Разработка урока окружающего мира по теме "Русская трапеза". 3 класс Начальная школа 21 века
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Станкевич Анна Николаевна

Технологическая карта урока

Презентация урока

Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.32 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.98 МБ
Файл voprosy.docx14.07 КБ
Файл list_otsenivaniya.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Русская  трапеза»

Цели и задачи:

Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению  их кругозора  об особенностях  славянской национальной кухни,   пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

Развивающая (метапредметная):

  • Создать  содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.
  • Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.
  • Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

Воспитывающая: 

           поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа  воспитывать патриотизм через изучение истории своей  Родиныформирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

Здоровьесберегающая:

  • Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.

Оборудование: 

Демонстрационное:

Презентация,    листы оценивания, печатные задания, предметы быта славян.

Индивидуальное:

Учебник окружающего мира, макбуки

Тип урока – урок - игра.

Основной метод обучения: дидактическая (ролевая ) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Определение темы  и цели урока
  4. Первичное введение знаний
  5. Закрепление изученного учебного материала
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление изученного учебного материала
  8. Подведение итогов
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия

                                    Этап урока

                     Деятельность учителя

Виды деятельности (действий)  

учащихся                              

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок.

Приветствие учителя. Мы начинаем наш урок. Сегодня отправимся в путешествие. Сегодня работаем в группах . Каждая группа – племя. Улыбнитесь ребятам своей группы и всего класса. Мысленно пожелайте друг другу удачи.

Личностные, коммуникативные

Актуализация опорных знаний

- Ребята, мы с вами – потомки древних славян. Что вы уже знаете о славянах? На прошлом уроке мы с вами составили вопросы по изученному материалу. Давайте каждая команда сейчас задаст другой команде по вопросу. На столах у вас листы оценивания, за каждый правильный ответ ставим себе 1 балл.

Предметные

Определение темы  и цели урока

Отгадаем кроссворд.

  1. верхняя, преимущественно мужская одежда. 
  2.  предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.
  3.  вид лёгкой плечевой одежды
  4.  низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности
  5. Символ солнца у славян
  6. Жилище славян
  7. Что носили крестьянские  женщины на голове

Какое слово получилось выделенным? (Трапеза) Что это такое?

Сегодня мы будем говорить о русской трапезе. Мы узнаем:

Какой была пища крестьян?

Что учитывалось при составлении рациона питания?

Регулятивные, целеполагание, познавательные

Первичное введение знаний.

Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался  в  особого рода, ритуал.

Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?

Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.

Работа с учебником.

Итак, поработаем в группах

 Вятичи, уличи, северяне

с. 77-78 работа со статьёй «Хлеб да вода – крестьянская еда»

Словене, древляне

с. 79 работа со статьёй «Этот удивительный мир»

И отвечаем на вопросы:

1.От чего зависело богатство обеденного стола?

2Чем питались наши предки летом и осенью?

3Чем питались наши предки зимой?

4Какое блюдо на Руси называли кашей?

5На каких мероприятиях гостей угощали кашей?

Выступление групп. …

Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.

Вывод:….Что мы узнали в ходе исследовательской работы?

Ну вот, доселе неизвестное стало известным.

Молодцы! Оцените себя на листе

Познавательные , предметные, коммуникативные

Закрепление изученного учебного материала.

Разыгрывание сценки

-Каша с маслом лучше! (первый)  Продолжает «есть» кашу

-Неправда, без масла намного хуже! (второй) тоже «ест»

- Нет, с маслом лучше! Продолжает «есть» кашу

-Да ты что?  Хуже она без масла, любого спроси!!!

Познавательные , предметные, коммуникативные

Физкультминутка.

Регулятивные, личностные

Закрепление изученного учебного материала.Рассматривание картины.  Словарная работа

Игра «Собери пословицу»

1.Ф.Г. Солнцев
«Крестьянское семейство за обедом»

Перед нами семья из четырёх человек: хозяин ,его жена - крестьянка ,старший сын и мальчонка лет шести ,младший краснощёкий крепыш.Краски картины - тёмные ,сумрачные ,неяркие .Видимо ,потому что уклад крестьянской семьи скромен и не очень радостен. Деревянная самодельная мебель ,скромная еда : зеленеют лук  и огурцы, хвостик распустила репа .Вот и вся нехитрая еда .Старший сын чисто по - русски отрезает ломоть хлеба Обед только планируется ,поэтому хозяин ещё не отошел от дел

2.Словарная работа.

А теперь поработаем со словарем. Каждая команда найдет в словаре значение названий русских блюд.

Окрошка

Расстегай

Взвар

Ботвинья

Солянка  

3. На листах у вас пословицы. Они перепутались. Соедините начало и конец пословицы.

Подведение итогов

-Давайте же перечислим, что нового мы узнали о русской трапезе сегодня на уроке?  ( Основные блюда русской кухни, пословицы о русской трапезе, которые придумали наши предки и т.д.)

А теперь давайте каждый еще раз вспомнит, чем питались крестьяне и выберет из презентации блюдо, которое могло быть на крестьянском столе.

Регулятивные, личностные, коммуникативные.

Домашнее  задание.

Стр.81-83

 Как питались люди в богатых городских домах?

Личностные, предметные, коммуникативные

Рефлексия

-С каким настроением вы работали на уроке?

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам продолжить предложения

Я узнал…

Я запомнил…

Я бы хотел узнать подробнее о…

Было трудно…

Регулятивные, личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как люди жили в старину

Слайд 5

к а ф т а н о б е р е г р у б а х а л а п т и к р е с т и з б а п л а т о к

Слайд 6

РУССКАЯ ТРАПЕЗА

Слайд 7

ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ Вятичи, уличи, северяне с. 77-78 работа со статьёй «Хлеб да вода – крестьянская еда» Словене , древляне с. 79 работа со статьёй «Этот удивительный мир»

Слайд 9

Ф.Г. Солнцев «Крестьянское семейство за обедом»

Слайд 10

? Окрошка Расстегай Взвар Ботвинья Солянка

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр.81-83 Как питались люди в богатых городских домах?

Слайд 13

Я узнал … Я запомнил … Я бы хотел узнать подробнее о … Было трудно …



Предварительный просмотр:

Вопросы

  1. Кто является потомками восточных славян?
  2. Как славяне давали своим детям имена?
  3. Как выглядели славяне?
  4. Какие дома были у славян?
  5. Какие предметы мебели были в доме славян?
  6. Почему славяне не убирали крошки со стола после еды?
  7. Как славяне одевали малышей?
  8. Какие предметы одежды были у славян?
  9. Какую обувь носили славяне?
  10. Как отдыхали славяне?



Предварительный просмотр:

Лист оценивания

Команда ____________

C:\Users\user\Desktop\6_html_m4a994a67.png

Этап

Оценка

1.

Проверка домашнего задания  (ответы на вопросы)

2.

Работа с текстом

3.

Словарная работа

4.

Собери пословицу

C:\Users\user\Desktop\6_html_m4a994a67.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...

Урок окружающего мира "Природные зоны России" ( УМК «Начальная школа XXI века»,4 класс).

Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра» (УМК "Начальная школа XXI века", автор Виноградова Н.Ф.) для обучающихся в 4 классе, с использованием приёмов технологи...