"Овощи"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Евлева Олеся Ивановна

Конспект урока по окружающий прниродный мир "Овощи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Овощи

Цель: Уточнить и расширить представления об овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить умения различать овощи по внешнему виду и называть их.

- Закрепить умение определять овощи на ощупь.

- Формировать умение различать овощи на вкус.

- Формировать умение использовать в речи слова: сырой, вареный, короткий,

длинный, круглый и др.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать внимание при выполнении задания, память.

- Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.

- Развивать тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать культуру поведения на уроке.

- Прививать навыки аккуратности при работе с раздаточным материалом.

Оборудование урока:

Демонстрационный материал: карточки с изображениями овощей: капуста, лук, морковь, помидор, картофель; муляжи овощей.

 

 

Ход урока

1. Оргмомент

. Артикуляционная гимнастика по схеме-опоре «Овощи»:

1. Упражнения для мышц шеи:

- высматриваем огурцы (вытянуть шею-вдох ртом, наклонить голову вперед вниз - выдох носом).

2. Мимические упражнения:

- испугались огородного пугала;

- изобразить страшное пугало, чтобы все птицы испугались.

З. Упражнения для губ и щек:

- удивились, увидев огромную тыкву (широко открыть рот, удерживать под счет до 5-б);

- изобразить овощи на грядках (тыква, капуста- надуть щеки; горох, лук, морковь - втянуть щеки).

4. Упражнения для языка:

- Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты (язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии);

- Копаем картошку (кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу);

-Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок (широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы, опустить язык за нижние зубы).

5. Развитие речевого дыхания и голоса:

- произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени бабушки, дедушки и внучки.

4. Работа по теме.

Звучит музыкальный отрывок И.П. Чайковский Времена года « Осенняя песня».

Загадка.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! 
(сентябрь)

- Наступила осень – первый осенний месяц - сентябрь. И нужно собирать урожай, который уродился в огороде.

Упражнение в узнавании и различении овощей.

« Отгадайте загадку, найдёте предмет» (На рисунке изображены контуры овощей, частично наложенные друг на друга)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. 
(Морковь)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? 
(Горох)

Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. 
(Редиска)

В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. 
(Тыква)

Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен. 
(Помидор - томат)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

- Для чего выращивают овощи, в чем их польза?

- А что можно приготовить из овощей?

 

   Игра  «Доскажи словечко»

Я начну предложение, а вы его закончите.

Помидор круглый, а морковь. . .(продолговатая)

Помидор красный, а морковь. . .(оранжевая)

Помидор мягкий, а морковь. . .(твердая)

Помидор растет на кусте, а морковь. . .(в земле)

   Игра  «Исправь ошибку»

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат — из чеснока.

Морковный сок — из лука.

Капустный пирог — из кабачка.

Огуречный салат — из помидоров.

Гороховый суп — из огурца.

Тыквенное повидло — из картофеля.

  

 Игра  «Подбери слово»

Огурец какой? (зеленый, шершавый, твердый, овальный).

Помидор какой? (красный, круглый, мягкий, гладкий).

Тыква какая? (большая, круглая, твердая, оранжевая).

 Редис какой? (маленький, розовый, круглый, твердый).

    Игра « Угадай предмет»

Учитель показывает  мешочек с овощами и просит их отгадать, какие овощи лежат в мешочке, используя картинки-символы: изображения палитры (цвет), геометрических фигурок (форма), большого и маленького кругов (размер), изображение языка (вкус).

Ученик, используя схему из картинок-символов, задают вопросы учителю о цвете, форме, величине, вкусе.

-Большой или маленький?

-Какого цвета?

-Какой по форме?

-Кислый, горький или сладкий на вкус?

 

Физкультминутка (выполнение движений под стихотворение)

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

 

Пальчиковая гимнастика  «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

    Игра «Попробуем овощи»

Учащийся берет по две предметных картинки и составляют предложения.

Сначала я съем огурец, а потом — морковь. и т.д.

   Игра «Вершки и корешки»

А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а ты быстро отвечаешь, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будь внимателен, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки), кабачок (вершки);

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), тыква (вершки).

   Игра «Повар»

Теперь ты знаешь, какая часть у овоща съедобная, можно приготовить и обед. Превращаемся в воображаемых поваров и готовим щи.

На доске вывешивается пособие - картинка, на которой нарисована кастрюля, учащийся  подходят к доске и выставляют свои картинки с изображением овощей, необходимых для приготовления щей.

Щи -талочка

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Полторы головки лука.

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжен

— Кочерыжка, выйди вон!

(М. Бородицкая)

Сколько овощей ты насчитали?

Что такое кочешок капусты, кочерыжка? (твердый стебель кочана капусты) а как ещё называют кочан капусты? (вилок)

Из чего готовят щи?

-А в каком виде можно есть овощи? (тушеном, вареном, жареном, соленом)

- Какие ваши любимые блюда из овощей?

- Из овощей можно приготовить ещё и сок.

Игровое упражнение «Приготовь сок» 

Учащемуся предлагается контуры стаканов и трафареты овощей (свекла, морковь, помидор - томат). Нужно обвести контур овоща на стакан и раскрасить в нужный цвет.

«Какой у тебя овощ?» — «Морковь».

«Какой ты приготовил сок?» — «Морковный» и т. д.

Стихотворение

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее, 
Кто из вас полезней.

- Все овощи полезные.

В каждом из них есть витамины.

 

Физминутка

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

 

Игра «Закончи предложение»

- Давай, сравним овощи, которые только что собрали.

(опора на предметные картинки)

Капуста больше моркови, а морковь. . .(меньше капусты).

Помидор мягче огурца, а огурец...

Кабачок длиннее огурца, а огурец...

Помидор меньше тыквы, а тыква...

Лук крупнее редиса, а редис...

5. Закрепление изученного материала

Упражнение в составлении описания объектов. Учащемуся раздаются картинки овощей,  они должны назвать: форму, цвет, вкус, что можно приготовить из этого овоща (по опорной схеме)

Например: «Красный, круглый, небольшой, кисло-сладкий, сочный. Из него можно приготовить салат и сок».

6. Итог

- Когда собирают урожай овощей?

- Какие овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

- Молодцы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренажёр словарные слова по русскому языку "Овощи и фрукты" 1-2 классы

Тренажёр словарных слов для работы на уроке русского языка в 1-2 классах...

Проект "Овощи и фрукты- полезные продукты!"

Проект проведённый в начальной школе в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Секрет созревания овощей и фруктов

11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводя...

"Экзотические фрукты и овощи" (презентация и методический комментарий)

Данная презентация предназначена для ознакомления детей с экзотическими фруктами и овощами, которые редко либо никогда не встречаются в нашей стране. К презентации дан методический комментарий,в котор...

Учебный проект "Полезные фрукты и овощи" в 1 классе

Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках предмета «Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).Метод...

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? 1-2 класс

Интересный материал собран в презентации к внеклассному мероприятию в начальной школе....

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»...