Технологическая карта урока "Индуизм и буддизм"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Технологическая карта урока "Индуизм и буддизм" для использования на уроках окружающего мира и ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл induizm_i_buddizm.docx87.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Название кружка МХК        

Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное

Форма работы: урок - беседа

Тема занятия: Индуизм и буддизм

Цель занятия: знакомство с индуизмом и буддизмов, жизнью Сиддхартха Гаутама.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать историю происхождения буддизма и индуизма;
  • знать имена индийских божеств;
  • знать 4 истины Будды;
  • знать основные положения индуизма.

Личностные:

•        проявлять интерес к учебной деятельности;

•        прививать умение аргументированно отвечать и доказывать свое мнение.

Класс 3-1

Время проведения: 12:40 – 13:20

Оборудование, материалы: презентация, тетради.

Ход занятия:

Этап занятия

Хронометраж

Содержание занятия

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Самоопределение  к деятельности

1 мин

Создадим хорошее настроение на нашем уроке, улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра

Настраиваются на урок

Самоопределение (Л)

Самоорганизация (Р)

Актуализация знаний, введение в ситуацию

5 мин

Как вы понимаете слово «религия»?

На какие виды делятся религии?

Дайте определение понятию мировая религия.

Что означает национальная религия?

Приведите пример.

С какими мировыми религиями вы знакомы?

- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)

- На мировые и национальные.

- Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам.

- Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране.

- Иудаизм – это религия одного народа – евреев.

- Христианство, ислам

Анализ (П)

Осознанное построение речевого высказывания (П)

Основной

31 мин

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о какой религии мы сегодня поговорим?

Индия – страна загадочная. Страна экзотических животных, жаркого климата, пышной растительности, ярких красок, изобилия плодов, а также это страна богатейших древних народных традиций. Издавна Индия манила

своими тайнами.

Отгадайте ребус, чтобы узнать религию индии.

загруженное (1)

 

Индуи́зм — совокупность религиозных традиций. Историческое название индуизма— сана́тана-дха́рма , что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм называют древнейшей в мире религией. В отличие от других известных вам религий, у индуизма не было своего основателя.

Данную религию исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан,  Индонезия,  Малайзия,  Сингапур,  Великобритания,  Канада, США и др.

Индийские божества

Брахма. Это Бог-создатель, всеведущий и дающий власть. Он многолик и смотрит во все стороны. Брахма красного цвета, у него четыре головы. В своих руках Брахма держит скипетр, лук, миску и манускрипт Риведы.

(Манускрипт это древняя рукопись)

Вишну. Бог-сохранитель, наблюдатель. Его изображают с большими глазами. Он вездесущ и наполняет все творение. Его сила проявляется в мире посредством множества форм, называемых аватарами или воплощениями. Суть воплощений заключается в том, что часть его божественной силы рождается в форме человека или другого существа. Аватар появляется тогда, когда возникает экстренная необходимость предупредить влияние зла на земле. «Когда порядку, справедливости и смертным угрожает опасность, Я снисхожу на землю», - говорит Вишну.

Шива. Бог-разрушитель. Его почитают как следящего за порядком во Вселенной. Он бережет людей от иллюзий жизни, разрушая их и возвращая верующих к истинным ценностям. Шива многорук, он танцор, своим танцем он пробуждает Вселенную в начале жизненного периода и разрушает ее в конце. Шива приятен на вид, у него четыре руки и три глаза. Огненный взгляд заставляет всех живых существ съеживаться. На Шиве надета шкура тигра, а змея дважды обвивает его шею. Он – Божественный Йог, который сидит в одиночестве высоко в Гималайских горах.

У каждого из богов есть жена, которая является Шакти – божеством, несущим женское начало Вселенной, ее энергию:

У Брахмы – это Сарасвати – богиня слова и наук. Богиня Сарасвати обычно изображается как красивая женщина с желтой кожей, облаченная в одежды чисто белого цвета, восседающая на белом лотосе.

У Вишну – Лакшми – богиня счастья и торжества, мать бога любви. Она всегда с Вишну, во всех его воплощениях. Она добра к детям и щедра на подарки.

Жена Шивы – Парвати. О ней говорят, как об обычной женщине, полюбившей бога-разрушителя и добившейся его благосклонности.

Ганеша – одно из самых известных воплощений божественного в индуизме. Отличить его просто по слоновьей голове, хотя у него есть масса других атрибутов. Ганеше поклоняются как покровителю наук и искусств, а также богу мудрости и интеллекта.

Основные положения индуизма

В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме юноши или всемогущего правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня.

В индуизме существуют такие понятия, как:

Дхарма — морально-нравственный  долг,  этические  обязательства.

Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Реинкарна́ция, переселение душ – положение, согласно которому бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое, лучшее или худшее.

Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.

Мокша— освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.

Йога – способ достижения высшего духовного совершенства.

Индуисты  уважают жизнь во всех её проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками или искрами Бога. Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма — оно рассматривается как одно из средств достижения  чистого, благостного образа жизни.

В Индии 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле, о которой мы сейчас узнаем.

Я бы хотела познакомить вас с историей жизни одного удивительного мальчика.

Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее спальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похороны и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»

С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его раздумья довели его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул, долгим сладким сном, а проснувшись, сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедать, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.

- Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы?

- Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?

- На какой поступок решился царевич и почему?

- Ребята, как вы думаете, какое учение создал Будда?

- Совершенно верно, это религия буддизм.

- Будда изложил четыре истины:

1) существует страдание; 2) существует причина страдания — жажда, страстное желание; 3) существует прекращение страдания — нирвана; 4) существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Благородный Восьмеричный путь.

- Как вы понимаете каждую истину?

- Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?

- Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?

- Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?

40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы.

Вот одна из притч об учении Будды:

      Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?

Ученик сказал:

— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

- О чём вам говорит эта притча?

Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.

Давайте вспомним индийские божества.

Нарисуйте того, кто вам больше запомнился у себя в тетради.

Религия в Индии

- Индуизм

Воспринимают информацию

Воспринимают информацию

Воспринимают информацию

Воспринимают информацию

Воспринимают информацию

- царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

- Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе.

- однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города.

- буддизм

- ответы детей

- ответы детей

- да

- да

Воспринимают информацию

- Брахма, Вишну, Шива,

Сарасвати, Лакшми, Парвати, Ганеша

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Анализ, синтез (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Анализ, синтез (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учет разных мнений (К)

Анализ, синтез (П)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Анализ, синтез (П)

Рефлексия

3 мин

Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Поделитесь, что, из сказанного в уроке, вам показалось наиболее удивительное.

Ответы детей

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...