Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические интерактивные средства |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа | Настроить учеников на работу. - Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Ивановна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь. | Настраиваются на дальнейшую работу | Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.) | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа
Практический метод: тестирование | Слово учителя Как вы догадались, сегодня мы продолжим путешествие к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня? Чтобы сформулировать тему нашего урока сегодня, нам придётся разгадать кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока. - Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1.
- Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.
- Одежда, название которой происходит от слова «рубить»
- Самая дешевая обувь славян
- Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и престольным
- Как у славян назывался дом?
- Обязательный головной убор замужней женщины
К | А | Ф | Т | А | Н | О | Б | Е | Р | Е | Г | Р | У | Б | А | Х | А |
| Л | А | П | Т | И |
| К | Р | Е | С | Т |
|
| И | З | Б | А |
| П | Л | А | Т | О | К |
| Отвечают на вопросы
- кафтан
- оберег - амулет - рубаха - лапти
- крест - изба - платок | Р: отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной П: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь со старинной трапезой на Руси -Какая цель нашего урока?
Работа с планом (восстановить последовательность пунктов) ПЛАН - Познакомиться со старинной трапезой
- Познакомиться с особенностями разных кухней народа
- Сделать определённые выводы
(пункты будут перепутаны) | - Старинная трапеза
- узнать, что из себя представляла старинная трапеза на Руси | Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.) | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог | Слово учителя. Трапеза с греческого языка – кушанье. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Сейчас определим, что вы знаете о правилах русской трапезы. Возьмите в руки карточку №1. (приём «Инсерт», использование 2 знаков): Читаем текст и ставим на полях нужный знак: «V»- уже знал , «+»- новое. - Каждая трапеза имела свой определенный час.
- Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
- Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
- Место во главе стола сохранялось за хозяином.
- Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
- Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
- Пока семья собирается, никто не начинает есть.
- Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
- Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
- Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
- Русских всегда отличало гостеприимство.
Вывод: я знал, что … А вот, что …. для меня оказалось новым.
| Слушают учителя
Работа с текстом
Ответы детей | П:структурирование знаний, построение рассуждения Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. | Иллюстрации Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч
|
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Практический: групповая работа | Организация групповой работы (уч. с 82) 1 ряд (1 группа) читает раздел «щи да каша…» и готовятся поделиться знаниями с классом и выступить 2 ряд (2 группа) – «особенности северной кухни» 3 ряд (3 группа) – «Кавказская кухня» ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. - Заканчиваем работу и давайте послушаем ребят | Настрой на групповую работу
Выполняют динамическую паузу за учителем
Выступление групп | П:структурирование знаний, построение рассуждения Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка | Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: индивидуальная работа | Индивидуальная работа Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного. Нам необходимо выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы. Это пословицы. Задание- собрать пословицы.(Части пословиц перпутаны) и быть готовым их объяснить
| Выполнение работы 1) Щи да каша пища наша 2) Без соли, без хлеба худая беседа. 3) Большому куску рот радуется 4) Война войной – обед по расписанию 5) Когда я ем я глух и нем 6) Дорога ложка к обеду | Л: формирование границ собственного «знания» и «незнания» | Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа, анализ
(фронтальная работа) | Работа со картиной в учебнике «День рождения учительницы» Рассмотрим репродукцию картины Николая Богданова-Бельского на с. 89 - Выскажите своё мнение, зачем дети пришли к учительнице? - Где происходит их встреча? - Можно ли предположить, где живут герои картины? - Ожидала ли учительница детей? - О чём они могут говорить? - Рада ли она гостям? Как художник передал её настроение?
| Работают с картиной, анализируют
| Р:самоконтроль в форме результата с заданным эталоном; Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Р: оценивание качества и уровня усвоения.
| Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | - Какая у нас была тема урока? -Какие цели мы перед собой ставили, и выполнили ли мы их? - Мы достигли поставленных целей? - Что нового вы можете рассказать родителям о старинной трапезе?
| Ответы детей
| Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. | Презентация |