Интегрированный урок по окружающему миру по теме "Как мы слышим или Путешествие в страну Ушарию"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_ushariyu.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Как мы слышим или Путешествие в страну Ушарию»
выполнил: Щербинина Г.В.
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №2
Благовещенск
Тема урока: "Как мы слышим или путешествие в страну Ушарию".
Цель: ознакомление и усвоение знаний по теме "Как мы слышим".
Задачи урока:
– познакомить учащихся с органом слуха (устройство, назначение, гигиена);
– закрепить знания о фразеологизмах;
– развивать речь учащихся;
– развивать творческие способности.
Оборудование урока: таблица "Орган слуха", рисунки-схемы, опорные слова, индивидуальные листы с заданиями, маски животных, музыкальное сопровождение, словари.
Ход урока
- Введение в урок.
Добрый день!
Итак, друзья, без промедленъя
Для вас, кто к нам сегодня вхож,
Мы начинаем Путешествие
В страну неведомых дорог!
Вопрос Вопросович Вопросов
Вопросы задавать горазд
Немало каверзных вопросов,
Сегодня я принес для Вас!
- Введение в тему.
На доске записаны слова: ухо, наушники, лопоухий, ушан, уха, ухажёр, ушко, ушат, ушник, беруши, хлопать ушами.
– прочитайте слова;
– что их объединяет? Разъединяет?
– объясните значения этих слов;
– какие слова связаны с темой сегодняшнего урока, какие слова лишние? (ученый- словарь помогает дать точное определение слов)
Лишние слова: уха, ухажёр, ушат.
Итак, мы отправляемся в страну "Ушарию".
Проблема:
– Что такое ухо?
- Какую роль оно выполняет? Функции?
Ухо – орган
- уникальный слуховой прибор орган слуха (слух и речь важное
средство общения)
- орган тела живых организмов запрятан глубоко в височной кости
черепа
– Бывают ли безухие существа?
– А кого можно назвать самым ушастым?
– Значение слова ушастый?
Большие уши Все слышит на ходу
– Назовите самое ушастое существо? (???)
3. Исценирование сказки Михаила Молюкова "Кто самый ушастый?" (в сказке биолог рассказывает об устройстве уха). У детей на головах шапочки животных.
Кто самый ушастый?
Узнали животные о том, что проводится конкурс "Кто самый ушастый?" и понеслись скорей на конкурс.
Первыми прибыли летучие мыши: ушан, широкоушка, широкоухий складчатогуб, потом - ушастая лисица, ушастый ёж, кистеухая свинья, черноухая белка, большеухая пищуха, большеухий хомяк и, наконец, ушастый тюлень.
Не успели они отдышаться, как африканский слон, говорит:
- Вы чего сюда прибежали? У вас только имена ушастые, а сами уши - мелочь пустячная. Вот у индийского слона уши длиной полметра, а у меня - аж полтора!
Тут вперед вылез длинноухий тушканчик и возразил слону:
- Давайте по-честному соревноваться. Надо не просто ушами мериться, а сравнивать: у кого какую часть тела могут занимать уши. Например, у вас, гражданин африканский слон, длина тела - шесть метров, а ушей - полтора метра. Значит, уши занимают меньше трети длины тела. А у нас, длинноухих тушканчиков, тело до девяти сантиметров, а уши - целых пять сантиметров. То есть наши уши занимают больше половины тела. Значит, мы ушастей!
В этот момент кто-то забубнил, пробираясь сквозь толпу:
- Пропустите брюссельского барана, пропустите!
Звери расступились и увидели необычного, декоративного кролика, у которого уттти были собраны в клубки по бокам головы. Они на самом деле, напоминали бараньи рога.
- Ну-ка, расправьте мои уши, - попросил необычный кролик.
К нему подскочили два зайца, расправили уши, и все животные ахнули. Кролик был совсем небольшой, а уши три метра длиной!
- Он даже ушастей меня, - сказал с завистью длинноухий тушканчик.
- Не считается, не считается! - запротестовал слон. - Если мои уши растянуть, они тоже ого-го будут.
- Ну и пусть не считается, - проворчал кролик. - Если бы вы меня признали победителем, я бы научил вас, как уши сворачивать. А теперь не научу! Сматывайте назад мои уши, русаки, да поаккуратней! - приказал гордый кролик-баран зайцам.
- Это он русак, а я беляк, - поправил кролика один из зайцев.
- Да разве вас отличишь друг от друга? - усмехнулся кролик.
- Запросто, - сказал заяц-русак. - Если загнуть мои уши вперёд, они будут длиннее носа. А у зайца-беляка уши до носа даже не дотянутся...
Слова зайца заглушил страшный шум. Все звери кричали наперебой.
- А ты чего сюда пришла? Здесь конкурс ушей!
- Иди отсюда, безухая!
- Позор безухим!!!
Чтобы навести порядок, вынужден был вмешаться Главный судья соревнований - Биолог.
- Перестаньте обижать безухую крысу, - строго сказал он. - У нее тоже есть уши, только они внутри головы.
- Что мы, не видим, что ли: она без ушей, - зароптали звери, но утихли.
- Придётся вам рассказать про уши, - начал Биолог. - Вы сейчас "мерились" наружными ушами, так называемыми УШНЫМИ РАКОВИНАМИ. Ушная раковина служит для собирания звуков, которые раздаются вокруг нас. Затем звуки, собранные в воронке ушной раковины, направляются по СЛУХОВОМУ ПРОХОДУ к барабанной перепонке. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА - это такая пленка, которая колеблется, когда о неё ударяются звуковые волны. Дальше, за барабанной перепонкой, расположено СРЕДНЕЕ УХО. В нем находятся три маленькие косточки: МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ и СТРЕМЯЧКО...
- Ха-ха-ха, - хохотом перебил Биолога африканский слон. - Молоточек, наковальня... Значит, у меня в ухе - кузница.
Звери стали хихикать, ощупывая свои уши. А длинноухий тушканчик принялся лупить себя по уху, приговаривая: "По кузнице, по кузнице!"
- Прошу тишины! - сказал Биолог. - Так вот, звуки ударяются о барабанную перепонку, её движения передаются молоточку. От молоточка через наковальню во ВНУТРЕННЕЕ УХО. Все ясно? Надеюсь, теперь не будете обижать безухую крысу. Она ничем не хуже всех вас.
- Ладно, пусть сидит вместе с нами, - согласились все.
Отчего вы только на крысу внимание обращаете? - обиделась летучая мышь. - Я например, даже видеть могу ушами. Во время полёта я издаю крики, которые ударяются в разные предметы и эхом возвращаются в мои уши. Вот так я измеряю расстояние до предметов, как бы вижу ушами. Однажды ученые проводили испытания и залепили мне глаза. Но я по-прежнему прекрасно летала и охотилась на насекомых, пользуясь ушами. Когда же мне закупорили уши, я стала совсем слепой.
- Так тебе и надо! Ишь удумала - насекомых ловить, - сказал кузнечик, опасливо ко- сясь на летучую мышь, и спросил Биолога. - Чем же насекомые слышат? Ушей-то у нас нет.
- Для большинства насекомых мир беззвучен, - ответил Биолог. - Но у сверчков, саранчовых, цикад и ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на ногах или даже на брюшке. Барабанные перепонки у некоторых сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, откуда идет звук.
Слуховой аппарат насекомых устроен проще, чем наш, зато гораздо чувствительней. Слух ночных бабочек настроен на звуки, испускаемые летучими мышами во время охоты. Человеку, например, ни за что не различить этих мышиных криков. А бабочка, легко уловив опасный писк, резко сворачивает в сторону или пикирует на землю.
- Спасибо за рассказ, - поблагодарил кузнечик, задрал кверху ноги и повернул их в сторону Биолога. - Вы не обидитесь за то, что я слушаю вас ногами?
- Делайте так, как вам удобнее, - ответил Биолог и продолжал. - Мало того, что есть насекомые глухие, есть еще и немые. Звуки они издают трением одной части тела о другую...
- Ой, как смешно! - вмешался длинноухий тушканчик. - А есть такие животные, которые слышат телом?
- У рыб, например, две слуховые^ системы, - сказал Биолог. - Во-первых, они превосходно слышат с помощью внутренних ушей, расположенных внутри головы, рядом с мозгом. А вторая слуховая система рыб - это органы боковой линии, проходящие вдоль тела с обеих сторон.
- Но все-таки кто же самый ушастый? - неожиданно вмешался в разговор широкоухий складчатогуб. - Вот у меня и у некоторых других бульдоговых летучих мышей уши срослись в жесткий киль - "руль высоты". Я им рулю в полёте, использую для воздушных маневров. Может, я самый ушастый и есть?
- А это пусть ребята решают, - ответил Биолог. - Быть может, кто-нибудь из них определит самого ушастого животного или даже сам захочет претендовать на звание самого- самого ушастого в мире...
4. Пятиминутка “Хочу все знать!” (сообщения детей о том, что они знают по данной теме).
5. Выступление лор-врача (девочка играет роль врача):
а) ухо - важный орган человеческого организма;
б) гигиена уха.
6. Развитие речи. Фразеологизмы.
Соедините парами, объясните значения:
- развешивать уши (слушать с доверчивостью):,
- держать ушки на макушке (быть настороже)',
- медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха)',
- увяз по уши (полностью увлечен)',
- прожужжал уши (надоел);
- навострить уши (прислушиваться)',
- пропустить мимо ушей (не обращать внимания)',
- не верить ушам своим (сильно удивляться);
- ухо режет (неприятен);
- не видать как своих ушей (никогда не будет);
- уплетать так, что за ушами трещит (с большим аппетитом).
Соотнесите выражения с иллюстрациями (на доске ряд рисунков).
7. Творческая работа.
На листах напечатаны две сказки, в отдельных местах которых, пропущены фразеологизмы (дети самостоятельно выполняют работу по вариантам).
Задание: вставить нужные фразеологизмы (звучит легкая мелодия).
Сказка о маленьком слонёнке.
В городском зоопарке жил маленький слонёнок с большими, большими ушами. Он очень любил сладкое, и когда дети^ угощали его конфетами, уплетал их так, что
Ему нравилось жить в зоопарке, но он мечтал работать в
цирке. Он , когда знакомый воробей принёс
ему новость, что цирку требуется слон, играющий на трубе.
Слонёнок начал учиться играть на трубе, но все говорили, что ему и что его игра
И подумал слонёнок, что не видать ему цирка Но настырный воробей , что надо учиться и
учиться, и тогда всё получится. И слонёнок в музыкальной
грамоте.
А через некоторое время на афише цирка красовался симпатичный слонёнок с трубой, и зрители были в восторге от его игры.
Слова для справок: за ушами трещало, не поверил ушам своим, на ухо медведь наступил, режет слух, как своих ушей, прожужжал ему все уши, увяз по уши.
Каток в лесу
Бежал как-то заяц по лесу, петлял, следы заметал - всё ему казалось, что за ним кто-то гонится. Неожиданно выскочил он из леса и попал на окраину деревни. И послышался ему какой-то звон и смех людей. Заяц и увидел, что ребятишки из деревни катаются по льду, как лебеди плывут по воде. Удивился заяц и побежал обратно в лес. Там он разыскал лесных жителей: бельчат, волчат, медвежат, лисят - и стал рассказывать, что он видел. Зверята и решили построить такой же каток. Сразу принялись за дело: кто поляну расчищает от кустарников, кто снег сгребает, кто воду носит. А заяц бегает от одного к другому и командует, что и как делать. Рассердились звери: "Заяц, ты нам , взялся бы сам за дело!" Но заяц
это замечание и снова стал командовать и всем мешать работать. Тогда медвежонок схватил зайца за уши и говорит: "Заяц, если ты не будешь работать вместе снами, то катка тебе !"
Притих заяц и вместе со всеми стал заливать каток.
Наконец, всё было сделано и заблестел каток голубоватым цветом. Все зверята были рады, но сильно проголодались. Тогда медвежонок пригласил всех к себе в гости. А там его мама приготовила пирожки с вареньем. Все стали уплетать так, что ……………………………………………………………...
А потом дружно катались до самого вечера.
Слова для справок: навострил уши, уши развесили, все уши прожужжал, пропустил мимо ушей, не видать как собственных ушей, за ушами трещало.
Проверка.
8. Итог.
Итак, в начале урока мы поставили вопрос "Кого можно назвать самым ушастым?"
Два значения имеет слово, одно из значений - тот, который все слышит, все новости у него на слуху.
Кто самый ушастый на сегодняшнем уроке? (кто лучше всех слушал и отвечал)
Проверим. Я шепотом говорю слова, если слово звучало в сегодняшнем уроке, хлопаете в ладоши, если нет – тишина (наушники, сердце, звук, арбуз, стремечко, скелет, ушан, Ушария, наковальня, винегрет).
Подарите эмблемы тому, кого вы приметили, кто лучше всех слушал и отвечал.
Д/з. Проблема! Подумайте как могут быть связаны между собой слова ухо и улитка!
До свидания. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.
В 4 классе по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...
интегрированный урок по окружающему миру и физкультуре по теме "Здоровый образ жизни"
Этот урок проводится по окончании изучения раздела "Мы и наше здоровье" по предмету " Окружающий мир" , цель урока обобщить знания....
«Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)
Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по теме: "Путешествие по Москве. Московский Кремль. Ф. Н. Глинка «Москва».
На уроке обобщаются и систематизируются первоначальные знания учащихся об истории возникновения, развития и становления города Москвы; ученики знакомятся с достопримечательностями...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»
Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию при решении нестандартной учебной з...
Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные.
Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные....