Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «И. А. Крылов. Слон и Моська.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i._a._krylov._slon_i_moska.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтение

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 03.03.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «И. А. Крылов. Слон и Моська.»

Цели урока: знакомство с басней И.А.Крылова «Слон и Моська», определение её морали.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению; определять басню по характерным признакам; находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Начнём урок с психологической минутки.

Повернитесь к соседу по парте и поочерёдно касаясь одноимённых пальцев рук соседа.

- Произносите:

    - желаю (большой палец), 

    - успеха (указательный), 

    - большого (средним), 

    - во всём (безымянным) 

    - и везде (мизинцами), 

    - здравствуйте (ладонью)! 

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

 - Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей?

- Что для вас значит урок литературного чтения?

- Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока литературного чтения?

- Прочтите стихотворение на слайде.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни Ворона и Лисица)

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте, замедляя темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

- Сейчас, распределитесь на группы, по четыре человека.

- На партах у вас лежат листочки с началом строк из басен И.А.Крылова

- Определите к каким басням относятся эти строки, допишите строчку и назовите её.

- Зачитайте свои ответы.

( Хоть видит око,( да зуб неймёт) (Лиса и виноград)

А вы, друзья, как ни садитесь,(всё в музыканты не годитесь) (Квартет)

Ты всё пела? Это дело: (Так поди же, попляши!) (Стрекоза и Муравей)

Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя,(кума, оборотиться?) (Зеркало и обезьяна)

Очков с полдюжины себе она достала; (Вертит очками так и сяк:) (Мартышка и очки)

- Что вы знаете о великом русском баснописце? 

- Предположите тему урока.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать стихотворение на слайде.

Выполнять речевую разминку.

Работать в группах.

Зачитывать ответы.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; со слайдом; прослушивание аудиозаписи.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией в учебник.

15 мин.

- Мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Сегодня мы прочтем басню «Слон и Моська», обсудим ее главных героев, определим (найдем) мораль басни. Также мы вспомним героев и поучительный смысл уже известных нам басен великого баснописца. И в результате к концу урока каждый из вас сможет дать ответы на вопросы "Важна ли басня И.А.Крылова в наши дни? Ценен ли их смысл для современного человека и почему?"

- Давайте прочитаем на слайде, чем характеризуются произведения басенного жанра?

1) небольшой объём;

2) герои - чаще животные;

3) чаще стихотворная форма;

4) сатира; В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

5) иносказание;

6) мораль;

- Что наиболее ценно в содержании басен для читателя? (смысл, поучительность)

- Откройте учебник на странице 48. Мы начнем знакомиться с новой басней, мораль которой нам предстоит выявить.

- Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова "Слон и Моська".

- Кого вы видите на иллюстрации?

- Как выглядят герои басни? Какими художник рисует слона и моську?  

- Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

- Слон - огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

- Рассмотрите Моську. Представьте себе идущего огромного слона и маленькую собачку-забияку, лающую на слона. Ситуация комичная, не правда ли? Сейчас мы прочтем, что об этом написал Иван Андреевич, но прежде подготовимся к первому знакомству с текстом.

- Объясните значение данных слов. (зеваки, напоказ, отколе, шавка, диковинка)

ЗЕВАКИ – тот, кто слоняется по улицам без дела.

НАПОКАЗ – обрати внимание для вида.

ОТКОЛЕ – откуда.

ШАВКА – непородистая собака, уличная или дворовая.

ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещь или явление.

- А сейчас, откройте свои тетради, запишите автора и название басни.

- Выпишите слова на слайде, и найдите их синонимы.

- Давайте вспомним, что такое синонимы?

- Молодцы, приступайте к работе.

- Зачитайте свои ответы.

Срамиться-позориться.

Возиться - копошиться, копаться.

Забияка - человек, который любит затевать ссоры -задира, драчун.

- А сейчас, сядьте поудобнее и приготовьтесь к прослушиванию басни. (Аудиозапись. Басня в исполнении Игоря Ильинского)

- Понравилась ли вам басня? Что понравилось?

Слушать учителя.

Читать характеристику басен на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с учебником.

Рассматривать иллюстрацию на слайде.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Объяснять значение слов.

Выполнять задание учителя.

Вспоминать определение слова синоним.

Находить синонимы слов.

Слушать басню в исполнении Ильинского.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Мы решили закаляться, раз-два-раз-два!

И водою обливаться, раз-два-раз-два!

А потом мы полотенцем, раз-два-раз-два!

Не забудем растереться, раз-два-раз-два!

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; со слайдом; в парах.

15 мин.

- Рассмотрите иллюстрации к басне.

- Какой момент запечатлен на иллюстрации? (На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает)

- Какими художник рисует Слона и Моську? (Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.)

- Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську)

- Что делает Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

- Кто нарисован слева? (Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.)

- Как они смотрят на это событие? (Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.)

- Что за человек справа от Слона? (Справа от Слона - дрессировщик.)

- Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

- Как вы представляете Моську? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.)

- Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен - он даже не замечает ее.

- На ваших столах лежат карточки для работы в парах.

- Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

Показывали на улице людям - водили на показ.

Невидаль, редкость - в диковинку у нас.

Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам - толпы зевак ходили.

Откуда-то внезапно вдруг появится - откуда ни возьмись.

Перестань себя позорить - перестань срамиться.

Предаёт смелости - вот то-то мне и духу придаёт.

- А сейчас, давайте почитаем эту басню по ролям.

- Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались, 
В те дни букварь постигшие едва, 
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Слушать учителя.

Строить речевые высказывания.

Участвовать в беседе.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать речь учителя.

Работать в парах.

Выполнять задание учителя.

Читать басню по ролям.

Слушать стихотворение.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Кто из этой басни вам нравится?

- Кого следует одобрить?

- Чьё поведение вызывает осуждение?

- В каких словах заключён смысл басни?

- Каких людей высмеивает И.А. Крылов в этой басне?

- Какой вывод следует сделать?

- Актуальна ли басня в наши дни?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Выучить басню «Слон и моська» наизусть.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.