Проектно-исследовательская работа "Роль чисел в нашей жизни"
презентация к уроку по математике на тему
Ученица на примере различных исследоаний доказывает верность гипотезы Пифагора о том, что "Всё в мире есть число!" и "Миром правят числа!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль чисел в нашей жизни | 69 КБ |
презентация к проектно-исследовательской работе "Роль чисел в нашей жизни" | 499.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани
Районный конкурс проектов «Дети Архимеда»
в рамках «Года математики»
Тема проектной работы:
«Роль чисел в нашей жизни»
Учащийся: Кузьмина Света
4 класса МБОУ «СОШ №147»
Авиастроительного района г. Казани
Руководитель: Булгакова Г.А.,
Учитель начальных классов
1-ой квалификационной категории
Цель исследования
«Все в мире - есть Число!»
«Миром правят числа»
Пифагор
Выяснить: где встречаются числа в повседневной жизни; как мы изучаем числа на уроках и откуда они произошли; можно ли обойтись без чисел.
Таким образом, необходимо решить следующие задачи: собрать и изучить материал о числах; узнать из литературных источников, где могут встречаться числа; наблюдение над тем как числа влияют на нас и нашу жизнь; опросить учащихся нашего класса и сделать выводы.
Цель моей работы – узнать какую роль играют числа в нашей жизни.
Гипотеза: я предполагаю, что в результате этой работы я узнаю, что человек не может существовать без чисел.
Методы исследования: исследование, сбор информации, анализ, наблюдение, опрос.
Мне необходимо собрать информацию и обработать ее. Для этого я могу спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, интернете, понаблюдать в окружающем мире. В моей работе мне помогут родители, учитель.
Тезисы
Я решила исследовать мир чисел. Числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. Для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Древние люди использовали пальцы на руках и ногах. В древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы. Такая славянская кириллистическая нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием. Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Мне часто встречались числа в загадках, пословицах и поговорках.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
Игры, в названиях которых есть числа, стихотворения про числа, песни, числа используются в названиях сказок, фильмов, мультфильмов.
На уроке математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали, какое количество предметов можно обозначать цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Трудно было научиться правильно и красиво писать цифры. Мы их лепили, рисовали.
На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый – второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет.
Из толкового словаря я узнала, что цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и римские.
В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде: на номерах машин; на дверях квартир; на деньгах; в названиях праздников; на дорожных знаках.
Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Происхождение чисел
С раннего детства человек начинает сталкиваться с миром чисел. У маленьких детей спрашивают: «Сколько тебе лет? Сколько братьев или сестер? На каком этаже ты живешь?» И я решила исследовать мир чисел.
Я поняла, что числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. У древних людей учителем была сама жизнь. Для счета древние люди использовали пальцы на руках и ногах.
Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Делали зарубки на палочках, деревьях, камнях, завязывали узелки на веревочках. Для счета животных использовали камешки, складывали их в мешок. Сколько животных, столько и камешков.
Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы.
Таким образом, каждая буква выполняла двойную работу: роль знака – для словообразования, и другую – для указания определенного числа. Чтобы выделить буквы в этой последней роли, в обозначении цифр, над ними ставили особый значок (титло). Такая славянская кириллистическая нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием.
- Числа в загадках, пословицах и поговорках, песнях и стихотворениях
Пословицы и поговорки, загадки, народная мудрость. Еще до школы мне часто встречались числа в загадках, пословицах и поговорках. Каждый народ имеет свой набор пословиц, поговорок и загадок. Именно пословицы и поговорки стали истинным выражением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации.
Основой пословиц или поговорок является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. Например:
Один в поле – не воин.
Два друга – мороз да вьюга.
И другие…
Загадка – один из самых древних жанров устной поэзии. На сегодняшний день собрано большое количество самых разнообразных загадок. Почти все дети любят отгадывать и загадывать загадки. Загадки придуманы не только ради забавы. Они приучают к размышлениям и доказательствам. Учат логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления.
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся. (Берега)
У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в свои чуланчики. (Рука, перчатки)
Игры, в названиях которых есть числа:
«На одной ножке»;
«Третий лишний»;
«Вдвоём одну верёвку»;
«Семеро одного не ждут»;
«Я знаю пять имён, птиц, животных…».
Стихотворения про числа:
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра «два».
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А вот это – посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка третий из значков –
Состоит из трёх крючков.
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
На бумаге цифра 5.
Ручку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Рады мы её принять.
И даже песни: «33 коровы» музыка М. Дунаевского, «Дважды два четыре» слова Пляцковский М., музыка Шаинский В., «Жили у бабуси два веселых гуся», украинская народная песня, «Вместе весело шагать по просторам» слова Матусовский М.. Шаинский В., «Четыре черненьких чумазеньких чертенка» слова Гин В., музыка Николаев И..
Из литературы и сети интернета я узнала, что числа используются в названиях сказок, фильмов, мультфильмов. Например: М. Михайлов «Два мороза», С. Михалков « Три поросенка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Али Баба и 40 разбойников», Ю. Олеша «Три толстяка», В. Каверин «Два капитана».
- Изучение чисел в школе
На уроке математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали какое количество предметов можно обозначать цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Трудно было научиться правильно и красиво писать цифры. Они были корявыми и кривыми, постоянно вылезали из клеточки.
Мы их лепили, рисовали. На уроках музыки мы выучили 7 нот. На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый – второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет.
Теперь все в нашем классе могут считать до 1000. А всего в нашем классе 15 третьеклассников: 8 девочек и 7 мальчиков. У каждого из ребят по 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, 1 нос, лоб, живот, голова, на каждой руке и ноге по 5 пальцев. Внимательно на доску смотрят 30 глаз и слушают 30 ушей.
Я сосчитала: чтоб добраться до класса надо, сначала, подняться по 7 ступенькам на крыльцо школы и открыть 3 двери. Наш кабинет находится на 2 этаже, его номер – 6.
Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, слово число – многозначное. В первом значении обозначает основное понятие математики – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и римские.
4. Где я встречаюсь с числами
Жизнь каждого человека окружена числами: я родилась 28 июля 2004 года, в 07 ч. 35 мин., весила 2 кг. 650 гр., рост – 52 см. Когда мне было 7 месяцев я сказала «ма-ма», в 1 годик я начала ходить. Я живу на улице Галиаскара Камала 10, квартира 8. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:
на дверях квартир; на подъездах домов; на зданиях; на номерах машин; на документах; в магазине, на рынке, на ценниках; в трамвае, автобусах, цифры на билетиках; номер сиденья в театре; на страницах книг, журналов, календарей; на вещах; на деньгах; на часах; на дорожных знаках; на игрушках, например, кубиках; в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая); в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, 9 лет мне, 29 лет моей маме, 29 лет папе); на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники.
- Опрос одноклассников
Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. По результатам анкетирования: 5, 8, 10, 11, 25, 57, 100, 99 и даже 1 миллиард – любимые их числа. Редко встречаются числа 4 и 22. На вопрос: «Зачем людям счет?» ребята ответили так: чтобы решать задачи и примеры; чтобы знать, в каком ты учишься классе, сколько тебе лет; чтобы все можно было сосчитать, в том числе и деньги, и узнать много их или мало. Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.
Проводить исследование мне помогали мои самые близкие люди – мои родители, которых я очень люблю. Моя мама, помогая мне, научилась печатать и сохранять напечатанное в Microsoft Word, скачивать информацию с интернета и обрабатывать ее. Теперь мы вместе будем учиться составлять презентацию.
Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
- Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.
- Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983. – 32с.
- Быкова В.В. Хрестоматия по литературе для начальной школы., филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.
- Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
- Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479
http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm
Казань, 2014-2015 уч.г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели исследования Выяснить : где встречаются числа в повседневной жизни; Узнать: какую роль играют числа в жизни человека; Проверить гипотезу о том, что человек не может существовать без чисел
Я решила исследовать мир чисел…
Числа произошли пять тысяч лет назад в Египте…
Для счёта древние люди использовали пальцы на руках и ногах…
Затем для счёта пошли камешки, палочки, косточки, верёвочки
Наши цифры пришли к нам из Индии через Арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в Древней Руси применялась цифровая система , н е имеющая 0
Знаками для счёта на Руси служили славянские буквы. Каждая буква выполняла двойную работу: Роль знака для словообразования и другую – для указания определённого числа.
Чтобы выделить буквы для обозначения цифр, над ними ставили особый значок (титло). Такая славянская нумерация была создана братьями монахами, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием .
Числа встречаются повсюду: в играх, в загадках, в пословицах…
В загадках У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в свои чуланчики.
В играх, в считалочках Раз, два, три, четыре. пять, Я иду тебя искать… Я знаю пять названий животных… Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять…
В названиях и в текстах песен…
Числа используются в названиях сказок, фильмов и мультфильмов…
В школе мы учились писать вот такие цифры…
На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый- второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счёт…
Цифры встречаются не только арабские, но и римские
Числа везде: на номерах машин, на дверях наших квартир
Числа всегда рядом с нами в повседневной жизни
Вывод Прав был Пифагор : «Миром правят числа!», и значит, гипотеза о том, что человек не может существовать без чисел – верна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа "Сайгак- наше живое наследие "
Начальная школа...
Проектная исследовательская работа "Наши бабушки"
Работа несложная, ребятам очень понравилась, на школьном Дне науки заняли 1 место по начальной школе.Презентацию пришлось наполовину сократить, не помещается. Если нужно, пришлю по электронной почте.П...
Проектно-исследовательская работа «ТАНЕЦ В МОЕЙ ЖИЗНИ ИЛИ ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»
Приобщение учащихся к наследию народной культуры танца.Создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения истории и культуры танца.Цели:Сформировать представление о танце ...
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"
Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги" выполнена ученицей 1 класса.В работе собран большой материал по теме. Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснов...
Проектная (исследовательская) работа "КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ".
Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был ...