Технологическая карта по окружающему миру "Старинная трапеза" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Санникова Мария Ивановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о старинной трапезе на Руси

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с обычаями старинной трапезы;
  2. Познакомить с особенностями русской, северной и кавказской кухни;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к истории и быту своей Родины

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть «Школа 21 века» Виноградова, презентация, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 07.04.2022

Школа: № 84

Класс: 3 «А»

Урок: 3

Время:   Кабинет:

Студент: Санникова Мария

Группа: № 46

Учитель: Материнская Лилия Александровна

Тема урока «Старинная трапеза»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о старинной трапезе на Руси

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с обычаями старинной трапезы;
  2. Познакомить с особенностями русской, северной и кавказской кухни;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение

  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к истории и быту своей Родины

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть «Школа 21 века» Виноградова, презентация, раздаточный материал

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические интерактивные средства

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Ивановна, и сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я. Садитесь.

Настраиваются на дальнейшую работу

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический метод: тестирование

Слово учителя

Как вы догадались, сегодня мы продолжим путешествие к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?

Чтобы сформулировать тему нашего урока сегодня, нам придётся разгадать кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока.

  1. Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1.
  2. Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.
  3. Одежда, название которой происходит от слова «рубить»
  4. Самая дешевая обувь славян
  5. Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и  престольным
  6. Как у славян назывался дом?
  7. Обязательный головной убор замужней женщины

К

А

Ф

Т

А

Н

О

Б

Е

Р

Е

Г

Р

У

Б

А

Х

А

Л

А

П

Т

И

К

Р

Е

С

Т

И

З

Б

А

П

Л

А

Т

О

К

Отвечают на вопросы

- кафтан

- оберег

- амулет

- рубаха

- лапти

- крест

- изба

- платок

Р: отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной

П: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь со старинной трапезой на Руси

-Какая цель нашего урока?

Работа с планом (восстановить последовательность пунктов)

ПЛАН

  1. Познакомиться со старинной трапезой
  2. Познакомиться с особенностями разных кухней народа
  3. Сделать определённые выводы

 (пункты будут перепутаны)

- Старинная трапеза 

- узнать, что из себя представляла старинная трапеза на Руси

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Слово учителя.

Трапеза с греческого языка – кушанье.

В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение.

Сейчас определим, что вы знаете о правилах русской трапезы.

Возьмите в руки карточку №1. (приём «Инсерт», использование 2 знаков):

Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

«V»- уже знал , «+»- новое.

  • Каждая трапеза имела свой определенный час.
  • Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
  • Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
  • Место во главе стола сохранялось за хозяином.
  • Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
  • Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть.
  • Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
  • Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
  • Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
  • Русских всегда отличало гостеприимство.

Вывод: я знал, что …

А вот, что …. для меня оказалось новым.

Слушают учителя

Работа с текстом

Ответы детей

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Иллюстрации

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Первичное закрепление
(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: групповая работа

Организация групповой работы (уч. с 82)

1 ряд (1 группа) читает раздел «щи да каша…» и готовятся поделиться знаниями с классом и выступить

2 ряд (2 группа) – «особенности северной кухни»

 3 ряд (3 группа) – «Кавказская кухня»

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

- Заканчиваем работу и давайте послушаем ребят

Настрой на групповую работу

Выполняют динамическую паузу за учителем

Выступление групп

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного.  Нам необходимо выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы. Это пословицы.

Задание- собрать пословицы.(Части пословиц перпутаны) и быть готовым их объяснить

Выполнение работы

 

1) Щи да каша пища наша

2) Без соли, без хлеба худая беседа.
3) Большому куску рот радуется

4) Война войной – обед по расписанию

5) Когда я ем я глух и нем

6) Дорога ложка к обеду

Л: формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, анализ

(фронтальная работа)

Работа со картиной в учебнике «День рождения учительницы»

Рассмотрим репродукцию картины Николая Богданова-Бельского на с. 89

- Выскажите своё мнение, зачем дети пришли к учительнице?

- Где происходит их встреча?

- Можно ли предположить, где живут герои картины?

- Ожидала ли учительница детей?

- О чём они могут говорить?

- Рада ли она гостям? Как художник передал её настроение?

Работают с картиной, анализируют

Р:самоконтроль в форме результата с заданным эталоном;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Р: оценивание качества и уровня усвоения.

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

- Какая у нас была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили, и выполнили ли мы их?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что нового вы можете рассказать родителям о старинной трапезе?

Ответы детей

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты по окружающему миру. 1 класс.

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: Дикие и домашние животные....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"

УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта по окружающему миру, 1 класс

Технологическая карта по окружающему миру, 1 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Когда появилась одежда"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...