Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100" Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи:
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 класс, программа "Школа-2100"
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: "Реки "
Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи:
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основные дидактические методы:
- проблемные методы обучения;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Дидактические средства:
- для учителя - презентация;
- для учеников - учебник-тетрадь, карточки, макет земной поверхности.
Методическая литература:
- Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
- Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
- Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Оборудование:
- проектор;
- прозрачный лоток;
- песок;
- карточки с заданием.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Совместное "открытие" новых знаний.
- Самостоятельное применение знаний.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент. Слайд1. Карта полушарий | - С давних пор из века в век Узнать стремился человек Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог… А с вами мы начнём урок. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по нашей планете. Откроем её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся в небольшую экспедицию. - Ребята, а кто знает, что такое экспедиция? - Обратимся к толковому словарю. (В толковом словаре Ожегова экспедиция- это поход или поездка группы, с каким – то заданием.) Цель нашей экспедиции- проверить умения работы с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке. -Что такое океаны? (Главные хранители водного запаса Земли) Что окружено со всех сторон океанами? (Материки) |
2. Актуализация знаний и формулирование темы урока. (Работа в группах) | Слайд 2 Отправимся мы в экспедицию на кораблях. Свой маршрут вы узнаете, выполнив задания. Карточка: -назови материк -назови океан -назови и разукрась указанный участок. Можно пользоваться картой в учебнике на стр.128-129. Правильно ли справились с заданием ребята? -Почему вы решили использовать именно этот цвет? (река-это не суша, а вода.) - Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (разговор пойдет о реках) Тема нашего урока: Реки. Слайд 3 -А что вы знаете о реках? Посовещайтесь в группе и дайте ответ. (Река-это большое количество воды. Она течет) Слайд 4 Отметьте это на вашей карточке. (Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний) |
3. Постановка проблемного вопроса. | -Какие вопросы у вас возникли? Слайд 5 -почему течет вода? - откуда и куда течет река? -откуда в реке берется вода? |
4. Совместное открытие нового знания. ОПЫТ 5. Самостоятельное применение знаний Работа в группах. | -Чтобы говорить о реках, надо познакомиться со всеми частями реки. Слайд 6 -Какие части реки вы заметили? (Исток, устье, притоки, берега, водораздел) Слайд 7 Слайд 8 -Как называется место сбора всех вод реки? (Бассейн) -Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники. -Как определить правый и левый берега реки? (Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег) А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет вода? (версии детей) - Сколько разных версий прозвучало. Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт. Я лью воду из стакана в лоток. -Почему вода течет в лоток из стакана? (на воду действует притяжение земли) -как сделайте так, чтобы вода в лотке начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с лотком? (необходимо немного наклонить лоток. И опять будет действовать притяжение земли). -Как можно ответить на наш вопрос: почему течет река? (Река течет под воздействием притяжения Земли, с более высоких участков по наклону в низкие участки) -Какие высокие участки суши вы знаете? (горы и возвышенности). -А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда и куда течет река? -Прежде, чем ответить на вопрос, давайте обратимся к карте на стр. 130-131. На северо-востоке протекает река, называется женским именем. -Что это за река? (Лена) - Мы с вами определили, что река течет с высокого места в низкое. Определите, где будет находится высокое место, а где низкое? - Как определить, что выше уровень гор, или уровень океана? - Какой ответ даем на наш вопрос? (Реки начинаются в горах, на возвышенностях -исток и заканчиваются внизу на уровне моря, океана –здесь устье.) - На все ли вопросы мы ответили? (нет откуда в реке берется вода?) - Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле не исчезает? Слайд 9 (круговорот воды в природе) (Тают ледники) -Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь. -Почему вода появилась из-под горки песка не сразу? -Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться? -Откуда же еще река получает воду? (Из подземных источников) -Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода ? (Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников) -Постоянно ли в реке находится вода? Физминутка А сейчас давайте отдохнем. - Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало ваши реки и куда они впадают. -Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность? (Предположения детей) Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108. -Что вы узнали нового? (Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг) - Какое значение имеют реки? |
На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является великая русская река ВОЛГА. Слайд 10. - А что слышали вы об этой реке? Рассказ о реке Волге (Мартынова К . Ласковыми словами «красавица», «матушка», «главная улица» России называет наш народ великую русскую реку Волгу — самую длинную и многоводную в Европе. Это равнинная река. Длина ее от истока до устья 3 531 км. Это расстояние примерно равно расстоянию от Москвы до Северного полюса. Кошелев М. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок. Дзусов И. Волга принимает около 200 притоков. Слайд 11. Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Волгу делят на три части: верхняя Волга, средняя Волга и нижняя Волга – здесь проживаем мы. Слайд 12. Данилова Я. В наше время река играет большую роль в России, на ней расположены большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются. Исмаилов А. Я хочу рассказать о происхождении названия реки Волга в древности ее называли Ра, в средние века - Итиль, или Этель, считается, что наиболее вероятно происхождение «Волга» от праславянского слова, означающего волглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — как «вода» или «влага», если можно выразиться то подходит и «большая вода», благодаря огромным размерам реки | |
Итог урока. Самооценка. | -Экспедиция подошла к концу. Возвращаемся домой. - Что вы нового узнали о реке, путешествуя сегодня на уроке? Слайд13. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)
Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)
Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...
Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс
Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...