доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mmo.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)
Слайд №1
Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Первые проекты дети готовят под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Исследовательская и проектная деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретать опыт практической деятельности в различных сферах.
Слайд №2
Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших
целей образования является:
-способность самостоятельному мышлению;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта.
Слайд №4
Виды учебных исследований подразделяются :
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Слайд №5
Процесс реализации исследовательской деятельности.
Состоит из 5 этапов
Этап 1.
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.
– анализ полученных результатов;
– формирование групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
Этап 2.
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3.
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4.
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.
Этап 5.
Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.
Проектный метод направлен на:
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Проект – это “шесть П”:
1.Проблема
2.Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5.Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Слайд №6
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
-Определение тематического поля и темы проекта.
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели, задач проекта.
2. Аналитический
-Анализ имеющейся информации.
-Сбор и изучение информации.
-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).
-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
-Анализ ресурсов
3. Практический
-Выполнение запланированных технологических операций.
-Текущий контроль качества.
-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
-Подготовка презентационных материалов.
-Презентация проекта.
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
-Анализ результатов выполнения проекта.
-Оценка качества выполнения проекта.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза( с 4 класса).
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Слайд №7
Виды проектов.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спортивная игра.
- Заочная экскурсия.
Работа над проектной деятельностью предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:
1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.
2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.
3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.
4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.
С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- О чём хочешь узнать больше?
Демонстрация проектов и исследовательских работ
Слайд № 29
Работа над проектом позволила формировать такие естественнонаучные компетенции как, научное объяснение явлений, применение методов естественнонаучного исследования, анализ полученных данных, оценка результатов.
Практико-ориентированные задания позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Слайд №30
«Мои ученики будут узнавать новое
не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача – помочь им раскрыться
и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Список использованной литературы
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.
3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. С. 21 – 22.
4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2001. № 1. С. 45.
5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. М.: Дело, 2002. С. 66.
6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.
8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 130.
9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003.
10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 286 с.
11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.
12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.
13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.
14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития, 2005. 364 с.
15. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 60 – 66.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.
17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.
18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.
19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.
20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.
21. Усова А.Н., Бобров А.А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18 – 23.
22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 53.
23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011.
25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение . // Москва, Просвещение, 2014.
26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...
Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»
Доклад содержит в себе информацию о формировании ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....
Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности
Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....
Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.
Подход к естественнонаучному образованию младших школьников в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...