Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Форма урока-мини-исследование

Методы обучения-словесный

Цели урока-познакомить с птицами, показать их разнообразие, учить выделять их существенныые признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr._miru_v_1_-_om_kl.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему 

 «Кто такие птицы?»

Предмет                     окружающий мир

 Класс                         1 «В»

Дата                           12.04. 20167г.

Тема урока               Кто такие птицы?

Тип урока                 открытие новых знаний

Форма урока: урок – мини - исследование

Методы обучения: словесный, проблемный, , наглядно – демонстрационный, частично – поисковый, практический.

 Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки – таблицы; карточки – пазлы; шесть разноцветных шляп, разные по форме, размеру и цвету перья птиц, стаканы с водой, ножницы, лупа.

Цель урока: познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.  

Задачи урока:

Образовательные:   познакомить с общими признаками птиц, их строением, учить приводить примеры птиц.

Развивающие:     развивать  познавательный  интерес обучающихся к предмету, высказывая своё мнение и обсуждая данную проблему,   мышление, речь, способность наблюдать , умение делать выводы, выделять главное из информации учителя, работать в парах, группах.

Воспитательные:   способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Результаты УУД:

- личностные:  проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание       значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

- регулятивные:   формулировать вопрос,  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию,

результат, осуществлять  самонаблюдения, самоконтроль, самооценку в процессе урока; умение оценивать достигнутый результат;

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- коммуникативные:  учиться самостоятельно оценивать свои мысли и грамотно формулировать  высказывания; формирование умения работать в группах, парах;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их работы.


ТЕХНОЛГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Кто такие птицы?»

Тип урока:  открытие новых знаний

Задачи:  выделять общие и отличительные особенности птиц,  обучать  практическому исследованию предметов природы, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать   бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е:

сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира ;умение их описывать, называть отличительные признаки, сравнивать, объединять птиц в группы.

М е т а п р е д м е т н ы е:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; оценивать достигнутый результат;

коммуникативные – находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций

Л и ч н о с т н ы е:

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных способностей; развитие инициативности

Образовательные ресурсы: учебник,  мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки – таблицы; карточки – пазлы; шесть разноцветных шляп, разные по форме, размеру и цвету перья птиц, стаканы с водой, ножницы, лупа.

Педагогические технологии: иформационно - коммуникационная технологии, системно – деятельностный подход, проблемное обучение, технология работы в парах, группа,х оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаюбщихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Организационный момент

- Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.

Я желаю вам дружно и весело провести этот урок, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Все готовы разгадать.

- Прочитайте девиз урока: . 

Наша задача  - природу познать,

Тайны разведать и разгадать.

Быть любознательным, наблюдательным,

И сохранить красоту обязательно!

- Как вы понимаете наши слова?

-Как примените к нашему уроку?

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим изучение животных. О каких животных пойдет речь, вы попытаетесь оп

Воспринимают информацию, эмоционально настраиваются на урок.

Формировать навыки самоорганизации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.

Индивидуальная работа по карточкам и коллективный графический диктант.

Проверка усвоения изученного материала.

- Урок начнем с проверки изученного материала.

1-я группа детей работает с карточкам.

Задание знакомо, приступайте, удачи вам!

Остальные дети: приготовьтесь к графическому диктанту.

Листки у вас на столах. Посмотрите на экран:

  O – зеленый цвет – согласны с высказыванием,

  O – красный цвет – не согласны.

- А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы к диктанту.

1. Тело муравья состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Бабочка– это насекомое? (да)

3. У жука 8   ног? (нет)

4. Божья коровка спасает смородину от тли? (да)

5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

6. У мотылька 6 крыльев? (нет)

Проверка индивидуальной работы и графического диктанта.

Внимание на доску

 - У кого такая же последовательность цветов? Просигнализируйте (светофор).

Контроль, коррекция со стороны учителя.

- Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (насекомые)

Обобщение знаний по изученному ранее материалу.

- Кто такие насекомые? (животные, у которых 6  ног).

- Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много?

Релаксация

Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Настрой на изучение нового материала.

Работают на карточках.

Владеть навыком целеполагания.

ПУУД: строят сообщения в устной форме; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

III. Постановка темы и цели урока.

IV. Открытие нового знания.

Знакомство со строением птиц, их признаками.

Активизация знаний детей в вопросно-ответной форме.

Стрекоза долго кружила над лесом приземлилась на куст и услышала разноголосое пение.

- Кого же она могла увидеть? (птиц)

 - Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать)

Стрекоза умеет летать, значит она птиц ?

Почему?

- Кто догадался, какая тема урока.

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

У вас на партах лежат пазлы. Попробуйте их собрать.

 - Что у вас получилось? (:ворона, сорока, дятел,

кукушка).

Каких ещё птиц знаете?

Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют птицами. Научимся  описывать птицу по плану.

Работа по учебнику.

 - Каких животных вы узнали?

 - Что общего у всех этих животных?

 - Можно ли их отнести к одной группе?

Какое из нарисованных животных относится к птицам?

Найдите общий признак для всех птиц. (перья)

Каких же животных мы можем называть птицами?

- Не случайно птиц часто называют „пернатые“.

 - Для чего нужны перья птицам?(Предохраняют от охлаждения и ран, придают обтекаемую форму.)

 - Какой вывод сделаем?

 -  Кто такие птицы?

Вывод:   птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Знакомство со строением птиц.

(на партах лежат карточки)

 Первичное закрепление знаний

- Какая пара готова назвать и показать части тела птицы?

Учитель дает позитивную оценку работы в группе.

-Для чего нужен хвост?

- Зачем птицы нужны крылья?

-Что необходимо им для жизни?

Фронтальная работа

Формулируют тему  и учебную задачу урока.

Собирают пазлы.

Перечисляют знакомых птиц.

Уч –ся рассматривают  рисунок на стр. 36

Выделяют общий признак.

Делят животных на группы.

Делают вывод.

Парная работа

Принимать и сохранять учебную задачу

ЛУУД: учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.

КУУД: формулируют собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 ПУУД: знакомятся с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривают особенности внешнего вида и определяют голоса зимующих птиц, устанавливают зависимость способа питания от строения клюва.

Выражать свои мысли. Владеть навыком самомотивации

V. Динамическая пауза.

 урока.    

Физ – ми – нут - ка.

 Танец маленьких утят  

Здоровьесберегающая технология

VI. Практическая деятельность.

Работа в группах.

(на каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья)

Изучение строение пера.

 - Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень.

 - Где стержень у пера?   Покажите.

А ещё у пера есть бородки. (уч – ся рассматривают перья под лупой.

 - Как прикрепляются бородки?

 - Что случится, если сейчас подует ветерок? Перья полетят. Они лёгкие).

Разрежьте перо.

 - Что увидели внутри?(Ничего. Внутри пусто). – Поэтому перья очень лёгкие.

Обмакните перо в стакан с водой.

 - Намокло ли перо?

 -  Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птиц от воды и сырости)

 - Подумайте, для чего птицам нужны большие перья? (Чтобы летать)

  - Для чего нужны маленькие перья? (Для тепла)

 -Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и

 люди писали гусиными перьями.

 - Что можно сказать об окраске перьев?

     

Выражать свои мысли в соответствии с задачей

Проводить исследование

С помощью вопросов добывают недостающую информацию

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Героями каких сказок являлись птицы?

- Где могут жить птицы? Легко ли живётся птицам?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

- Почему в природе необходимо охранять птиц?

- Необходимо не только охранять птиц, но и заботиться о них.

 Некоторые разновидности птиц занесены в Красную книгу –     это вымирающие виды.

Запрещено хищническое истребление(уничтожение) птиц.

Для того чтобы помочь возродиться вымирающим видам птиц, в специальных (заповедниках) разводят птиц.

 - Как мы можем помочь птицам зимой?

Муравьишка Вопросик хотел бы побольше узнать о птицах. Давайте ему поможем.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-понаблюдать

- посмотреть в компьютере

- спросить

- почитать в книге

- подумать

Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

Работа по теме.
1. Работа в группах по заданиям
- Сегодня вы будете работать в группах. Хочу вам напомнить: «Вы в одной лодке: или выплывите вместе, или утоните вместе!».
- Возьмитесь за руки и произнесите слова, настройтесь на работу.

Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!

- А поможет нам работа в группах и наши волшебные шляпы.
- У каждой группы своя шляпа и свое задние.
- Напомните волшебство каждой шляпы. (ответы учащихся)
Белая шляпа: информация, только факты.
Желтая шляпа: значение для человека и природы
Черная шляпа: предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так.
Красная шляпа: чувства, эмоции.
Зеленая шляпа: творчество.
Синяя шляпа: шляпа учителя. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате

1) Белая шляпа (заполните карточку)
Птицы часть живой природы.
Они ________________________-
Число ног - _____ .
Тело покрыто ________.
Есть _______ и ________.
Можно разделить на группы.
- Вам поможет материал учебника.

2) Желтая шляпа.
- Для чего нужны птицы природе и человеку?
- Вам поможет материал учебника и личный опыт.

3) Черная шляпа (легенда)
Широко известна кампания по уничтожению воробьёв как вредителей сельского хозяйства. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося хозяйству большой убыток. Все крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, — чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. Через год после кампании урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло много миллионов человек.
- Прочитайте легенду и подумайте: «Что может случиться, если не будет птиц?»
4) Красная шляпа
- Что чувствуете, когда видите птиц? Расскажите о своих эмоциях и чувствах.

5) Зеленая шляпа
- Как творчески можно рассказать о птицах? Где в творчестве можно встретить птиц?

2. Проверка задания 
1) Белая шляпа
- Зачитайте свою карточку.
- Сформулируйте вывод. Кто относятся к птицам?
- Муравьищка хочет добавить еще один признак: «Птицы те, которые летают»
- Вы согласны с ним? Почему?
- У нас заполнилось начало кластера.

- А мы проверим, как вы усвоили кто такие птицы. Задание белой шляпы.
- Заполните таблицу и докажите у вас представитель семейства птиц или нет.

- Сформулируем главные, существенные признаки птиц.
- Главный ли признак птицы, что она летает? Откладывают яйца? Есть крылья?

2) Желтая шляпа
- Слово желтой шляпе.
1. Уничтожают насекомых – вредителей.
2. Сохраняют урожай и растения.
3. Разносят семена, пыльцу.
4. Птицы еда для более крупных животных.
5. Пища для людей – мясо и яйца.
6. Пух и перья – материал для подушек, одеял.

3) Черная шляпа (легенда)
- Слово черной шляпе.
1. Много насекомых – вредителей.
2. Погиб бы урожай - голод.
3. Погибли бы растения - нехватка кислорода - гибель живых организмов.
3. Нет еды для более крупных животных - голод гибель животных.
- Обощим значение птиц для человека и природы. Заполним кластер.

4) Зеленая шляпа
- Слово зеленой шляпе.
- Птицы в загадках, стихах, пословицах и поговорках, рисунках, памятниках.
- Задание зеленой шляпы.
- Отгадайте загадку. Составьте рассказ о вашей птице по плану(по группам)
1. Как называется птица.
2. Домашняя она или дикая.
3. Водоплавающая или нет.
4. Где обитает птица.
5. Чем она питается.
6. Чем отличается от других птиц.
7. Чем полезна природе и человеку.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (дятел)

Зернышко клюет,
Деток зовет:
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! ". (курица)

Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки! (гусь)

Её не встретишь днём воочию.
Охотится лишь только ночью.
Когда вокруг темным-темно
Найдёт добычу всё равно.
Для грызунов она – гроза.
Большие, жёлтые глаза,
Летит практически бесшумно,
Её считают сильной, умной,
Как на шарнирах голова.
Она – ушастая … (сова)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В амбаре ночует -
коноплю ворует (воробей)

5) Красная шляпа
- Слово красной шляпе.
- Опишите, что вы чувствуете, когда  видите, слышите птиц.

Национально – региональный компонент .

 - Какие из этих птиц обитают в РСО –А.?

Каких птиц ты видел в парке и на улицах нашего города?

        

Делают выводы.

Предлагают  пути решения проблемы.

Работа в группах.

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

ПУУД: осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. КУУД: планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

РУУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

ПУУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Итог. 
- Ребята, мы сегодня много говорили о птицах.
- Завершим нашу работу составим синквейн.  Напомните, что это?  (ответ учащихся)
В синквейне пять строк:
1. – понятие (слово);
2. – название признака (два слова) какие?;
3. – название действия (три слова) что делают?;
4. – предложение (из четырех слов);
5. – название предмета (одно слово) кто?.

- Выберем лучший синквейн.
1. Птицы.
2. Красивые, удивительные.
3. Летают, бегают, поют.
4. Птицы украшение нашей природы.
5. Друзья.

Подводят итоги своей работы на уроке

Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности

Директор МБОУ СОШ №26                       Мзокова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Презентация по окружающему миру 1 класс на тему: "Кто такие рыбы?".

Презентацияк уроку окружающего мира 1 класс на тему: "Кто такие рыбы?"...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое Бенилюкс" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Что такое Бенилюкс»Цели деятельности учителя: формирование представлений  у учащихся о странах Бенилюкса, культуре и традициях народов; ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие рыбы?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие рыбы?"...