Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Зона степей"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Сформировать у учащихся на данном уроке представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением данной зоны, с её особенностями, с животным и растительным миром, воспитывать любознаткльность, интерес к поисковой работе. К уроку составлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_stepey_urok.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
села Большой Карай Романовского района Саратовской области
Урок «Окружающий мир»
УМК «Начальная школа 21 века»
под редакцией Н. Ф. Виноградовой
«Зона степей»
Выполнила учитель начальных классов
Попова Л. Н.
2009\10
Цель:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением природной зоны, с ее особенностями, с животным и растительным миром;
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учебе
Оборудование:
- компьютер
- презентация урока
- кроссворды
- листы бумаги, цветные карандаши
- корзина тюльпанов
Ход урока
1 Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок окружающего мира. Я знаю, что вы очень любознательные ребята и на уроках всегда бываете активные, много читаете, много знаете. Я надеюсь, что урок у нас будет интересным и плодотворным. Как вы считаете?
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл впрок,
Активно в работу включайся дружок
2 Работа над новым материалом
Ребята, вы любите путешествовать? Наверное у каждого из вас есть мечта куда-нибудь отправиться в путешествие? Поделитесь с нами со своей мечтой.
Представьте, что ваша мечта сбылась, и вы скоро отправитесь в путешествие. А на чем бы вы его совершили? На каком виде транспорта?
(слайд №3)
Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. А поедем мы на паровозике из Ромашково. Он очень любит природу и рад что путь наш лежит…. А вот куда ? Пока секрет. Узнаете вы наш маршрут, лишь только тогда, как отгадаете кроссворд. Перед вами лежат кроссворды, я вам буду загадывать загадки, а вы должны ответы вписывать и если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках прочитаете куда мы совершим путешествие.
(слайд № 4)
1 Листья с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки не выше кочки (брусника)
(Дополнительная подсказка. Этот кустарничек растет в тундре и лесной зоне.)
- Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок (лиственница)
( это хвойное дерево, древесина у неё прочная, не поддается гниению)
- Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
4 В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. А еще цветы этого дерева заваривают и дают больным при простуде. ( липа)
- Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. Это дерево растет и у вас в лесу? (ольха)
1 | 2 | |||
4 | 5 | |||
3 | ||||
Прочитайте слово, которое написано в выделенных клеточках. Это степь. Вот туда и будет лежать наш путь. Степь это одна из природных зон нашей страны. А какие еще природные зоны вам известны? Ну а теперь в путь! ( слайд № 5 )
Посмотрите на карту (слайд №6 )
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго – западной границы России По площади это небольшая зона. Большая ее часть расположена на Восточно – Европейской равнине и лишь небольшая её часть на Западно – Сибирской
В степи хорошо выражены все 4 времени года
( слайд № 7 )
Самое прекрасное время года в степи – это весна. Весна там короткая, снег тает быстро, почва тоже быстро просыхает. Холодная погода быстро меняется на жаркую. В апреле уже наблюдаются весенние засухи
(слайд № 8)
Весной тающий снег и выпадающие осадки хорошо увлажняют почву и степь расцветает
Вот как описывает весеннюю степь русский писатель А. Куприн.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики.
( слайд № 9)
Лето в степи солнечное, жаркое, продолжительное и засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – СУХОВЕИ. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые.
С наступлением сухого и жаркого лета степь как бы выгорает. Цветение заканчивается. И остаются только те растения, которые хорошо переносят жаркое лето. (слайд №10)
( слайд № 11)
Осень в степи теплая и сухая. Лишь в конце начинаются дожди
( слайд № 12)
Зима здесь довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до – 20 С. Снежный покров очень маленький, т к осадков выпадает мало. Часто дуют сильные ветры.
3 Физминутка
( слайд № 13)
Растения степной зоны приспособились к жизни в степи и успешно переносят перегрев и обезвоживание. Весной в степи зацветают луковичные растения: тюльпаны, ирисы, а с наступлением жаркого лета растут ковыль, типчак, полынь другие растения, которые хорошо переносят засуху, т к у них длинные корни, которыми они добывают воду из глубоких слоев почвы.
В степи нет лесов, только кое –где можно встретить одинокое дерево.
А вот почему? Как вы думаете, ребята?
( там влаги хватает только для трав, а вот для деревьев этой влаги недостаточно)
Животный мир степей богат и своеобразен. Здесь живут травоядные животные, грызуны, насекомые, птицы. Животный мир степей отличается от животного мира леса. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег помогает им спастись от врагов и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и корма.
( слайд № 14)
По степи передвигаются стада сайгаков в поисках пастбищ. Этим животным приходится быстро бегать от главного своего врага – волка. Вдали от селений живут зайцы и лисицы.
В степи обитает ядовитая гадюка.
( слайд № 15, 16)
Весной в степь возвращаются к своим гнездовьям много птиц. Самая большая птица степей это дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами. Дрофа хорошо летает, но еще лучше бегает. Её называют степным великаном.
Прилетает сюда очень красивая птица – это журавль красавка. Привольно здесь живется розовому скворцу.
Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая свою добычу.
Высоко в воздухе, не видные глазу. Трепещут и звенят жаворонки.
Ребята, степные птицы устраивают свои гнезда на земле. А почему, вы догадались?
(слайд № 17)
Привольно живется в степи грызунам. Здесь живут суслики, хомяки, сурки, полевые мыши. Здесь им достаточно корма
(слайд № 18)
В степи обилие насекомых. Живут здесь различные бабочки, пчелы, шмели. Особенно здесь много кузнечиков. Среди кузнечиков есть очень редкий, крупный и красивый вид - степная дыбка.
(слайд № 19)
Степи богаты самой плодородной почвой – черноземом. Люди стали распахивать в степи, чтобы выращивать там сельскохозяйственные культуры, сады, разводить скот.
( слайд № 20)
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Они занесены в Красную книгу. (
Как вы думаете почему они оказались в опасности?
Главная причина: в степной зоне почти не осталось степей. Человек их распахал, на их месте раскинулись поля и сады. А еще люди вели охоту на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, создаются заповедники.
Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром.
- Итог урока
Сегодня мы с вами путешествовали по бескрайним просторам степи. Понравилось ли вам путешествие?
Чем оно вам запомнилось?
Нарисуйте самые яркие впечатления на листе бумаги
А еще я попрошу вас, ребята, к следующему уроку найти в толковом словаре объяснение понятия «степь».
Мне, ребята, очень было интересно с вами работать. Очень жаль, что путешествие наше закончилось и пришло время прощаться. На память о нем, несмотря на то, что в степи сейчас зима, я хочу вам подарить корзинку тюльпанов. Пусть они напоминают о нашем с вами путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс
Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей
Разработка урока по "Школе России" с презентацией...
план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока :Ø Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...
Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»Урок окружающего мира в 3 классепо системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...
Конспект урока по окружающему миру 4 класса.Тема: " Зона арктических пустынь"
конспект урока и весь материал используемый во время урока...
Конспект урока. Окружающий мир 4 класс. Тема "Зона Арктических пустынь"
Конспект урока с презентацией. Испульзуется мультимедия, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетна...