"Овощи"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Овощи
Цель: Уточнить и расширить представления об овощах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить умения различать овощи по внешнему виду и называть их.
- Закрепить умение определять овощи на ощупь.
- Формировать умение различать овощи на вкус.
- Формировать умение использовать в речи слова: сырой, вареный, короткий,
длинный, круглый и др.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание при выполнении задания, память.
- Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.
- Развивать тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на уроке.
- Прививать навыки аккуратности при работе с раздаточным материалом.
Оборудование урока:
Демонстрационный материал: карточки с изображениями овощей: капуста, лук, морковь, помидор, картофель; муляжи овощей.
Ход урока
1. Оргмомент
. Артикуляционная гимнастика по схеме-опоре «Овощи»:
1. Упражнения для мышц шеи:
- высматриваем огурцы (вытянуть шею-вдох ртом, наклонить голову вперед вниз - выдох носом).
2. Мимические упражнения:
- испугались огородного пугала;
- изобразить страшное пугало, чтобы все птицы испугались.
З. Упражнения для губ и щек:
- удивились, увидев огромную тыкву (широко открыть рот, удерживать под счет до 5-б);
- изобразить овощи на грядках (тыква, капуста- надуть щеки; горох, лук, морковь - втянуть щеки).
4. Упражнения для языка:
- Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты (язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии);
- Копаем картошку (кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу);
-Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок (широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы, опустить язык за нижние зубы).
5. Развитие речевого дыхания и голоса:
- произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени бабушки, дедушки и внучки.
4. Работа по теме.
Звучит музыкальный отрывок И.П. Чайковский Времена года « Осенняя песня».
Загадка.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
- Наступила осень – первый осенний месяц - сентябрь. И нужно собирать урожай, который уродился в огороде.
Упражнение в узнавании и различении овощей.
« Отгадайте загадку, найдёте предмет» (На рисунке изображены контуры овощей, частично наложенные друг на друга)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горох)
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен. (Помидор - томат)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
- Для чего выращивают овощи, в чем их польза?
- А что можно приготовить из овощей?
Игра «Доскажи словечко»
Я начну предложение, а вы его закончите.
Помидор круглый, а морковь. . .(продолговатая)
Помидор красный, а морковь. . .(оранжевая)
Помидор мягкий, а морковь. . .(твердая)
Помидор растет на кусте, а морковь. . .(в земле)
Игра «Исправь ошибку»
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат — из чеснока.
Морковный сок — из лука.
Капустный пирог — из кабачка.
Огуречный салат — из помидоров.
Гороховый суп — из огурца.
Тыквенное повидло — из картофеля.
Игра «Подбери слово»
Огурец какой? (зеленый, шершавый, твердый, овальный).
Помидор какой? (красный, круглый, мягкий, гладкий).
Тыква какая? (большая, круглая, твердая, оранжевая).
Редис какой? (маленький, розовый, круглый, твердый).
Игра « Угадай предмет»
Учитель показывает мешочек с овощами и просит их отгадать, какие овощи лежат в мешочке, используя картинки-символы: изображения палитры (цвет), геометрических фигурок (форма), большого и маленького кругов (размер), изображение языка (вкус).
Ученик, используя схему из картинок-символов, задают вопросы учителю о цвете, форме, величине, вкусе.
-Большой или маленький?
-Какого цвета?
-Какой по форме?
-Кислый, горький или сладкий на вкус?
Физкультминутка (выполнение движений под стихотворение)
Огурцы с грядки сорвали, (приседания)
Выдергали всю морковку, (наклоны)
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли вам подарок принесли.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Игра «Попробуем овощи»
Учащийся берет по две предметных картинки и составляют предложения.
Сначала я съем огурец, а потом — морковь. и т.д.
Игра «Вершки и корешки»
А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а ты быстро отвечаешь, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будь внимателен, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки), кабачок (вершки);
Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), тыква (вершки).
Игра «Повар»
Теперь ты знаешь, какая часть у овоща съедобная, можно приготовить и обед. Превращаемся в воображаемых поваров и готовим щи.
На доске вывешивается пособие - картинка, на которой нарисована кастрюля, учащийся подходят к доске и выставляют свои картинки с изображением овощей, необходимых для приготовления щей.
Щи -талочка
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Полторы головки лука.
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три, огонь зажжен
— Кочерыжка, выйди вон!
(М. Бородицкая)
Сколько овощей ты насчитали?
Что такое кочешок капусты, кочерыжка? (твердый стебель кочана капусты) а как ещё называют кочан капусты? (вилок)
Из чего готовят щи?
-А в каком виде можно есть овощи? (тушеном, вареном, жареном, соленом)
- Какие ваши любимые блюда из овощей?
- Из овощей можно приготовить ещё и сок.
Игровое упражнение «Приготовь сок»
Учащемуся предлагается контуры стаканов и трафареты овощей (свекла, морковь, помидор - томат). Нужно обвести контур овоща на стакан и раскрасить в нужный цвет.
«Какой у тебя овощ?» — «Морковь».
«Какой ты приготовил сок?» — «Морковный» и т. д.
Стихотворение
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.
- Все овощи полезные.
В каждом из них есть витамины.
Физминутка
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Игра «Закончи предложение»
- Давай, сравним овощи, которые только что собрали.
(опора на предметные картинки)
Капуста больше моркови, а морковь. . .(меньше капусты).
Помидор мягче огурца, а огурец...
Кабачок длиннее огурца, а огурец...
Помидор меньше тыквы, а тыква...
Лук крупнее редиса, а редис...
5. Закрепление изученного материала
Упражнение в составлении описания объектов. Учащемуся раздаются картинки овощей, они должны назвать: форму, цвет, вкус, что можно приготовить из этого овоща (по опорной схеме)
Например: «Красный, круглый, небольшой, кисло-сладкий, сочный. Из него можно приготовить салат и сок».
6. Итог
- Когда собирают урожай овощей?
- Какие овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренажёр словарные слова по русскому языку "Овощи и фрукты" 1-2 классы
Тренажёр словарных слов для работы на уроке русского языка в 1-2 классах...
Проект "Овощи и фрукты- полезные продукты!"
Проект проведённый в начальной школе в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"....
Секрет созревания овощей и фруктов
11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводя...
"Экзотические фрукты и овощи" (презентация и методический комментарий)
Данная презентация предназначена для ознакомления детей с экзотическими фруктами и овощами, которые редко либо никогда не встречаются в нашей стране. К презентации дан методический комментарий,в котор...
Учебный проект "Полезные фрукты и овощи" в 1 классе
Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках предмета «Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).Метод...
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? 1-2 класс
Интересный материал собран в презентации к внеклассному мероприятию в начальной школе....
Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»
Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»...