Конспект по окружающему миру "Важная роль интернета, телевидения и прессы в нашей жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
4 класс авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Виноградова Н.Ф. в рамках УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
6. «Окружающий мир», учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2019 г.
7. Раздел программы «Человек и общество».
8. Количество часов в неделю - 2 ч, за год - 68 ч.
9. Этапы урока:
Урок состоит из 8 этапов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rol_smi.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Урок по окружающему миру
«Важная роль СМИ в нашей жизни: телевидение, пресса, Интернет»
для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы
УМК «Начальная школа XXI века»
Авторы:
Ильенкова Елена Анатольевна,
учитель первой квалификационной категории,
учитель начальных классов;
Дубовик Светлана Евгеньевна,
учитель высшей квалификационной категории,
учитель начальных классов
2021 год
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии.
Тема | СМИ в нашей жизни: телевидение, пресса, Интернет. |
Цели урока | Познакомить со средствами СМИ: телевидение, пресса, Интернет. |
Задачи урока | Обучающая: - Познакомить учащихся с видами СМИ (печатные, телевидение, Интернет). - Познакомить с новыми понятиями: СМИ, дедлайн, журналист. Развивающая: -Развитие речи (обогащение словарного запаса). - Формировать умение осуществлять информационный поиск. - Анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, рационально решать познавательные и проблемные задачи. - Участвовать в дискуссии, групповой работе. Воспитывающая: -Формировать критическое отношение к влиянию средств массовой информации |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - Познакомить со средствами массовой информации: телевидение, пресса, Интернет. - Дать понять, что у них общего и чем отличаются. - Познакомить с новыми понятиями: СМИ, дидлайн, журналист. Метапредметные: Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах. Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками, высказывание и доказательство своего мнения. Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую. |
Оборудование | Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2019 г. Карточки с изображением предметов по теме СМИ, листы с критериями информации, ноутбуки, флипчарты, маркеры |
Основные понятия | СМИ, журналисты, дедлайн |
Ресурсы | Интернет-ресурсы: https://www.wrike.com/ru/ - деловые игры https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1133124 - толковый словарь https://www.youtube.com/watch?v=mIZ_Nfd_x9k -демонстрационные пособия, раздаточный материал. Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №15. Программа по развитию личностного потенциала «Вклад в будущее». |
Ход урока
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности | Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе | Устное приветствие, создаёт эмоциональный настрой на работу. Добрый день! Сегодня у нас будет необычный урок по окружающему миру. Тему этого урока вы определите сами. Но сначала разобьёмся на 3 команды.
| Подготовка класса к работе. Деление на 3 команды по картинкам: газета, компьютер, телевизор (картинки дети берут со стола учителя и проходят в свои команды). На столах стоят таблички: «Телевидение», «Пресса», « Интернет». | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Вхождение в тему. | Сформулировать тему урока | Подводит детей к формулированию темы урока с помощью картинок. По классу развешаны в хаотичном порядке: газеты, журналы, телевизор, известные телеведущие, компьютер. - Посмотрите на эти картинки. С помощью вопросов по представленным изображениям подводит детей к формулированию темы: -Что у них общего? - Чем они отличаются? Педагогический метод «метод ассоциаций» - Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Тема нашего урока « СМИ в нашей жизни: телевидение, пресса, Интернет» - Давайте подберем ассоциации к понятию «СМИ». - Какую роль они играют в нашей жизни? | Определяют, что общего у всех картинок (все они относятся к СМИ). Формулирование темы урока, используя «Метод ассоциаций». Дети подбирают слова к понятию СМИ Формулирование темы урока. Определяют ассоциации со словом СМИ (новости, сплетни, ТВ, газеты, радио, Интернет, манипуляция, общение, политика, развлечения, шоу). Педагогический метод «метод ассоциаций» | Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. |
3. Целеполагание | Систематизация целей, пожеланий. | - Что бы вы хотели узнать о каждом источнике информации? Для ответа на этот вопрос мы воспользуемся педагогическим методом «Подумай. Объединись, поделись» Напишите на флипчартах, что бы вы хотели узнать о каждом источнике и прикрепите на дерево ожиданий. АМО «Дерево ожиданий». А, теперь каждая команда озвучит свои цели урока. Обобщение: сегодня на уроке мы познакомимся с разными СМИ и узнаем, какую роль они играют в нашей жизни. Это и будет целью нашего урока. | Обсуждают в группе ответ на вопрос и записывают на флипчартах. Работают над созданием «Дерева ожиданий». Формулирование цели урока. | Личностные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. |
4.Актуализация необходимых знаний | Систематиза-ция знаний о СМИ | Уточнить знания о СМИ. Каждая команда получает краткую информацию с помощью своей сферы СМИ на следующие вопросы: - Что такое СМИ? - Что относится к СМИ в нашей стране? Учитель дает краткую информацию о СМИ. Средство массовой информации (сокращенно СМИ) – организационно – технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу словесной, образной и музыкальной информации. - Как вы думаете, что можно отнести к СМИ в нашей стране? (ответы учеников) (При необходимости учитель добавляет) - Еще к СМИ в нашей стране относят альманахи, электронные и печатные версии газет, журналов, информационные агентства и массовые периодические рассылки через смс, телефон, интернет сообщений. - Как вы думаете, какая самая распространенная и востребованная профессия в СМИ? (журналист) - Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Без журналиста не может выйти ни одна статья, телепередача или статья в интернет- изданиях. | Команды получают нужную информацию о СМИ, используя каждая свою сферу СМИ: 1 команда – из газетной статьи 2 команда - из интернета, используя свои телефоны, 3 команда - просматривает короткое видео по телевизору, в котором вставлена флешка с нужным видео) Информацию дети получают с помощью метода «Подумай, объединись, поделись»
Команды друг с другом делятся своей информацией. | Личностные: самоопределение Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль; Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую |
5. Проработка содержания темы | Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации | - Как вы считает, какие средства массовой информации в современном мире важнее? (пресса, телевидение или интернет) - Ответить на этот вопрос нам поможет деловая игра «Что лучше?» Члены каждой команды будут журналистами, которые напишут статью о важности их сферы СМИ. У журналистов есть такое понятие, как дедлайн, то есть крайний срок сдачи статьи. Ваш дедлайн – 10 минут. На защиту статьи 3 минуты. Правила игры. Каждой команде нужно продумать аргументированные доказательство того, что их сфера СМИ наиболее важная и нужная для людей. Критерии оценивания информации даны вам на листах, которые помогут вам в составлении вашей статьи (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Обязательно продумайте, кто от команды будет представлять вашу защиту. Подойдите к своему флипчарту и подготовьтесь к ответу. | С помощью метода «Подумай, объединись, поделись» дети работают над защитой своей статьи. | Личностные: самоопределение Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль; Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую. |
6. Релаксация | Снятие умственного напряжения, небольшой отдых | В современном офисе немаловажную роль играет спортивный перерыв. Предлагаю сделать такой перерыв нашим журналистам и поиграть в игру «Сарафанное радио». На столе у каждой команды есть конверт и в нем написана «горячая» новость. Вам нужно прочитать ее и каждый ученик должен за 2 минуты обойти как можно больше других учеников и рассказать ему эту новость. | Каждая команда вскрывает свой конверт с «горячей новостью» и выполняет задание по условию игры. | Личностные: вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока. | Анализ командной деятельности на уроке. Самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе командной работы. | Сегодня на уроке мы познакомились с самыми распространенными средствами СМИ. Мы с вами выяснили, что каждая сфера СМИ очень важна для людей и приносит пользу обществу, но каждая имеет свои особенности. Что бы увидеть эти различия мы поиграем в игру «Выглядит, как…. Звучит, как…». | Каждая команда подходит к своему флипчарту и записывает визуальные и звуковые ассоциации с источником СМИ. Метод «Выглядит, как…. Звучит, как…». | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, Коммуникативные: контроль, коррекция и самооценка. |
8. Домашнее задание | Закрепление знаний, развитие творческих способностей | Составить краткое эссе на тему «Мой источник информации в СМИ» | Информационно-сообщающая деятельность | Личностные: самоопределение. |
Приложение
Источники получения информации о СМИ (для команд)
https://www.wrike.com/ru/ - деловые игры
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1133124 - толковый словарь
https://www.youtube.com/watch?v=mIZ_Nfd_x9k - видео о СМИ
Критерии оценивания информации
(пресса)
- срок хранения информации
- доступность информации
- достоверность информации
- полнота изложения информации
- визуализация информации
Критерии оценивания информации
(телевидение)
- срок хранения информации
- доступность информации
- достоверность информации
- полнота изложения информации
- визуализация информации
Критерии оценивания информации
(интернет)
- срок хранения информации
- доступность информации
- достоверность информации
- полнота изложения информации
- визуализация информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"
Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.Дать...
Проект "Роль витаминов в нашей жизни".
Здоровье взрослого человека закладывается в раннем возрасте и, в большей части, благодаря именно сбалансированному питанию.Насколько бы сейчас было меньше людей с хроническими заболеваниями, если бы в...
Внеклассное мероприятие «Интернет в нашей жизни»
познакомится с историей развития Интернета, сервисами интернета, и обсудить новые проблемы использования сети Интернет....
Проектно-исследовательская работа "Роль чисел в нашей жизни"
Ученица на примере различных исследоаний доказывает верность гипотезы Пифагора о том, что "Всё в мире есть число!" и "Миром правят числа!"...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плеш...
Роль таблицы умножения в нашей жизни
Презентация...
"Роль музыки в нашей жизни."
quot;Роль музыки в нашей жизни"...