Конспект урока-проекта по окружающему миру на тему: "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»
Учебный проект (монопроект) по окружающему миру
2 класс
Тема: «Какие бывают животные».
Старкова Ольга Викторовна – учитель второй квалификационной категории
2011-2012 уч. год
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных и т. д.) через реализацию учебного проекта по теме «Какие бывают животные»
Учебные задачи монопроекта:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию);
- формирование способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- формирование умения контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
- формирование умения слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- формирование умения понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД:
- формирование умения выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- развитие способности активно использовать речевые средства; операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- формирование умения находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- знать на какие группы можно разделить животных;
- научиться выделять и сравнивать признаки каждой группы.
Средства (оборудование):
- Учебник по окружающему миру (УМК «Школа России», А. Плешаков).
- Энциклопедии, справочники.
- Инструкционные карты, листы оценки.
- Картинки с изображениями животных разных групп.
- Кроссворд.
- Листы бумаги, фломастеры.
Содержание взаимодействия с учащимися.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1. | Эмоциональное начало урока | Учитель читает стихотворение: Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Учащиеся слушают стихотворение. | |
2. | Актуализация опорных знаний | Учитель проводит беседу: - Ребята, куда мы совершали путешествие на прошлом уроке? - С чем мы познакомились? - С какими группами растений мы познакомились? - Отгадайте растение по признакам и назовите к какой группе оно относится: 1. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Ландыш) 2. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята) 3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха) 4. В народе это растение часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый душистый и вкусный. (Липа) 5. Ветки этого растения покрыты острыми и твёрдыми колючками. (Боярышник) 6. Дотронься летом до ствола этого растения. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного растения в мире: ведь это единственное растение с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза) 7. Это растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник) - Молодцы, ребята! | Учащиеся отгадывают растения и относят их к группам. | Познавательные УУД |
3. | Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися | - А кто ещё живёт в лесу? Об этом мы узнаем, отгадав кроссворд. - Какое слово получилось в выделенном столбике? (животные) - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? - Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А так же провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. | Учащиеся отгадывают кроссворд | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД. |
4. | Работа в статичных группах. - Постановка проблемы. | - Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А так же провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Об этом мы с вами узнаем, работая в группах. | Коммуникативные УУД | |
- Деление класса на группы. | Учитель организует игру «Суета». -Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Посмотрите, кто изображён на вашей карточке и найдите других животных, относящихся к этой же группе. | Учащиеся проводят игру «Суета». | Коммуникативные УУД | |
-Планирование деятельности. | - Рассмотрите внимательно животных, изображённых на ваших карточках; вспомните, как называется данная группа животных, сколько ног имеют животные этой группы и чем покрыто их тело. -Для выполнения творческого задания пользуйтесь инструкционной картой. - Перед работой примем правила работы в группе: В группе работая, вежливы будьте. Другу помочь не забудьте. Не перебивай, выслушивай до конца, Будь открытым для взаимодействия, Уважай мнение участников. Обсуждаются и принимаются единые критерии оценивания предполагаемого результата. | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД | ||
- Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов. | Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. | Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. Оформляют проект, участвуют в его коллективном анализе, выясняют причины успехов и неудач. | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. | |
5. | Презентация проекта. | Учитель организует презентацию результатов каждой группы, при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. В качестве эксперта принимает отчёт. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат, толерантность и т. д. | Учащиеся осуществляют защиту проекта. Демонстрируют понимание проблемы, целей, задач; умение планировать и осуществлять свою работу, рефлексию деятельности результата. | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД. |
6. | Подведение итогов проекта. | Учитель организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка оценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроений». | Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: - коллективного обсуждения, - самоанализа. | Регулятивные УУД, личностные УУД. |
Лист оценки 1 группы | |
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Насекомые – животные, которые имеют 6 ног. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся животные: - Стрекоза - Колорадский жук - Дятел | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Лист оценки 2 группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся животные: - Щука - Бабочка - Окунь | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Лист оценки 3 группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся животные: - Черепаха - Канарейка - Ворона | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Лист оценки 4 группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Звери – животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают детёнышей молоком. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся животные: - Медведь - Крокодил - Белка | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Лист оценки 5 группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Земноводные – животные, тело которых покрыто голой, нежной кожей и живущие как на суше, так и в воде. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся знаки: - Ящерица - Лягушка - Тритон | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Лист оценки 6 группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу. | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать. | |
Мы научились слушать и слышать товарищей. | |
Мы гордимся традициями своей Родины. | |
Мы научились работать в группе. | |
Мы узнали основные отличительные признаки каждой группы животных. | |
Результат: | |
1.Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем. | ДА НЕТ |
2.К данной группе относятся знаки: - Крокодил - Кобра - Лиса | ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ |
Инструкционная карта для 1 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.62), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовь отчёт о проделанной работе.
Инструкционная карта для 2 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.62), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.
Инструкционная карта для 3 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.63), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.
Инструкционная карта для 4 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 60, с.63), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.
Инструкционная карта для 5 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 61), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.
Инструкционная карта для 6 группы
- Распределите обязанности между членами группы (запишите роли в таблицу)
Роли в группе | |
Чтец | |
Аналитик | |
Докладчик |
- Прочитайте текст в учебнике (с. 61), справочном материале.
- Подготовьте рассказ о данной группе животных по плану:
- название группы животных;
- какое количество ног имеет эта группа животных;
- чем покрыто тело животных.
4. Найдите изображения представителей данной группы животных.
5. Подготовьте отчёт о проделанной работе.
Кроссворд.
ж | и | р | а | ф | |||
л | и | с | а | ||||
в | е | р | б | л | ю | д | |
к | о | р | о | в | а | ||
т | и | г | р | ||||
н | о | с | о | р | о | г | |
м | ы | ш | ь | ||||
б | е | л | к | а |
- Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. - Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... - Идет с бархана на бархан
Двугорбый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд
В пустыне может лишь … - Люблю я клевер на лугу,
И сено сладкое в стогу,
И вербы свежую листву,
И придорожную траву.
- Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный...
- На носу и рог и два,
Как их держит голова?
Плохо видит, бедолага,
А отсюда и отвага.
Не боится никого,
Даже Лёвы самого.
Так кто такой владелец рога?
Вы узнали… - Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. - Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.
Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс
Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...
Урок по окружающему миру по теме "Какие бывают животные"
Урок подробно знакомит с разными видами животных. В урок включена диффренцированная работа, дидактические игры "Третий лишний", "Распредели на группы", "Веселая переменка"....
Урок окружающего мира по теме : "Какие бывают животные?"
Урок знакомства с новым материалом.На уроке используется системно-деятельностный подход,проблемное изложение материала...
Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"
Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....
Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс....
Разработка урока по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?»
Точки занятия:Животные - необходимая и важная часть живой природы;Мир животных очень разнообразен, к ним относятся: насекомые ( у них три пары ног), птицы (имеют крылья), звери (тело покры...