Урок по окружающему миру "Наша планета Земля" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Данный урок представлен в форме исследований групп учеников. Они расскажут о планетах солнечной системы, об ученых-первооткрывателях, о нашей планете Земля. По объёму урок достаточно большой, но интересный и познавательный. Дети с удовольствием работают на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zemlya.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1.формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звезды;
2.познакомить с планетой Земля, ее формой и размером; создать условия для формирования представлений о науке «астрономия»;
3.развивать интеллектуальные умения (сравнение, классификации, анализ);
4.развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
5. воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Ход урока
1.Орг. момент.
Я желаю тебе сегодня добра !
Ты желаешь мне сегодня добра !
Если тебе будет трудно, я помогу !
2.Выход на тему урока.
Учитель: Как вы думаете , о чем мы сегодня будем говорить на уроке ?
Дети : О Космосе , о Земле .
Учитель : У нас сегодня урок- исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями , которые попытаются ответить на вопросы.
- Что такое Земля ?
- Каковы формы и размер Земли ?
- Что такое Солнце ?
- Сколько планет входит в Солнечную систему ?
- Как называется наша Галактика ?
4.Изучение нового материала.
Учитель: Путь нашего исследования представлен на схеме.
Космические Солнечная Земля
тела система
галактика Солнечная система Представления древних о Земле
Солнце планеты: Первые ученые о Земле
созвездия Меркурий, Планета Земля
кометы Венера, Форма и размер
астероиды Марс, Строение
метеориты Юпитер, «Голубая жемчужина»
Сатурн, «Планета заболела»
Уран,
Нептун
Учитель: В нашем классе готовились 4 исследовательские группы , которые представят свои доклады и сообщения по темам:
- Послушаем 1 группу. Тема: « Космические тела».
Наша Галактика.
Галактика – это огромное скопление звезд. В переводе с греческого означает «Молочный». Наша солнечная система входит в галактику «Млечный путь», которая имеет форму спирали. В ней насчитывается более 200 миллиардов звезд.
Если посмотреть на «Млечный путь», то в середине можно заметить туманность, которая закрывает ядро галактики. В центре галактики расположена огромная «черная дыра», она в три миллиона раз тяжелее солнца.
Солнце - это звезда типа «Желтых карликов». Появилась 5 миллиардов лет назад в результате взрыва. Расстояние от Земли до Солнца почти 150 миллионов километров. Солнце образует свою солнечную систему. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы планеты Земля, в центре Солнца страшная температура – 15-20 миллионов градусов. Оно вращается вокруг своей оси, на поверхности есть пятна.
Наше Солнце будет светить еще 5 миллиардов лет и постоянно расширяться. Оно станет огромным. Ближние к нему планеты Меркурий и Венера исчезнут – они расплавятся. Затем придет очередь Земли, на которой уже не будет жизни из-за высокой температуры и радиации. Солнце превратиться из «желтого карлика» в «красного гиганта». Через миллиарды лет оно остынет и станет «белым карликом»
Созвездия.
В давние времена человек соединил звезды на небе в созвездия и дал им различные имена. Греческие мифы оказали наибольшее влияние на выбор имен. Это было сделано для того, чтобы было проще запомнить расположение звезд и по ним ориентироваться ночью. На самом деле звезды, входящие в созвездия, никак не связаны друг с другом.
Большая Медведица – дочь жестокого царя Ликаона. Имеет 149 звезд.
Малая Медведица. 29 звезд, среди них Полярная звезда – направление на север.
Стрелец – существо с торсом человека и телом лошади.
Андромеда. Изображается в виде женщины, руки которой прикреплены к скале. 139 звезд.
Весы. Это были клешни скорпиона. Названо в честь римского императора Августа. 83 звезды.
Лира – музыкальный инструмент в Древней Греции, был подарен Гермесом. 54 звезды.
Голубь – космическая птица, которая принесла весть о конце Всемирного потопа. 71 звезда.
Комета – небесное тело, от греческого «кометес» - волосатая. Она состоит из частиц пыли, льда и газа. Когда комета приближается к Солнцу, лед в ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет хвост кометы.
Астероиды – каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца, их, вероятно, около миллиона. Большинство из них находится между орбитами Марса и Юпитера, в полосе, названной Поясом астероидов. У некоторых астероидов есть даже свои луны.
Метеориты – твердые частицы планет. Большинство из них, попадая в атмосферу Земли, сгорают «дотла», но некоторые могут долететь до поверхности планеты и вызвать большие разрушения. В нашей стране упал «Тунгусский метеорит».
-Выступает 2 группа. Тема «Солнечная система».
«О Солнечной системе»
- Наша Солнечная система состоит из Солнца ( в центре ) и 8 планет :
Планеты у Солнца танцуют как дети :
Меркурий заводит хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер, из всех великана,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон !
В настоящее время Плутон не является планетой , тат как рядом расположены такие же и больше астероиды.
О планетах
Ученик: Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.
Сильные взрывы на Солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы. Планеты свет не излучают, а отражают его.
Планеты состоят из газа, пыли и мелких твердых частиц.
Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты , их называют планеты земной группы.
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон – газовые планеты.
Между планетами земной группы и газовыми планетами проходит пояс астероидов.
Планеты.
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Она намного меньше Земли, по размерам схожа с Луной. Поверхность похожа на пустыню, покрыта кратерами, которые возникли в результате столкновений с космическими телами. С одной стороны планета нагревается до 440 градусов, с другой - минус 200. Есть вода в виде льда – с холодной стороны, с теплой - испаряется. Вокруг Солнца вращается за 88 дней.
Венера – это вторая планета от Солнца. Благодаря низкой скорости вращения вокруг своей оси, сутки длятся дольше, чем год. Облака Венеры состоят из серной кислоты. Температура на поверхности – 475 градусов тепла. Вода в газообразном состоянии (водяной пар).Вокруг Солнца вращается за 225 суток.
Марс - «Красная планета», четвертая от Солнца. Поверхность покрыта металлической пылью. Железо ржавеет и приобретает красноватый оттенок. Температура днем 30 градусов тепла, а ночью - 80 градусов мороза. Есть два благоприятных условия для жизни: температура и вода. Но нет воздуха. Очень мало кислорода. Вода на полюсах в виде снега и льда. Вокруг Солнца вращается за 687 дней. Два спутника: Деймос и Фобос.
Юпитер – пятая планета, самая крупная. Это – газовый гигант. На нем есть большое красное пятно – огромный ураган, вызывающий ветры скоростью 450 километров в час. Сама планета вращается с такой огромной скоростью, что сжимается с полюсов. Вокруг Солнца вращается за 12 лет. Имеет более 30 спутников, 4 крупные: Ганимед, Каллисто, Ио, Европа.
Сатурн – шестая планета. Выглядит на небе как желтоватая звезда. Это – газовая планета. Имеет 22 спутника, состоящих изо льда и камня. Имеет семь колец, которые состоят из огромного количества мелких каменных и ледяных частиц. Сатурн – самая красивая и необычная планета. Вокруг Солнца вращается 30 лет.
Уран – седьмая планета. Имеет зеленоватую окраску из-за газа (метана). Температура – минус 220 градусов. При такой температуре некоторые газы замерзают, поэтому облака состоят из замерзшего метана. Он вращается вокруг оси как-бы лежа на боку. Имеет систему колец и 21 спутник. Вокруг Солнца вращается 84 года.
Нептун – восьмая планета. Тоже состоит из газа. Так далека от Солнца, что там всегда темно и холодно. Температура – минус 236 градусов. Дуют самые сильные ветры, их скорость 2000 километров в час. 8 спутников. 165 лет - время оборота вокруг Солнца.
Физ. минутка.
Пусть звезды опять нам назначат свиданье, (ходьба)
Мы слышим разряд космических вьюг…(круговые движения руками),
Все ближе и ближе к нам небо бескрайнее, ( круговые – туловищем)
И с нами испытанный друг ! ( прыжки )
- Послушаем 3 группу. Они исследовали исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 3-я тема « Назад в прошлое».
«Представление древних о Земле».
Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Задавать эти вопросы люди начали давным - давно. Тысячелетиями люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.
Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.
Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках. Древние индусы считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха?
Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо.
Древние вавилоняне представляли себе, что Земля – это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звездное небо.
-А как же думали « Первые ученые – исследователи Земли».
Пифагор.
Великий математик Пифагор – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Аристотель.
Аристотель – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля.
Птолемей.
Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной Земли шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет. Эта система была в науке на протяжении 13 веков.
Коперник.
Но шло время … Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник. Он представлял себе Вселенную так :
Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.
Бруно.
Бруно придерживался взглядов великого польского ученого Коперника, который говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца. Он объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба. Бруно бросили в тюрьму. Восемь лет провел он в темнице. Его мучили и запугивали. Тогда его приговорили к смертной казни без пролития крови. Это означает костер.
Галилей.
Ученый Галилей сделал несколько потрясающих открытий:
1.обнаружил , что на Луне есть горы и долины;
2.на Солнце есть пятна и что Солнце вращается вокруг своей оси;
3.у Юпитера 4 спутника;
4.в 1609 году построил свой первый телескоп, который увеличивал в 32 раза, это было 400 лет назад , поэтому 2009 год - Всемирный год астрономии.
- Выступает 4 группа : « Планета Земля ».
Форма и размер Земли.
Ученик: - Земля – третья планета . Возраст Земли примерно 4500 миллионов лет. Две третьи поверхности Земли покрыты водой , а одна третья – суша. Атмосфера нашей планеты состоит , в основном из водорода и кислорода, что очень важно для жизни. Вращение вокруг Солнца за 366 дней. Один естественный спутник – Луна.
Ученик : - Земля – огромный твердый шар. Это подверждают снимки из космоса. Но этот шар не совсем круглый, а сплюснутый сверху и снизу ( в форме эллипса ). Длина окружности Земли составляет более 40 тысяч километров. Это расстояние самолет может преодолеть за 50 часов полета, скорый поезд – за 10 дней непрерывного пути, а человек – за 333 дня, почти за год. Земля вращается вокруг самой себя, всегда в одном направлении, вокруг воображаемой линии, называемой земной осью. Экватор – воображаемая линия, которая находится в самой широкой части Земли и делит ее на северное и южное полушарие.
Строение Земли.
Ученик : - Земля подобна большому шару , разделенному на слои. В центре находиться ядро. Поверхностный слой - твердая земная кора. Толщина слоя 33 километра. Между ними - раскаленная мантия. Выход мантии можем наблюдать при извержении вулканов.
«Голубая» планета – Земля.
Учитель: - Ребята, а почему нашу планету космонавты называют «голубой жемчужиной Вселенной ».
Ученики: - На Земле много воды.
Учитель: - На Земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну.
Береги свою планету.
Береги свою планету
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Самостоятельная работа.
- Подписать названия планет.
- Показать вращение Земли вокруг Солнца.
- Изобразить «планету-сад».
«Планета заболела»
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но, порой, под нашими руками,
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли:
- Мне радостно слышать Вас и обидно.
Учитель:
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
Голос Земли:
- Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: Солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены платинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.
Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца. (плакат плачущей планеты).
Учитель: - С нашей планетой произошла беда, ее здоровью угрожает опасность.
- Перед нами стоит проблема:
Что угрожает нашей планете Земля?
- Итак, 1 группа – ученые-ботаники. Ваша задача изучить, что угрожает « легким нашей планеты»;
2 группа – зоологи расскажут о состоянии « БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ »;
3 группа – географы расскажут о том, что угрожает « крови» , т. е. почве, воде и воздуху;
4 группа - астрономы изучат естественный спутник Земли – Луну.
Дом. задание: прочитать параграф о планете Земля на стр. 48-51 и подготовить доклад.
Рефлексия.
Учитель: - Я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной.
- На какой планете мы живем ?
Дети: На Земле.
Учитель: - Где находится Земля?
Дети: В Солнечной системе.
Учитель: - Где находится Солнечная система?
Дети: В галактике Млечный путь.
Учитель: - Где находится Галактика?
Дети: Во Вселенной.
Получается приблизительно такой адрес:
страна – Вселенная
город – галактика Млечный путь
улица – Солнечная система
дом – планета Земля
- Учитель : Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой.
- Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты!
Учитель: - А в заключении послушайте стихи, которые посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной.
- Эй, Земля, моя планета, где твой край?
А вовсе нету.
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Знать, не на китах лежу.
Кто ж они – твоя семья,
Солнца дочь и сыновья?
- То Венера и Меркурий.
И еще шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
И с такой семьей солидной,
Где живете вы – не видно?
Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом – галактика большая
Под названьем Млечный путь!
А Галактика, одна?
Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной!
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Окружающему миру в 4 классе УМК Планета знаний и мастер -класс
Урок по теме "Искусственное сообщество сад" и мастер- класс по теме"Тигр" по новой технологии :Развитие критического мышления посредствам чтения и письма...
конспект урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Планета знаний"
Урок на тему "Полна природа удивленья". На уроке дети знакомятся с понятиями "Объекты живой и неживой природы".Учитель использует различные виды работы. Урок одобрен методистами ЛОИРО....
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Планета на листе бумаги".
Урок открытия нового знания построен на основе деятельностного метода обучения....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Планеты солнечной системы".С применением конструктора ТИКО,
Урок закрепление с применением конструктора Тико....
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Планеты Солнечной системы"
В данном конспекте содержится материал для проведения урока по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы". В конспекте использовано много дополнительного материала, стихов, загадок....