Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру 1,2,3,4 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_om_1-_4_klass.docx | 95.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
на уровень начального общего образования
г. Набережные Челны
Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
1 класс
Содержание учебного предмета:
Название раздела | Краткое содержание |
Человек и природа | Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека Растения, их разнообразие. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Отношение человека к животным. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Правила поведения в природе .Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них |
Человек и общество | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Семья – самое близкое окружение человека Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Имена и фамилии членов семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира .Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство .Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Транспорт города или села. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Прослушивании гимна. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Москва – столица России Святыни. Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка .Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила перехода дороги со шлагбаумом. Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. |
2 класс
Содержание по учебному предмету.
Название раздела | Содержательные линии. |
Человек и природа | Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Важнейшие природные объекты России, Татарстана. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в Татарстане на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой Татарстана. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Татарстана, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Татарстана, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек - часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности в республике Татарстан). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки Татарстана, их роль в охране природы. Красная книга России и Татарстана, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о гигиене систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
Человек и общество | Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Особенности труда в Татарстане, их профессии: хлеборобы, нефтяники, строители и др. Наша Родина - Россия, Российская Федерация, республика Татарстан. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России и Татарстана: Государственный герб России и Татарстана, Государственный флаг России и Татарстана, Государственный гимн Россиии Татарстана; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон РФ. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Президент Татарстана. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, Курбан байрам, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Москва - столица России. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Казань- столица Татарстана. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию: татары, русские, чуваши и др. - их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов Татарстана. Татарстан - частица России. Набережные Челны: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей Татарстана, их профессии. Названия разных народов, проживающих в Татарстане, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории Татарстана. Святыни Татарстана. Проведение дня памяти выдающегося земляка. |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. |
3 класс
Содержание учебного предмета.
Название раздела | Краткое содержание |
Человек и природа | Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Разнообразие веществ в окружающем мире. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Ориентирование на местности. Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. |
Человек и общество | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие. |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Правила безопасности на железной дороге. |
4 класс
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание |
Человек и природа | Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Вещество. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
Человек и общество | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей . |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Целевые приоритеты на уровне начального общего образования:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
Название раздела, темы | Общее количество часов | Контрольные, проверочные, практические работы |
Человек и природа | 42 | проверочные работы-4 практические работы-1 |
Человек и общество | 19 | |
Правила безопасной жизни | 7 |
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
1класс
Название раздела, темы | Общее количество часов | Тестовые, проверочные, практические работы |
Человек и природа | 34ч. | Практические работы-1 |
Человек и общество | 26ч. | |
Правила безопасной жизни | 6ч. | |
ИТОГО | 66ч |
2класс
3класс
Название раздела, темы | Общее количество часов | Контрольные, проверочные, практические работы |
Человек и природа | 21ч. | Практическая работа-1 |
Человек и общество | 47ч. | |
Правила безопасной жизни | В процессе урока |
4класс
Название раздела, темы | Общее количество часов | Контрольные, проверочные, практические работы |
Человек и природа | 25 | проверочные работы-1 практические работы-1 |
Человек и общество | 33 | |
Правила безопасной жизни | 10 |
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру для 1 класса
(УМК: Перспектива: 1 б класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор – А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая М.: Просвещение, 2015г.)
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Даты | Корректировка | |
план | факт | ||||
Мы и наш мир-10 ч. Человек и природа:5ч. Человек и общество:5ч. | |||||
1 | Что такое окружающий мир. Мы и наш мир. Дорога от дома до школы. | 1 | |||
2 | Природа. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. | 1 | |||
3 | Живая и неживая природа. Выход в парк. | 1 | |||
4 | Культура. Театр. Книги. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
5 | Культура. Объекты культуры. Выход в картинную галерею. | 1 | |||
6 | Природа в творчестве человека. .Посещение музея. | 1 | |||
7 | Мы – люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разной этнической принадлежности. | 1 | |||
8 | Как мы общаемся с миром. | 1 | |||
9 | Люди – творцы культуры. Посещение театра. | 1 | |||
10 | Экскурсия в парк. Мир красок и звуков родной природы. | 1 | |||
11 | Наш класс-12 ч Человек и природа:6ч. Человек и общество:6ч. Наш класс в школе. Правила поведения в школе, на уроке. | 1 | |||
12 | Мы – дружный класс. Классный, школьный коллектив. | 1 | |||
13 | Учитель – наставник и друг. Обращение к учителю. | 1 | |||
14 | Природа в классе. Разнообразие комнатных растений. | 1 | |||
15 | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1 | |||
16 | Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые растения. | 1 | |||
17 | Мир за стеклянным берегом. Разнообразие обитателей аквариума. | 1 | |||
18 | Кто ещё у нас живёт? Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. | 1 | |||
19 | Какие бывают животные? Группы животных. | 1 | |||
20 | Делу - время. Важность организации труда в классе. | 1 | |||
21 | Книга – друг и наставник. Роль книги в жизни человека и человечества | 1 | |||
22 | Потехе – час. Игры – наше культурное богатство. | 1 | |||
23 | Наш дом и семья-15 ч. Человек и природа:11ч. Человек и общество:3ч. Правила безопасной жизни:1ч. Мы в семье. Семья- самое близкое окружение человека | 1 | |||
24 | Моя семья – часть моего народа | 1 | |||
25 | Природа в доме. Растения и животные в нашем доме. | 1 | |||
26 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1 | |||
27 | Красивые камни в нашем доме. | 1 | |||
28 | Комнатные растения у нас дома. | 1 | |||
29 | Войдём в сад. Разнообразие растений сада. | 1 | |||
30 | Овощи и фрукты на нашем столе. | 1 | |||
31 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения , которые нас кормят. | 1 | |||
32 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |||
33 | Собака в нашем доме. Как вести с домашними питомцами. | 1 | |||
34 | Кошка в нашем доме. Как вести с домашними питомцами. | 1 | |||
35 | Дикие и домашние животные. Когда четвероногие друзья опасны. | 1 | |||
36 | С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. | 1 | |||
37 | Твоё здоровье. С кем дружат болезни, если хочешь быть здоров. | 1 | |||
Город и село-16 ч. Человек и природа:7ч. Человек и общество:5ч. Правила безопасной жизни:4ч. | |||||
38 | Мы в городе, селе. Мы в городе, селе — это я и мои земляки. | 1 | |||
39 | Природа в городе. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. | 1 | |||
40 | Природа в городе. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Обобщение. | 1 | |||
41 | Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека. | 1 | |||
42 | Красота любимого города и родного села. | 1 | |||
43 | Переход и светофор. Переходим улицу. Дорожные знаки. Виды транспорта. Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте. | 1 | |||
44 | Правила перехода железнодорожных путей со шлагбаумом. | 1 | |||
45 | Природа в городе. Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | 1 | |||
46 | Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. | 1 | |||
47 | Чудесные цветники. Растения цветника. | 1 | |||
48 | В ботаническом саду. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. | 1 | |||
49 | Кто живёт в парке. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. | 1 | |||
50 | Кто живёт в зоопарке. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке. | 1 | |||
51 | Войдем в музей. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего. Мы помним наших земляков. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. | 1 | |||
52 | Итоговая комплексная работа. | 1 | |||
53 | Все профессии важны. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное | 1 | |||
Родная страна-9 ч. Человек и природа:5ч. Человек и общество:3ч. Правила безопасной жизни:1ч. | |||||
54 | Россия – наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн | 1 | |||
55 | Москва – столица России. Москва в прошлом и настоящем. | 1 | |||
56 | Мы семья народов России. Семья народов России — наше великое достояние. | 1 | |||
57 | Природа России. Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. | 1 | |||
58 | Разнообразие и красота природы России. | 1 | |||
59 | Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. | 1 | |||
60 | Охрана природы. Охрана природных богатств. | 1 | |||
61 | Красная книга России. Красная книга России, её значение. | 1 | |||
62 | Заповедные тропинки. Повторение. | 1 | |||
Человек и окружающий мир- 4 ч. Человек и общество:4ч. | |||||
63 | Взгляни на человека. Внешний облик человека; внутренний мир человека.Закрепление. | 1 | |||
64 | Всему свой черед. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Закрепление. | 1 | |||
65 | У каждого времени свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы в творчестве разных народов мира.Повторение. | 1 | |||
66 | Я – часть мира. Каждый из нас — целое и часть мира.Повторение. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
(УМК: Перспектива: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.– М.: Просвещение, 2020г. )
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Вселенная, время, календарь. Человек и общество – 15ч. Правила безопасной жизни – 1ч. | 16ч. | ||||
1. | Мы – союз народов России. | 1 | |||
2. | Мы — жители Вселенной. | 1 | |||
3. | Наш «космический корабль» – Земля. | 1 | |||
4. | Наш «космический корабль» – Земля. | 1 | |||
5. | Время. | 1 | |||
6. | Экскурсия в музей. | 1 | |||
7. | Сутки и неделя. | 1 | |||
8. | Месяц и год. | 1 | |||
9. | Времена года. | 1 | |||
10. | Погода. | 1 | |||
11. | Погода (практическая работа с термометром). | 1 | |||
12. | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | 1 | |||
13. | Праздники для всех. | 1 | |||
14. | Народный календарь. | 1 | |||
15. | Проверочная работа «Вселенная, время, календарь». | 1 | |||
16. | Работа над ошибками. Экологический календарь. | 1 | |||
Раздел 2. Осень. Человек и природа – 16ч. Человек и общество – 1ч. Правила безопасной жизни – 2ч. | 19ч. | ||||
17. | Осенние месяцы. | 1 | |||
18. | Осень в неживой природе. | 1 | |||
19. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 1 | |||
20. | Звездное небо осенью. | 1 | |||
21. | Экскурсия «Осенние изменения в природе». | 1 | |||
22. | Трава у нашего дома. | 1 | |||
23. | Старинная женская работа. | 1 | |||
24. | Деревья и кустарники осенью. | 1 | |||
25. | Чудесные цветники осенью. | 1 | |||
26. | Грибы. | 1 | |||
27. | Шестиногие и восьминогие. | 1 | |||
28. | Птичьи секреты. | 1 | |||
29. | Как разные животные готовятся к зиме. | 1 | |||
30. | Проверочная работа «Осень». | 1 | |||
31. | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | |||
32. | Осенний труд. | 1 | |||
33. | Будь здоров! | 1 | |||
34. | За страницами учебника. Оформление альбома «Зимняя прогулка» | 1 | |||
35. | Обобщающий урок. За страницами учебника. | 1 | |||
Раздел 3. Зима. Человек и общество – 2ч. Человек и природа – 13ч. Правила безопасной жизни – 2ч. | 17ч. | ||||
36. | Зимние месяцы. | 1 | |||
37. | Зима — время науки и сказок. | 1 | |||
38. | Зима в неживой природе. | 1 | |||
39. | Звездное небо зимой. | 1 | |||
40. | Зима в мире растений. | 1 | |||
41. | Зимние праздники. | 1 | |||
42. | Растения в домашней аптечке. | 1 | |||
43. | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 | |||
44. | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | |||
45. | Экскурсия «Весенние изменения в природе» | 1 | |||
46. | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | |||
47. | Зимний труд. | 1 | |||
48. | Будь здоров! | 1 | |||
49. | Охрана природы зимой. | 1 | |||
50. | Проверочная работа «Зима» | 1 | |||
51. | За страницами учебника. Урок-викторина «Весна-красна» | 1 | |||
52. | Весенние месяцы. | 1 | |||
Раздел 4. Весна и лето. Человек и общество – 1ч. Человек и природа – 13ч. Правила Безопасной Жизни – 2ч. | 16ч. | ||||
53. | Весна в неживой природе. | 1 | |||
54. | Весна — утро года. | 1 | |||
55. | Звездное небо весной. | 1 | |||
56. | Итоговая комплексная работа | 1 | |||
57. | Весеннее пробуждение растений. | 1 | |||
58. | Весенние праздники. | 1 | |||
59. | Весенние изменения в природе. | 1 | |||
60. | Весна в мире насекомых. | 1 | |||
61. | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | |||
62. | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | |||
63. | Весенний труд. | 1 | |||
64. | Проверочная работа «Весна» | 1 | |||
65. | Будь здоров! | 1 | |||
66. | Повторение пройденного материала. Охрана природы весной. | 1 | |||
67. | Повторение пройденного материала. Летние праздники и труд. | 1 | |||
68. | Повторение пройденного материала. Лето красное. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру для 3 класса
( УМК: «Перспектива» 3г класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / автор - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, М: Просвещение, 2017г.
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Даты
| Корректировка | |
План. | Фактич. | ||||
1 | Раздел: «Радость познания» (16 ч) Человек и природа: 8ч. Человек и общество: 6ч. Правила безопасной жизни: 2ч. Свет знания. | 1 ч | |||
2 | Как изучают окружающий мир | 1 ч | |||
3 | Книга – источник знаний | 1 ч | |||
4 | Отправимся на экскурсию | 1 ч | |||
5 | О чём расскажет план | 1 ч | |||
6 | О чём расскажет план. Масштаб. | 1 ч | |||
7 | Планета на листе бумаги | 1 ч | |||
8 | Материки и части света | 1 ч | |||
9 | Страны и народы на политической карте мира | 1 ч | |||
10 | Страны и народы на политической карте мира. Повторение. | 1 ч | |||
11 | Путешествуя, познаём мир. | 1 ч | |||
12 | Правила ответственного туризма | 1 ч | |||
13 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 ч | |||
14 | Правила пользования личным и общественным транспортом | 1 ч | |||
15 | Средства информации и связи | 1 ч | |||
16 | Средства информации и связи. Обобщение. | 1 ч | |||
17 | Раздел «Мир как дом» (24 ч) Человек и природа: 17ч. Человек и общество: 7ч. Мир природы в народном творчестве | 1 ч | |||
18 | Из чего состоит всё | 1 ч | |||
19 | Мир небесных тел. | 1 ч | |||
20 | Мир небесных тел. Закрепление. | 1 ч | |||
21 | Невидимое сокровище | 1 ч | |||
22 | Самое главное вещество | 1 ч | |||
23 | Свойства воды. Круговорот воды в природе. | 1 ч | |||
24 | Природные стихии в народном творчестве | 1 ч | |||
25 | Кладовые земли | 1 ч | |||
26 | Чудо под ногами | 1 ч | |||
27 | Мир растений. | 1 ч | |||
28 | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 ч | |||
29 | Проверочная работа по теме «Мир растений». | 1 ч | |||
30 | Мир животных. Животные родного края. | 1 ч | |||
31 | Животные в народном творчестве. | 1 ч | |||
32 | Невидимые нити в живой природе | 1 ч | |||
33 | Лес – волшебный дворец | 1 ч | |||
34 | Круговорот веществ в лесу. | 1 ч | |||
35 | Влияние человека на лесное общество | 1 ч | |||
36 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 ч | |||
37 | Водоём – дом из воды. | 1 ч | |||
38 | Как сохранить богатство природы | 1 ч | |||
39 | Охрана природы в культуре народов России, мира и нашей республики. | 1 ч | |||
40 | Охрана природы в культуре народов России, мира и нашей республики. Закрепление. | 1 ч | |||
41 | Раздел «Дом как мир» (20 ч) Человек и общество: 14ч. Правила безопасной жизни: 6ч. Родной дом – уголок Отчизны | 1 ч | |||
42 | Свой дом – свой простор | 1 ч | |||
43 | В красном углу сесть – великая честь | 1 ч | |||
44 | Побываем в гостях | 1 ч | |||
45 | На свет появился – с людьми породнился | 1 ч | |||
46 | Родословное древо. Практическая работа «Моя родословная» | 1 ч | |||
47 | Муж и жена – одна душа | 1 ч | |||
48 | Святость отцовства и материнства | 1 ч | |||
49 | Добрые дети – дому венец | 1 ч | |||
50 | Детские игры – школа здоровья. | 1 ч | |||
51 | Строение тела человека | 1 ч | |||
52 | Как работает наш организм. | 1 ч | |||
53 | Что такое гигиена | 1 ч | |||
54 | Наши органы чувств | 1 ч | |||
55 | Школа первой помощи. Здоровью цены нет. | 1 ч | |||
56 | Итоговая комплексная работа. | 1 ч | |||
57 | Дом невелик, а стоять не велит. Анализ работ. | 1 ч | |||
58 | Семейный бюджет | 1 ч | |||
59 | Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину | 1 ч | |||
60 | Всемирное наследие | 1 ч | |||
61 | Раздел «В поисках Всемирного наследия» (8 ч ) Человек и общество: 6ч. Правила безопасной жизни: 2ч. Всемирное наследие. Обобщение. | 1 ч | |||
62 | Московский Кремль. Повторение | 1 ч | |||
63 | Озеро Байкал. Виртуальное путешествие | 1 ч | |||
64 | Путешествие в Египет. Повторение | 1 ч | |||
65 | Путешествие в Грецию. Повторение | 1 ч | |||
66 | Железная дорога и я. Внимание-поезд! | 1 ч | |||
67 | Правила безопасного поведения на железной дороге. Как вести себя в поезде. | 1 ч | |||
68 | Подводим итоги. Что мы узнали, чему научились. Дороги нашего города. | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
(УМК: Перспектива: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.– М.: Просвещение, 2018г.)
№ | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка | |
План | Факт | ||||
Мы-граждане единого Отечества Человек и общество (13часов) Правила безопасной жизни | 13час | ||||
1 | Общество – это мы. | 1 | |||
2 | Российский народ. | 1 | |||
3 | Конституция России. | 1 | |||
4 | Права ребёнка. | 1 | |||
5 | Государственное устройство России. | 1 | |||
6 | Российский союз равных. | 1 | |||
7 | Государственная граница России. | 1 | |||
8 | Путешествие за границу России. | 1 | |||
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | |||
10 | Творческий союз. | 1 | |||
11 | Обобщение по разделу: «Мы-граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
12 | «Наши проекты. «За страницами учебника»(праздник). | 1 | |||
13 | «Мы – граждане единого Отечества». | 1 | |||
По родным просторам Человек и природа (21 часов) Правила безопасной жизни | 21час | ||||
14 | Карта – наш экскурсовод. | 1 | |||
15 | По равнинам и горам. | 1 | |||
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 | |||
17 | Наши реки. Экскурсия. | 1 | |||
18 | Озёра – краса Земли. | 1 | |||
19 | По морским просторам. | 1 | |||
20 | С севера на юг. | 1 | |||
21 | В ледяной пустыне. | 1 | |||
22 | В холодной тундре. | 1 | |||
23 | Среди лесов. | 1 | |||
24 | В широкой степи. | 1 | |||
25 | В жаркой пустыне. | 1 | |||
26 | У тёплого моря. | 1 | |||
27 | Мы – дети родной земли. | 1 | |||
28 | В содружестве с природой. Экскурсия на перекрёсток. | 1 | |||
29 | Как сберечь природу России. | 1 | |||
30 | По страницам Красной книги. | 1 | |||
31 | По заповедникам и национальным паркам. | ||||
32 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | |||
33 | Закрепление темы «По родным просторам». | 1 | |||
34 | «По родным просторам» | 1 | |||
Путешествие по реке времени Человек и общество (27часов) | 27часов | ||||
35 | В путь по Реке времени. | 1 | |||
36 | Путешествуем с археологами. | 1 | |||
37 | По страницам летописи. | 1 | |||
38 | Истоки Древней Руси. | 1 | |||
39 | Мудрый выбор. | 1 | |||
40 | Наследница Киевской Руси. | 1 | |||
41 | Москва – преемница Владимира. | 1 | |||
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | |||
43 | На пути к единству. | 1 | |||
44 | Начало Российской империи. | 1 | |||
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | |||
46 | Отечественная война 1812 года. | 1 | |||
47 | Великий путь. | 1 | |||
48 | Золотой век театра и музыки. | 1 | |||
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | |||
50 | В поисках справедливости. | 1 | |||
51 | Век бед и побед. | 1 | |||
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | |||
53 | Трудовой фронт России. | 1 | |||
54 | Природа России | 1 | |||
55 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | |||
56 | Всероссийская проверочная работа. | 1 | |||
57 | После великой войны. | 1 | |||
58 | Итоговая комплексная работа. | 1 | |||
59 | Достижения 1950 – 1970-х годов. | 1 | |||
60 | «Путешествие по реке времени». | 1 | |||
61 | Закрепление темы “Путешествие по реке времени” | 1 | |||
«Мы строим будущее России» Человек и общество (7 часов) Правила безопасной жизни | 7часов | ||||
62 | Современная Россия. | 1 | |||
63 | Здоровье России. | 1 | |||
64 | Умная сила России. | 1 | |||
65 | Повторение пройденного материала. Светлая душа России. | 1 | |||
66 | Годовая контрольная работа. | 1 | |||
67 | Повторение пройденного материала. Правила безопасного поведения на железной дороге. Как вести себя в поезде. | 1 | |||
68 | Повторение пройденного материала. Известные люди нашего города. Музей истории города. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...
Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"
Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа "В мире книг" 2 класс
Соответствует ФГОС...
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС с УУД...
рабочая программа окружающего мира для 3 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...