Урок окружающего мира "5 органов чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Аткочюнене Е.С.
Предмет: окружающий мир
Тема: «Органы чувств»
Класс: 3
Тип урока: комбинированный (открытие новых знаний)
Цель: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают
Задачи:
- образовательные:
- познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
- расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
- развивающие:
- развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
- закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
3) воспитательные: - содействовать развитию творческих способностей личности;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
УУД
Личностные УУД:
- положительное отношение и интерес к изучению человека
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Познавательные УУД:
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– представлять результаты учебной работы в разных формах.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать названия органов обоняния и вкуса.
Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье.
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Основные понятия: органы чувств, исследование.
Ресурсы:
Электронная презентация, наборы для практической работы, конверты с заданиями, карточки на доске.
Форма урока: групповая (5 групп по 2-4 человека).
- Организационный момент
СЛАЙД 1
-Встали все красиво у парт, поздоровались…
Помашите мне рукой
-ребята, которые сегодня утром завтракали вкусной кашей,
-ребята, которые сегодня утром уже обнимали маму
-ребята, которые видели осенние деревья по дороге в школу,
-ребята, которые слышали звонок на урок.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните всё беспокойство, а в себя вдохните свежесть ясного дня и уверенность в свой успех. Откройте глаза. Присаживайтесь девочки, присаживайтесь мальчики.
- Самоопределение к деятельности
СЛАЙД 2
Давайте вспомним ранее изученный материал
- Этот орган кровь толкает,
Орган главный, каждый знает. (Сердце)
- Два воздушных лепестка
Важную работу выполняют-
Дышать человеку помогают. (Лёгкие)
- Висит мешочек небольшой,
То полный, то пустой.
Готовит пищу, нас питает.
А что ненужно – выгоняет. (Желудок)
Правильно, ещё внутри человека есть почки, печень, кишечник. Как назвать всё это одной фразой?
-Внутренние органы человека.
СЛАЙД 3
-А чего ещё не хватает этому человечку?
- Глаз, ушей, рта, носа…
- А их можно назвать органами?
- Да
- А органами чего они являются?
-Органы чувств!
-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
- Органы чувств.
Тему – открыть на доске, повесить человечка.
- Мотивация к познавательной деятельности
Сегодня на урок пришел этот необычный человечек. На нём нет органов чувств. Ему надо помочь их приобрести.
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Уберите лишние вопросы:
1. Узнать названия?
2. Какую роль играют?
3. Как сохранить?
4. Как размножается?
5. Как решать?
Цели – на доске
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?
- Это люди, которые что-то изучают, исследуют.
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
- Органы чувств.
- Верно. Давайте приступим к исследованию.
Для этого мы должны поделиться на группы.
Напоминаю правила работы в группах:
СЛАЙД 4
Правила работы в группе
- Прочитать и понять задание
- Распределить роли в группе
- Выслушай мнение каждого
- Найди общее решение
- Выступить с итогами проделанной работы
Подготовить 5 конвертов, в каждом из которых:
- Орган чувств на магните.
- Карточка-помогайка (практическая работа и как сохранить орган чувств)
- Таблица
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Чтобы распределить темы, отгадаем загадки:
- Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
Выдать конверт.
- Между двух светил
Я в середине один. (Нос)
Выдать конверт.
- Всё слышат, но молчат,
Слева брат и справа брат. (Уши)
Выдать конверт
- За белыми берёзами бездонная яма. (Рот)
Выдать конверт.
- Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
Выдать конверт.
- Ребята времени у вас всего 3 минуты, поэтому работаем быстро.
Пока ребята готовятся, монтирую видео.
На доске перевёрнутые карточки в центре слово ОРГАН
ГЛАЗА ЗРЕНИЯ
УШИ СЛУХА
НОС ОБОНЯНИЯ
ЯЗЫК ВКУСА
КОЖА ОСЯЗАНИЯ
Выступление 1 команды (Глаза)
1)Приклеить глаза
2) Открыть карточки на доске
3) СЛАЙД 5 (строение глаза –фото из учебника)
Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет.
Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность.
Физминутка.
Сделать зарядку для глаз.
- Все встали. Голова остаётся на месте. Посмотрели на право, налево. Ручки наверх, потянулись, глаза за ними. Опустили руки, глаза вниз. Быстро поморгали. Сели.
Глаза - самый совершенный и удивительный орган в человеке. Через них мы больше всего можем узнавать, что происходит вокруг. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
СЛАЙД 6
Существуют люди, не различающие цвета. Эта болезнь называется дальтонизм.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)
Выступление 2 команды (Уши)
1)Приклеить уши человечку
2) Открыть карточки на доске
3) СЛАЙД 7 (строение уха – фото из учебника)
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Сообщение – орган слуха.
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.
Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо.
Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости , одним концом которой опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Давайте закроем глаза и послушаем отрывок из фортепьянной пьесы Бетховена «К Элизе»
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)
Выступление 3 команды (нос)
1) Приклеить нос человечку
2) Открыть карточки на доске
3) СЛАЙД 5 (строение носа –фото из учебника)
Нос – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Он не дает пыли пробраться внутрь организма и может прогревать даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.
А вы знали, что вирусные инфекции могут изменить обоняние. Обычная простуда - это известный похититель нашего обоняния. Часто обоняние пропадает насовсем после обычной вирусной инфекции. Развивается неспособность мозга правильно распознать запах.
Обоняние — единственное из чувств, активное во сне. Учёные утверждают, что даже в коме человек чувствует запахи.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)
Выступление 4 команды (язык)
1) Приклеить рот человечку
2) Открыть карточки на доске
3) СЛАЙД 10 (строение языка)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Удивительно, но без слюны он не может определить вкус пищи. То есть, когда он сухой, он не распознает никаких вкусов. Почему так происходит? Все дело в том, что наши вкусовые рецепторы могут ощутить вкус только тогда, когда молекулы пищи будут растворены в воде (слюна состоит из воды).
Во многих странах мира демонстрация этого органа является невежливым жестом. Однако, если показать язык в Тибете, то никто вас за это не упрекнет. Более того, в этом горном регионе показывание языка означает приветствие.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем?
Выступление 5 команды (кожа)
1) Приклеить руки человечку
2) Открыть карточки на доске
3) СЛАЙД11 (строение кожи)
Первый слой (эпидермис) – предохраняет кожу от повреждений.
Второй слой (дерма) – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы.
Третий слой – подкожный жир, предохраняющий кожу от ушибов и сохраняет тепло.
С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть, шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
А вы знали что, кожа крупнейший орган вашего тела.
Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая — на подошвах ног.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем?
СЛАЙД 12
Всего у нас 5 органов чувств. Как пальцев на ладошке. Какие?
-Глаза, нос, уши, язык, кожа.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА
И все же ученые говорят:
“Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”
-Как же это понять? (ответы детей)
Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
-Учитель. У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.
Игра « Запрещается-разрешается».
Понадобятся кружочки. С одной стороны зелёные, с другой красные.
Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.
«Глаза»
1.Смотреть долго телепередачи
2.Играть длительное время за компьютером
3.Делать зарядку для глаз
4.Лёжа читать
5.Больше кушать моркови и яблок
6.Читать в общественном транспорте
«Уши»
1.Слушать громкую музыку
2.Чистить уши острым предметом
3.Каждое утро мыть уши
4.Беречь барабанную перепонку
5.Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины.
«Кожа»
1.Закаляться
2.Не носить тесную одежду
3.Не обрабатывать ранки
4.Беречь от ожогов
5.Беречь от обмораживания
Домашнее задание на выбор
- Стр. 125-128, прочитать, ответить на вопросы.
- Подготовить доклад про один из органов чувств на тему: «На пределе своих возможностей».
Рефлексия учебной деятельности.
Перед вами цель. Мы будем стрелять с помощью стикеров.
Возьмите, пожалуйста, стикер и приклейте его на нашу цель. Чем ближе к центру, тем понятнее был урок. (Центр – «Всё понятно», далее «Возникли сложности», у края «Было непонятно»)
- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Команда №1
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 125 | ГЛАЗА-ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Учебник с.148 (рисунок) | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Команда №2
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 126 | УШИ - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Учебник с.148 (рисунок) | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №2 (Уши)
|
Команда №3
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 127 | НОС - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (Нос)
|
Команда №4
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 127 | ЯЗЫК - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (Нос)
|
Команда №5
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 128 | КОЖА - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (кожа)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Урок окружающего мира " Органы чувств"
Урок окружающего мира Плешаков 4 класс " Органы чувств"...
Презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств", 2 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс....
Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Урок разработан с требованиями ФГОС....
Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса
Класс: 3 класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...
Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Тема: Органы чувствЦель: создание условий для знакомства детей с органами чувств.Задачи:развивающие:воспитывающие:Обучающие:Технология :критического мышленияФормы работы: групповая...
Конспект урока окружающий мир "Органы чувств"
Урок окружающий мир "Органы чувств"...