Урок окружающего мира "5 органов чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Аткочюнене Екатерина Сергеевна

Урок окружающего мира "Арт-технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_om_1.docx469.33 КБ

Предварительный просмотр:


Ф.И.О. Аткочюнене Е.С.
Предмет: окружающий мир
Тема: «Органы чувств»

Класс: 3
Тип урока: комбинированный (открытие новых знаний)

Цель:  показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи:

  1. образовательные: 
  • познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  • расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
  1. развивающие: 
  • развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
  • закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
    3) воспитательные:
  • содействовать развитию творческих способностей личности;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

УУД

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать названия органов обоняния и вкуса.

Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье.

Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Основные понятия: органы чувств, исследование.

Ресурсы:

Электронная презентация, наборы для практической работы, конверты с заданиями, карточки на доске.

Форма урока: групповая (5 групп по 2-4 человека).

  1. Организационный момент

СЛАЙД 1

-Встали все красиво у парт, поздоровались…

Помашите мне рукой

-ребята, которые сегодня утром завтракали вкусной кашей,

-ребята, которые сегодня утром уже обнимали маму

-ребята, которые видели осенние деревья по дороге в школу,

-ребята, которые слышали звонок на урок.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.  Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните всё беспокойство, а в себя вдохните свежесть ясного дня и уверенность в свой успех.  Откройте глаза. Присаживайтесь девочки, присаживайтесь мальчики.

  1. Самоопределение к деятельности

СЛАЙД 2

Давайте вспомним ранее изученный материал

  1. Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает. (Сердце)

  1. Два воздушных лепестка

Важную работу выполняют-

Дышать человеку помогают. (Лёгкие)

  1. Висит мешочек небольшой,

То полный, то пустой.

Готовит пищу, нас питает.

А что ненужно – выгоняет. (Желудок)

Правильно, ещё внутри человека есть почки, печень, кишечник. Как назвать всё это одной фразой?

-Внутренние органы человека.

СЛАЙД 3

-А чего ещё не хватает этому человечку?

- Глаз, ушей, рта, носа…

- А их можно назвать органами?

- Да

- А органами чего они являются?

-Органы чувств!  

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

- Органы чувств.

Тему – открыть на доске, повесить человечка.

  1. Мотивация к познавательной деятельности

Сегодня на урок пришел этот необычный человечек. На нём нет органов чувств. Ему надо помочь их приобрести.

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Уберите лишние вопросы:

1. Узнать названия?

2. Какую роль играют?

3. Как сохранить?

4. Как размножается?

5. Как решать?

Цели – на доске

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

- Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Так что же будет предметом нашего исследования?

- Органы чувств.

- Верно. Давайте приступим к исследованию.

Для этого мы должны поделиться на группы.

Напоминаю правила работы в группах:

СЛАЙД 4

 Правила работы в группе

  1. Прочитать и понять задание
  2.  Распределить роли в группе
  3. Выслушай мнение каждого
  4. Найди общее решение
  5. Выступить с итогами проделанной работы

Подготовить 5 конвертов, в каждом из которых:

  1. Орган чувств на магните.
  2. Карточка-помогайка (практическая работа и как сохранить орган чувств)
  3. Таблица

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Чтобы распределить темы, отгадаем загадки:

  1. Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза)

Выдать конверт.

  1. Между двух светил

Я в середине один. (Нос)

Выдать конверт.

  1. Всё слышат, но молчат,

Слева брат и справа брат. (Уши)

Выдать конверт

  1. За белыми берёзами бездонная яма. (Рот)

Выдать конверт.

  1. Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это… (Кожа)

Выдать конверт.

- Ребята времени  у вас всего 3 минуты, поэтому работаем быстро.

Пока ребята готовятся, монтирую видео.

На доске перевёрнутые карточки в центре слово ОРГАН

ГЛАЗА            ЗРЕНИЯ

УШИ                СЛУХА

НОС                 ОБОНЯНИЯ

ЯЗЫК                ВКУСА

КОЖА               ОСЯЗАНИЯ

Выступление 1 команды (Глаза)

1)Приклеить глаза

2) Открыть карточки на доске

3) СЛАЙД 5 (строение глаза –фото из учебника)

Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет.

Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность.

Физминутка.

Сделать зарядку для глаз.

- Все встали. Голова остаётся на месте. Посмотрели на право, налево. Ручки наверх, потянулись, глаза за ними. Опустили руки, глаза вниз. Быстро поморгали. Сели.

Глаза - самый совершенный и удивительный орган в человеке. Через них мы больше всего можем узнавать, что происходит вокруг. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

СЛАЙД 6

Существуют люди, не различающие цвета. Эта болезнь называется дальтонизм.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)

Выступление 2 команды (Уши)

1)Приклеить уши человечку

2) Открыть карточки на доске

3) СЛАЙД 7 (строение уха – фото из учебника)

 Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Сообщение – орган слуха.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.

Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

     

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо.

Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости , одним концом которой опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Давайте закроем глаза и  послушаем отрывок из фортепьянной пьесы Бетховена «К Элизе»

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Выступление 3 команды (нос)

1) Приклеить нос человечку

2) Открыть карточки на доске

3) СЛАЙД 5 (строение носа –фото из учебника)

Нос – орган обоняния.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост.   Он не дает пыли пробраться внутрь организма и может прогревать даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.

А вы знали, что вирусные инфекции могут изменить обоняние. Обычная простуда - это известный похититель нашего обоняния. Часто обоняние пропадает насовсем после обычной вирусной инфекции. Развивается неспособность мозга правильно распознать запах.

Обоняние — единственное из чувств, активное во сне. Учёные утверждают, что даже в коме человек чувствует запахи.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

Выступление 4 команды (язык)

1) Приклеить рот человечку

2) Открыть карточки на доске

3) СЛАЙД 10 (строение языка)

Язык помогает различать вкус еды.

Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Удивительно, но без слюны он не может определить вкус пищи. То есть, когда он сухой, он не распознает никаких вкусов. Почему так происходит? Все дело в том, что наши вкусовые рецепторы могут ощутить вкус только тогда, когда молекулы пищи будут растворены в воде (слюна состоит из воды).

Во многих странах мира демонстрация этого органа является невежливым жестом. Однако, если показать язык в Тибете, то никто вас за это не упрекнет. Более того, в этом горном регионе показывание языка означает приветствие.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? 

Выступление 5 команды (кожа)

1) Приклеить руки человечку

2) Открыть карточки на доске

3) СЛАЙД11 (строение кожи)

Первый слой (эпидермис)  – предохраняет кожу от повреждений.

Второй слой (дерма) – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы.

Третий слой – подкожный жир, предохраняющий кожу от ушибов и сохраняет тепло.

С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть, шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

А вы знали что, кожа  крупнейший орган вашего тела.

Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая — на подошвах ног.

Вывод: – Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем?

СЛАЙД  12

Всего у нас 5 органов чувств. Как пальцев на ладошке. Какие?

-Глаза, нос, уши, язык, кожа.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

И все же ученые говорят: 

“Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

-Как же это понять? (ответы детей)

Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.  

 

-Учитель. У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.

Игра « Запрещается-разрешается».

Понадобятся кружочки. С одной стороны зелёные, с другой красные.

Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.

«Глаза» 
1.Смотреть долго телепередачи 
2.Играть длительное время за компьютером 
3.Делать зарядку для глаз 
4.Лёжа читать 
5.Больше кушать моркови и яблок 
6.Читать в общественном транспорте

«Уши» 
1.Слушать громкую музыку 
2.Чистить уши острым предметом 
3.Каждое утро мыть уши 
4.Беречь барабанную перепонку 
5.Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины. 

«Кожа» 
1.Закаляться 
2.Не носить тесную одежду 
3.Не обрабатывать ранки 
4.Беречь от ожогов 
5.Беречь от обмораживания 

Домашнее задание на выбор

  1. Стр. 125-128, прочитать,  ответить на вопросы.
  2. Подготовить доклад про один из органов чувств на тему: «На пределе своих возможностей».

 Рефлексия учебной деятельности.

Перед вами цель. Мы будем стрелять с помощью стикеров.

Возьмите, пожалуйста, стикер и приклейте его на нашу цель. Чем ближе к центру,  тем понятнее был урок. (Центр – «Всё понятно», далее «Возникли сложности», у края «Было непонятно»)

- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Команда №1

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 125

ГЛАЗА-ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Учебник с.148 (рисунок)

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №1 (Глаза)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган зрения

1.Читай, пиши только при хорошем освещении.

2. Не читай лежа.

3. Не три глаза руками.

4. Телевизор, компьютер и смартфон смотри не более 1,5 часа в день.

5. Если глаза устали, то делай зарядку для глаз.


Команда №2

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 126

УШИ - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Учебник с.148 (рисунок)

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №2 (Уши)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган слуха

1. Нужно регулярно мыть и чистить уши.

2. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда что-то попадет, обратись к врачу.


Команда №3

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 127

НОС - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (Нос)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение носа

Анатомия носа. Как устроен нос человека внутри. Cтроение носа человека.  Особенности строения у детей Полулунная расщелина носа

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган обоняния

1. Содержи нос в чистоте

2. Береги организм от простуды

3. Закаляйся

4. Не засовывать в нос мелкие предметы

Команда №4

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 127

ЯЗЫК - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (Нос)

  1. В начале выступления приклей на человечка рот с языком!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение носа

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган вкуса

  1. После приёма пищи прополоскать рот
  2. Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  3. Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

Команда №5

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 128

КОЖА - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (кожа)

  1. В начале выступления приклей на человечка руки!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение кожи

C:\Users\всем\Desktop\КОЖА.png

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган осязания

  1. Держать кожу в чистоте
  2. Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины  каждый день
  3. Умываться правильно, то холодной, то горячей водой
  4. Купаться  1-2 раза в неделю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира " Органы чувств"

Урок окружающего мира Плешаков 4 класс " Органы чувств"...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств", 2 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Тема: Органы чувствЦель: создание условий для знакомства детей с органами чувств.Задачи:развивающие:воспитывающие:Обучающие:Технология :критического мышленияФормы работы: групповая...

Конспект урока окружающий мир "Органы чувств"

Урок окружающий мир "Органы чувств"...