РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.
Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_po_okr._miru_2003.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и на основе программы «Окружающий мир», разработанной автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год. Cоответствует обязательному минимуму содержания образования.
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
Сформировать в процессе изучения общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Нормативные и правовые документы:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312), с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
Программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: изучение регионального компонента «Ведение в изучение родного края» в составе учебного предмета «Окружающий мир» реализовано по следующему варианту:
Родной край-частица Родины- 1час. Природное сообщество пресного водоема-1час. Поверхность нашего края. Охрана земной поверхности-1час. Путешествие в глубь Земли-1час. Экологические связи в лесном сообществе-1час. Растениеводство. Животноводство.-1 час. Исторические и памятные места родногокрая-3часа. Игра-путешествие «Наш край сегодня»-1час. Итого-10часов.
Корректировка учебной программы:
Для более успешного усвоения программы изменено количество часов для изучения отдельных тем.
Увеличено количество часов на изучение темы «Природа России»-11 часов (по программе 10часов),
Увеличено количество часов на изучение темы «Страницы всемирной истории»-6часов(по программе-5 часов)
Уменьшено количество часов на изучение темы «Родной край-часть большой страны»-12часов (по программе 14 часов)
Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане:
в федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.
Тематический план:
№ | Разделы, темы | Количество часов | Количество | ||
экскурсий | практических работ | тестов | |||
1 | Земля и человечество | 10 | 1 | 2 | |
2 | Природа России | 11 | 3 | 7 | 2 |
3 | Родной край – часть большой страны | 12 | 1 | 5 | 2 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | 1 | ||
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 2 | ||
6 | Современная Россия | 9 | 2 | ||
Итого | 68 | 4 | 13 | 11 |
Перечень практических работ.
Разделы. | № практической работы. | Название практической работы. | Тема урока. |
Земля и человечество. | №1. | Отчего на земле сменяются день, ночь, временагода. | Планеты солнечной системы. |
Природа России. | №2. | Природное сообшество пресного водоема.. | Моря,озера и реки России. |
№3. | Зона арктических пустынь.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | Зона арктических пустынь. | |
№4. | Тундра.Природа тундры. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | Тундра.Природа тундры. | |
№5. | Леса России. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | Леса России. | |
№6. | Зона степей. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | Зона степей. | |
№7. | Пустыни.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | Пустыни. | |
№8. | У Черного моря. .(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений) | У Черного моря. | |
Родной край –частица родины. | №9. | Наш край. Родной край-частица Родины.(знакомство с картой края,изготовление кормушек.) | Наш край. |
№10. | Наши подземные богатства.(рассматривание образцов полезных ископаемых) | Наши подземные богатства | |
№11. | Земля-кормилица.(рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ)Путешествие в глубь земли.(почва и ее разнообразие) | Земля-кормилица. | |
№12. | Жизнь луга.Луг-природное сообщество. .(рассматривание гербарных экземпляров растений | Жизнь луга.Луг-природное сообщество. | |
№13. | Растениеводство в нашем крае.(знакомство с культурными растениями нашего края) | Растениеводство в нашем крае |
Практические работы в разделе «Земля и человечество» осуществлялись в процессе урока, поэтому отдельно не выделены.
Экскурсии.
Разделы. | № экскурсии. | Тема экскурсии. | Тема урока. |
Природа России. | №1. | Экскурсия по поселку. | Равнины и горы России. |
№2. | Природное сообщество пресного водоема(знакомство с растениями и животными пресного водоема) | Моря, реки и горы России. | |
№3. | Экологические связи в лесном сообществе. Растительный и животный мир.(знакомство с растениями и животными леса,их распознавание с помощью атласа –определителя) | Лес и человек. | |
Родной край –часть родной страны. | №4. | Поверхность нашего края.(знакомство с растениями и животными луга)Охрана земной поверхности. | Поверхность нашего края. |
В связи с введением регионального компонента две экскурсии из раздела «Родной край-часть большой страны»перенесены в раздел «Природа России» (причина- одинаковая тематика)
Формы организации учебного процесса:
Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса окружающего мира: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, урок-исследование, комбинированный урок, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-игра, урок-викторина.
В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края». Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край - часть большой страны».
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
УМК:
- Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение, 2010;
- Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;
- Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.(программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым.)
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.
- Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.
Содержание рабочей программы: 4 класс (68 часов)
Земля и человечество – 10ч.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля-планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- названия небесных тел, причины движения Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- название океанов и материков;
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- положение России, своего края на карте;
-что изучает астрономия, география, история ,экология.
В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:
-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
-различать географическую,историческую карты и карту звездного неба.
Природа России – 11ч.
Разнообразие природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физической карте России изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
-особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:
-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; находить и показывать изучаемых на карте природные зоны России.
Родной край часть большой страны – 12ч.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и деятельности человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества(на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли(полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
-формы земной поверхности в нашем крае.
-природу родного края, разбираться в экологических связях, знать правила поведения в природе.
-важнейшие виды почв края.
-природные сообщества ,особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями
- особенности животноводства в нашем крае, его отрасли.
В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- распознавать с помощью атласа-определителя экземпляры растений различных сообществ.
Страницы Всемирной истории – 6ч.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества - первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: паровоз, пароход, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- отрезки времени, разделяющие историю человечества (их особенности, достижения культуры), достижения людей в разные исторические времена.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше отечество в 13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13 – 15 вв.
Наше отечество в 16-17 вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 16-17 вв
Россия в 18 в. Пётр 1 – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. Е. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура , быт и нравы России в 18 в.
Россия в 19 – в начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 в.
Россия в 20 в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30 гг. . Великая Отечественная война. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразование в России в 90-е г. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- важные события в истории России, их место и значение в развитии страны.
В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:
- работать с исторической картой, понимать ее условные обозначения.
Современная Россия – 9 ч.
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны(флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России:Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
В результате изучения темы обучающиеся должны знать:
- государственное устройство нашей страны, права человека, государственную символику, главные праздники стран, регионы России, важные исторические места.
Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».
Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.
Данный курс интегрирован с целью: расширить представление обучающихся о родном крае, ближе познакомить с природой, географическим положением нашего края, раскрыть некоторые экологические проблемы региона, поселка, отметить этнографические особенности нашего региона.
На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения. Региональный компонент.
Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.
Требования к уровню подготовки выпускников.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- название океанов и материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
-особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература.
Для учителя:
1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,
2010;
2.Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.
3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А..Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.
4.Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.
5.Научно-популярные, художественные книги для чтения(в соответствии с основным содержанием обучения).
6.Детская справочная литература об окружающем мире.
Для обучающихся:
1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,
2010;
2.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;
Оборудование.
1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
2.Географические настенные карты.
3.Атлас географических карт.
4.Иллюстративные материалы(альбомы, комплекты открыток и др.).
5.Мультимедийные(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
6.Интерактивная доска. Аудиомагнитофон.
7.Видеофильмы по предмету(в том числе и в цифровой форме).
8.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения(в том числе и в цифровой форме).
9.Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
10.Термометр медицинский.
11.Лупа.
12.Компас.
13.Микроскоп.
14.Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
15.Предметы ухода за растениями.
16.Рельефные модели(равнина, холм, гора, овраг).
17.Модель «Торс человека» с внутренними органами.
18.Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.
19.Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
20.Коллекции полезных ископаемых.
21.Коллекции плодов семян и растений.
22.Гербарии культурных и дикорастущих растений с учётом содержания обучения.
23.Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...
Рабочая программа по окружающему миру, " Школа России",3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешкова," Школа России", в 2014году. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планировани...
Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс...