Урок окружающего мира во 2 классе на тему: "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема урока: Водные богатства.
Класс: 2
Программа: «Школа России»
Цель урока: формирование у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты.
Задачи урока:
Дидактические:
– познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма;
– уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края;
– учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой.
Развивающие:
– развивать логическое мышление, память, речь;
– развивать навыки самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;
– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.
Оборудование: учебник окружающего мира 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, мульти проектор, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_vodnye_bogatstva_2_klass.docx | 114.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Поршакова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Тема урока: Водные богатства.
Класс: 2
Программа: «Школа России»
Цель урока: формирование у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты.
Задачи урока:
Дидактические:
– познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма;
– уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края;
– учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой.
Развивающие:
– развивать логическое мышление, память, речь;
– развивать навыки самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;
– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.
Планируемые результаты:
Предметные:
– знание понятия реки и её частей;
– умение различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
– знание значимости водоемов в жизни.
Личностные:
– умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;
– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;
– самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные:
– умения формулировать учебную задачу урока;
– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;
– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);
– умение слушать собеседника и вести диалог;
– умение слушать учителя и выполнять его требования;
– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска;
– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).
Оборудование: учебник окружающего мира 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, мульти проектор, презентация, раздаточный материал.
|
|
и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
| ||
|
|
| ||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. – Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал. Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими. – Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, читать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.) – Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок. | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя. Проверить готовность к уроку | Фронтальная | Предварительный Самоконтроль | Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД). | |||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Загадка о реке. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаешь ты меня. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий - в море. Бежит, бежит, не выбежит, Течёт, течёт, не вытечет. – Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке? Загадка об озере. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём отражаются… Как это зеркало называется? – Как вы поняли, что это озеро? Загадка о море. Шириною широко, Глубиною глубоко. День и ночь о берег бьётся. Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона. Кругом вода, а с питьём беда. – Объясните, как вы догадались. – Как одним словом назвать: реку, озеро, море? – Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите. | Река. Отвечают на вопросы. Озеро. Объясняют свои ответ. Море. Объясняют свои ответ. Водоемы. | Фронтальная. | И/о: презентация | Самоконтроль | Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. | |
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи. | Определить тему и учебную задачу урока. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | – Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? – Оттенков какого цвета больше всего? Почему? – Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? – Можно назвать богатством Земли водоёмы? – Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? Слайд 1 («Водные богатства») – Чему вы будете учиться? | Зелены, коричневый, синий, голубой, белый. Голубого. Потому что голубой это вода, а воды на нашей планете больше всего. Ответы детей. Ответы детей. Тема урока: «Водные богатства». Учится отличать водоемы, узнаем какие они бывают. | Фронтальная | И/о: презентация | Самоконтроль Текущий контроль | Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. | |
4. Открытие нового знания. | Познакомиться с новым материалом. | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (презентация) | – Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька. – Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке. – Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки? – Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки? Слайд 2 В день весенний и погожий Два шумливых ручейка Лезут под ноги прохожим: «Где река? Где река? Мы бежим издалека» Отвечает им народ- «Дальше, милые, вперёд» Разговаривая звонко Мчатся дальше вперегонки… | Фронтальная Индивидуальная | И/о: презентация | Самоконтроль | Знание понятия реки и её частей. | Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность | |
Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (презентация) | Слайд 3 Вдруг пред ними водоём Отразилось солнце в нём. Подбегают к водоёму Два весёлых ручейка, Говорит один другому: «Это вовсе не река. Попадешь сюда на горе, Не увидишь сине море – Здесь стоячая вода, Мне не хочется сюда». Оба в сторону метнулись Слайд 4 И... нечаянно столкнулись, И слились в один ручей. Стал он больше и бойчей. И опять бегут вперед. Вправо, влево поворот... Слайд 5 Вдруг навстречу выбегает Ручеёк из-под ворот. «Где река? Где река?» - Слышен голос ручейка. «Сами ищем. Сами ищем. Не нашли ещё пока. Слейся с нами - так втроём Мы её быстрей найдём». Слайд 6 Вместе наши ручейки Мчатся к берегу реки, Трое - все в одном потоке, Словно давние дружки. Слайд 7 «Разыскали, пострелята», -Улыбается река. И нырнули вглубь куда-то Три весёлых ручейка. Слайд 8 И другие мчатся с кручи, Чтобы стать рекой могучей. | Фронтальная Индивидуальная | И/о: презентация | Самоконтроль | . | |||||
Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | – Как же образуется река? – Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? – Мы уже говорили о ручьях и родниках. Ещё вода бежит в реку весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые пополняют запасы воды в реках. – Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Учебник схема «Части реки». – Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый. – Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной. | Анализируют схему «Части реки». | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | |||||
Словесный (беседа) | Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку. – Покажите на схеме все части реки. Назовите их. | Показывают части реки. | Фронтальная | Самоконтроль | ||||||
5. Физкультминутка. | Осуществить смену видов деятельности. | Словесный (рассказ) | А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе Веселее загреба И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.) | Повторяют движения за учителем. | Фронтальная Индивидуальная | Самоконтроль | ||||
6. Закрепление изученного материала. | Закрепление изученного материала. | Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | – Мудрая Черепаха тоже решила попутешествовать по реке, и свои впечатления записала в свой дневник путешествий. Давайте с вами прочитаем, что интересного написала в своем дневнике Мудрая Черепаха. – Я отправилась в путешествие по реке Обь. Села в лодку. Началось мое путешествие с истока. Путь, по которому я плыла – русло. Он был непростой, извилистый и длинный. Посмотрела на левый берег, потом на правый. Увидела я большой полноводный приток - Иртыш. И когда я проплыла устье, то увидела прекрасное чистое озеро. На этом мое путешествие было закончено. – Возьмите карандаш и подчеркните слова, которые вам показались, не знакомы. Назовите их. – Ребята, это составные части чего? – Давайте с вами проверим, все ли части реки мы с вами назвали (проверка + учебник) – Чем закончилось путешествие Мудрой Черепахи? – А кто из вас слышал о самом большом озере в мире? озеро? | Слушают рассказ. Реки Она увидела озеро. | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | Знание понятия реки и её частей. Умение различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Знание значимости водоемов в жизни. | Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность |
Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | – Ребята! Самое большое озеро в мире – Каспийское. Его размер настолько большой, что прозвали его морем. А как вы думаете, почему это? – Посмотрите на это озеро! На его красоту. Почему оно такое красивое и чистое? – А кто создал всю это красоту – реки, моря, океаны? (природа) - Значит это, какие водоемы? – А есть водоемы, которые были созданы человеком. Как вы думаете, как их называют? – Посмотрите на картинке, как мы можем назвать эти водоемы? – Бывает и такое, что люди не дорожат водоемами – они их? – Как нужно вести себя, чтобы не загрязнять водоемы? | Это потому что у него нет выхода в океан. За ним следят, чтобы не загрязняли люди. Природа. Естественные. Искусственные. Перечисляют. Загрязняют. Рассказывают правила поведения на водоеме. | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | |||||
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися. | Словесный (беседа) Наглядный (смайлики) | – Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Что на уроке было интересным? – Теперь давайте проверим ваше настроение. Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик. | Отвечают на вопросы. Самоанализ деятельности на уроке. | Фронтальная Индивидуальная. | Самоконтроль Текущий контроль | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). | Самоанализ и самоконтроль результата. | ||
Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик. Поднимите теперь ваши тетради. Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!! | ||||||||||
8. Домашнее задание | Записать домашнее задание. | Словесный (рассказ) | Откройте дневники, запишите домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме, прочитать стр. 82-83 учебника. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"
Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...
План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»
Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...
Урок окружающего мира. 2 класс. Водные богатства.
Урок окружающего мира. 2 класс. Программа "Школа России". Тема: Водные богатства. С применением технологии проблемного обучения....
Презентация к року окружающего мира 3 класс по теме"Природные богатства и труд людей-основа экономики"
Полезная презентация к уроку окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России»....