Урок по окружающему миру "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Зона степей
1.Организационно мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! (1 Лист)
- Меня зовут Дарья Алексеевна сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
- Девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле».
- Скажите, как вы её понимаете? (ответы детей: каждый день мы узнаём что- то новое…)
- Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море.
2. Постановка учебной задачи.
- Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам вспомнить темы наших предыдущих уроков и разгадать кроссворд. (карточка 1)
- Проверим вашу работы под документ-камерой.
- У всех получилось также?
- Какое ключевое слово вам удалось разгадать? (Степь)
- Ребята, а вы сможете мне сейчас рассказать о ней? (нет)
- Почему, ребята? (у нас возникло затруднение, потому что мы ничего не знаем о зоне степей)
- Как же вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (зона степей) (2 Лист)
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Чтобы мы смогли достичь этой цели, нам нужно составить план работы на сегодняшнем уроке, а помогут нам в этом слова – помощники (выходят по одному)
3. Учебное действие.
- У вас на столах лежат листы самооценки. По мере того, как мы будем решать поставленные задачи, отмечайте каждый этап знаком плюс, если вы справились, и знаком минус, если возникали затруднения.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть настоящими исследователями. Мы с вами будем исследовать зону степей, чтобы узнать о ней как можно больше.
- Чтобы решить первую задачу я предлагаю вам рассмотреть карту природных зон на странице 72 учебника. (3 Лист)
- Каким цветом обозначена зона степей на карте? (желтым)
- Где же расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов)
- Кто сможет выйти и показать эту зону на карте?
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)
- Посмотрите на карту тепловых поясов России, в каком тепловом поясе находится зона степей? (4 Лист) (Зона степей расположена в умеренном поясе)
- Справились мы с первой задачей?
- Не забывайте делать пометки в листах самооценки.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
- Посмотрите, так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето. (5 Лист)
- Здесь дуют горячие ветры - суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь». (6 Лист)
- Скажите, какая вторая задача стоит перед нами?
- Для ее решения предлагаю вам разделиться на пары ботаников, зоологов и экологов. Пара ботаников поработает с учебником на странице 114. Пара зоологов внимательно изучит информацию на страницах учебника 114-115. А пара экологов изучит материал учебника на страницах 115-116. Подготовить ответ. Вам поможет план, расположенный на ваших столах.
- Степная зона славится самой плодородной почвой. В ней растут разнообразные растения. Подробнее нам об этом прошу рассказать пару ботаников. (7 лист)
- Молодцы, нам было очень интересно вас слушать.
- А теперь пара зоологов расскажет нам о животном мире степей. (8 Лист)
- Спасибо за работу, ребята!
- Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Подробнее нам об этом расскажет пара экологов. (9 Лист)
- Молодцы, ребята, хорошо поработали с информацией.
Физминутка
Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).
- Вы сказали, что для защиты живого мира степной зоны создают заповедники. Представьте, что сейчас вы находитесь в заповеднике, какую помощь животным и растениям вы можете оказать?
- Справились мы с вами со второй задачей?
- Какая последняя задача стоит перед нами?
- Решить ее вам поможет план ответа, он находится у вас на столах.
- Обсудите в группах пункты плана, и подготовьтесь дать характеристику зоне степей. (10 Лист)
Правила работы в группах:
- Уважай мнение товарища.
- Будь внимательным.
- Соблюдать тишину.
- Слушать и слышать друг друга.
- Давайте послушаем вторую группу.
- Молодцы, ребята, вы смогли дать нам подробную характеристику природной зоне степей.
4. Действие контроля и самоконтроля.
- А сейчас я предлагаю вам проверить насколько вы поняли сегодняшнюю тему и выполнить небольшое задание. (11 Лист). Определите, какие растения и животные мы можем встретить в лесу, а какие в степи.
5. Действие оценки и самооценки.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте вспомним, в роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?
- Какую цель ставили перед собой?
- Кто считает, что он достиг цели, поднимите правую руку.
- Маша, что ты сегодня узнала?
- Настя, чему ты сегодня научилась?
- Посмотрите, ребята, что вы видите на доске? (степь и тюльпаны) (12 Лист)
- Если у вас больше плюсов и вам было все понятно на уроке, вы справились со всеми заданиями, то поместите на картинку с изображением степи желтый тюльпан. Если вы допускали ошибки при выполнении заданий и у вас остались вопросы – красный.
- Я вижу, что вы все справились с поставленными задачами, вы все сегодня были настоящими исследователями и сделали для себя новое открытие!
- Спасибо вам за работу, наш урок окончен.
План рассказа о растениях
1. Общая особенность растений.
2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
- Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112—115), расскажите о животных степной зоны по плану.
План рассказа о животных
1. Отличительная черта степных животных.
2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.
План рассказа о природоохранной деятельности
1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Рассказ ботаников
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Рассказ зоологов
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Рассказ экологов
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
План характеристики степной зоны:
- Географическое расположение.
- Растительный и животный мир.
- Влияние человека на степь.
Характеристика зоны степей
- Степь расположена южнее лесостепи и севернее полупустынь. На карте она показывается желтым цветом.
- Степь - это травы, деревьев в степи практически нет. Степь - равнинное пространство. Здесь водятся антилопы и сайгаки, на которых охотятся волки и манулы, здесь обитают грызуны, на которых охотятся лисы и хищные птицы.
- Степь используется для развития сельского хозяйства, ее распахивают под поля и используют как пастбища. Площадь степей уменьшается из-за использования человеком. Для защиты степей устраиваются заповедники и природные парки.
План характеристики степной зоны:
- Географическое расположение.
- Растительный и животный мир.
- Влияние человека на степь.
Характеристика зоны степей
- Степь расположена южнее лесостепи и севернее полупустынь. На карте она показывается желтым цветом.
- Степь - это травы, деревьев в степи практически нет. Степь - равнинное пространство. Здесь водятся антилопы и сайгаки, на которых охотятся волки и манулы, здесь обитают грызуны, на которых охотятся лисы и хищные птицы.
- Степь используется для развития сельского хозяйства, ее распахивают под поля и используют как пастбища. Площадь степей уменьшается из-за использования человеком. Для защиты степей устраиваются заповедники и природные парки.
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
Лист самооценки | |
Этапы урока | +/- |
Узнать, где расположена зона степей. | |
Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы. | |
Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)
"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Зона степей"
Сформировать у учащихся на данном уроке представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением данной зоны, с её особенностями, с животным и растительным миром, воспитывать люб...
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс
Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей
Разработка урока по "Школе России" с презентацией...
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...
Презентация к уроку окружающего мира "Степи"
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе. Содержит материал дя построения урока по программе "Перспектива", фотографии....