Конспект по окружающему миру "Важная роль интернета, телевидения и прессы в нашей жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ильенкова Елена Анатольевна

4 класс авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Виноградова Н.Ф. в рамках УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

6. «Окружающий мир», учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2019 г.

7. Раздел программы «Человек и общество».

8. Количество часов в неделю -   2 ч, за год -  68  ч.

9. Этапы урока:

Урок состоит из 8 этапов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rol_smi.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов  «Мой лучший урок»

Урок по окружающему миру

«Важная роль СМИ в нашей жизни:  телевидение, пресса, Интернет»

для обучающихся  4 класса общеобразовательной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

Авторы:

Ильенкова Елена Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории,

учитель начальных классов;

Дубовик Светлана Евгеньевна,

учитель высшей квалификационной категории,

учитель начальных классов

2021 год

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4        

Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии.

Тема

СМИ в нашей жизни:  телевидение, пресса, Интернет.

Цели урока

Познакомить со средствами СМИ: телевидение, пресса, Интернет.

Задачи урока

Обучающая:

- Познакомить учащихся с видами СМИ (печатные, телевидение, Интернет).

- Познакомить с новыми понятиями: СМИ, дедлайн, журналист.

Развивающая:

-Развитие речи (обогащение словарного запаса).

- Формировать умение осуществлять информационный поиск.

- Анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

-  Участвовать в дискуссии, групповой работе.

Воспитывающая:

-Формировать критическое отношение к влиянию средств массовой информации

Планируемые образовательные результаты 

Предметные:

- Познакомить со средствами  массовой информации: телевидение, пресса, Интернет.

- Дать понять, что у них общего и чем отличаются.

- Познакомить с новыми понятиями: СМИ, дидлайн, журналист.

Метапредметные:

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах.

Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками, высказывание и доказательство  своего  мнения.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Оборудование

Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2019 г.

Карточки с изображением предметов по теме СМИ, листы с критериями информации, ноутбуки, флипчарты, маркеры

Основные понятия

СМИ, журналисты, дедлайн

Ресурсы

Интернет-ресурсы:

https://www.wrike.com/ru/    - деловые игры

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1133124 - толковый словарь

https://www.youtube.com/watch?v=mIZ_Nfd_x9k -демонстрационные пособия, раздаточный материал.

Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №15.

Программа по развитию личностного потенциала «Вклад в будущее».

Ход урока

Этап

урока

Цель

Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Организационный

момент, мотивация учебной деятельности

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе

Устное приветствие, создаёт эмоциональный настрой на работу.

Добрый день! Сегодня у нас будет необычный урок по окружающему миру. Тему этого урока вы определите сами.

Но сначала разобьёмся на 3 команды.

  1. картинки телевизора
  2. картинки компьютера
  3. картинки газеты

 Подготовка класса к работе.

Деление на 3 команды по картинкам: газета, компьютер, телевизор (картинки дети берут со стола учителя и проходят в свои команды).

На столах стоят таблички: «Телевидение», «Пресса»,

« Интернет».

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Вхождение в тему.

Сформулировать тему урока

 Подводит детей к формулированию темы урока с помощью картинок. По классу развешаны в хаотичном порядке: газеты, журналы, телевизор, известные телеведущие, компьютер.

 - Посмотрите на эти картинки. С помощью вопросов по представленным изображениям подводит детей к формулированию темы:

-Что у них общего?  

- Чем они отличаются?

Педагогический метод «метод ассоциаций»

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Тема нашего урока « СМИ в нашей жизни:  телевидение, пресса, Интернет»

- Давайте подберем ассоциации к понятию «СМИ».

- Какую роль они играют в нашей жизни?

Определяют, что общего у всех картинок (все они относятся к СМИ).

Формулирование темы урока, используя «Метод ассоциаций».

Дети подбирают слова к  понятию СМИ 

Формулирование темы урока.

Определяют ассоциации со словом СМИ  (новости, сплетни, ТВ, газеты, радио, Интернет, манипуляция, общение, политика, развлечения, шоу).

Педагогический метод «метод ассоциаций»

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

3. Целеполагание

Систематизация целей, пожеланий.

- Что бы вы хотели узнать о каждом источнике информации?

Для ответа  на этот  вопрос мы  воспользуемся педагогическим методом «Подумай. Объединись, поделись»

Напишите на флипчартах, что бы вы хотели узнать о каждом источнике и прикрепите на дерево ожиданий.

АМО  «Дерево ожиданий».

А, теперь каждая команда озвучит свои цели урока.

Обобщение: сегодня на уроке мы познакомимся с разными СМИ  и узнаем, какую роль они играют в нашей жизни. Это и будет целью нашего урока.

Обсуждают в группе ответ на вопрос и записывают на флипчартах.

Работают над созданием «Дерева ожиданий».

Формулирование  цели урока.

Личностные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

4.Актуализация необходимых знаний

Систематиза-ция знаний о СМИ

Уточнить знания о СМИ.

Каждая команда получает краткую информацию с помощью своей сферы СМИ на следующие вопросы:

- Что такое СМИ?

- Что относится к СМИ в нашей стране?

 Учитель дает краткую информацию о СМИ.

Средство массовой информации (сокращенно СМИ) – организационно – технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу словесной, образной и музыкальной информации.

- Как вы думаете, что можно отнести к СМИ в нашей стране? (ответы учеников)

 (При необходимости учитель добавляет)

- Еще к СМИ в нашей стране относят альманахи, электронные и печатные версии газет, журналов, информационные агентства и массовые периодические рассылки через смс, телефон, интернет сообщений.

- Как вы думаете, какая самая распространенная и востребованная профессия в СМИ? (журналист)

- Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации.

Без журналиста не может выйти ни одна статья, телепередача или статья в интернет- изданиях.

Команды получают нужную информацию о СМИ, используя каждая свою сферу СМИ:

1 команда – из газетной статьи

 2 команда - из интернета, используя свои телефоны,

3 команда  - просматривает короткое видео по телевизору, в котором вставлена флешка с нужным видео)

Информацию дети получают с помощью метода «Подумай, объединись, поделись»

 

Команды друг с другом делятся своей информацией.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль;

Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую

5. Проработка содержания темы

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

 - Как вы считает, какие средства массовой информации в современном мире важнее? (пресса, телевидение или интернет)

 - Ответить на этот вопрос нам поможет деловая игра «Что лучше?»

 Члены каждой команды будут журналистами, которые напишут статью о важности их сферы СМИ. У журналистов есть такое понятие, как дедлайн, то есть крайний срок сдачи статьи. Ваш  дедлайн – 10 минут. На защиту статьи 3 минуты.

Правила игры.

Каждой команде нужно продумать аргументированные доказательство того, что их сфера СМИ наиболее важная и нужная для людей. Критерии оценивания информации даны вам на листах, которые помогут вам в составлении вашей статьи (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Обязательно продумайте, кто от команды будет представлять вашу защиту. Подойдите к своему флипчарту и подготовьтесь к ответу.        

С помощью метода «Подумай, объединись, поделись» дети работают над защитой своей статьи.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль;

Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

6. Релаксация

Снятие умственного напряжения, небольшой отдых

В современном офисе немаловажную роль играет спортивный перерыв. Предлагаю сделать такой перерыв нашим журналистам и поиграть в игру «Сарафанное радио». На столе у каждой команды есть конверт и в нем написана «горячая» новость. Вам нужно прочитать ее и каждый ученик должен за 2 минуты обойти как можно больше других учеников и рассказать ему эту новость.

Каждая команда вскрывает свой конверт с «горячей новостью» и выполняет задание по условию игры.

Личностные: вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Анализ командной деятельности на уроке. Самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе командной работы.

Сегодня на уроке мы познакомились с самыми распространенными средствами СМИ. Мы с вами выяснили, что каждая сфера СМИ  очень важна для людей и приносит пользу обществу, но каждая имеет свои особенности. Что бы увидеть эти различия мы поиграем в игру «Выглядит, как…. Звучит, как…».   

Каждая команда подходит к своему флипчарту и записывает визуальные и звуковые ассоциации с источником СМИ.

Метод «Выглядит, как…. Звучит, как…».   

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные

общеучебные:

умение структурировать знания, Коммуникативные:

контроль, коррекция и самооценка.

8. Домашнее задание

Закрепление знаний, развитие творческих способностей

Составить краткое эссе на тему «Мой источник информации в СМИ»        

Информационно-сообщающая деятельность

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: самоорганизация.

Приложение

Источники получения информации о СМИ (для команд)

https://www.wrike.com/ru/    - деловые игры

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1133124 - толковый словарь

https://www.youtube.com/watch?v=mIZ_Nfd_x9k  - видео о СМИ

Критерии оценивания информации

(пресса)

  • срок хранения информации
  • доступность информации
  • достоверность информации
  • полнота изложения  информации
  • визуализация информации

Критерии оценивания информации

(телевидение)

  • срок хранения информации
  • доступность информации
  • достоверность информации
  • полнота изложения  информации
  • визуализация информации

Критерии оценивания информации

(интернет)

  • срок хранения информации
  • доступность информации
  • достоверность информации
  • полнота изложения  информации
  • визуализация информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"

Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Дать...

Проект "Роль витаминов в нашей жизни".

Здоровье взрослого человека закладывается в раннем возрасте и, в большей части, благодаря именно сбалансированному питанию.Насколько бы сейчас было меньше людей с хроническими заболеваниями, если бы в...

Внеклассное мероприятие «Интернет в нашей жизни»

познакомится с историей развития Интернета, сервисами интернета, и обсудить новые проблемы использования сети Интернет....

Проектно-исследовательская работа "Роль чисел в нашей жизни"

Ученица на примере различных исследоаний доказывает верность гипотезы Пифагора о том, что "Всё в мире есть число!" и "Миром правят числа!"...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.

Конспект урока окружающего мира  в 4 классе  по теме «Поверхность нашего края»  с использованием презентации.  Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плеш...

"Роль музыки в нашей жизни."

quot;Роль музыки в нашей жизни"...