Презентация + Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Меркурьева София Романовна

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Ориентирование на местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_02.03.docx38.96 КБ
Файл om_2_kl.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока окружающего мира во 2 Б классе

Базовой общеобразовательной  школы

Филиала СГПИ в г. Железноводске

студентки 3-2 н группы

гуманитарного факультета

Кукарекиной Софии Романовны

                                                                                                                                                          Конспект заверен

                                               учителем                           /_______________

                                                                                                                                                                                                                                                     подпись                                           Ф.И.О.   

                                               методистом                           /_______________

                                                                                                                                                                                                                                             подпись                                           Ф.И.О.   

Дата проведения урока  –    02. 03. 2018                                                                                                                                                      

Отметка за урок  - _______________              __________

                                                                                                                              подпись                                          

Код

Наименование результата обучения

Основные показатели оценки результата

Оценка

Подпись

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ОПОР 1.1.1 Соответствие заявленной в проекте цели полученному результату

ОПОР 1.1.2 Соблюдение технологической последовательности алгоритма проекта

ПК 1.2

Проводить учебные занятия.

ОПОР 1.2.1 Соблюдение этапов реализации урока заявленным целям и задачам

ПК 1.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОПОР 1.3.1 Использование педагогического контроля для оценивания процесса и результата обучения

ПК 1.4

Анализировать учебные занятия.

ОПОР 1.4.1 Соблюдение требований, предъявляемых к анализу урока.

ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ОПОР 1.5.1 Соблюдение требований к структуре портфолио

ОПОР 1.5.2 Соблюдение требований к планированию урока

Тема: Ориентирование на местности.

Цели урока:

Образовательная: знакомство с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса, обучение умениям определять стороны горизонта по местным признакам.

Развивающая: развитие логики, мышления, коммуникативных возможностей обучающихся, умения  сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное.

Воспитательная: воспитание нравственных качеств, чувства сплочённости и коллективизма, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

Тип урока –  урок открытия новых знаний и способов действий

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.

2. Адекватно воспринимать оценку учителя.

3. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

1. Описание изученных явлений природы.

2. Проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные:

1. Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

2. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам,

- делать выводы из изученного материала,

- умение определять стороны горизонта.

2. Личностные

- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач,

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3. Метапредметные:

- понимание информации, представленную в разных формах, в том числе изобразительной и схематической,

- переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную,

- желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Школа России» - методические рекомендации, учебник «Окружающий мир» 2 кл. 2 ч. (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь.

2. Дополнительные: презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал (зелёные и красные кружочки).

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствие.

Наведение порядка на рабочем месте.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

- К нам в гости пришёл путешественник, который побывал везде, всё про всех знает и желает побывать на нашем уроке. Вы хотите с ним познакомиться?

- А для того, чтобы он пришел, нам нужно его позвать, а сделаем мы это, разгадав загадки (слайд 1)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар. 

- Приведите доказательства, что Земля имеет форму  шара. (слайд 2)

- Следующая загадка. (слайд 3)

Он и летом, и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он всё будет впереди.

- А вот и он, наш  русский путешественник – Николай Миклухо-Маклай, (слайд 4) но для того, чтобы научиться новому, нам же нужно показать свои знания, которые мы уже имеем, ведь так? Покажем путешественнику, что мы знаем?

- Итак, что такое горизонт, линия горизонта? (слайд 5)

- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (слайд 6)

- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

- Да, любой путешественник позавидуем нашим знаниям.

Планета Земля.

Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.

Горизонт, линия горизонта.

Горизонт - это видимое вокруг тебя пространство.

Линия горизонта – это линия схождения неба и земли.

Север, Юг, Запад, Восток.

Северо-Восток, Юго-Восток, Юго-Запад и Северо-Запад.

III. Выявление проблемы. Решение проблемы.

1. Определение темы урока

2. Работа с учебником

3. Работа в парах

- Вспомните сказку «Маша и медведь».

«В лес пошла Маша за грибами, очень весело с подружками.  Тут грибок и там грибок, положила в кузовок.

Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес,  и стоит Маша посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался…» (слайд 7)

- Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса?

- Что находится вокруг?

- Как шла Маша?

- Как ей идти обратно?

- Сделаем вывод, как ориентироваться на местности?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте тему урока.

(слайд 8)

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы ставим перед собой?

- Отгадайте загадку. (слайд 9)

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда. 

- А что такое компас?

- Как вы думаете, что такое – ориентирование на местности?

(слайд 10)

- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой.

- Прочитайте задание 1 на с. 74 про себя. Что нужно сделать?

Выполните работу в парах.

- По каким предметам нужно ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?

- А какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

- Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта, это можно сделать с помощью компаса.

- Откройте вашу рабочую тетрадь на с. 46 № 3, прочитайте название практической работы.

- Прочитайте цель работы, оборудование.

- Всё ли оборудование у нас есть? Посмотрите.

- Прочитаем ход работы.

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка в учебнике изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.

- Итак, на стр. 75 представлен компас, посмотрите, где находится магнитная стрелка, предохранитель, корпус.

- Посмотрите компасы в тетради, где на них находится магнитная стрелка, предохранитель, компас? Все верно?

- А теперь укажите стрелочками в тетради, где предохранитель, корпус и магнитная стрелка у компаса.

2) Прочитайте в учебнике инструкцию «Как пользоваться компасом». Выполните все действия по инструкции и определите основные стороны горизонта.

- Читаем правило «Как пользоваться компасом».

1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта.

4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

- Что вы запомнили, как нужно пользоваться компасом?

- Только запомните, эти действия нельзя менять или переставлять, иначе у нас ничего не получится, и мы не сможем определить, где какие стороны горизонта находятся.

- Что нужно сделать первым делом? 2? 3? 4?

Раздаю компасы

- Я вам раздала компасы, обращайтесь с ними аккуратно, не трясите и не бейте.

- Работать будете в парах.

- Наш путешественник просит нас определить стороны горизонта с помощью компаса, поможем ему?

- На какой стороне горизонта находится доска? Окна? Шкаф? Молодые учителя?

- А на какой стороне горизонта нахожусь я?

Контроль учителем во время выполнения работы.

Посмотреть, что находится вокруг, вспомнить, как она шла, ориентироваться, куда идти дальше.

Лиственные деревья, ели (большая и маленькая), папоротник.

От большой ели Маша подошла к лиственному дереву, от этого дерева к маленькой ели, а оттуда уже и к папоротнику – так и заблудилась.

Так, как она шла – от папоротника подойти к маленькой ели, от этой ели к лиственному дереву, а уже от этого дерева к большой ели – и выйти из леса.

Ориентироваться по хорошо заметным, запоминающимся предметам – ориентирам.

Ориентирование на местности.

Узнаем, что такое ориентирование на местности. Будем учиться ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.

Компас.

Компас - прибор для определения сторон горизонта, который поможет ориентироваться на местности.

Это определение своего местоположения и направления пути по отношению к сторонам горизонта.

Ориентиры – хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

Детская площадка, карусель, большое дерево, фонтан.

Практическая работа «Учимся ориентироваться по компасу».

Цель – освоить приёмы ориентирования по компасу.

Оборудование  – компас, таблички с названиями основных сторон горизонта.

IV. Динамическая пауза

Тихо встаньте. Подравняйтесь.

Влево, вправо наклоняйтесь.

Север, запад, восток, юг

- Выпрямляйся, милый друг.

А теперь рывки руками:

Раз, два, три, четыре,

Открывайте руки шире.

Повороты начинайте.

Ориентир не забывайте!

Два на запад – на восток.

Можем сделать раз по сто!

Не ленитесь, повторяйте,

Время даром не теряйте!

Молодцы, садитесь.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с учебником

- А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него?

- Как можно ориентироваться днём?

- Как ориентироваться ночью?

- Верно, днем мы сможем ориентироваться по Солнцу и по местным природным признакам, а ночью – по звёздам – или по другому ориентирование по Полярной звезде.

- Кто скажет, куда указывает Полярная звезда?

- Верно, Полярная звезда указывает на север. А как же её найти на ночном небе среди сотни звёзд? (слайд 11)

- Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной потому, что она появляется в пределах градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе.

В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Маленьким ковшом.        

- Может кто-нибудь знает, как нужно ориентироваться по Солнцу?

Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень – на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет тень, которая указывает на север, слева – запад, справа – восток.

(сопровождение рисунком на стр. 76 учебника)

- Где утром будет солнце? На какой стороне горизонта?

- Где солнце будет вечером?

- Если в полдень встать спиной к солнцу, какая сторона горизонта будет находиться впереди? Слева? Справа?

- Другой вид ориентирования – ориентирование по местным природным признакам.

- Кто-нибудь знает какие-то способы ориентирования по местным природным признакам?

- Итак, найдем эту информацию на с. 76 внизу. Прочитаем.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной.

2. У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

- Мы с вами разобрали способы ориентирования по местным природным признакам, посмотрите в учебнике на рисунке с. 77, признаки соответствуют с рисунками?

- Как вы думаете, почему у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?

- Почему на северной стороне камней и деревьев больше мхов и лишайников?

- Почему же весной быстрее тает снег на склонах, обращённых к югу?

- Местные природные признаки не всегда бывают надежными, чтобы абсолютно правильно определить направление, что нужно сделать? Почему?

- Какой способ ориентирования вам понравился больше всего? Почему?

По Солнцу, по звёздам,  по природным признакам.

Указывает на север.

Утром солнце на востоке, вечером на западе.

В полдень, если встать спиной к солнцу, то впереди будет север, а за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Да.

Причина всему солнце, ветви деревьев тянутся к нему, получают больше света и тепла на южной стороне, чем на северной.

Среда лишайников и мхов – сырость, а сырости и холода больше на северной стороне горизонта, потому что солнечных лучей и тепла практически не попадает, либо мало.

Весной солнце немного пригревает, но тепла, чтобы растаял весь снег – не хватает, поэтому быстрее тает снег на юге.

Нужно одновременно использовать несколько местным природных признаков. Потому что местные природные признаки не всегда бывают надёжными.

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 45)

С помощью учебника допиши определения – ориентирования на местности, компас.

№ 2 (с. 45)

- Зачем тебе нужно ориентироваться на местности?

Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

VII. Самопроверка по эталону

Проверяем.

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (слайд 12)

- Что такое компас?

- Что называют ориентирами?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Почему нужно иметь компас? И уметь пользоваться им?

- Какие способы ориентирования мы узнали сегодня?

Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Ориентиры - хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

Для того, чтобы уметь верно определить стороны горизонта.

По компасу, по солнцу и по местным природным признакам.

IX. Информация о домашнем задании

Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 47)

(слайд 13)

X. Рефлексия учебной деятельности

У вас на партах сигналы – зелёные и красные. (слайд 14)

Определите вашу работу на уроке.

Зелёный – было всё понятно, урок понравился.

Красный – мне понравился урок, я бы хотел ещё поработать.

Спасибо за урок.

Резерв

История создания компаса

История изобретения компаса уходит далеко в прошлое. Первое описание компаса сделал в 3 веке до нашей эры китайский философ Хэнь Фэй-цзы. Это была разливательная ложка, сделанная из магнетита с узкой ручкой, по форме похожая на шар. Ее устанавливали на пластину из меди и дерева, на которой была сделана разметка знаков зодиака. При этом ручка находилась на весу и могла крутиться по кругу. Ложку приводили в движение, и она всегда при остановке указывала на юг. Это был самый первый компас в мире.

В середине 11 столетия в Китае изготовили из искусственного магнита плавающую стрелку. Чаще всего она имела форму рыбы. Ее опускали вводу, где она плавала. Голова рыбки всегда указывала на юг.

В 12-13 веках о компасе узнала вся Европа. Тогда компас представлял собой пробку и намагниченную иголку, плавающую в емкости с водой. Вскоре, чтобы защитить от ветра, ее стали прикрывать стеклом.

В середине 16 столетия стрелку закрепили на карданном подвесе, для снижения влияния качки, а через столетие в истории компаса отмечено появление вращающейся линейки, что увеличило точность показаний. Компас стал первым прибором навигации для прокладывания пути в открытом море. Это позволило морякам отправляться в далекие плавания через океан.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. Планета Земля

Слайд 3

Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – Он всё будет впереди. Горизонт, линия горизонта

Слайд 4

Николай Миклухо-Маклай

Слайд 5

Горизонт – это видимое вокруг себя пространство. Линия горизонта – это линия схождения неба и земли.

Слайд 6

Стороны горизонта Север Юг Запад Восток Северо-Восток Северо-Запад Юго-Восток Юго-Запад

Слайд 7

Что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса?

Слайд 8

Тема урока: Ориентирование на местности

Слайд 9

Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда. Компас Компас – прибор для определения сторон горизонта, который поможет ориентироваться на местности.

Слайд 10

Ориентирование на местности - это определение своего местоположения и направления пути по отношению к сторонам горизонта. Ориентиры - хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

Слайд 11

Ориентирование по звёздам

Слайд 12

Итог урока Выполнены ли задачи урока? Что такое компас? Что называют ориентирами? Для чего нужно уметь ориентироваться? Какие способы ориентирования мы сегодня узнали?

Слайд 13

Домашнее задание Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 47 )

Слайд 14

Было всё понятно, урок понравился! Мне было очень трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

презентация к уроку окружающего мира,2 класс, "Школа России" Когда придёт весна

Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видет...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".

Презентация  к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Ядовитые грибы и растения"

Презентация поможет провести урок окружающего мира или беседу по ОБЖ перед летними каникулами....