Разработка урока окружающего мира по теме "Русская трапеза". 3 класс Начальная школа 21 века
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока
Презентация урока
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 27.32 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.98 МБ |
voprosy.docx | 14.07 КБ |
list_otsenivaniya.docx | 49.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Русская трапеза»
Цели и задачи:
Образовательная (предметная): организовать деятельность обучающихся по расширению их кругозора об особенностях славянской национальной кухни, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.
Развивающая (метапредметная):
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.
- Формировать в коллективной работе умение планировать работу на уроке.
- Продолжить развитие интереса к познанию себя и окружающего мира.
- Систематизировать знания детей о русских национальных традициях: русской трапезе, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.
Воспитывающая:
поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Здоровьесберегающая:
- Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.
Оборудование:
Демонстрационное:
Презентация, листы оценивания, печатные задания, предметы быта славян.
Индивидуальное:
Учебник окружающего мира, макбуки
Тип урока – урок - игра.
Основной метод обучения: дидактическая (ролевая ) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Определение темы и цели урока
- Первичное введение знаний
- Закрепление изученного учебного материала
- Физкультминутка
- Закрепление изученного учебного материала
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- Рефлексия
Этап урока | Деятельность учителя | Виды деятельности (действий) учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок. Приветствие учителя. Мы начинаем наш урок. Сегодня отправимся в путешествие. Сегодня работаем в группах . Каждая группа – племя. Улыбнитесь ребятам своей группы и всего класса. Мысленно пожелайте друг другу удачи. | Личностные, коммуникативные |
Актуализация опорных знаний | - Ребята, мы с вами – потомки древних славян. Что вы уже знаете о славянах? На прошлом уроке мы с вами составили вопросы по изученному материалу. Давайте каждая команда сейчас задаст другой команде по вопросу. На столах у вас листы оценивания, за каждый правильный ответ ставим себе 1 балл. | Предметные |
Определение темы и цели урока | Отгадаем кроссворд.
Какое слово получилось выделенным? (Трапеза) Что это такое? Сегодня мы будем говорить о русской трапезе. Мы узнаем: Какой была пища крестьян? Что учитывалось при составлении рациона питания? | Регулятивные, целеполагание, познавательные |
Первичное введение знаний. | Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал. Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего? Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории. Работа с учебником. Итак, поработаем в группах Вятичи, уличи, северяне с. 77-78 работа со статьёй «Хлеб да вода – крестьянская еда» Словене, древляне с. 79 работа со статьёй «Этот удивительный мир» И отвечаем на вопросы: 1.От чего зависело богатство обеденного стола? 2Чем питались наши предки летом и осенью? 3Чем питались наши предки зимой? 4Какое блюдо на Руси называли кашей? 5На каких мероприятиях гостей угощали кашей? Выступление групп. … Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос. Вывод:….Что мы узнали в ходе исследовательской работы? Ну вот, доселе неизвестное стало известным. Молодцы! Оцените себя на листе | Познавательные , предметные, коммуникативные |
Закрепление изученного учебного материала. | Разыгрывание сценки -Каша с маслом лучше! (первый) Продолжает «есть» кашу -Неправда, без масла намного хуже! (второй) тоже «ест» - Нет, с маслом лучше! Продолжает «есть» кашу -Да ты что? Хуже она без масла, любого спроси!!! | Познавательные , предметные, коммуникативные |
Физкультминутка. | Регулятивные, личностные | |
Закрепление изученного учебного материала.Рассматривание картины. Словарная работа Игра «Собери пословицу» | 1.Ф.Г. Солнцев Перед нами семья из четырёх человек: хозяин ,его жена - крестьянка ,старший сын и мальчонка лет шести ,младший краснощёкий крепыш.Краски картины - тёмные ,сумрачные ,неяркие .Видимо ,потому что уклад крестьянской семьи скромен и не очень радостен. Деревянная самодельная мебель ,скромная еда : зеленеют лук и огурцы, хвостик распустила репа .Вот и вся нехитрая еда .Старший сын чисто по - русски отрезает ломоть хлеба Обед только планируется ,поэтому хозяин ещё не отошел от дел 2.Словарная работа. А теперь поработаем со словарем. Каждая команда найдет в словаре значение названий русских блюд. Окрошка Расстегай Взвар Ботвинья Солянка 3. На листах у вас пословицы. Они перепутались. Соедините начало и конец пословицы. | |
Подведение итогов | -Давайте же перечислим, что нового мы узнали о русской трапезе сегодня на уроке? ( Основные блюда русской кухни, пословицы о русской трапезе, которые придумали наши предки и т.д.) А теперь давайте каждый еще раз вспомнит, чем питались крестьяне и выберет из презентации блюдо, которое могло быть на крестьянском столе. | Регулятивные, личностные, коммуникативные. |
Домашнее задание. | Стр.81-83 Как питались люди в богатых городских домах? | Личностные, предметные, коммуникативные |
Рефлексия | -С каким настроением вы работали на уроке? Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам продолжить предложения Я узнал… Я запомнил… Я бы хотел узнать подробнее о… Было трудно… | Регулятивные, личностные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
к а ф т а н о б е р е г р у б а х а л а п т и к р е с т и з б а п л а т о к
РУССКАЯ ТРАПЕЗА
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ Вятичи, уличи, северяне с. 77-78 работа со статьёй «Хлеб да вода – крестьянская еда» Словене , древляне с. 79 работа со статьёй «Этот удивительный мир»
Ф.Г. Солнцев «Крестьянское семейство за обедом»
? Окрошка Расстегай Взвар Ботвинья Солянка
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр.81-83 Как питались люди в богатых городских домах?
Я узнал … Я запомнил … Я бы хотел узнать подробнее о … Было трудно …
Предварительный просмотр:
Вопросы
- Кто является потомками восточных славян?
- Как славяне давали своим детям имена?
- Как выглядели славяне?
- Какие дома были у славян?
- Какие предметы мебели были в доме славян?
- Почему славяне не убирали крошки со стола после еды?
- Как славяне одевали малышей?
- Какие предметы одежды были у славян?
- Какую обувь носили славяне?
- Как отдыхали славяне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Создание серии «Наглядная шк...
Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Создание с...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...
Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...
Урок окружающего мира "Природные зоны России" ( УМК «Начальная школа XXI века»,4 класс).
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра» (УМК "Начальная школа XXI века", автор Виноградова Н.Ф.) для обучающихся в 4 классе, с использованием приёмов технологи...