I. Этап самоопределения к деятельности2 мин
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайда Словесный: беседа | - Доброе утро! - Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям. Дайте друг другу пять. Отлично, садитесь. - Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку. - Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад, и стар, Что она большущий шар. - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Открывайте глазки. (на слайде фото планеты) - Мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира». | Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
- Планета Земля. Настраиваются на работу. | Р: настрой на продуктивную работу К: построение реч. высказывания
Р: настрой на продуктивную работу
| презентация |
II. Актуализация знаний и мотивация 3 мин
Практический: работа в группах
Словесный: учебная беседа
| Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайда
| -Ребята, скажите, что значит ориентироваться на местности?
- Как можно ориентироваться на местности?
- Что такое компас?
- Для чего предназначен компас?
- А теперь в группах давайте вспомним, как работают с компасом? На обсуждение я вам даю 2 минуту. Приступаем.
- Время вышло. Давайте проверим. (спрашиваю по одному пункту каждую группу) - Отлично. А знаете ли вы, как можно определить стороны горизонта по деревьям?
- Как можно определить стороны горизонта по муравейнику? -Как можно определить стороны горизонта по берёзе?
- Как можно определить стороны горизонта по мхам и лишайникам? - Можно ли в лес ходить без взрослых? - Замечательно. Я вижу, что вы хорошо усвоили прошлый материал. | - Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. - По компасу, по природным явлениям. - Компас - это прибор для определения сторон горизонта. - Чтобы определить стороны горизонта. Обсуждают в группах: 1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. 3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. 4.Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель. Проверяют работу. - У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. - Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, камней. - У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. - Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. - Нет, т.к. это очень опасно. |
П: ориентироваться в своей системе знаний
К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания
Р: организовать выполнение заданий учителя П: ориентироваться в своей системе знаний
К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания | презентация |
III. Постановка учебной задачи 3 мин
Наглядный: демонстрация темы на слайде Наглядный: демонстрация цели на слайде
Наглядный: демонстрация плана урока
| Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебная беседа Наглядный: демонстрация слайда Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайда
| - Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. - Посмотрите на экран. На какие группы можно разделить данные фотографии местности? - А как объединить их одним общим понятием? - Хорошо. А давайте проверим ваши догадки. Посмотрите на наш зашифрованный маршрут и скажите, какая же тема нашего сегодня урока?
- Отлично. Какую цель мы поставим перед собой? (на слайде цель)
- Молодцы. Цель мы с вами определили, но что бы их достичь, нам нужен план действий. Я предлагаю вот такой план. - Кто прочитает?
(План: 1. Узнать какие формы земной поверхности бывают. 2. Научиться сравнивать по схеме холм и гору. 3. Закрепить полученные знания. - В ходе работы, мы с вами заполним схему «Формы земной поверхности». | Слушают учителя.
Ответы детей.
- Формы земной поверхности. - Формы земной поверхности.
Определяют цель на урок: - Узнать и научиться сравнивать формы земной поверхности.
Читают план действий, предложенный учителем.
|
К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания
Р: целеполагание П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели Р: учиться работать по предложенному учителю плану | презинтация |
IV. Открытие нового знания 15 мин
Наглядный: демонстрация слайда Словесный: беседа Наглядный: учебник
Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайда, учебник
Наглядный: кластер
Наглядный: слайд Словесный: слово учителя
Словесный: учебная беседа Наглядный: учебник
Наглядный: кластер
Словесный: учебная беседа Наглядный: учебник
Наглядный: кластер Словесный: слово учителя
Наглядный: карта в учебнике Словесный: учебная беседа
Наглядный: учебник
Наглядный: кластер Словесный: учебная беседа Наглядный: учебник
Словесный: учебная беседа Наглядный: учебник
Словесный: учебная беседа
Наглядный: кластер
Словесный: учебная беседа | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа
| - Давайте приступим к первому пункту плана. - Поднимите руку, кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность? - Как вы себя чувствовали? - Чего вам хотелось больше всего? - Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной поверхности Земли, по которой очень удобно идти. - Как вы думаете, если бы планета была ровной, мы бы смогли на ней жить? - Правильно. Вся вода растеклась бы по поверхности почвы, и мы бы с вами оказались на дне океана глубиной более двух километров. - Посмотрите на картинки и предположите, какие формы земной поверхности существуют? - Теперь давайте откроем учебники на странице 78 и найдём ответ на мой вопрос. - Итак, какие основные формы земной поверхности существуют? - Молодцы! - Давайте разбираться, чем же они отличаются. - Как вы думаете, что такое «равнина»? (на слайде картинки равнин) - Найди в учебнике определение равнины. Что это?
- Отлично. Давайте занесём эту информацию в наш кластер. - Знаете ли вы, что равнины кажутся плоскими только на первый взгляд? (на слайде Валдайская возвышенность) - Например, на поверхности этой возвышенности есть холмы. Получилось это благодаря таянию ледников. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким образом возникла Валдайская возвышенность. - Скажите, каким вы представляете холм? - Давайте найдём определение в учебнике.
- Отлично. Добавим эту информацию к нам в кластер. - Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах есть и овраги. - Скажите, что такое овраг? - Хорошо, теперь давайте обратимся к учебнику и найдём определение там.
- Давайте добавим эту информацию в наш кластер. - Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото. - Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве. - Откройте учебники на странице 90-91. - Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их.
- Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. - Отлично. А скажите, почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? - Умнички. Это возвышения на равнине - это холмы. - Знаете ли вы, что обозначается на карте коричневым цветом? - Верно, молодцы! Скажите, что такое гора? - Верно. Найдите определение в учебнике.
- Давайте добавим эту информацию на кластер. - Давайте посмотрим на карту и назовём горы. - Молодцы! Как вы думаете, что такое горные хребты. - Отлично. А более полное определение давайте прочитаем в учебнике. - Ребята, что-то я запуталась. Холм – это возвышенность, а гора – это тоже возвышенность, значит, они ничем не отличаются? - Отлично. А давайте, теперь сравним гору и холм. Рассмотрим картинку из учебника.
- Скажите, какие части различают в строении холма?
- Замечательно. А посмотрите теперь на строение горы. Какой мы можем сделать вывод? - Молодцы. А посмотрите внимательно и назовите отличие холма от горы. - Отлично. Вы очень внимательные. Давайте добавим эту картинку в наш кластер. - Скажите, какие формы земной поверхности бывают? - Замечательно. В чём сходство холма и горы? А в чём различия. - Отлично. Давайте теперь встанем со своих мест и немного разомнёмся. | Слушают учителя.
Ответы детей. Ответы детей.
- Нет, вода бы вся разлилась.
Слушают учителя.
Ответы детей.
- Равнины и горы.
- Ровная часть земли.
Зачитывают определение из учебника: «Равнина – это ровные или почти ровные участки земной поверхности».
Слушают учителя.
Ответы детей. Зачитывают определение из учебника: « Холм – это возвышение на равнине».
Ответы детей. Зачитывают определение из учебника: «Овраг – это углубление с крутым склоном на равнине».
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Называют все равнины на карте: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. - Зелёным.
- Имеет возвышенности.
- Горы.
Ответы детей. Зачитывают определение из учебника
Называют горы. Ответы детей. Зачитывают определение из учебника. Ответы детей.
Рассматривают картинку. В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) -самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. - Строение одинаковое. - Высота холма до 200 м, а гор – более 200м.
- Равнина: холм и овраг, гора.
- Сходство – строение; различия – высота. | Р: планирование своих действий К: построение реч. высказывания Р: организовать выполнение заданий учителя К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания Р: организовать выполнение заданий учителя К: построение реч. высказывания К: воспринимать информацию на слух К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания Р: организовать выполнение задания учителя К: построение реч. высказывания К: воспринимать информацию на слух Р: организовать выполнение задания учителя К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания К: воспринимать информацию на слух Р: организовать выполнение задания учителя К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания К: воспринимать информацию на слух К: участие в учебном диалоге, построение реч. Высказывания
Р: организовать выполнение заданий учителя | презентация |
V.Первичное закрепление во внешней речи 7 мин
| Усвоение нового способа действий | Словесный: учебная беседа Наглядный: демонстрация слайда Словесный: слово учителя Практический: работа в группах Словесный: слово ученика
| - Итак, мы с вами познакомились с основными формами земной поверхности. Давайте оформим их в виде книги. - Что есть у любой книги? - Какое название будет у нашей книги? - Отлично. Сейчас вы будете работать в группе. Прочитайте правила работы в группе. - Каждая группа получает конверт. В конверте макет страницы. Вам нужно будет сделать рисунок в рамке и написать определение. - Первая группа вы рисуете рисунок «горы» и пишите определение, что такое «гора». - Вторая группа - «холм». - Третья группа - «овраг». - Четвёртая группа – «равнина». - Пятая группа – вы рисуете «холм» и подписываете его части. Не забудьте указать высоту. - Шестая группа – вы рисуете «гору» и подписываете её основные части. Не забудьте указать высоту. - Время вышло. Один представитель от каждой команды, выходите. И показывайте нам свою работу. - Замечательно. Теперь давайте мне эти страницы, я соединю их в одну книгу. | Слушают учителя.
- Название. - Формы земной поверхности. Читают правила работы в группах.
Слушают задание учителя.
Выполняют задание в группах.
Проверяют выполнение работы.
| К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Р: организовать выполнение заданий учителя
К: участие в учебном диалоге
| презентация |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин
Практический: выполнение задания Наглядный: демонстрация слайда | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели | Словесный: слово учителя Наглядный: карточка с заданиями
| - Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно. - Я вам раздам карточку с вопросами. Вам необходимо будет в каждом вопросе найти правильный ответ и отметить его. - На выполнение самостоятельной работы я вам даю 4 минут. Приступаем. Не забудьте подписать карточку. Карточка: 1)Сколько основных форм земной поверхности существует? А) 1 Б) 2 В) 3 2) Равнины бывают холмистые и .. А) овражестые Б) лесистые В) плоские 3) Высота гор начинается с .. А) 200 метров Б) 400 метров В) 150 метров 4) Горы располагаются … А) хребтами Б) кучами В) линиями - Время вышло. Давайте проведём взаимопроверку. - Поменялись карточками. Сверяемся с эталоном на слайде. - Посмотрите критерии оценивания на слайде и простым карандашом поставьте оценку. - Сейчас один ученик с каждого ряда соберёт карточки на своём ряду и отдаст мне. | Слушают задание учителя.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют взаимопроверку.
Оцениваю работу соседа.
| Р: организовать выполнение заданий учителя
П: ориентируются в своей системе знаний
Р: оценивают собственную деятельность и одноклассника на уроке | презентация |
VII. Включение в систему знаний, повторение 5 мин
Практический: работа в парах
Наглядный: текст учебника Практический: чтение текста | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: слово учителя Наглядный: карточка с кроссвордом | - Сейчас вы будете работать в парах. - Я вам на пару раздам кроссворд. Вам необходимо его отгадать. - На выполнение работы я вам даю 3 минуты. Приступаем. Вопросы: По горизонтали: 1. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. 2. Место, где начинается холм или гора. По вертикали: 3. Углубление с крутым склоном на равнине. 4. Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. 5. Самая высокая часть холма или горы. - Время вышло. Давайте проверим по эталону. - Поднимите руку та пара, кто справился без ошибок. Молодцы. -Давайте, прочитаем и узнаем, что нам рассказывает о горах Николай Иванович Сладков. Откройте с. 80. - Читаем по цепочке, по одному предложению, начиная с первого ряда. | Слушают учителя.
Выполняют задание учителя в парах.
|
| Г |
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
| Р | А | В | Н | И | Н | А |
|
| А |
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
| П | О | Д | О | Ш | В | А |
|
|
| В |
|
| И |
|
|
|
|
| Р |
|
| Н |
|
|
|
|
| А |
|
| А |
|
|
|
|
| Г |
|
|
|
|
|
|
|
Проверяют задание. Поднимают руку, если справились без ошибок.
Читают рассказ о горах. | Р: организовать выполнение заданий учителя П: ориентируются в своей системе знаний К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками К: участие в учебном диалоге Р: организовать выполнение заданий учителя | презентация |
VIII. Рефлексия деятельности 3 мин
Словесный: слово учителя | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,границ применения нового знания | Практический: работа с дневником Словесный: слово учителя Словесный: слово учителя, слово ученика Наглядный: демонстрация слайда | - Ребята, откройте свои дневники и вложите бумажку с вашим домашним заданием. - Вам нужно прочитать в учебнике стр 78-79, устно ответить на вопросы на стр 81. - Закройте дневники. Уберите на край стола. - Ребята, кто помнит, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Посмотрите на слайд и закончите предложения. (на слайде: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Меня удивило… Было трудно…) - Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами узнали, какие бывают формы земной поверхности и как их различать. За то, что вы были активными, я вам в подарок оставляю этот плакат. Спасибо за урок! | Слушают учителя.
- - Узнать и научиться сравнивать формы земной поверхности. Проводят рефлексию.
Слушают учителя. |
К: воспринимать информацию на слух
П: построение речевого высказывания
Р: осуществление итогового контроля
| презентация |