Мир природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Патрина Любовь Васильевна

адаптированная рабочая программа для детей ОВЗ 1 класс по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА  ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

(вариант 1)

Составитель: Патрина Л.В.

учитель начальных классов

п. Приобский, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 адаптивного класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе.

Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Содержание рабочей программы связано с содержанием других учебных предметов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта - обучение грамоте, развитие речи, ручной труд, математика.

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно- образовательные и воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологическиеданные;

- формирует знания обучающихся о природе своего края;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

  1. «Об образовании в РФ» Закон № 273-ФЗ ;
  2. Примерная адаптированная основная общая образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации.

Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне.

Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений. Ощущение и восприятие - первая ступень познания окружающего мира.

Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для данных детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний о мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении. Поэтому, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя, на какой-нибудь предмет у детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой группы недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах.

Еще одной особенностью мышления детей с нарушением интеллекта является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).

Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящегося вне круга, определяемого взрослыми. Об этом свидетельствует поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми из источников массовой информации, книг, общения со взрослыми.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят ошибки, даже после просьбы взрослого проверить свою работу. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.

У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.

Формирование временных представлений и ориентировки во времени у детей также проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У данных детей понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть старших классах вспомогательной школы. Школьники, поступившие в 1 класс, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет, не останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые ученики считают, что ночью часы останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. У школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.

У детей с нарушением интеллекта также снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них появляется повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов у таких детей преобладают наиболее простые.

Специфика предмета «Мир природы и человека » состоит в том, что дети с нарушением интеллекта не видит окружающие его предметы и явления, не может сравнивать их, устанавливать сходства и различия, делать обобщения, не может воспринимать наблюдаемые явления и предметы.

Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для уточнения и обогащения знаний и представлений о предметах ближайшего окружения у школьников с ОВЗ. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Мир природы и человека» один из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (самостоятельные и практические работы).

В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»:

в 4 адаптивном классе - 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

 правильно называть изученные объекты и явления;

 различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

 правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

 различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

 соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

 определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применять. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований дляклассификации;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сезонные изменения (22 ч)

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучениемхарактерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа (6 ч)

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве. Способы обработки земли возможно закрепить во время работы на пришкольном участке. Даже городские школы имеют хотя бы маленький участок, где можно создать экспериментальную грядку. Важно, чтобы учащиеся проделали работу сами. Формы поверхности земли также можно смоделировать на участке или в песочнице.

Живая природа (12 ч)

Животные (11 ч)

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних,животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

Человек (17 ч)

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • оземле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
  • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
  • одомашних животных и птицахих повадках,образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
  • о насекомых, их роли в жизни природы;
  • овзаимодействии человека и природы, значении состояния природы      для жизнедеятельности человека;
  • овзаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол – во часов

Виды учебной деятельности

1

Сезонные изменения в природе

22

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.

Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.

2

Неживая природа

6

Правильно соотносить сезонные изменение в неживой природе со сменой времен года

Просматривание серии фотографий с изображением форм поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли

3

Живая природа

12

Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника.

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Просмотр предметных картинок с изображением полевых растений

Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

4

Животные

11

Наблюдение за домашними животными и беседа.

Описывать по плану и картинке домашних птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Иметь представление о внешнем виде насекомых используя картинный материал и набор слайдов

5

Человек

17

Описывать по плану строение головного мозга

Соблюдение режима дня из серии сюжетных картинок

Обобщать и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы

Итого:

68 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Дата

По плану

По факту

Сезонные изменения (22 часов) 1 четверть

Времена года. Осень.

Растения осенью.

Животные осенью.

Труд людей осенью.

Труд людей осенью.

Закрепление знаний. Входной контроль.

Времена года. Зима.

Растения зимой.

Животные зимой.

Труд людей зимой.

Закрепление знаний.

Времена года. Весна.

Растения весной.

Животные весной.

Животные весной.

Труд людей весной.

Закрепление знаний.

Времена года. Лето.

Растения летом.

Животные летом.

Труд людей летом.

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Неживая природа (6 часов)

Почва

Почва

Рельеф  

Рельеф  

Обобщающий урок.

Промежуточная аттестация за 1 полугодие (тест)

Живая природа. Растения (12 часов)

Огород  

Лес

Сад

Сад  

Растения культурные и дикорастущие

Растения культурные и дикорастущие

Лекарственные растения

Лекарственные растения

Растения поля

Растения поля

Растения поля

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Животные (11 часов)

Домашние животные

Домашние животные

Птицы

Птицы

Дикие птицы

Домашние птицы  

Домашние птицы.

Насекомые

Пчёлы

Певчие птицы

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Человек (17 часов)

Мозг человека.

Мозг человека.

Режим дня

Режим дня  

Охрана природы

Охрана природы

Охрана природы

Охрана природы

Обобщающий урок.

Повторение.

Повторение.

Повторение.

Повторение.

 Промежуточная аттестация за 2 полугодие (тест).

66 - 68

Резерв.

Для реализации программного содержания используется:

Для учителя:

  1. Матвеева Н.Б. Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -  М.: Просвещение, 2017
  2. Матвеева Н.Б. Живой мир. 4 класс: раб. тетрадь для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -  М.: Просвещение, 2017

Для обучающегося:

  1. Матвеева Н.Б. Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -  М.: Просвещение, 2017
  2. Матвеева Н.Б. Живой мир. 4 класс: раб. тетрадь для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -  М.: Просвещение, 2017

Материально – техническое обеспечение учебного процесса:

  • Таблицы:

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Правила дорожного движения»

«Времена года»

«Овощи»

«Фрукты»

  • Плакат «Календарь погоды»
  • Сюжетные картинки «Времена года»
  • Индивидуальные календари погоды.
  • Предметные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Разнообразие природы. Ценность природы для человека.

Цель: научить распределять по группам все объекты природы, дать простое определение биологии, научить классифицировать царства растений, животных, грибов и бактерий, объяснить ценность природы для люд...

Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»

Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...

Презентация к уроку мир природы и человека по теме:"Человек. Расскажи нам о себе" 1 дополнительный класс коррекционная школа

Презентация к уроку мир природы и человека по теме:"Человек. Расскажи нам о себе" 1 дополнительный класс коррекционная школа...

Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Внешний облик и части тела человека" 1 класс

Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Внешний облик человека и части тела"  для 1 класса...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....