Технологическая карта по окружающему миру "Что создавалось трудом крестьянина" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Санникова Мария Ивановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о труде крестьян

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с трудом в крестьянском хозяйстве;
  2. Познакомить с основными орудиями сельскохозяйственного труда;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к природе и окружающей среде

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Виноградовой, презентация, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 14.04.2022

Школа: МАОУ № 84

Класс: 3 «А»

Урок: 3

Время:   Кабинет:

Студент: Санникова Мария

Группа: № 46

Учитель: Материнская Лилия Александровна

Тема урока «Что создавалось трудом крестьянина»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о труде крестьян

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с трудом в крестьянском хозяйстве;
  2. Познакомить с основными орудиями сельскохозяйственного труда;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение

  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к природе и окружающей среде

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Виноградовой, презентация, раздаточный материал

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические интерактивные средства

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Ивановна, и сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я. Садитесь.

Настраиваются на дальнейшую работу

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический метод: тестирование

Проверка домашнего задания

О чём вчера говорили на уроке?

Что такое трапеза?

Какие правила за столом вы помните? Все ли вы их соблюдаете?

Что было основной крестьянской пищей?

Чем отличалась трапеза у крестьян летом, осенью, зимой?

О каких особенностях северной кухни вы знаете? Кавказской кухни?

 (Проверка домашнего задания:пересказ)

Работа с таблицей

Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы:

Поле пахать –

не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время –

а лень портит.

Без труда –

не руками махать.

Землю солнце красит,

потехе час.

Труд кормит,

а человека труд.

- Какой теме посвящены эти пословицы?

- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.

Работа с таблицей

Сопоставляют пословицы

- хлеб, каша, квас, травяной чай, овощи, молоко, иногда рыба и мясо

- труд человека

Р: отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной

П: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Верно ребята.

-Какая цель нашего урока?

Работа с планом (восстановить последовательность пунктов)

ПЛАН

  1. Познакомиться с трудом в крестьянском хозяйстве
  2. Закрепить изученный материал
  3. Сделать определённые выводы

 (пункты будут перепутаны)

- Труд в крестьянском хозяйстве

- Узнать о труде в крестьянском хозяйстве

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Слово учителя.

Колоски, увитые цветными лентами, самая красивая девушка несла в дом. С песнями провожали жнецы последний сноп.

Было чему радоваться – заканчивалась долгая, тяжелая пора сбора урожая (страда), длиною в год.

Послушайте, как это происходило.

В те далекие времена все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. Многие племена славян жили в лесах. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Не всегда могли себя прокормить. Позже, с появлением земледелия, славяне стали вырубать леса. Большие деревья использовали для строительства, остальные сжигали. Сохой распахивали землю и сажали на ней различные культуры.

С тех пор на Руси осенью и весной на полях начинается пахота: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, чтобы борозда вышла ровная. В старинных русских былинах часто упоминается о сохе и пахаре (ратае).

Слушают учителя

Ответы детей

Ответы детей

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Иллюстрации

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Первичное закрепление
(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: групповая работа

Вспомним основные понятия:

1)Кого на Руси называют крестьянином?

2)Что такое орудия труда?

Тему «Труд славян» мы изучали во втором классе.  Прочитайте дополнительный материал и сделайте вывод, что мы знаем о труде древних славян?

Дополнительный материал:

Пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством. Они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище.

Главными занятиями славян были земледелие и скотоводство. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Ответы детей

- Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие.

Читают материал, делают выводы

Выполняют динамическую паузу за учителем

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Соотнесите название орудия с картинкой

(картинки на слайде, обозначенные буквами)

  1. Коса
  2. Борона
    Серп
  3. Грабли
  4. Вилы
  5. Плуг

Выполнение работы

Соотнесение картинок с названием

Проверка по эталону, самооценивание

Л: формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, анализ

(фронтальная работа)

Работа с иллюстрацией в учебнике

 - Рассмотрим рисунки на с. 95 и ответим на вопрос: было ли разделение труда на мужскую и женскую?

Сверим с текстом в учебнике

Работают с иллюстрацией, анализируют

Читают вслух текст, затем делают вывод

Р:самоконтроль в форме результата с заданным эталоном;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Р: оценивание качества и уровня усвоения.

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

- Какая у нас была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили, и выполнили ли мы их?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что нового вы узнали сегодня?

Ответы детей

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...