Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО
план-конспект урока по окружающему миру

Юрьева Майя Николаевна

Интегрированный урок (окружающий мир, изобразительное искусство) получения нового знания.

 

Тема: «Бережное отношение к природе»

Цель: создание условий для формирования и углубления знаний о духовно-нравственной культуре бережного отношения к природе, овладения умениями композиционного рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (окружающий мир, изобразительное искусство) получения нового знания.

Тема: «Бережное отношение к природе»

Цель: создание условий для формирования и углубления знаний о духовно-нравственной культуре бережного отношения к природе, овладения умениями композиционного рисования.

Задачи:

Предметные

Способствовать формированию теоретических знаний и целостного представления о бережном отношении к природе, навыков рисования: передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, размер, пропорции и цвет.

Создать условия для формирования умения работать на интегрированном уроке, решать поставленные задачи, использовать личный опыт и знания своих сверстников.

Научить использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, работать с информацией, представленной разными средствами.

Создать условия для развития творческих способностей, желания и умения видеть и создавать прекрасное, интереса к рисованию; для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Формировать нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.

Содействовать развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности.

Метапредметные

Развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение.

Формировать УУД:

Регулятивные УУД:

- принятие заданной учебной цели;

- развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;

- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватное принятие оценки взрослого.

Познавательные УУД:

- обобщение полученных знаний;

- осуществление познавательного интереса к обучению.

Коммуникативные УУД:

- создание условий для учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

- формирование умения работать в группе

- контролирование действий партнеров;

- формирование эмоционально-позитивного отношения к учебному процессу;

- умение учитывать мнения одноклассников.

Личностные

Включаться в деятельность на личностно-значимом уровне.

Осознавать ответственность за общее благополучие ученического коллектива.

Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей стране, ее природе.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  репродуктивный, работа в группе, самостоятельная (творческая) работа.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, иллюстрация с закрытыми секторами, краски, кисти и др. принадлежности для показа этапов рисования.

Оборудование для учащихся: акварельные краски, простой карандаш, ластик, акварельная бумагу, кисти, заранее заготовленные лозунги (призывы) для изготовления листовки, печатный материал для выполнения задания «Установи соответствие» (для работы в группах, демонстрационный для учителя).

Ход урока

Организационный момент

1) Проверка готовности к уроку.

2) Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, посмотрите друг на друга. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. И это самое главное. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

3) Повторение правил посадки.

2. Актуализация знаний

1) Проверка ранее изученного материала.

- Сегодня на урок я принесла иллюстрацию. Чтобы ее посмотреть, необходимо вспомнить ранее изученный материал. Отвечая на вопрос, вы будете открывать иллюстрацию по секторам.

(Иллюстрация закрыта разделенными на сектора пронумерованными листами. Каждому номеру соответствует вопрос. Учащиеся отвечают на вопрос, сектор открывается.)

- Кто самый известный иконописец России? (Андрей Рублев. Внес в культуру родной страны неоценимый вклад. Иконописное искусство этого мастера столь глубоко и эмоционально, что до сих пор вызывает восхищение).

- Я открываю первый сектор.

- По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создает материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Кем является одновременно человек. (Человек – одновременно и творец, и носитель культуры).

- Я открываю еще один сектор.

- Назовите общечеловеческие ценности, с которыми мы с вами уже познакомились. (Патриотизм, трудолюбие).

- Еще один сектор открыт.

- Как называется деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, удовлетворения потребностей? (Труд)

- Что такое совесть. (Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.

- Последний сектор открыт. И теперь мы можем рассмотреть целостную иллюстрацию.

2) Практическая работа - работа с иллюстрацией

- Что мы видим?

- Почему разделили именно так?

- Почему произошли такие изменения, изображенные на одной из половинок иллюстрации?

 - Какой вред нанес природе человек?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- Совершенно верно. О бережном отношении к природе.

- В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения. Возникают экологические катастрофы.

3. Открытие нового знания

1.  Работа с презентацией (учитель демонстрирует слайды)

1 слайд        Озеро Арал, называемое Аральским морем, которое в 1960 годах было четвертое по величие озеро в мире по площади, исчезло в результате деятельности человека. Это привело к одной из крупнейших экологических катастроф в истории человечества. Последствия этого – увеличение количества песчаных и соляно-пыльных бурь, разрушение рыбной промышленности, снижение продуктивности полей. История Аральского озера показывает, к чему может привести человек, его мания величия и невежество.

2 слайд         В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Он привел к разрушению одного из атомных реакторов, в результате чего в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных элементов. Большая часть территории вокруг Чернобыля до сих пор является непригодной для жилья, земельные и водные ресурсы отравлены и несут большую угрозу здоровью людей.

3 слайд         В марте 2011 года в Японии произошло землетрясение, которое вызвало повреждение в работе генераторов атомной электростанции «Фокусима – 1». Впоследствии этого была нарушена работа системы охлаждения, случился взрыв. В природную среду вылился радиоактивный цезий, что привело к изменениям физиологии и анатомии морских обитателей.

4 слайд         В январе этого года жители Челябинска заметили коричневый туман, который плотной стеной опустился на город, вследствие выбросов промышленных предприятий. Это привело к обострению заболеваний дыхательных путей, люди просто задыхались в этих выбросах. Этот процесс сильно вредит экологии и здоровью людей.

5 слайд        Весной в Черном море случилась утечка нефти в открытое водное пространство. Масляное пятно, образовавшееся на поверхности, стало причиной смерти более 50 дельфинов, множества рыбы и других представителей морской фауны и флоры.

- И таких примеров экологических катастроф (необратимых изменений природных комплексов, связанных с массовой гибелью живых организмов) можно привести очень много.

- Подготовьте к следующему уроку сообщение об экологической катастрофе, произошедшей на нашей планете и ее последствиях.

- Что необходимо делать, чтобы не допустить экологической катастрофы?

- Как вы понимаете слова «Бережное отношение к природе».

- Бережное отношение к природе всегда считалось общечеловеческой ценностью. Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и села нашей страны. По тому, как общество относится к природе, оценивается уровень его культуры.

- Для того, чтобы будущие поколения смогли наслаждаться красотой природы люди пытаются ее защитить.

- Давайте поговорим о том, что делают люди, чтобы защитить дикую природу. Для этого необходимо выполнить задание «Найди соответствие».

2. Выполнение задания «Найди соответствие». Работа по группам. (Учащиеся распределяются по группам. Это распределение своего рода физминутка, так как происходит смена поз сидя-стоя, поэтому на уроке пятиклассникам не требуется проведение физминутки)

- Поработаем по группам. Необходимо соединить описание с термином.

(На доске расположены с одной стороны листы, на которых напечатано определение, а с другой стороны на листах напечатаны более крупным шрифтом определения, такой же набор есть у учащихся каждой группы и плакат, на который они должны наклеить выполненную работу)

Материал для выполнения задания

Заповедники. Участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, закрыты для посещения.

Национальные парки. Особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Эта территория меньше заповедников.

Заказники. Территория, которая имеет особенное значение для восстановления или сохранения тех или иных природных комплексов или же их отдельных компонентов, а также для поддержания экологического баланса.

Памятники природы.  Природная или природно-культурная особенность выдающейся или уникальной ценности в силу присущей ей редкости, представляющая эстетические качества или культурную значимость.

Красные книги. Вид справочника, дающий максимально полную информацию о растениях и животных, которым вообще угрожает внимание или исчезновение. Красная обложка этой книги не случайность: это своего рода сигнал тревоги, призывает обратить особое внимание на виды, которые включены в книгу.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

(При проверке выполнения задания каждой группы, на доске фиксируется результат. Это могут делать как участники групп, так и учитель).

- И это действительно эффективные меры.

- Мы с вами сегодня на уроке можем принять участие в мерах, направленных на уменьшение негативного влияния человека на природу. Ведь есть еще экологические буклеты, памятки, плакаты, листовки.

(Учитель добавляет к схеме на доске еще одно направление деятельности человека по охране окружающей среды)

4. Практическая работа. Создание листовки.

- Создадим листовку. Цель создания листовки – привлечение внимания населения к проблеме сохранения окружающей среды (ПРИРОДЫ).

1. Работа с текстом.

- Но в начале послушайте произведение М. Скребцовой «Перелеска». Оно поможет вам определится с тем, что отразить в своей листовке.

Как-то нарвала девочка в лесу букетик синих перелесков-подснежников. В лесу было холодно и сыро. Снег еще не сошел. Пожалела девочка цветочки нежные на хрупких ножках и говорит:

- Поторопились вы из земли выбиться, вот и зябните сейчас. Хоть и оделись ваши коричневые ножки в пушок теплый, но сами вы такие беззащитные, не справиться вам с холодами! Отнесу-ка я вас домой.

Так и сделала девочка. Дома она поставила свои цветочки в банку с водой. Но скоро заметила, что цветочки головки повесили и чахнуть стали.

Расстроилась девочка, заплакала. Вдруг слышит голосок:

- Не плачь. Сейчас уже поздно плакать. Мы, перелески, только в лесу расти можем. Крепко-накрепко мы с землей связаны. Корешки наши зимой под снегом не спали, они бутоны к весне растили. Стали бутоны наши крепкими, выносливыми, вот и расцвели мы голубенькими цветочками.

Удивилась девочка, наклонилась над цветочками и спрашивает:

- Разве не зябко вам было в лесу на ветру сыром?

Отвечает один из цветочков:

- Конечно, было холодно. Но кто-то должен весну-красну встретить. Если увидит она, что не встречает ее никто, и приходить не захочет. Вот мы и торопимся вылезти из-под снега. На то мы и подснежники. Весна всегда радуется, когда нас видит. От весенней радости воздух сразу теплым становится, мы и согреваемся.

- Простите меня, перелески, - попросила девочка, - что я вам весну встретить помешала.

- Главная героиня поняла свою ошибку и больше не рвет цветы, появляющиеся ранней весной. Но так поступают не все. Поэтому эта тема очень актуальна в первые весенние дни.

- Будем рисовать подснежники.

- Почему эти цветы получили такое название?

- В нашей местности цветы, которые появляются первыми из-под снега, называют пролесками.

2. Демонстрация последовательности работы над рисунком с одновременным выполнением работы учащимися.

- Берем лист белой бумаги. Кисточку макаем в воду и наносим ее по всему листу бумаги. Обращаю внимание, чтобы воды было не слишком много.

- А теперь добавим цвет. Цвет будет сиреневый. Подснежники (в нашем случае пролески) будут на сиреневом фоне, который мы рисуем вот так, оставляя белые промежутки. В этих белых промежутках мы будем рисовать цветы, которые надо оберегать.

 - Берем голубой цвет на кончике кисти и делаем вот так.  Намечаем расположение бутонов.

- А дальше рисуем лепестки. Вот таким образом. Не переживайте, если краска растекается, мы потом это все поправим.

- У нас должны получиться цветы, лепестки которых могут быть размытыми, а могут быть четкими.

- Дальше моем кисточку и берем зеленый цвет. И возле каждого бутона делаем небольшой «ляп» кистью.

- Теперь рисуем стебли. Вот таким образом.

- Осталось нарисовать литья. Листья будем рисовать в образовавшихся пространствах.

- Теперь берем коричневый цвет. Намешиваем внизу с зеленым. Делаем почву. Обращаем внимание, что кисть не делает четких линий, а оставляет единичные следы. Коснулись бумаги и убрали кисть, коснулись бумаги, и убрали кисть.

- Добавим черный цвет – цвет земли.

- Теперь, когда подсохли бутоны, их надо подравнять краской более яркого цвета. Прорисовать лепестки.

- И последний штрих – добавим волшебство. На кисточку набираете краску и делаем мелкие брызги, пальцами водя по кисти. Получается очень интересная работа.

3. Анализ детских работ.

- Какие красивые цветы у вас получились. Хочется отметить выразительность, красоту цветовых сочетаний, композицию вашей работы.

- Чего не хватает в нашей работе, чтобы получилась настоящая листовка.

- Лозунга, слогана, призыва, заголовка.

- Действительно, нужен лозунг или призыв, целью которого будет побудить читателей к желаемым конкретным действиям. В нашем случае к сохранению первоцветов.

4. Работа над призывом

- Вам необходимо придумать самим, или подобрать из предложенных вариантов. Но помните правило – лозунги, призывы имеют небольшой формат, шрифт должен быть крупным, а его цвет привлекать внимание.

(Учащиеся могут взять заранее подготовленную учителем заготовку: «Не губи цветы в природе», «Не рвите подснежники», «Защити первоцвет», «Давайте сохраним первоцветы», и т.д., а могут написать что-то свое)

Итог урока.

- Экологическая листовка готова. Такую листовку можно подарить родителям, повесить у магазина, в подъезде дома, раздать учащимся нашей школы, разместить в школьных кабинетах. Она будет напоминать о том, что хрупкие и нежные весенние цветы нуждаются в нашей охране.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

5. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- Как вы думаете, знания, полученные сегодня, вам пригодятся?

- Я хочу поблагодарить каждого из вас за урок. И говорю вам – СПАСИБО, слово которое произошло от сочетания «Спаси, Бог». Так раньше благодарили тех, кто делал добро, желая им спасения.

При проведении урока используется материал с сайта Интернет: http://www.ribakitclub.ru. - УВЛЕЧЬ РИСОВАТЬ - вот что главное! Курс рисования для детей от РыбаКит:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

интегрированный урок по окружающему миру и физкультуре по теме "Здоровый образ жизни"

Этот урок проводится по окончании изучения раздела "Мы и наше здоровье" по предмету " Окружающий мир" , цель урока обобщить знания....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»

Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию  при решении нестандартной учебной з...