чувств. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -формулировать правила гигиены органов чувств, - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 13.12 | 13.12 |
29. | Надежная защита организма. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 17.12 | 17.12 |
30. | Опора тела и движение. Правила езды на велосипеде. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 20.12 | 20.12 |
31. | Наше питание. Наши проекты: «Школа кулинаров». | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения - моделировать строение пищеварительной системы - приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.12 | 24.12 |
32. | Наши проекты: «Школа кулинаров». | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, -оценивать результаты работы | 27.12 | 27.12 |
33. | Дыхание и кровообращение. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.01 | 10.01 |
34. | Умей побеждать болезни. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 14.01 | 14.01 |
35. | Здоровый образ жизни. Правила поведения в транспорте. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятие ЗОЖ, -формулировать правила ЗОЖ - приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 17.01 | 17.01 |
36. | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | 21.01 | 21.01 |
37. | Огонь, вода и газ. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.01 | 24.01 |
38. | Чтобы путь был счастливым. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 28.01 | 28.01 |
39. | Дорожные знаки. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 31.01 | |
40. | Наши проекты: «Кто нас защищает». Экскурсия: «Я пешеход». | -интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | 04.02 | 04.02 |
41. | Опасные места. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - знать основные правила поведения в окружающей среде, ( в лесу, на водоеме в разное время года) -- знать как правильно вести себя в квартире, доме,и ближайших окрестностях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 07.02 | 07.02 |
42 | Природа и наша безопасность. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - знать как правильно вести себя при грозе, при встрече с собакой и прочее; -учиться распознавать ядовитые растения и грибы, -избегать опасности при встречах и общении с животными, -аргументировать свой ответ, доказывать своё мнение. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 11.02 | 11.02 |
43. | Экологическая безопасность. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -учиться соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -высказывать своё мнение, доказывать его; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 14.02 | 14.02 |
44. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». | -учиться делать сообщения в устной форме, -работать в группах, -использовать знания по теме в новых условиях, -аргументировать ответы, делать выводы выполнять тесты с выбором ответа, оценивать свои знания. | 18.02 | 18.02 |
45. | Для чего нужна экономика. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - раскрывать роль экономики в нашей жизни, -объяснять что такое потребности человека, товары и услуги, -анализировать, обобщать, делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 25.02 | 25.02 |
46.. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, бережного отношения к природным богатствам, -использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений, - формулировать выводы из изученного материала, - оценивать достижения на уроке. | 28.02 | 28.02 |
47. | Полезные ископаемые. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -объяснять их значение в экономике, -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, бережного отношения к природным богатствам, различать важнейшие полезные ископаемые, -классифицировать - работать в группе -работать в паре -анализировать, -делать выводы - оценивать достижения на уроке. | 04.03 | 04.03 |
48. | Растениеводство. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы; - использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ухода за растениями; -осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -поиск и выделение необходимой информации. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 07.03 | |
49. | Животноводство. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - сообщение о профессиях; - использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ухода за растениями и животными; -осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -поиск и выделение необходимой информации. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 11.03 | |
50. | Какая бывает промышленность. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства; -осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -поиск и выделение необходимой информации. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 14.03 | |
51. | Наши проекты: «Экономика родного края». | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | 18.03 | |
52. | Что такое деньги. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов -Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -Поиск и выделение необходимой информации. -Осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 21.03 | |
53. | Государственный бюджет. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, --использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта; -Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -Поиск и выделение необходимой информации. -Осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 25.03 | |
54. | Семейный бюджет. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, --использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов; -объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается -анализировать, -сравнивать, -обобщать, делать выводы, - оценивать свои знания на уроке. | 28.03 | |
55. | Экономика и экология. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обнаруживать связи между экономикой и экологией, -строить простейшие экологические прогнозы, -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, бережного отношения к природным богатствам, --анализировать, -сравнивать, -обобщать, делать выводы, - оценивать свои знания на уроке. | 08.04 | |
56. | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | -использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу; -делать сообщения устной форме, -работать в группах, -использовать знания по теме в новых услвиях -делать выводы, -оценивать правильность работы. | 11.04 | |
57. | Золотое кольцо России. | Проекты понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; --знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут; -находить на карте города Золотого кольца России, -приводить примеры достопримечательностей этих городов, -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, -анализировать, -сравнивать, -обобщать, -делать выводы, - оценивать свои достижения на уроке. | 15.04 | |
58. | Золотое кольцо России. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут. -показывать на карте границы России; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 18.04 | |
59. | Золотое кольцо России. | 22.04 | ||
60. | Наши проекты: «Музей путешествий» | В ходе проекта дети учатся: - работать и находить материал из разных источников информации о достопримечательностях городов Золотого кольца России, - готовить сообщения; презентовать свои сообщения с демонстрацией презентаций | 25.04 | |
61. | Наши ближайшие соседи. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -знать как называется содружество стран(наших ближайших соседей), какие народы населяют страны СНГ, как раньше называлась наша страна; -находить и показывать на карте страны и их столицы, -приводить примеры достопримечательностей разных стран, -ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, -использовать справочный материал - оценивать достижения на уроке. | 29.04 | |
62. | На севере Европы. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о стране по физической и политической картам, -работать в группах, -анализировать, -сравнивать, делать выводы - оценивать свои знания на уроке. | 02.05 | |
63. | Что такое Бенилюкс? | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о стране по физической и политической картам, -работать в группах, -анализировать, -сравнивать, делать выводы -использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. - оценивать достижения на уроке. | 06.05 | |
64. | В центре Европы. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о стране по физической и политической картам, -работать в группах, -анализировать, -сравнивать, делать выводы - оценивать свои знания на уроке | 13.05 | |
65. | Путешествие по Франции и Великобритании. | 16.05 | ||
66. | На юге Европы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -знать, какие страны находятся на юге Европы; -осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -поиск и выделение необходимой информации. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 20.05 | |
67. | По знаменитым местам Мира. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. -ценить памятники истории и культуры, -осознавать необходимость бережного отношения к ним, -анализировать, -сравнивать, -делать выводы, -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | 23.05 | |
68. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. Итоговое занятие по теме: «Основы дорожной безопасности». | Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. -делать сообщения в устной форме, -работать в группах, -использовать знания по теме в новых условиях, -делать выводы, -выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1. А.А. Плешаков Окружающий мир 3 класс. Учебник № 1, № 2. М.: Просвещение, 2013
2. А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.:
3 класс. – М.: Просвещение, 2013
3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 3 класс/Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2012;
4. А.А. Плешаков Атлас-определитель. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2013.
Наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ:
- гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Измерительные приборы:
- весы,
- термометры,
- линейки,
- мензурки.
Электронно-программное обеспечение:
- записи звуков природы;
- презентации по окружающему миру.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках окружающего мира, относятся:
- компьютер;
- интерактивная доска;
Оборудование класса:
- настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
- ученические двухместные столы с комплектов стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....