Статья "Естественнонаучная грамотность – пути развития на уроках окружающего мира."
статья по окружающему миру
Функциональная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – пути развития на уроках окружающего мира.
Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний; у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями
Поэтому изучение предмета «Окружающий мир» должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.
Естественнонаучная грамотность ― это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Естественно-научная грамотность — компетенции, которая формирует мнение ребенка об окружающем мире, природе и ее законах.
Не просто знать школьную программу, а понимать, что такое ГМО, почему нефть в водоёме — это плохо и для чего в природе нужны насекомые. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Существует много форм, методов и приемов работы по формированию естественнонаучных умений. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся задания разбиты на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
1 группа заданий: Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Примеры таких заданий:
- Воспроизводить по памяти, узнавать:
1. Соедини линиями понятия.
2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев и т. д.
- Определять
1. Запиши показания термометров.
2. Какие времена года изображены на рисунках
- Приводить примеры
1. Дополнить таблицу по типу питания животных.
- Описывать
1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни животного.
2 группа: Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
· Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
· Использовать модели
· Связывать, соотносить
· Интерпретировать информацию
· Находить решения
· Объяснять
3 группа: Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос
2. Планировать исследование
3. Делать выводы на основе полученных данных
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
Владение универсальными действиями – существенное новое достижение младшего школьника. При изучении любого предмета особенно важно:
1) ознакомление с методами познания природы – наблюдения, опыт, мини-исследование, лабораторная работа.
2) Использование умственных операций (сравнения, классификации, обобщения и др.).
3) Умение рассуждать: выдвигать гипотезу, находить доказательства, делать выводы.
4) Работа с информацией
Работа с информацией. Основные операции:
• переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
• «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи.
• анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
• выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
• представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления.
Приёмы, чтобы помочь начать обучать детей в начальной школе естественно-научной грамотности.
Практикуйте речевую разминку
— Спросите у меня о чём-нибудь… — говорит педагог ученикам. — О чем? — удивляются ученики. — Можете узнать, какое у меня настроение. — А какое у вас настроение? — Плохое… Ученики обязательно спросят, кто виноват, что делать, чем можно помочь и когда плохое настроение пройдет. Учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию. Постепенно темы могут усложняться: можно обсудить вопросы о вымирании динозавров, планетах солнечной системы или предложить ребятам задать вопрос, на который они не знают ответа.
Проводите некоторые уроки в форме беседы
Беседы не только учат ребенка формулировать идеи и приводить аргументы, но и наталкивают на размышления. Заданная заранее тема (например, с помощью демонстрации фильма или видео) сделает диалог живее. Впрочем, темы могут быть и спонтанные: например, «О подготовке к зиме птиц и зверей». Обсудить здоровье можно, анализируя вместе с учениками с научной точки зрения поговорки о еде: «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем» и другие. Обсуждения формируют такие компетенции, как способность научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов.
Во время такого познавательного урока можно моделировать диалоги реальных людей, как бы разыгрывая по ролям звонок в службу спасения или звонок дедушке, в котором ребенок спрашивает его о здоровье, а тот рассказывает ему про повышенное давление.
Играйте
Для формирования естественно-научной грамотности игры на уроке окружающего мира — это прекрасный инструмент. Можно, например, сыграть в шарады «В мире животных» или устроить викторину «Угадай растение по его листу». Интересно провести большую игру на уроке окружающего мира с несколькими классами, где команды будут проходить несколько станций и отвечать на вопросы. Например, чтобы спасти красавицу Весну от Снежной Королевы, ребята будут путешествовать по разным точкам: в одной перечислят изменения природы с наступлением зимы, в другой — назовут отличия зимней погоды от осенней, в третьей расскажут, каким бывает снег, и разгадают загадку, в четвертой — подумают, какую роль играет снег в жизни растений и так далее. Ученикам обязательно понравятся игры на уроке окружающего мира!
Изучайте феномены комплексно
Так делают в финских школах. Учитель задает тему, которую ученики изучают с разных сторон: финансовой, экологической, социальной и других. Так они учатся смотреть на любой предмет или явление под разными углами, получают знания в комплексе и развивают критическое мышление.
Проводите познавательные уроки на природе
Казалось бы, уроки на улице — это самое логичное, что можно сделать для формирования естественно-научной грамотности школьника. Но, увы, не так много учителей имеют время и возможность ходить со своими учениками в ближайший парк и проводить уроки на улице. Если всё-таки получится выбраться, нужно непременно воспользоваться ситуацией. На таком познавательном уроке можно, например, затеять большое наблюдение за деревьями: спросить у ребят, что такое ствол, сравнить толщину стволов и структуру коры разных деревьев, посчитать, сколько мелких ветвей может отходить от ствола, побеседовать о том, чем дерево отличается от кустарника, а кустарник — от травы, какие органы есть у трав.
Кроме зрительного восприятия на уроках на улице можно задействовать и другие: тактильное, слуховое, обонятельное. Можно обсудить с учениками, какие звуки леса исчезли, когда лето сменилось осенью, или сравнить запахи грибов. Использование разных анализаторов во время урока на улице поможет ученику представить объект более полно. Действовать так можно на любой выездной экскурсии: например, спросить, одинаковый ли запах в лесу и на автомагистрали и поговорить о том, почему нет. Вообще сенсорное восприятие — это важный учебный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_estestvennonauchnaya_gramotnost_-_puti_razvitiya_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – пути развития на уроках окружающего мира.
Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний; у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями
Поэтому изучение предмета «Окружающий мир» должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.
Естественнонаучная грамотность ― это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Естественно-научная грамотность — компетенции, которая формирует мнение ребенка об окружающем мире, природе и ее законах.
Не просто знать школьную программу, а понимать, что такое ГМО, почему нефть в водоёме — это плохо и для чего в природе нужны насекомые. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Существует много форм, методов и приемов работы по формированию естественнонаучных умений. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся задания разбиты на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
1 группа заданий: Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Примеры таких заданий:
- Воспроизводить по памяти, узнавать:
1. Соедини линиями понятия.
2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев и т. д.
- Определять
1. Запиши показания термометров.
2. Какие времена года изображены на рисунках
- Приводить примеры
1. Дополнить таблицу по типу питания животных.
- Описывать
1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни животного.
2 группа: Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
∙ Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
∙ Использовать модели
∙ Связывать, соотносить
∙ Интерпретировать информацию
∙ Находить решения
∙ Объяснять
3 группа: Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос
2. Планировать исследование
3. Делать выводы на основе полученных данных
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
Владение универсальными действиями – существенное новое достижение младшего школьника. При изучении любого предмета особенно важно:
1) ознакомление с методами познания природы – наблюдения, опыт, мини-исследование, лабораторная работа.
2) Использование умственных операций (сравнения, классификации, обобщения и др.).
3) Умение рассуждать: выдвигать гипотезу, находить доказательства, делать выводы.
4) Работа с информацией
Работа с информацией. Основные операции:
• переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
• «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи.
• анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
• выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
• представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления.
Приёмы, чтобы помочь начать обучать детей в начальной школе естественно-научной грамотности.
Практикуйте речевую разминку
— Спросите у меня о чём-нибудь… — говорит педагог ученикам. — О чем? — удивляются ученики. — Можете узнать, какое у меня настроение. — А какое у вас настроение? — Плохое… Ученики обязательно спросят, кто виноват, что делать, чем можно помочь и когда плохое настроение пройдет. Учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию. Постепенно темы могут усложняться: можно обсудить вопросы о вымирании динозавров, планетах солнечной системы или предложить ребятам задать вопрос, на который они не знают ответа.
Проводите некоторые уроки в форме беседы
Беседы не только учат ребенка формулировать идеи и приводить аргументы, но и наталкивают на размышления. Заданная заранее тема (например, с помощью демонстрации фильма или видео) сделает диалог живее. Впрочем, темы могут быть и спонтанные: например, «О подготовке к зиме птиц и зверей». Обсудить здоровье можно, анализируя вместе с учениками с научной точки зрения поговорки о еде: «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем» и другие. Обсуждения формируют такие компетенции, как способность научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов.
Во время такого познавательного урока можно моделировать диалоги реальных людей, как бы разыгрывая по ролям звонок в службу спасения или звонок дедушке, в котором ребенок спрашивает его о здоровье, а тот рассказывает ему про повышенное давление.
Играйте
Для формирования естественно-научной грамотности игры на уроке окружающего мира — это прекрасный инструмент. Можно, например, сыграть в шарады «В мире животных» или устроить викторину «Угадай растение по его листу». Интересно провести большую игру на уроке окружающего мира с несколькими классами, где команды будут проходить несколько станций и отвечать на вопросы. Например, чтобы спасти красавицу Весну от Снежной Королевы, ребята будут путешествовать по разным точкам: в одной перечислят изменения природы с наступлением зимы, в другой — назовут отличия зимней погоды от осенней, в третьей расскажут, каким бывает снег, и разгадают загадку, в четвертой — подумают, какую роль играет снег в жизни растений и так далее. Ученикам обязательно понравятся игры на уроке окружающего мира!
Изучайте феномены комплексно
Так делают в финских школах. Учитель задает тему, которую ученики изучают с разных сторон: финансовой, экологической, социальной и других. Так они учатся смотреть на любой предмет или явление под разными углами, получают знания в комплексе и развивают критическое мышление.
Проводите познавательные уроки на природе
Казалось бы, уроки на улице — это самое логичное, что можно сделать для формирования естественно-научной грамотности школьника. Но, увы, не так много учителей имеют время и возможность ходить со своими учениками в ближайший парк и проводить уроки на улице. Если всё-таки получится выбраться, нужно непременно воспользоваться ситуацией. На таком познавательном уроке можно, например, затеять большое наблюдение за деревьями: спросить у ребят, что такое ствол, сравнить толщину стволов и структуру коры разных деревьев, посчитать, сколько мелких ветвей может отходить от ствола, побеседовать о том, чем дерево отличается от кустарника, а кустарник — от травы, какие органы есть у трав.
Кроме зрительного восприятия на уроках на улице можно задействовать и другие: тактильное, слуховое, обонятельное. Можно обсудить с учениками, какие звуки леса исчезли, когда лето сменилось осенью, или сравнить запахи грибов. Использование разных анализаторов во время урока на улице поможет ученику представить объект более полно. Действовать так можно на любой выездной экскурсии: например, спросить, одинаковый ли запах в лесу и на автомагистрали и поговорить о том, почему нет. Вообще сенсорное восприятие — это важный учебный компонент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)
Урок знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...
Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира
Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...
Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира
В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности...
«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность" с приложениями...