Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Смирнова Юлия Павловна

Рабочая программа содержит все разделы, развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 56»

города Курска

           Рассмотрены                                                                                                                                                       Согласованы                                                                               Утверждены

на заседании  МО учителей                                                                                                                           на заседании     ШМС,                                                              на  заседании педсовета                                                                                                                                                                                                                                                                                                        начальных классов ,                                                                                                                                          протокол № 1                                                                            протокол № 8

протокол №1                                                                                                                                                        от  29 .08. 2012 г.                                                                      от  30.08.2012 г.

от 27.08.2012 г.                                                                                                                                                     Руководитель ШМС                                                               Введена  в действие

Руководитель МО                                                                                                                                                                                                                                                       приказом  №   49-б .от 30.08 2012  г.                                                                    _________ Ю.П.Смирнова                                                                                                                                      ______   Г. Н.Лихонина

                                                                                                                                                                                                                                                                                            Директор  школы ___________ В.И.Панюков

Рабочая программа

по  учебному  предмету

«Окружающий  мир»,4 класс

 

   

                                                                                                                            подготовила                                                                                  

                                                                                                                                                      Смирнова Юлия Павловна,

                                                                                                                                                            учитель    начальных  классов

                                                                                                                                                                                     высшей квалификационной категории

Курск

2012

Пояснительная записка

     Рабочая программа  по окружающему миру   для  4 класса  разработана на основе Примерной  программы начального общего образования, авторской  программы    А.А.Плешакова «Окружающий мир», в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования на основе УМК «Школа России», утверждённой  приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004      № 1089.

    Рабочая программа рассчитана на   68 часов в год (2 часа  в  неделю), в том числе на проведение экскурсий -  4 ч., практических  работ – 10 ч., тестирований- 4 ч.

        Для реализации программного содержания используется:

 1.   Плешаков  А. А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учебник  для 4   класса: в 2 частях  - М.: Просвещение, 2012.

2.    Плешаков А. А.,Крючкова  Е.А.  Окружающий мир:  рабочая тетрадь для 4   класса: в 2 частях  - М.: Просвещение, 2012.

3.    Плешаков А. А.   Окружающий мир: Программа и тематическое планирование. 1-4 класс.  - М.: Просвещение, 2009

    Учебный курс «Окружающий мир»   преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы.
      Курс «Окружающий мир»    имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
      Учебный курс «Окружающий мир»   носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
      Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.
      К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
      Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир»   осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
      1.   Идея многообразия мира.
      2.   Идея экологической целостности мира.
      3.   Идея уважения к миру.
      Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
             Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
      В основе методики преподавания курса «Окружающий мир»    лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
      В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
     В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка,

эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
      Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
      Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
      Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
      Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
      Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
      В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению

Содержание   учебного курса « Окружающий  мир»        для 4го  класса начальной школы

Земля и человечество (10 ч)

      Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
      Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
      Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
      Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
      Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)       Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
      Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
      Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
      Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к

условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (12 ч.)        Наш край на карте Родины. Карта родного края.
      Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
      Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
      Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
      Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
      Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
      Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
      Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)                Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)        Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
      Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
      Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
      Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
      Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
      Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
      Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
      Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
      Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
      Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
      Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
      Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
      Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная россия (9 ч)           Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
      Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
      Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
      Многонациональный состав населения России.
      Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
     

 Требования к уровню подготовки учащихся   по   курсу «Окружающий  мир»

К концу 4 класса учащиеся должны знать:
      Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
      способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
      что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
      некоторые современные экологические проблемы;
      природные зоны России;
      особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
      исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
      важнейшие события и великих людей отечественной истории;
      государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
      

Учащиеся должны уметь:
      распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
      проводить наблюдения природных тел и явлений;
      в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
      приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
      соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
      приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
      приводить примеры народов России;
      самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
      применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
      владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

 Критерии    и   нормы     оценки   знаний, умений и навыков            учащихся  по предмету  «Окружающий  мир»

 Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;                                                                                                                                                                           -    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
-    отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-    неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-    преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-    неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
-    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
-    неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
-    неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области.

Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
   Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
    Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.   Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

    Для системного контроля  целесообразны  тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

  Тест  ( до  16  заданий):

«5» -    верно   все  задания

«4» -    верно ¾  заданий и более

«3» -    верно ½   заданий или менее ¾

«2» -    верно  менее ½  заданий

Тест  (более  16  заданий)

"5" – верно выполнено более 3/4 заданий;

"4" – верно выполнено 3/4 заданий;

"3" – верно выполнена 1/2 заданий;

"2" – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области "Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

                       

Календарно-тематическое планирование  уроков окружающего мира

Дата


п/п

№ урока

Тема урока

Элементы   содержания

Стр. тетр.

Стр. учебника

 Характеристика  деятельности  обучающихся

Предполагаемое домашнее задание

1

      Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)



3

4 -8,


Наблюдать объекты и явления природы,  характеризовать их особенности.

С. 4–8, вопросы «Проверь себя»

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

«Смена  дня  и  ночи»

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете

4-6

9 -15,


 Сравнивать  и  различать  день  и ночь,  времена  года.

С. 9–15, вопросы
с. 15, задания 1, 2

3

Звездное небо – великая книга Природы.

 

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия



  7

  16 -21,


 

 Характеризовать  отличия  звёзд  и  планет

С. 16–21,

 

4

Мир глазами географа. Глобус
и географическая карта

Практическая работа

«Глобус  и карта -модель Земли»

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе
и карте Наука «география». История создания глобусаПервооткрыватели.




8-9

22 – 29,


 

Характеризовать глобус,  карту  и план. Находить  на  физической  карте  и  глобусе географические  объекты  и  их  названия.

С. 22–29,

вопросы

5

Пояса Земли

Экскурсия  в  планетарий.

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)Тепловые пояса Земли.  

10-11

   30 – 34


 

Наблюдать объекты и явления природы,  характеризовать их особенности.

С. 30–34, вопросы,
задания  1, 2

 6

Мир глазами историка

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие   исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические   времена Науки «история» и «археология»




11-12

С.35 – 41


 

Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний ( словарей, энциклопедий, справочников)  о  планетах Солнечной  системы

С. 35–41, вопросы,

задания
1, 2

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

Практическая работа «Работа  с  лентой  времени»

Способы познания окружающего мира История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие   исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Счет лет в истории. Работа с лентой времени


13-14

С. 42 -46


 

Наблюдать объекты и явления природы,  характеризовать их особенности.

С. 42–46, вопросы,

задания
1, 2

8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Красная книга России , заповедники, национальные парки (общее представление)



15-16

47 – 53


 

Приводить  примеры  использования  человеком  богатств  природы.

С. 47–53, вопросы,
с. 52 «Подумай»

 9

Сокровища Земли под охраной человечества

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы


16-18

 54 – 62


 

Проводить  диспут и  анализировать  жизнен-ные  ситуации,  выбирать  допустимые формы поведения в природе, которые  не   вредят   природе,  в  парке,  в  лесу, на реке и  озере

С. 54–62, вопросы, задания
по выбору

 10.

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) Тестирование по  теме: «Земля и человечество»

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы



19-20

54 – 62


 

Сочинение «Каким бы я хо-тел видеть окру-жающий нас мир»

Природа России
(11 ч)


Равнины и горы России.

Россия на карте.

Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Образование гор



21-22

С. 64 – 71


 


Сравнивать  и  различать разные  формы  земной  поверхности

С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст«Заповедники России» прочитать

Практическая работа  «Моря, озера и реки России»

Водоемы, их разнообразие, использование человеком Великие озера России на карте

 


23-24

С. 72 – 77


Находить  на  физической  карте  разные  водоёмы  и  определять  их  название

С. 72–77,
задание 4

Работа над проектами

Зона арктических пустынь Практическая работа  

с картой  природных  зон

Растения и животные, их разно-образие. Понимание связи неживой и живой природы Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

24-26

 78 – 86,

 

Описывать  климат, особенности  растительного  и  животного мира, труда  и  быта  людей  разных  природных  зон

Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний         ( словарей, энциклопедий, справочников)  о  природнвх  зонах  и обсуждать  полученные  сведения



С. 78–86,

вопросы «Проверь себя!»,
задание 2

Тундра. Природа тундры. Практическая работа  с гербарием «Растения  тундры»

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон


27-31

 87 – 97


С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)

  Леса России

Практическая работа  

«Растения  леса»

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

31-34

 98 – 105


С. 98–105, задание 1  Работа над проектами

Лес и человек.  

 

Природные зоны


35-36

 106 – 113

Описывать  климат, особенности  растительного  и  животного мира, труда  и  быта  людей  разных  природных  зон

Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний ( словарей, энциклопедий, справочников)  о  природнвх  зонах  и обсуждать  полученные  сведения

С. 106– 113, вопросы «Проверь себя»,  

Зона степей

Практическая работа

с  картой и гербарием

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон


36-39

114 – 122


С. 114– 122,
задания   1, 2

Работа над проектами

Пустыни

Практическая работа

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



39-41

 122 – 131


 

С. 122–131,
ответы на вопросы,

задания
1, 2

У Черного моря

Практическая работа

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

41-45

 132 – 140


 

С. 132–140,

задания
1, 4

Экологическое равновесие

Красная книга России (отдельные представители   растений и живо-тных), заповедники, национальные парки (общее представление)



46-47

141 – 142


Объяснять влияние  человека  на  пртроду  изучаемых  природных  зон

С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме

Обобщение по разделу «Природа России» Тестирование  по  теме: «Природа  России»

Природные зоны России

 

Обобщить  полученные  знания  о  природных  зонах

Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем  городе»

Родной край – часть большой страны (12ч)

Наш край



Природные сообщества родного края (2–3)

47

  146

Находить  на  карте  России  родной  регион

Устный рассказ «Мой край»

  1.  

 Экскурсия  «Формы земной  поверхности»

Поверхность нашего края

Изменение поверхности родного края

48-49

 147 – 153


Проводить групповые  наблюдения  во  время  экскурсии

С. 147– 153, задания 1–3,  вопросы «Проверь себя!»

Водоемы нашего края

Природные сообщества родного края (2–3) Графический диктант


49-51

154 – 158


 

Находить  на  карте  России  разные  водоёмы  и  определять их  название

С. 154– 158, вопросы, задание 2

Наши подземные богатства

Практическая работа

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком


52

 159 – 170


Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний  о природных  богатствах  Курского края

С. 159– 170, вопросы, задание 3

Земля – кормилица

Экскурсия в краеведческий музей

«Природные сообщества   родного  края»

Почва, ее значение для жизни

53-54

171 – 174.



Готовить  в  группе  рассказ  по   результатам  экскурсии

С. 171– 174, вопросы,  

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Практическая работа

Растения и животные красной книги: сообщества лес, Грибы. Съедобные и несъедобные(узнавание)




55-58

 175 182.


55 - 58

Сравнивать  и  различать дикорастущие  и  культурные  растения,  различать  съедобные  и  ядовитые  грибы, рассказывать о роли грибов  в жизни  людей

С. 175– 182, вопросы, задание 3

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

 

Растения и животные красной книги: сообщества луг

  


58-63

182 – 190,

Описывать  внешний  вид, характерные  осо-бенности  представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на  примере  своей  местности)

С. 182– 190, вопросы, задание 5

Жизнь пресного

водоема

Растения и животные красной книги: сообщества водоем




64-68

191 – 200

Описывать  внешний  вид, характерные  осо-бенности  представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на  примере  своей  местности)

С. 191– 200, вопросы, задание 3

  1.  

Растениеводство в нашем крае.

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

68-70

 201 – 207.

Рассказывать  о  роли  животных  в  природе  и  жизни  людей (на  примере  своей  местности)


Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний  о  растениях  и  животных  своего  региона  и  обсуждать  полученные  сведения.

С. 201– 207,
вопросы

Незаметные защитники урожая

Виды растениеводства


70-72

 208 – 213

С. 208– 213, вопросы, задание 2

Животноводство
в нашем крае

Виды животноводства.

Ветеринария

73

214 – 222

С. 214– 222, вопросы, задание 3

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Природные сообщества родного края (2–3).

Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края



74

222


 

С. 222,
вопрос 4

  1.  

Страницы всемирной истории
(6 ч)

Часть 2

Начало истории человечества





История первобытного человека. Счет лет в истории


2 часть


3-4

 4 – 7.


 


Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний  о  прошлом  нашей  планеты

С. 4–7,
вопросы,

задания
1–3

Мир древности: далекий и близкий

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории



5-6

С. 8 – 14,


С. 8–14, вопросы,

задание 2

Средние века: время рыцарей
и замков

История феодального общества. Рыцарь


7-8

 15 – 21,


 

Пересказывать своими  словами  часть  текста  учебника  и  обсуждать  его

С. 15–21, вопросы,

задания
1–3

Новое время: встреча Европы
и Америки

Открытие
Америки



9-10

 22 – 27,




Готовить  небольшие  рассказы  по  иллюстрациям  учебника, описывать  важнейшие  изученные  события  из  истории   мира



Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний  о  прошлом   других  стран

С. 22–27, вопросы,

задания
1, 2

Новейшее время: история продолжается сегодня

Новейшая история


  11-12

 28 – 32,


 

С. 28–32, вопросы,

задания
1, 2

  1.  

Обобщающий  урок

Тестирование по  теме:

« Страницы всемирной истории»

Новейшая история. Страны
и народы мира
(общее представление о многообразии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте


12

 28 – 32,


 

С. 28–32, вопросы,

задание 3

Страницы истории
Отечества
(20 ч)


Экскурсия  в археологический музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим  родного  края.  Жизнь древних славян






Древняя Русь









13-14







 34 – 39.


 





Рассказывать  по  результатам  экскурсии  о  достопримечательностях  родного  края,  обмениваться  полученными  знаниями.









С. 34–39,

вопросы,

задания
1–4

Во времена Древней Руси



Древняя Русь



15-16

 40 – 45,


 

Участвовать  в  практической  работе  с  картой ( показывать  места  исторических  событий), с « лентой  времени» (определять  последовательность   исторических  событий)


Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний           ( словарей, энциклопедий, справочников)  о  прошлом  нашего  государства

С. 40–45, вопросы,

задание 2

 

Страна городов

Практическая работа  с  картой


Столицы Древней Руси


17

 46 – 54.


 

С. 46–54,     вопросы, задание 2 (по

вариантам)

  1.  

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Музеи. Экспонаты Древней Руси


18-19

 55 – 58,


   

С. 55–58,     вопросы, задания

Трудные времена на Русской земле

Жизнь древних славян на Руси


20-21

 59 – 64.


 

С. 59–64,     вопросы,

задание 2

  1.  

Русь расправляет крылья

Историческая
карта


22-24

 65 – 69,


 


Готовить  небольшие  рассказы  по  иллюстрациям  учебника, описывать  важнейшие  изученные  события  из  истории  России

С. 65–69,     вопросы,

задание 2

  1.  

Куликовская
битва

Историческая
карта

24-26

 70 – 74.

С. 70–74,     вопросы,

задания   1, 2

  1.  

Иван Третий

Реформы Ивана Третьего


27-28

 75 – 81

С. 75–81,     вопросы,

Задания  1, 2

  1.  

Мастера печатных дел

История книгопечатания на Руси


 29-30

 82 – 86,

С. 82–86,     вопросы,

задание 2

  1.  

Патриоты России

31-32

 87 – 93.




Готовить  небольшие  рассказы  по  иллюстрациям  учебника, описывать  важнейшие  изученные  события  из  истории   России

С. 87–93,     вопросы

  1.  

Петр Великий

Реформы Петра Великого.  

33-36

 94 – 100,

С. 94–100,   вопросы, задание по вариантам

  1.  

Михаил Васильевич Ломоносов

Образование на Руси

37-38

 101 – 104,

С. 101– 104, вопросы

  1.  

Екатерина Великая

Правление Екатерины Великой


38-40

 105 – 111.

С. 105–111,

вопросы,

задания 1, 2

  1.    

Отечественная война 1812 года

Историческая
карта


40-43

 112 – 121,

 

Находить  дополнительную  информацию  в  Интернете и  дугих  информационных средствах

С. 112– 121, вопросы, задание 2

  1.    

Страницы истории XIX века

Историческая
карта


43-46

 122- 126,


Извлекать необходимую  инфомацию  из  учебника  и  дополнительных  источников  знаний ( словарей, энциклопедий, справочников)  о  прошлом  нашей  страны

С. 122– 126,             вопросы,

задание 2

  1.  

Россия вступает
в XX век

Название основных достопримеча-тельностей столицы России, харак-теристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы


47-48

 127 – 135,


 

С. 127– 135,             вопросы,

задание 2

  1.  

Страницы истории 1920–1930-х   годов


49-50

 136 – 139

С. 136– 139,             вопросы,

задание 2

  1.  

Великая война  
и Великая Победа

Экскурсия в музей курской битвы

Историческая
карта


51-52

 140 – 146,

 

 

Рассказывать  по  результатам  экскурсии  о  достопримечательностях  родного  города.


Обмениваться  мнениями,  полученными  в ходе  бесед  со  старшими  членами  семьи  о  прошлом  родного  края. Находить  эти  сведения  в  справочной  и  дополнительной  литературе

С. 140– 146,             вопросы,

задание 2

  1.  

Страна, открывшая путь в космос

История покорения космоса



53-54

 147 – 149.


 

С. 147– 149,

вопросы,

задание 3

  1. 59

История вокруг нас


Тестирование  по  теме:  «Страницы истории
Отечества»

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

 150

С. 150,
задание 2

  1.  

Современная Россия-9 ч


Основной закон России и права человека




Конституция – Основной закон Российской Федерации

5 6-58

 156 – 159,

Находить  дополнительную  информацию  в  Интернете и  других  информационных средствах о важнейших  событиях  в  современной  России

С. 156– 159,             вопросы,

задание 2

  1.  

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Права ребенка


59-60

С 160 – 163,

С. 160– 163,             вопросы,  задание 2 (по выбору)

  1.  

Мы – граждане России

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта


60-61

164- 167.

С. 164– 167,             вопросы,

Задания  1, 2

  1.  

Славные символы России

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы


62-64

 158 – 174.


 

Объяснять  основные  изображения   Государственного  герба  России,  узнавать  его  среди  гербов  других  стран. Работать  с  текстом гимна  России

С. 168– 174,             вопросы,

задание
12

  1.  

Такие  разные праздники

 

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

     65

175-179

Рассказывать  о  праздничных  днях  России.

С. 175– 179,             вопросы,

задание 2

Работа над проектами

Путешествие по России

 

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

       66

180-186

Участвовать  в  практической  работе  с  картой ( показывать  места  исторических  событий).


Готовить небольшие  рассказы  по  иллюстрациям  учебника, описывать изученные   события из  истории  Отечества

С. 180–
186,
пересказ Работа над проектами

Путешествие по России

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

       67

187-194

С. 187–194, пересказ Работа над проектами

Путешествие по России

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

194-205

С. 194–205, вопросы,

задание

  1.  

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

203-205

 Использованная литература:

2.  Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных   классов. – М.: Просвещение, 2012.

3.Плешаков А. А. Концепция и программы комплекта "Школа России". Часть 1  - М.: Просвещение, 2009.

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы. В 2-х частях.   – М.: Вита-пресс,  2012.

5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальных  классов. – М.: Просвещение, 2012.

1. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. – М.: ВАКО, 2006.

 6. Тихомирова Е.М. «Поурочные разработки по предмету  Окружающий мир.» – М.: Экзамен , 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...