5 органов чувств
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта к уроку Окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 468.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №573
Технологическая карта
Урока по окружающему миру в 3 классе
«Органы чувств»
Выполнил:
Аткочюнене Екатерина Сергеевна,
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург, 2021г.
Тема: «Органы чувств»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Цель урока: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают
Задачи: Образовательные –
− познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
− расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие –
− развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся;
− закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются;
− совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах.
Воспитательные –
− содействовать развитию творческих способностей личности;
− формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Формы обучения: комбинированный урок
Ресурсы урока: а) электронная презентация;
б) наборы для практической работы;
в) конверты с заданиями;
г) карточки на доске.
Межпредметные связи: музыка (прослушивание классической музыки)
Планируемые результаты:
Личностные:
− положительное отношение и интерес к изучению человека;
− познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
− способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
− желание вести здоровый образ жизни.
Предметные:
− знать названия органов обоняния и вкуса;
− уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Регулятивные
− осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
− по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
− планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
− проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
− осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
− оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Познавательные
− воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
− понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
− преобразовывать информацию из одной формы в другую;
− осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
− использовать справочную литературу;
− выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
− представлять результаты учебной работы в разных формах.
Коммуникативные
− участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;
− высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
− вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
№ | Этап урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты этапа |
I | Эмоциональный настрой. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество работы в группе. | 2 мин. | Приветствует учеников и гостей. Проведение упражнения для психологического настроя учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя и гостей. Выполняют упражнение на эмоциональный настрой на урок. | Эмоционально- положительный настрой учащихся. |
II | Самоопределение к деятельности | 3 мин. | Повторение изученного материала. Задаёт загадки и выставляет органы на проекторе (слайд 2): 1. Этот орган кровь толкает, Орган главный, каждый знает. 2. Два воздушных лепестка Важную работу выполняют- Дышать человеку помогают. 3. Висит мешочек небольшой, То полный, то пустой. Готовит пищу, нас питает. А что ненужно – выгоняет. -Как назвать всё одной фразой? -Что ещё не хватает этому человечку? - Как вы думаете, какая тема урока? Открывает на доске тему урока: «Органы чувств» | Дети отгадывают загадки. Называют: 1. сердце; 2. лёгкие; 3. желудок. Говорят, что всё это внутренние органы человека, а человечку не хватает органов чувств. Определяют тему урока. | Повторение изученного материала. Определение темы урока. |
III | Мотивация к познавательной деятельности | 3 мин. | -Сегодня на урок пришел этот необычный человечек. На нём нет органов чувств. Ему надо помочь их приобрести. - Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Уберите лишние вопросы: 1. Узнать названия? 2. Какую роль играют? 3. Как сохранить? 4. Как размножается? 5. Как решать? - А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? Предлагает приступить к исследованию, делит учеников на 5 групп, напоминает правила работы в группах (слайд 4):
| Убирают не подходящие вопросы, определяют цели урока: 1. Узнать названия органов чувств? 2. Какую роль играют органы чувств? 3. Как сохранить органы чувств? Отвечают, что это люди, которые что-то изучают, исследуют. Определяют предмет исследования – органы чувств. Делятся на группы. | Постановка целей. Определение роли учеников на уроке. Распределение на группы. Обозначение правил работы групп. |
IV | Организация познавательной деятельности | 20 мин | Подготавливает 5 конвертов, в каждом из которых вспомогательные материалы:
Для распределений заданий учитель загадывает загадки:
А друг друга не видят.
Я в середине один.
Слева брат и справа брат.
С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… Раздаёт задания командам, регламентирует время 3 минуты, Приготавливает на доске перевёрнутые карточки в центре слово «ОРГАН». В процессе выступления учеников на человечка приклеивается орган и открываются соответствующие карточки: ГЛАЗА ЗРЕНИЯ УШИ СЛУХА НОС ОБОНЯНИЯ ЯЗЫК ВКУСА КОЖА ОСЯЗАНИЯ Учитель дополняет выступление команд. Команда 1. -Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет. Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность. Физминутка. Предлагает сделать зарядку для глаз: - Ребята, встаньте, пожалуйста. Голова остаётся на месте. Посмотрели на право, на лево. Ручки наверх, потянулись, глаза за ними. Опустили руки, глаза вниз. Быстро поморгали. Молодцы! Присаживаемся. Глаза - самый совершенный и удивительный орган в человеке. Через них мы больше всего можем узнавать, что происходит вокруг. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете (слайд 6) Существуют люди, не различающие цвета. Эта болезнь называется дальтонизм. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 2. Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. Сообщение – орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости , одним концом которой опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Давайте закроем глаза и послушаем отрывок из фортепьянной пьесы Бетховена «К Элизе» Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 3. Нос – орган обоняния. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Он не дает пыли пробраться внутрь организма и может прогревать даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды. А вы знали, что вирусные инфекции могут изменить обоняние. Обычная простуда - это известный похититель нашего обоняния. Часто обоняние пропадает насовсем после обычной вирусной инфекции. Развивается неспособность мозга правильно распознать запах. Обоняние — единственное из чувств, активное во сне. Учёные утверждают, что даже в коме человек чувствует запахи. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 4. Язык помогает различать вкус еды. Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Удивительно, но без слюны он не может определить вкус пищи. То есть, когда он сухой, он не распознает никаких вкусов. Почему так происходит? Все дело в том, что наши вкусовые рецепторы могут ощутить вкус только тогда, когда молекулы пищи будут растворены в воде (слюна состоит из воды). Во многих странах мира демонстрация этого органа является невежливым жестом. Однако, если показать язык в Тибете, то никто вас за это не упрекнет. Более того, в этом горном регионе показывание языка означает приветствие. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? Команда 5 С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть, шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. А вы знали что, кожа крупнейший орган вашего тела. Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая — на подошвах ног. Подводит итог: Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? | Отгадывают загадки: 1. глаза; 2. нос; 3. уши; 4. рот; 5. кожа. Берут задания, читают и разбирают задание Распределяют роли в группе Записывают название изучаемого органа Проводят практическую работу и определяют какую роль играет орган в организме человека. Выслушивают мнение каждого участника группы. Знакомятся с карточкой-помогайкой, учебником и определяют, строение органа и как сохранить орган чувств. Находят общее решение Записываю результаты. Выступают с итогами проделанной работы. Команда 1. Рассказывает о том, что ГЛАЗА являются органом ЗРЕНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган зрения очень важен. Команда 2. Рассказывает о том, что УШИ являются органом СЛУХА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган слуха очень важен для человека. Команда 3. Рассказывает о том, что НОС являются органом ОБОНЯНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган обоняния очень важен для человека. Команда 4. Рассказывает о том, что ЯЗЫК является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган вкуса очень важен для человека. Команда 5 Рассказывает о том, что КОЖА является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган осязания очень важен для человека. | Групповая работа учащихся,их выступление. Изучение «Органов чувств» с использованием арт-технологий. Физминутка. |
V | Подведение итогов | 3 мин | (Слайд 12) Всего у нас 5 органов чувств. Как пальцев на ладошке. Какие? -Глаза, нос, уши, язык, кожа. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” -Как же это понять? Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
- Что вы сегодня запомнили?
Игра « Запрещается-разрешается». Понадобятся кружочки. С одной стороны зелёные, с другой красные. Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается. «Глаза» «Уши» «Кожа» | Запоминают, что органов чувств столько же, сколько пальцев на ладошке. Играют в интерактивную игру. Объясняют, почему “не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Вспоминают, что у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь. Играют в игру «Запрещается – разрешается» | Использование немотехнического приема для запоминания органов чувств. Закрепление через интерактивную игру. Подведение итогов через игру «Запрещается-разрешается» |
VI | Определение домашнего индивидуального маршрута | 2 мин | Предлагает домашнее задание на выбор:
| Выбирают домашнее задание. | Выдача выборочного домашнего задания. |
VII | Рефлексия | 3 мин | Перед вами цель. Мы будем стрелять с помощью стикеров. Возьмите, пожалуйста, стикер и приклейте его на нашу цель. Чем ближе к центру, тем понятнее был урок. (Центр – «Всё понятно», далее «Возникли сложности», у края «Было непонятно») - Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье! | Отвечают на вопрос: «Всё ли было понятно на уроке» и вывешивают стикеры на цель. | Рефлексия.Прощание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Команда №1
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 125 | ГЛАЗА-ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Учебник с.148 (рисунок) | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Команда №2
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 126 | УШИ - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Учебник с.148 (рисунок) | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №2 (Уши)
|
Команда №3
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 127 | НОС - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (Нос)
|
Команда №4
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 127 | ЯЗЫК - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (Нос)
|
Команда №5
Задания | Источник | Ответы |
Название и органом чего является. | Учебник с. 128 | КОЖА - ОРГАН …. |
Какую роль играют в организме человека? | Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте) | |
Строение | Карточка-помогайка | |
Как сохранить? | Памятка (карточка-помогайка) |
Карточка-помогайка №3 (кожа)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)
Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1. Открыть и осознать богатство возмо...
урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"
Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир" О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...
Учебно-методический комплект по окружающему миру "Самый большой орган чувств. Кожа.", 4 класс, ПНШ
....

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)
Урок построен на основе деятельностной технологии, с использованием частично-поиского метода, в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...