Конспект урока-проекта по окружающему миру на тему: "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Старкова Ольга Викторовна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_zhivotnye.docx50.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»

Учебный  проект (монопроект) по окружающему миру

2 класс

Тема: «Какие бывают животные».

Старкова Ольга Викторовна – учитель второй квалификационной категории

2011-2012 уч. год


Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных и т. д.) через реализацию учебного проекта по теме «Какие бывают животные»

Учебные задачи монопроекта:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию);

- формирование способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 Регулятивные УУД:

- формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- формирование умения контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения включаться в диалог и коллективное  обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;

- формирование умения слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- формирование умения понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД:

- формирование умения выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- развитие способности активно использовать речевые средства; операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения сравнивать объекты природы, делить их на группы;

- формирование умения находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- знать на какие группы можно разделить животных;

- научиться выделять и сравнивать признаки каждой группы.

Средства (оборудование):

  1. Учебник по окружающему миру (УМК «Школа России», А. Плешаков).
  2. Энциклопедии, справочники.
  3. Инструкционные карты, листы оценки.
  4. Картинки с изображениями животных разных групп.
  5. Кроссворд.
  6. Листы бумаги, фломастеры.

Содержание взаимодействия с учащимися.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.

Эмоциональное начало урока

Учитель читает стихотворение:

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учащиеся слушают стихотворение.

2.

Актуализация опорных знаний

Учитель проводит беседу:

- Ребята, куда мы совершали путешествие на прошлом уроке?

- С чем мы познакомились?

- С какими группами растений мы познакомились?

- Отгадайте растение по признакам и назовите к какой группе оно относится:

1. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Ландыш)

2. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)

3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)

4. В народе это растение часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения  летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый душистый и вкусный. (Липа)

5. Ветки этого растения покрыты острыми и твёрдыми колючками. (Боярышник)

6. Дотронься летом до ствола этого растения. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного растения в мире: ведь это единственное растение с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза)

7. Это растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)

- Молодцы, ребята!

Учащиеся отгадывают растения и относят их к группам.

Познавательные УУД

3.

Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися

- А кто ещё живёт в лесу? Об этом мы узнаем, отгадав кроссворд.

- Какое слово получилось в выделенном столбике? (животные)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А так же провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Учащиеся отгадывают кроссворд

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.

4.

Работа в статичных группах.

- Постановка проблемы.

- Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А так же провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Об этом мы с вами узнаем, работая в группах.

Коммуникативные УУД

- Деление класса на группы.

Учитель организует игру «Суета».

-Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Посмотрите, кто изображён на вашей карточке и найдите других животных, относящихся к этой же группе.

Учащиеся проводят игру «Суета».

Коммуникативные УУД

-Планирование деятельности.

- Рассмотрите внимательно животных, изображённых на ваших карточках; вспомните, как называется данная группа животных, сколько ног имеют животные этой группы и чем покрыто их тело.

-Для выполнения творческого задания пользуйтесь инструкционной картой.

- Перед работой  примем правила работы в группе:

В группе работая, вежливы будьте.

Другу помочь не забудьте.

Не перебивай, выслушивай до конца,

Будь открытым для взаимодействия,

Уважай мнение участников.

Обсуждаются и принимаются единые критерии оценивания предполагаемого результата.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД

- Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. Оформляют проект, участвуют в его коллективном анализе, выясняют причины успехов и неудач.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

5.

Презентация проекта.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы, при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. В качестве эксперта принимает отчёт. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат, толерантность и т. д.

Учащиеся осуществляют защиту проекта. Демонстрируют понимание проблемы, целей, задач; умение планировать и осуществлять свою работу, рефлексию деятельности результата.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД.

6.

Подведение итогов проекта.

Учитель организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка оценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроений».

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

- коллективного обсуждения,

- самоанализа.

Регулятивные УУД, личностные УУД.


Лист оценки 1 группы

Умения

         Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Насекомые – животные, которые имеют 6 ног.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся животные:

    - Стрекоза

    - Колорадский жук

    - Дятел

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Лист оценки 2 группы

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся животные:

    - Щука

    - Бабочка

    - Окунь

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Лист оценки 3 группы

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся животные:

    - Черепаха

    - Канарейка

    - Ворона

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Лист оценки 4 группы

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Звери – животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают детёнышей молоком.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся животные:

    - Медведь

    - Крокодил

    - Белка

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Лист оценки 5 группы

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Земноводные – животные, тело которых покрыто голой, нежной кожей и живущие как на суше, так и в воде.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся знаки:

    - Ящерица

    - Лягушка

    - Тритон

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Лист оценки 6 группы

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу.

Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность.

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать.

Мы научились слушать и слышать товарищей.

Мы гордимся традициями своей Родины.

Мы научились  работать в группе.

Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных.

Результат:

1.Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем.

ДА                      НЕТ

2.К данной группе относятся знаки:

    - Крокодил

    - Кобра

    - Лиса

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

ДА                      НЕТ

Инструкционная карта для 1 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.62), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4. Найдите изображения представителей данной группы животных.

5.  Подготовь отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта для 2 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.62), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4.  Найдите изображения представителей данной группы животных.

5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта для 3 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.63), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4.  Найдите изображения представителей данной группы животных.

5.  Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта для 4 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.63), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4.  Найдите изображения представителей данной группы животных.

5.  Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта для 5 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 61), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4.  Найдите изображения представителей данной группы животных.

5.  Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта для 6 группы

  1. Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)

Роли в группе

Чтец

Аналитик

Докладчик

  1. Прочитайте текст в учебнике (с. 61), справочном материале.
  2. Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:

- название группы животных;

- какое количество ног имеет эта группа животных;

- чем покрыто тело животных.

4.  Найдите изображения представителей данной группы животных.

5.  Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Кроссворд.

ж

и

р

а

ф

л

и

с

а

в

е

р

б

л

ю

д

к

о

р

о

в

а

т

и

г

р

н

о

с

о

р

о

г

м

ы

ш

ь

б

е

л

к

а

  1.  Есть копытный великан.
    Шея как подъемный кран,
    С рожками, пятнистый,
    Но не очень быстрый.
  2.  Повыше кошки рост, 
    Живет в норе, в лесу. 
    Пушистый рыжий хвост,
    Все знаем мы...
  3.  Идет с бархана на бархан
    Двугорбый желтый великан.
    Нести поклажу – тяжкий труд
    В пустыне может лишь …
  4.  Люблю я клевер на лугу,

И сено сладкое в стогу,

И вербы свежую листву,

И придорожную траву.

  1. Как большая кошка он 
    Грациозен и умён. 

Но не любит разных игр 
Полосатый грозный...

  1. На носу и рог и два,
    Как их держит голова?
    Плохо видит, бедолага,
    А отсюда и отвага.
    Не боится никого,
    Даже Лёвы самого.
    Так кто такой владелец рога?
    Вы узнали…
  2. Живет в норке, грызет корки.
    Короткие ножки; боится кошки.
  3. Кто на ветке шишки грыз
    И бросал объедки вниз?
    Кто по елкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Урок по окружающему миру по теме "Какие бывают животные"

Урок подробно знакомит с разными видами животных. В урок включена диффренцированная работа, дидактические игры "Третий лишний", "Распредели на группы", "Веселая переменка"....

Урок окружающего мира по теме : "Какие бывают животные?"

Урок знакомства с новым материалом.На уроке используется системно-деятельностный подход,проблемное изложение материала...

Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"

Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс....

Разработка урока по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?»

Точки занятия:Животные - необходимая  и важная  часть живой природы;Мир животных очень разнообразен, к ним относятся: насекомые ( у них три пары ног), птицы (имеют крылья), звери (тело покры...