Конспект урока "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Борзова Наталия Геннадиевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад 

 

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные?" 2-й класс

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Борзова Наталия Геннадиевна

28.10.2021г.

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные?" 2-й класс

Класс: 2-б

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2012.

Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

Задачи:

1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;

2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.

3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных, наклейки с изображением

животных, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы.)

Учитель.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

1Проверка домашнего задания.

Учитель. - Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:

  1. Две сестрицы летом зелены,
    К осени одна краснеет,
    Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
  2. Растёт зелёный кустик,
    Дотронешься – укусит. (Крапива)
  3. Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
  4. Очень густо он растёт,
    Незаметно он цветёт.
    А когда приходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (Орешник)
  5. Высока, стройна, душиста,
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена. (Сосна)
  6. То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)

На доске появляются карточки с угаданными растениями.

Учитель. - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?

Дети. - Растения.

Учитель. - На какие группы можно разделить все растения?

Дети. - Деревья, кустарники, травы.

Учитель. - Распределите карточки на группы. (3 ученика у доски делят карточки на группы. Класс проверяет).

Деревья

Кустарники

Травы

осина

смородина

крапива

сосна

орешник

одуванчик

Учитель. – Приведите по три примера растений каждого вида.

Учитель. - Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?

Дети. - Лиственные и хвойные.

Учитель. - Приведите примеры лиственных деревьев.

- Приведите примеры хвойных деревьев.

Учитель. - Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?

Дети. - У хвойных деревьев имеются хвоинки - иголочки, у лиственных – листья.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Разгадывание кроссворда.

Учитель. - Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. - Отгадайте загадки.

1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)

2.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)

3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)

4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

5.Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)

6.Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (Филин.)

7.Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)

8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)

Учитель. - Какое слово получилось?

Дети. - Животные.

Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

(Звучит музыка из передачи «В мире животных)

Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

V. Работа по теме урока.

1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4

Учитель. Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.

В больших конвертах подготовлены рисунки животных:

  • 1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
  • 2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
  • 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
  • 4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.

– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

На доску вывесить результат работы каждой группы.

– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.

Ученики читают текст на с.60.

– Что узнали о животных данной группы?

– Отличительный признак данной группы?

На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.

(В ходе работы на доске появляется таблица)

Название группы

Отличительные признаки

Насекомые

6 ног

Рыбы

Тело покрыто чешуёй

Птицы

2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв

Звери

4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком

2.Продолжение работы по теме урока.

Учитель. – Познакомьтесь по учебнику с животными разных групп. Сделайте сообщение классу.

Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.

а) чтение текстов по группам 1, 2, 3, 4.

б) заслушивание сообщений подготовленных учащихся;

Учитель. – Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из этих рассказов?

в) выводы и обобщения по теме урока сделанные уч-ся;

г) сравнение с формулировками учебника стр. 60, 62, 63.

V. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.

Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.

Учитель. - У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?

Дети. - Это лягушка и крокодил.

Учитель. - Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)

Дети. - Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.

Учитель. - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.

Учитель. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.

Учитель. - Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)

- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит.

- К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.

Учитель. - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)

Учитель. - Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.

Земноводные

4 ноги Тело покрыто кожей

Учитель. - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

Учитель. - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).

Учитель. - Заполним до конца нашу таблицу.

Пресмыкающиеся

4 ноги или отсутствие ног. Тело покрыто роговыми чешуйками

2.Чтение текста на стр. 61.

3. Работа с таблицей.

-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.

4.Чтение вывода на стр.63.

а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.

5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.


034i



- Кто изображён на картинке? (Панда)

- Что за буквы написаны внизу?

Учитель сообщает:

- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.

- Как вы помогаете животным?

VI.Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

Вот и юг! Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

VII. Закрепление.

1.Выполнение задания учебника на стр. 61.

- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?

2.Работа в рабочей тетради.

Учитель. - Откройте тетради на стр. 42, выполните задания 1, 2, причём каждая группа находит представителей той группы животных, о которой делала сообщение.

- Выполните задания № 3, стр.43, 3 6, 7 стр.44

Учитель. - С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.

- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?

- Выполните в тетради задание 7 на стр.44.

VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний.

1. Продолжи высказывание

1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?

3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.

4. Назовите представителей этих групп.

2.Чтение учителем стихотворения

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

XI. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока?




Х. Домашнее задание.

С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)

С. 43 – 45, № 4, 5, 8 (тетрадь)

(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных), атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику.

На память об уроке каждый ученик получает наклейки с изображение животных.)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

План -конспект урока "Какие бывают животные?

План -конспект урока "Какие бывают  животные?...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока "Какие бывают животные?"

Цель урока: обобщить знания детей о различных животных. Форма работы - в группах....

Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....