Методическая разработка.Структура учебной программы по предмету Окружающий мир (2 класс.Программа " Школа России").
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Структура учебной программы . Окружающий мир.2 класс.Программа "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

 

                             

                     Структура учебной программы по предмету

                                         Окружающий мир

                                  (2 класс. Программа «Школа России»).

  1. Пояснительная записка

1.1 Нормативно – правовая основа

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009 г. № 373

-  Примерная программа по окружающему миру, планируемые результаты начального общего образования, и авторская программа «Окружающий мир» А.А.Плешакова (из сборника рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение» 2014 г.) к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс, М: «Просвещение» 2021.

- Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России.

- Учебный план школы - Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы № 58 Приморского района Санкт-Петербурга (приказ № 1973-Д от 31.08.2015 г.).

1.2 Цели и задачи курса

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

1.3 Описание места учебного предмета в учебном план

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе

отводится 68 ч (2 ч в неделю ,34 учебные недели).

1.4.Описание УМК

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Анащенкова С.В.

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2016

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2021

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2021

Москва «Просвещение»

4

Т.Н.Максимова

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс

2021

Москва «ВАКО»

1.5 Общая характеристик учебного курса

     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

     Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

 Ведущие идеи :

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;        

3) идея уважения к миру

  1. Планируемые результаты освоения  курса

 2.1 Предметные результаты

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
  3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
  4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  5. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  6.  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  7. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  8. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2.2 Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир

2.3 Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     2.4 Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

«Человек и природа»

научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

получит возможность научиться:

использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

«Человек и общество»

научится:

 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего.;

 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей.

2.5 Описание системы оценивания

Критериями оценивания являются:

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

•   динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

                                             Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

  1. Содержание учебного курса

3.1 Описание содержания учебного курса

Человек и природа

        Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

        Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

        Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.         Глобус как модель Земли. Географическая карта и план

        Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

        Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

        Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

        Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

        Воздух .Значение воздуха для растений, животных, человека.

        Вода. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

        Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

        Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

        Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

        Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

        Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия..

   Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.

    Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение.. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

        Общее представление о строении тела человека. Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

        Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

        Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

        Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.

        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

        Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

        Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

        Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

        Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; Президент Российской Федерации — глава государства.

Праздники в жизни общества..

        Россия — многонациональная страна. Москва — столица России.Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выборуУважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

        Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности Особенности труда людей родного края, их профессии.

        История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны.

        Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

        Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.         Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

 Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

           Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

       

                  3.2 Тематическое планирование 2 класс

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.):

Тема

Кол-  во часов

Содержание темы

 1

Где мы живем?

3

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему

2

Природа

21

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

3

Жизнь города и села

10

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

4

Здоровье и безопасность

10

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.

5

Общение

6

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

6

Путешествия

15

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии:Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

7

Повторение ,закрепление ройденного

3

Всего

     

68

                   

             

                              3.3 Циклограмма контроля

Раздел

Диагностическая работа

Практческая работа

Проверочная работа

Тест

1

Где

мы живём?

1

2

Природа

6

1

1

3

Жизнь города и села

1

1

4

Здоровье и безопасность

2

2

5

Общение

1

1

6

Путешествия

2

1

1

всего

1

11

3

6

                                                       

       

                                                                        3.4. Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип/форма урока

                           Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Где мы живём? (3 часа)

1

Твой адрес в этом мире.

Край, в котором мы живем.

урок  «Открытие нового знания»

Знать  названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; уметь называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

2

 Россия – священная наша держава.

Урок рефлексии  

Называть   государственную символику России – герб, флаг, гимн.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

3

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

Диагностическая работа

   Урок методологической направленности   и

развивающего контроля

 

 Находить информацию о том ,что  «Солнце, воздух, вода, растения, животные, да и сам человек — все это природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что создано руками человека». 

Выполнять 

самостоятельно  задании

диагностической работы. Оценивать свои достижения

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Диагностическая работа

Природа (21 час)

4

Живая и неживая природа.

урок  «Открытие нового знания»

Называть  названия времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных.  Различать объекты живой и неживой природы.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

5

Явления

природы.

Урок рефлексии  

Раскрывать  понятие «явления природы»,  Называть основные свойства воздуха и воды. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

6

Как измеряют температуру?

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать понятия

«температура»,

 понимать  правила измерения температуры,

 Определять  на практике температуру воздуха, человека, воды.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

7

Что такое

погода?

урок  «Открытие нового знания»

 Раскрывать понятия «погода».

  Знать  названия времён года, названия осенних месяцев. Отмечать погоду в дневнике наблюдений, Называть признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

8

В гости к осени. Экскурсия в природу

       урок  «Открытие нового знания»

 

 Устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

9

Неживая природа осенью.

   Урок рефлексии  

Называть признаки осени,  Использовать в устной речи названия осенних месяцев,  Называть основные свойства воздуха и воды. Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

   Урок рефлексии  

Определять  признаки осени, называть  осенние месяцы, основные свойства воздуха и воды,  Различать перелётных и неперелетных  птиц.  Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

11

Звёздное небо.

     урок  «Открытие нового знания»

 Раскрывать понятия: «звёздное небо», «созвездие». Работать с картой звёздного неба, наблюдать и  решать практические задачи.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

12

Заглянем в кладовые Земли.

 

урок  «Открытие нового знания»

 Раскрывать понятия «горная порода» и «минерал», Обсуждать названия  и отличие горных пород от минералов. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 2

 «Знакомство с горными породами и минералами».

13

Про воздух.

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать основные свойств воздуха и воды.  Обсуждать общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

14

Вода в жизни человека.

  урок  «Открытие нового знания»

Знать, где используется вода, как и почему загрязняется. Называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

15

Какие бывают растения?

урок  «Открытие нового знания»

Анализировать , чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; называть  2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16

Какие бывают животные?

 

 Урок рефлексии

 и

   развивающего контроля

 Выявлять общие условия, необходимых для жизни животных,  Замечать  особенности внешнего вида животных и растений, Изучать  особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Сопоставлять особенности внешнего вида и  условий жизни животных, приводить 2-3 примера.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Проверочная работа.

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать понятия «невидимые нити в природе». Устанавливать взаимосвязи.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

18

Дикорастущие и культурные растения.

  урок  «Открытие нового знания»

Различать  дикорастущие и культурные растения. Делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке, оценивать воздействие человека на природу.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19

Дикие и домашние животные.

    урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать общие условия для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. анализировать  особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

20

Комнатные растения.

Урок рефлексии  

Анализировать особенностей выращивания комнатных растений. Выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Урок рефлексии  

Различать  представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

22

Красная книга.

урок  «Открытие нового знания»

  Обсуждать   историю создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Устанавливать взаимосвязи в природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

23

Будь природе другом.

Урок рефлексии  

 Понимать необходимость создания Красной книги, Называть  нескольких животных и растения, занесённые в Красную книгу.

Объяснять экологические знаки.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

24

Обобщающий урок по теме «Природа».

Урок методологической направленности и  

развивающего контроля

Понимать необходимость создания Красной книги, Называть  нескольких животных и растения, занесённые в Красную книгу.

Объяснять экологические знаки.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Тест №1.

Жизнь города и села (10 ч.)

25

Город и село. Наш дом.

Проект «Родной город».

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать понятия «город» и «село»; 

Отличать город от села.

 

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

26

Что такое

экономика?

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать понятие «экономика»,

Анализировать понятия  составных частей экономики

Называть  составные части экономики.

Знать

 названия строительных машин

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

27

Что из чего

сделано? За покупками.

   Урок рефлексии  

Различать  материалы и объекты  труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Определять материалы, из которых сделаны товары. Классифицировать товары.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

   Урок рефлексии  

 Раскрывать понятие «транспорт»,

 Называть  виды транспорта,. Приводить примеры видов транспорта.

 Называть профессии людей, в сфере  строительство и транспорт.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Тест №2.

29

Культура и

образование. Все профессии важны

   Урок рефлексии  

Различать  составные части экономики.  Раскрывать понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

.

Текущий

30

Культура и

образование. Все профессии важны.

   Урок рефлексии  

Раскрывать понятия: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; Называть профессии в сфере образования и культуры.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу

  урок  «Открытие нового знания»

Называть   признаки сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

   Урок рефлексии  

 Различать признаки сезонных изменений в природе зимой, называть зимующих птиц. Проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

33

Невидимые нити в лесу.

.

урок  «Открытие нового знания»

Знать понятия «невидимые нити в лесу». Устанавливать взаимосвязи.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

34

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».

Урок методологической направленности и  

развивающего контроля

Знать понятия «город» и «село», названия  строительных машин.  Называть составные  части экономики.  Анализировать понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Отличить город от села.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Провероная  работа

Здоровье и безопасность(10ч)

35

Строение тела человека.

  урок  «Открытие нового знания»

Называть основные систем органов человека, их роль в организме.   Анализировать   правила сохранения и укрепления здоровья;   раскрывать  понятие «здоровый образ жизни». Определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

36

Если хочешь быть здоров.

   Урок рефлексии  

Называть  основные систем органов человека, раскрывать их роль в организме; анализировать правила сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.

Осознание целостности окружающего мира; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

37

Поговорим о болезнях.

   Урок рефлексии  

Анализировать  понятие «болезнь»,  знать правила сохранения и укрепления здоровья.  Понимать   важность проведения  профилактики болезней.

Осознание целостности окружающего мира; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

Урок рефлексии  

Анализировать правила поведения на дороге, в транспорте;  понимать значение дорожных знаков.  Раскрывать  необходимость правил дорожного движения.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

39

Домашние

опасности.

Урок рефлексии  

  Обсуждать  правила обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Выполнять правила безопасного поведения  

дома.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

40

Пожар.

Урок рефлексии  

Анализировать правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности, правила поведения в социальной среде. Выполнять правила безопасного поведения  дома.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

41

Лесные

опасности.

Урок рефлексии  

Анализировать правила безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правила экологической безопасности; понимать,  как правильно вести себя на природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

42

Как нужно

купаться?

Урок рефлексии  

Раскрывать смысл правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Уметь правильно вести себя на природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

43

Очень подозрительный тип.

Урок рефлексии  

Раскрывать правила безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде. Понимать как вести себя с незнакомцами. Уметь выполнять правила безопасности с незнакомыми

людьми.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».

   Урок методологической направленности  и  

развивающего контроля

Раскрывать  и объяснять  правила безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Выполнять правила безопасности.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Тест №3.

Общение (6 часов)

45

Наша дружная семья.

  урок  «Открытие нового знания»

Анализировать   понятия: «культура общения», «семья». Выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

46

В школе.

   Урок рефлексии  

Раскрывать  понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Анализировать основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

47

Правила

вежливости.

   Урок рефлексии  

Раскрывать  понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Анализировать  основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

48

День рождения.

   Урок рефлексии  

Раскрывать понятия «культура общения», элементарные норм ы общения в семье, в школе. Анализировать основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».

49

Мы – зрители и пассажиры.

   Урок рефлексии  

Раскрывать понятия: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Анализировать основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте,  театре.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

50

Обобщающий урок по теме «Общение».

Урок методологической направленности  и

развивающего контроля

Раскрывать понятия: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Анализировать основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и

театре.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Тест №4.

Путешествия (15 часов)

51

Посмотрите

вокруг.

урок  «Открытие нового знания»

Раскрывать понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Уметь ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

52

Для чего нужен компас?

Экскурсия в природу.

Урок рефлексии  

 Применять  правила определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».

53

Формы земной поверхности.

Урок рефлексии  

  Наблюдать  формы земной поверхности, различать  условные обозначения сторон горизонта. Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

54

Водоёмы.

Урок рефлексии  

Раскрывать  понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать на карте и показывать различные водоёмы.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

55

В гости к весне. Экскурсия в природу.

  урок  «Открытие нового знания»

Наблюдать весенние изменения в природе.  Называть   признаки весны, называть  весенние месяцы, раннецветущие растения. Устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

56

Россия на карте

  урок  «Открытие нового знания»

 Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

Осознание целостности окружающего мира; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

57

Путешествие по родной стране.

Проект «Города России»

Урок рефлексии  

 Знать названия  своей страны. Различать и показывать  на карте и  границу нашей Родины.

Распределять роли в группах.

В дополнительных источника информациих находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».

58

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

Урок рефлексии  

Называть столицу России, Применять  правила работы с картой.  Показывать на карте город Москву – столицу России. Называть достопримечательности Москвы.  Знакомиться с планом Москвы; Описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

59

Город на Неве.

Урок рефлексии  

Применять  правила работы с картой. Показывать на карте город Санкт-Петербург, знакомиться с планом Санкт-Петербурга; называть 2-3 достопримечательности. отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

Осознание целостности окружающего мира;освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

60

Путешествие по Оке.

Урок рефлексии  

Применять  правила работы с картой.  Называть достопримечательности городов на Оке. Показывать на карте  Оку ,города, построенные  на Оке.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

61

Путешествие по планете.

Урок рефлексии  

Сравнивать глобус и карту мира;находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира..

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

62

Страны мира.

Проект «Страны мира»

Урок рефлексии  

Называть  страны мира.

Сравнивать физическую и политическую карты мира;

 находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

готовить сообщения о выбранных странах;

 подбирать фотографии достопримечательностей

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

63

Путешествие по материкам.

Урок рефлексии  

Находить материки на карте мира;знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации

Выполнять тестовые задания

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

64

Презентация  проектов

«Города России», «Страны мира»

Урок развивающего контроля

Представлять проекты.

Обсуждать выступления.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Тест

65

Впереди лето.

Экскурсия в природу.

Урок рефлексии  

приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать об изменениях в   растительном  и животном мире  по своим наблюдениям. Определять цветущие летом травы, с помощью атласа определителя .Определять  насекомых и  других животных с помощью атласа-определителя.

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

66

 Проверим себя. Оценим свои достижения

Урок развивающего контроля

Выполнять  самостоятельно  задания  проверочной работы Оценивать свои достижения

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Проверочная работа

67

Повторение.

Закрепление пройденного.  

Урок методологической направленности  

Определять, что узнали, чему научились за год;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Инструктаж по технике безопасности перед летними каникулами:

« Безопасное поведение в лесу»,

«Домашние и дикие животные. Насекомые.  Безопасное поведение» 

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий

68

Повторение.

Закрепление пройденного

Урок методологической направленности  

Определять, что узнали, чему научились за год;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Инструктаж по технике безовасности  перед летними каникулами: « Безопасное поведение на воде», « Солнечный удар.»

 

Осознание целостности окружающего мира ; освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; овладение базовыми понятиями; использование различных способов поиска  сбора, обработки, анализа,  передачи информации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; использование знаково-символических средств;

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа содержит все разделы, развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (1 класс) УМК "Школа России" 2013-2014 уч.год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» (авт. Плешаков А.А.) в соответствии с Федеральным государственным образов...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование о предмету "Окружающий мир" 3 класс УМК "Школа России"....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс, УМК "Школа России"...

ФГОС Учебный проек по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России" по теме "Исторические эпохи"

Учебный проек составлен в соответстии с требованиями ФГОС, содержит тему, цель, определяет план самостоятельной работы обучающихся, порядок работы в группах, план сообщения, маршрутный лист проекта. Р...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Школа России"...