Урок окружающего мира. 2 класс. Водные богатства.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира. 2 класс. Программа "Школа России". Тема: Водные богатства. С применением технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1_i_prilozhenie_2_.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе
Программа «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Тема. Водные богатства.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью расширения представлений о водоёмах.
Задачи:
- Расширение и систематизация представлений учащихся о водоёмах, формирование умений различать водоёмы естественного и искусственного происхождения;
- Расширение представлений учащихся о реках, формирование умений различать части реки и определять «откуда и куда текут реки»
- Формирование умений работать в паре и в группе: придерживаться плана деятельности, умения договариваться,
- Формирование умений выделять и преобразовывать информацию в различные формы её представления (текст, схема, таблица, условные обозначения)
- Формирование уважительного отношения и интереса к родному краю, его природе и культуре.
Оборудование:
- Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». 2 класс. Часть 2
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс. Часть 2
Интерактивные схемы:
- реки (Слайд 1)
- реки Нева (Слайд 2)
- Карточки:
Карточка № 1
Карточка №2.
Карточка № 2.
Текст о реке Нева,
- Схема реки Нева
- План работы в группе
План проведения урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
Мотивация к учебной деятельности | – Какую большую тему мы продолжаем изучать? (Путешествия) – Верите ли вы, что существует вид транспорта, не выходя, из которого, можно совершить кругосветное путешествие по земной поверхности? (Ответы детей учитель не комментирует) Мы это узнаем сегодня на уроке | Предлагают варианты ответа | Смыслообразование Мотивация учебной деятельности |
Актуализация знаний
| – Посмотрите на символические обозначения. Какие способы путешествия они иллюстрируют? Расскажите об одном из способов путешествия по плану:
– Как вы думаете, какой из этих способов путешествия появился раньше всех? (Пешком) – Почему у людей возникла необходимость использовать другие способы путешествия? (один из вариантов: невозможность путешествовать по водной поверхности пешком) – Как вы думаете, чего на нашей планете больше: воды или суши? Как проверить? | Объясняют свои варианты ответов Работают в группах: - делятся на группы одним из способов (по выбранному способу путешествия, объединяются с соседями по парте и т.д) - обсуждают ответы на вопросы - представляют результаты обсуждения Высказывают предположения Обосновывают свою точку зрения Предлагают свои версии. | Преобразование объктов из знаково-символических в словесную форму Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Планирование учебного сотрудничества со сверстниками Управление поведением контроль, коррекция, оценка Умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи Прогнозирование; Анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений , выдвижение гипотез и их обоснование. Выдвижение гипотез |
Организация «открытия» учащимися нового знания | Какие водоёмы вы знаете? (Ответы детей учитель записывает на доске) Разделите эти водоёмы на группы (Солёные/пресные; большие/маленькие естественные/искусственные и т.д.) | Предлагают варианты ответов Объясняют свою точку зрения. Объединяют водоемы в группы по различным признакам | Актуализация субъектного опыта учащихся Выбор оснований и критерий для сравнения, классификации объектов |
Давайте посмотрим, по какому признаку разделили водоёмы в тексте учебника. (Учебник, стр. 82) (По происхождению) | Работают с текстом учебника (чтение и поиск ответа на вопрос) Работают в парах: - вставляют пропущенные слова в текст - устанавливают причинно – следственные связи Работают самостоятельно Заполняют таблицу Делят водоемы на две группы: искусственные, естественные Осуществляют взаимопроверку Обсуждают результаты работы Корректируют таблицу Находят в таблице ответ на вопрос Объясняют выбор | Умение ориентироваться в тексте учебника; Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста Умение договариваться, учитывать мнение собеседника; Установление причинно-следственных связей Умение преобразовывать информацию в форму таблицы Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку Субъектный опыт | |
Задание в учебнике на стр.82 – обсудите в парах | |||
Рабочая тетрадь стр.34 задание № 1 – Водоёмы, перечисленные на доске, запишите в таблицу Проверьте друг друга в парах. - Какие трудности возникли? – Какой водоём не вписали? В какой столбец таблицы вписали реку? Почему? Кто из вас отдыхал когда-нибудь на реке? | |||
Создание проблемной ситуации, постановка проблемы Организация «открытия» учащимися нового знания | Во время отдыха с одной семьёй произошла такая история. В субботу родители с сыном поехали на дачу. Мальчик играл на берегу реки Мга и случайно уронил игрушку, пластмассовый кораблик, прямо в воду. Течением реки унесло кораблик. На следующий день мальчик с родителями гулял по набережной Невы и любовался достопримечательностями Санкт-Петербурга. И вдруг, увидел свой кораблик в водах Невы. Могло ли такое случиться? Какова будет цель нашей деятельности на уроке? (Узнать, мог ли кораблик из реки Мга попасть в Неву?) Как будем искать ответ на вопрос? Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Откуда и куда текут реки?) Где можем найти информацию? Учебник, стр. 83 – Рассмотрите схему «Части реки» и прочитайте текст. Расскажите друг другу по схеме о частях реки. Какие новые слова узнали? Объясните своими словами их смысл, как мы можем их запомнить? | Анализируют ситуацию Выделяют существенную информацию Высказывают предположения Формулируют учебную задачу урока. Планируют учебные действия для решения учебной задачи Работают в парах: - рассматривают схему - читают текст - соотносят информацию на схеме и в тексте | Умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста Целеполагание (постановка учебной задачи) Планирование (определение последовательности действий) Умение работать с различными формами представления информации Извлечение необходимой информации из текста, из пространственно-графической модели; сопоставление и преобразование информации. Формирование целостной картины мира |
Первичное закрепление | Рассмотрим схему реки вместе. (Схема реки на слайде) Задайте вопросы по тексту учебника, ответы будем показывать на этой схеме. Сделайте вывод: откуда и куда текут реки? Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки? Как могут быть связаны реки с известными нам формами земной поверхности? На какой реке находится наш город? (На Неве) | Формулируют вопросы по новому материалу Задают вопросы и отвечают на них по цепочке. Делают вывод Обобщают новый материал Устанавливают причинно – следственные связи | Умение работать со схемой, выделять характеристики объекта в пространственно-графической модели Умение формулировать вопросы и отвечать на них Умение делать вывод Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Включение нового знания в систему знаний | Рассмотрим схему реки Нева. (Слайд 2). На схеме изображена река Нева и её притоки: Ижора, Тосна, Мга, Охта. Прочитайте текст о Неве и выполните задания на схеме:
| Работают со схемой реки Нева Работают в парах по плану Читают текст Рассматривают схему Невы Обсуждают задания в группе Договариваются о результате выполнения задания Проверяют правильность выполнения заданий, сравнивая с образцом на доске Фиксируют затруднения в учебной деятельности Вносят необходимые дополнений и корректив Высказывают и обсуждают предположения (разные). Прогнозируют развитие событий Делают выводы | Умение работать со схемой Умение работать в парах Умение работать по плану Прогнозирование Контроль – сличение способа действия и его результата с эталоном (на доске); Умение делать выводы Умение формулировать выводы |
Давайте проверим, как выполнили задания на схеме реки Нева (ответы учащихся фиксируются на схеме на доске) | |||
Какие затруднения возникли при работе со схемой Невы? Назовите возможный дальнейший маршрут кораблика. Объясните свои предположения. Почему дальнейшие маршруты могут быть разными? Мы рассмотрели по схеме возможный маршрут кораблика. Могла ли произойти такая история на самом деле? В какой водоём из устья Невы попадёт кораблик? А теперь представьте себе, что в реку попал не кораблик, а мусор или грязные воды. Что может произойти? Каким образом загрязняются воды рек? | |||
Рефлексия | Какое новое знание на этом уроке мы открыли? На какие ещё вопросы сегодня мы нашли ответы? Какие вопросы остались без ответа? (Верите ли вы, что существует вид транспорта, не выходя, из которого, можно совершить кругосветное путешествие по земной поверхности?) Как ответим на этот вопрос? (водный транспорт) Почему водоёмы называют водными богатствами? Какие водные богатства нашего края вы можете назвать? Что было особенно интересно на уроке? Что было полезно? Где можем применить полученные знания? Как работали на уроке? Что получилось в этой работе? Что было сложно? | Осуществляют рефлексию учебного содержания и учебной деятельности Делают выводы Оценивают степень достижения учебной задачи | Умение формулировать выводы, Умение оценивать достижения – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Домашнее задание | Учебник стр.82 –85 Рабочая тетрадь стр.34 задание № 2, 3 По желанию: Рабочая тетрадь стр.35 задание № 4. |
Литература:
- Битянова М.Р., Т.В. Беглова разработка и внедрение в школе гуманистической модели образовательной системы. М., первое сентября, 2007.
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъект управления качеством образовательного процесса. М., Первое сентября, 2007.
- Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
- Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, № 6, 2000, с. 130-131.
- Гураль С.К., Синергетическая модель развития образовательного пространства (sun.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/303_015-016.pdf)
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2003.
- Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы. Директор школы. Экспресс- опыт. 2000-1, с. 9- 12.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
- План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000 -1, с. 60- 61.№1, с.28.
- Савенков А. Образовательная среда: основные теоретические модели образовательной среды // «Первое сентября»: Школьный психолог. – 2008 - №8.
- Селевко Г.К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования. (Теория и практические рекомендации)/“Завуч” №1, 2007.
- Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 .
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Наши подземные богатства. Нефть."
На данном уроке учащиеся уточняют представления о полезных ископаемых нашего края, знакомятся со свойствами нефти. ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
методическая разработка по окружающему миру , тема: "Водные богатства"
Аннотация Методической разработки по окружающему миру по теме: "Водные богатства".Цели урока: закрепить знания о частях рекипознакомить с разнообразием водоёмов планеты: оке...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразие водоёмов;- знать все части...
Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема: «Наши подземные богатства»Цели деятельности учителя: формирование представлений о подземных богатствах; знакомство с подземными ископаемыми, их применением, свойствами, способами доб...
Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...