Золотое кольцо России. Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Светлана Михайловна Деева

Технологическая карта урока с оисанием этапов, групповой работой, рефлексией

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПО УМК «ПНШ»

 ПО ТЕМЕ «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями;

                                            учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство        

                                            восхищения и необходимости изучения истории своей страны

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными  достопримечательностями городов Золотого кольца России;

научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города  Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов

Метапредметные:

регулятивные – планировать, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; выполнять оценку и самооценку;

познавательные – анализировать, сравнивать, группировать, делать  выводы; преобразовывать информацию на основе схем, моделей, сообщений; понимать заданный вопрос и, в соответствии с ним, строить ответ; составлять монологическое высказывание по заданной теме;

коммуникативные – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные правила; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия

Личностные:

воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; использовать дополнительные источники информации; находить факты, отнсящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Образовательные ресурсы: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России

Организационная структура урока

Этапы урока, форма работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности обучающихся

1.Организационный момент

Организует положительный настрой на урок.

- Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем    и отвечаем, работаем, запоминаем.

Проговаривают хором

Отрабатывают способы взаимодействия

II.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание.  

 - Домашнее задание проверим следующим образом: пока двое учеников готовят письменный ответ по карточкам, проведём устный опрос и тестирование.

1) Организует устный опрос:

- Что такое лента времени?     - Какой сейчас век?

- Какими цифрами принято записывать век?

 

1) Отвечают на вопросы.

 

Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка.

2)  Организовывает выполнение теста и проверку.          (Слайд № 2)

– Выпишите буквы правильных ответов на

   первую  строку листа самостоятельной работы.

- Проверим в парах как выполнили тест –  

  поменяйтесь листами, поставьте оценку. А  

  теперь  посмотрите подсказку. (Слайд № 3)

 - Какое слово получилось? Почему?

-  Оцените свою работу- поднимите руку – у кого

   на «5»? Молодцы!

2) Выполняют тест.  

1. Самая крупная единица времени:

    г) час;  б) минута;   х) год.

2. Какие из утверждений верные?

   в) час – это 60 минут;  

   а) в году 12 месяцев;

   е) в неделе 5 суток.

3. В каких утверждениях есть ошибки?

    л) летние месяцы – август, сентябрь, октябрь;

    з) зимние месяцы – декабрь, январь, февраль;

    ю) времена года – зима, весна, лето, январь.

- Оценивают правильность выполнения теста.

3) Организовывает опрос по карточкам и

    оценивание.

-    Продолжим, ребята, работавшие по карточкам,

      зачитывают ответы.  

-  Оцените правильность ответов.

3)  Выполняют работу по карточкам.

Карточка №1. Лента времени – это ___. Она нужна, чтобы ____. Пример ленты времени ___.

Карточка №2. Век это отрезок времени в --- лет. Эра – это ___ летоисчисления. Сейчас – век. Текущий век закончится в ___ году.

- Оценивают ответы отвечающих

III.Сообщение темы урока.Актуализация знаний

Организует формулирование темы, цели, задач урока

1) – Итак, продолжим наше путешествие в прошлое,  расшифруйте тему урока. (Слайд № 4)

-  Проверим. (Слайд № 5)

- Запишите тему урока в лист самостоятельной

   работы

1) Расшифровывают тему урока:

     Е Т З О О О Л      Ь О Л К Ц О       Р И С О И С

      7  5  1   4   6   2    3          4  2   3   1    5   6           1   6   4  2    5   3

- Проверяют правильность ответа по экрану

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Владимира Степанова, которое к уроку подготовили ребята.

       

- Как думаете, где сегодня побываем?

- Названия каких городов запомнили?

- Что вы узнали об этих городах?

- Как связано стихотворение с темой урока?

2) Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья.

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки, из Тулы – пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

3) – Назовите тему урока.

    - Сформулируйте цель урока.

     (Открывает таблицы на доске)

    - Определите важность материала для себя.

    - Какие задачи предстоит выполнить, чтобы

      добиться цели?

    - Представьте себя на месте преподавателя:  

      какой план работы вы бы предложили, чтобы  

      решить поставленные задачи?  

3) Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой.

IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Организует работу по открытию нового знания.

1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца.

- Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Откройте первый форзац учебника, рассмотрите карту. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России.  (Слайд № 6)

- Почему группу древних городов назвали

  кольцом?

1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

2) Рассказывает.

- Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли.

- Как вы понимаете слово «кремль»?

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог

3) Организует работу по этимологическому словарю.

Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово.

- Кремль – произошло от  греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями.  

4) – Знакомит с презентацией «Москва. Сергиев –  Посад».

- Из какого города отправимся в путешествие по

  Золотому кольцу?

-Что вы помните о Москве, достопримечатель-

  ностях города из материалов прошлого  

  учебного года? (Слайды № 7, 8)

- Начинаем изучение городов Золотого кольца.  

  Подумайте, по какому плану будем изучать

  каждый  город? (Вывешивает план на доску )

- Где можно найти информацию о городе?

- Назовите следующий после Москвы город.

- Расскажите что изображено на гербе этого

   города. (Слайды № 9, 10)

- Подумайте, о чём   рассказывает герб города.

- Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах  Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки.

-  Как лучше оформить информацию, полученную

    на уроке?

- Прочитайте, какие графы будут в таблице?

- Заполняем таблицу изучения города, кроме

  третьего столбика, это д/з.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы.

Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома

5) Организует работу в группах.

- А теперь поработаем в группах: четыре группы получат маршрутные листы и информацию из интернета для изучения разных городов Золотого кольца, а у пятой группы более сложное задание – представить себя на месте путешественников, посетивших 5 городов Золотого кольца и написать заметку в газету о путешествии. На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.

   

Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» и заполнение таблицы «Золотое кольцо России»  (Слайды  № 11 - 19)

5) Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание.

Задание для 1 группы. Рассказать о Переславле-Залесском.

Задание для 2 группы. Рассказать о Ростове – Великом.

Задание для 3 группы. Рассказать о Ярославле.

Задание для 4 группы. Рассказать о Костроме.

Задание для 1 группы. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу.

- Группы презентуют работу по теме.

- Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з).

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки с использованием презентации.

- Давайте отдохнём, отправимся в весёлое путешествие вместе с героями «Весёлой песенки»

Выполняют физические упражнения

Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности

V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся

1) Устный опрос.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня.  - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня?

- Что общего у этих древних русских городов?

Организует выполнение теста (в форме кроссворда)

2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд.

3) – Проверка (слайд № 20)

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы.

Проверяют выполнение кроссворда

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

- Каким может быть домашнее задание?

- Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебную задачу

VII.  Итог урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке

(Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока) – По какой теме работали? - Выполнили ли мы задачи урока? - Что нового узнали на уроке? - Что вас особенно удивило?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Наклейте свой стикер на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений»

                       «Работал хорошо»

   «Мало узнал» 🠔🠖 «Много узнал»

                🠗 

                      «Работал плохо»                                  

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость

ПРИЛОЖЕНИЯ    К   УРОКУ   (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ)

ПЕРЕКРЁСТОК

МНЕНИЙ

4Ф

5М

И

О

Н

С

И

К

3Р

Ф

В

1К

О

С

Т

Р

О

6М

А

С

Ь

А

Т

Т

О

Р

2Я

Р

О

С

7Л

А

В

Л

Ь

Ё

А

Ш

Д

К

Ь

А

Я

По горизонтали:

1. Город, план которого в виде веера.

2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.

По вертикали:

3. Город, который издревле называли великим.

4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные

    рисунками по эмали.

5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.

6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?

7. Что изображено на гербе Костромы?

4

5

3

1

6

2

7

По горизонтали:

1. Город, план которого в виде веера.

2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.

По вертикали:

3. Город, который издревле называли великим.

4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные

    рисунками по эмали.

5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.

6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?

7. Что изображено на гербе Костромы?

МАРШРУТНЫЙ   ЛИСТ

(ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА)

1. Показать город на карте.

2. Описать герб города.

3. Когда и кем основан город.

4. В честь кого назван город.

5. Главные достопримечатель-    

    ности города.

Проверка домашнего задания. Тест. -

Тема урока «                                                              »

Название города

Когда и кем образован

Герб города

Достопримечательности города

Карточка №1. Лента времени – это __________________________. Она нужна, чтобы __________________________. Пример ленты времени ___________________________________.

Карточка №2. Век это отрезок времени в _____ лет. Эра – это _____________________________ летоисчисления. Сейчас ________ век. Текущий век закончится в ________ году.

Маршрутный лист

Задание для 1 группы.

1. Показать на карте город Переславль-Залесский.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________  __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Маршрутный лист

Задание для 2 группы.

1. Показать на карте город Ростов Великий.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________  __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Маршрутный лист

Задание для 3 группы.

1. Показать на карте город Ярославль.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________  __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Маршрутный лист

Задание для 4 группы.

1. Показать на карте город Кострому.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________  __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Маршрутный лист

Задание для 5 группы.

1. Показать на карте города Золотого кольца России.

2. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу. Составить текст поможет текст учебника на стр. 108 – 115.

                 Мы решили отправиться в путешествие по _________________________ ,

чтобы познакомиться с историческим наследием _________________ народа, увидеть архитектурные памятники ________________ веков. Наш путь лежал к _________________ от Москвы.  Мы проехали 4 города ________________________

____________________________________. В Сергиеве Посаде мы посетили главную достопримечательность города __________________________________ лавру.

В _________________________ на берегу Плещеева озера мы были в музее, который называется Ботик. Там нас удивили огромные якоря. Мы узнали, что самый крупный Волжский город заложил ______________________ Мудрый в 1010 году. А город Кострому, так же как и Москву,  заложил князь __________________________.

Наше путешествие было очень _________________________________________.

Тема урока

«ЗОЛОТОЕ  КОЛЬЦО  РОССИИ»

Цель: познакомиться с городами,

           входящими в Золотое

           кольцо России.

Задачи:

1. Уметь находить города Золотого

    кольца на карте.

2. Узнать, что означают гербы

     городов, когда города были

     образованы.

3. Узнать, о достопримечательнос-  

    тях городов Золотого кольца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотое кольцо России" презентация к уроку по окружающему мирку

Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведении этого урока мною использованы такие методы и приемы: постано...

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...