Урок окружающего мира во 2 классе на тему: "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Поршакова Мария Сергеевна

Тема урока: Водные богатства.

Класс: 2

Программа: «Школа России»        

Цель урока: формирование у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты.

Задачи урока:

Дидактические:

– познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма;

– уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края;

– учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой.

Развивающие:

–  развивать логическое мышление, память, речь;

– развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;

– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.

 

Оборудование: учебник окружающего мира 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, мульти проектор, презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поршакова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Тема урока: Водные богатства.

Класс: 2

Программа: «Школа России»        

Цель урока: формирование у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты.

Задачи урока:

Дидактические:

– познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма;

– уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края;

– учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой.

Развивающие:

–  развивать логическое мышление, память, речь;

– развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;

– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.

Планируемые результаты:

Предметные: 

знание понятия реки и её частей;

– умение различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

– знание значимости водоемов в жизни.

Личностные:

умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;

– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;

– самоанализ и самоконтроль результата.

 Метапредметные:

– умения формулировать учебную задачу урока;

– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– умение слушать учителя и выполнять его требования;

– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);

поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска;

– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).

Оборудование: учебник окружающего мира 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, мульти проектор, презентация, раздаточный материал.





Этап урока





Образовательная задача этапа урока



Методы

 и приемы работы

Деятельность

 учителя

Деятельность

 обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля


Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные

1.  Мотивация к учебной деятельности.

Организовать

актуализацию требований к

учащимся со стороны учебной

деятельности.

Словесный (беседа)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

– Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал.

Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.

– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, читать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)

– Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя.

Проверить  готовность к уроку

Фронтальная

Предварительный

Самоконтроль

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Загадка о реке.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

 Издалека по песенке

 Узнаешь ты меня.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море.

Бежит, бежит, не выбежит, Течёт, течёт, не вытечет.

– Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке?

Загадка об озере.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём отражаются…

Как это зеркало называется?

– Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море.

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

Кругом вода, а с питьём беда.

– Объясните, как вы догадались.

– Как одним словом назвать: реку, озеро, море?

– Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите.

Река.

Отвечают на вопросы.

Озеро.

Объясняют свои ответ.

Море.

Объясняют свои ответ.

Водоемы.

Фронтальная.

И/о: презентация

Самоконтроль

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Определить тему и учебную задачу урока.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

– Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём?

– Оттенков какого цвета больше всего? Почему?

–  Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

– Можно назвать богатством Земли водоёмы?

– Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 1 («Водные богатства»)

– Чему вы будете учиться?

Зелены, коричневый, синий, голубой, белый.

Голубого. Потому что голубой это вода, а воды на нашей планете больше всего.

Ответы детей.

Ответы детей.

Тема урока: «Водные богатства».

Учится отличать водоемы, узнаем какие они бывают.

Фронтальная

И/о: презентация

Самоконтроль

 Текущий контроль

Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

4. Открытие нового знания.

Познакомиться с новым материалом.

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (презентация)

– Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька.

– Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке.

– Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?

– Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки? 

Слайд 2

В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

«Где река? Где река?

Мы бежим издалека»

Отвечает им народ-

«Дальше, милые, вперёд»

Разговаривая звонко

Мчатся дальше вперегонки…

Фронтальная

Индивидуальная

И/о: презентация

Самоконтроль

Знание понятия реки и её частей.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (презентация)

Слайд 3

Вдруг пред ними водоём

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

«Это вовсе не река.

Попадешь сюда на горе,

Не увидишь сине море –

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

Слайд 4

И... нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперед.

Вправо, влево поворот...

Слайд 5

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

«Где река? Где река?» -

Слышен голос ручейка.

«Сами ищем. Сами ищем.

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами - так втроём

Мы её быстрей найдём».

Слайд 6

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое - все в одном потоке,

Словно давние дружки.

Слайд 7

«Разыскали, пострелята»,

-Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

Слайд 8

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

Фронтальная

Индивидуальная

И/о: презентация

Самоконтроль

.

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

– Как же образуется река?

– Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

– Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые пополняют запасы воды в реках.

– Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Учебник      схема «Части реки».

– Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый.

–  Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной.

Анализируют схему «Части реки».

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

Словесный (беседа)

Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

– Покажите на схеме все части реки. Назовите их.

Показывают части реки.

Фронтальная

Самоконтроль

5. Физкультминутка.

Осуществить смену видов деятельности.

Словесный (рассказ)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе

Веселее загреба

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Самоконтроль

6. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала.

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

– Мудрая Черепаха тоже решила попутешествовать по реке, и свои впечатления записала в свой дневник путешествий. Давайте с вами прочитаем, что интересного написала в своем дневнике Мудрая Черепаха.

– Я отправилась в путешествие по реке Обь. Села в лодку. Началось мое путешествие с истока. Путь, по которому я плыла – русло. Он был непростой, извилистый и длинный. Посмотрела на левый берег, потом на правый. Увидела я большой полноводный приток -  Иртыш. И когда я проплыла устье, то увидела прекрасное чистое озеро. На этом мое путешествие было закончено.

– Возьмите карандаш и подчеркните слова, которые вам показались, не знакомы. Назовите их. – Ребята, это составные части чего?

– Давайте с вами проверим, все ли части реки мы с вами назвали (проверка + учебник)

–  Чем закончилось путешествие Мудрой Черепахи?

– А кто из вас слышал о самом большом озере в мире?

озеро?

Слушают рассказ.

Реки

Она увидела озеро.

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

Знание понятия реки и её частей. Умение различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Знание значимости водоемов в жизни.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

– Ребята! Самое большое озеро в мире – Каспийское. Его размер настолько большой, что прозвали его морем.  А как вы думаете, почему это?

– Посмотрите на это озеро! На его красоту. Почему оно такое красивое и чистое?

– А кто создал всю это красоту – реки, моря, океаны? (природа) - Значит это, какие водоемы?

– А есть водоемы, которые были созданы человеком. Как вы думаете, как их называют?

– Посмотрите на картинке, как мы можем назвать эти водоемы?

– Бывает и такое, что люди не дорожат водоемами – они их?

– Как нужно вести себя, чтобы не загрязнять водоемы?

Это потому что у него нет выхода в океан.

За ним следят, чтобы не загрязняли люди.

Природа.

Естественные.

Искусственные.

Перечисляют.

Загрязняют.

Рассказывают правила поведения на водоеме.

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися.

Словесный (беседа)

Наглядный (смайлики)

– Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что на уроке было интересным?

– Теперь давайте проверим ваше настроение.

Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик.

Отвечают на вопросы.

Самоанализ деятельности на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная.

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД).

Самоанализ и самоконтроль результата.

 

  Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик.

 Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик.

Поднимите теперь ваши тетради.

Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!!

8. Домашнее задание

Записать домашнее задание.

Словесный (рассказ)

Откройте дневники, запишите домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме, прочитать стр. 82-83 учебника.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»

Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...

Урок окружающего мира. 2 класс. Водные богатства.

Урок окружающего мира. 2 класс. Программа "Школа России". Тема: Водные богатства. С применением технологии проблемного обучения....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России»....