Методическая разработка урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру.
Тема: "Пустыни".
По аналогии с данным конспектом мною разработан комплекс уроков по разным природным зонам, которые изучают в 4 классе (УМК "Школа России").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.91 КБ |
5._prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
УМК «Школа России», 4 класс
Тема урока: «Пустыни»
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее особенностях, животном и растительном мире.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о природной зоне пустынь, ее растительном и животном мире;
Развивающие: развивать коммуникативные способности, способности наблюдать и делать выводы, интерес к предмету;
Воспитательные: вырабатывать у обучающихся навыки поддержки других и поддержки самого себя, воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Предметные: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.
Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно – следственные связи.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование урока: учебник, презентация, тест, картинки с животными и растениями пустынь, листы для групповой работы.
VI. Ход урока:
Речь и деятельность учителя. | Речь и деятельность учащихся | |
1. Организационный | ||
Снова пришел долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | |
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Зона степей» | ||
- Для того, чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку: Тут, куда ни кинем взгляд, - Назовите природные зоны России, с которыми мы уже познакомились. - Для проверки усвоения темы "Степь", я предлагаю вам выполнить тест (Прил. 1). Отмечайте правильные ответы в кружок, после выполните взаимопроверку. Карандашом поставьте оценку соседу по парте. | На прошлом уроке мы говорили о зоне степей. Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов, степь. Выполняют тест. Взаимопроверка. | |
3. Актуализация знаний и умений | ||
- Проверьте ваши кружочки с вариантами ответа, попробуйте сложить из этих букв слово. У кого получилось – поднимите руку. Учитель выводит правильные ответы на экран, получается слово «ПУСТЫНЯ» - У большинства получилось расшифровать мое тайное послание. Получилось слово… - Тема нашего урока... - Как вы думаете, от какого слова произошло слово? - По вашему это название характеризует пустыню, ее природу? В помощь вам слайд. - Я обратилась к толковому словарю и нашла несколько определений к слову пустыня: * Большое необъятное безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. * Безлюдная или малонаселенная природная зона с засушливым климатом и обедненной растительностью. * Тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова. - Посмотрите на картинки, согласны с этим утверждением? - Как вы думаете, каким цветом отмечают пустыни на карте? - Кое-кто из вас был прав - пустыни отмечают оранжевым цветом. Кто мне скажет почему? - Действительно, о пустынях часто говорят – песок и небо, потому что на первый взгляд кажется, что там больше ничего нет. А как вы думаете, можем ли мы что-нибудь увидеть там интересное помимо песка и неба с вечно палящим солнцем? - Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Отправляемся в пустыню! | Собирают буквы в слово. Поднимают руку по готовности. Пустыня. Пусто, ничего нет Соответствует, в пустыне очень пусто, ничего нет. Да, мало животных и растительности, не видно жизнедеятельности людей. Предположения детей: желтый, оранжевый, красный. Из-за песка. Предположения детей. | |
4. Открытие новых знаний | ||
- Перед вами карта России. Найдите на ней пустыни. - Много ли места занимают пустыни в России? - Вы успели заметить еще одно обозначение, где фигурировало слово "пустыня". Это... -Верно! В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря. - Давайте теперь посмотрим на карту мира и определим сколько во всем мире пустынь. - Большую площадь занимают пустыни в мире? - Пустыни - это южная природная зона. Значит там всегда... - Посмотрите на поверхность. Что о ней можете сказать? Пустыни бывают песчаные и глинистые - Лето в пустыне жаркое, днём +70º, в тени +40º. Песок прогревается до + 80º С, при этом ночью достаточно прохладно. Как вы думаете почему?. - В пустыне мало осадков, за всё лето может не выпасть ни капли дождя. - Зима короткая, средняя температура января -10º C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30º С. - Ветер сухой и горячий – суховеи. - Узнали что-нибудь новое из моего рассказа? Может вы можете еще что-нибудь интересное дополнить о пустынях? | Ученик выходит к доске, с помощью указки показывает зону пустынь. Нет. Полупустыня. Ученик у доски показывает зону пустынь в мире. Большую. Жарко. Пустыни бывают разные. Потому что песок и глина быстро остывают. Рассказы детей. | |
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и применение знаний. | ||
- Предлагаю поработать в исследовательских группах. Как всегда мы разделились на 4 группы: 1. Зоологи 2. Географы 3. Ботаники 4. Экологи - Напомните, кто это люди и чем они занимаются? - В работе вам поможет учебник и дополнительных материал, который я заранее вам подготовила, а также картинки. Перед каждой группой лежит план, по которому вам предстоит подготовить сообщение. (Прил.2) Ознакомьтесь с ними. - Продуктом вашей работы должна стать мини газета по вашей теме. Для ее оформления используйте ручки, карандаши, фломастеры, картинки, учебник, дополнительную информацию. - Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группах. - Желаю вам удачи! | Зоологи - исследователи животного мира Географы - исследователи земли, ее особенностей. Ботаники - исследователи растительного мира Экологи - исследуют экологические проблемы и деятельность человека по отношению к природе. Ознакомление. Вспоминаю правила работы. Работа в группах. | |
6. Систематизация и обобщение знаний. | ||
После каждого выступления групп учитель выводит на экран обобщение по каждой группе. - Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Вспомните план изучения природной зоны. - На основе полученных знаний заполним план изучения пустынь. В процессе обсуждения учитель получает информацию от детей и выводит ее на слайд. Учащиеся записывают план в тетрадь. | Презентация работ. 1. Географическое положение зоны 2. Климатические условия 3. Растительный мир 4. Животный мир 5. Экологические проблемы | |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | ||
Вы хорошо потрудились, а теперь проверим, как вы были внимательны на сегодняшнем уроке: - С какой темой познакомились на уроке? - Что такое пустыня? - Удалось нам выяснить есть ли жизнь в пустыне? Оцените свою работу: все понравилось - большой палец вверх; нормально - кулачок; было скучно - большой палец вниз. | Зона пустынь Безводная земля со скудной растительностью. Мы выяснили, что в пустыне есть жизнь. Растения и животные приспосабливаются к условиям. Оценка своей деятельности. |
Приложение 1
Тест «Зона степей»
1.Зона степей расположена на …. нашей страны.
о) севере
п) востоке
в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.
м) розовым
б) зелёным
у) жёлтым
с) коричневым
3. Характерный признак зоны степей – это …
с) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов, лишайников, кустарников
4. К степным птицам относятся …
у) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки
к) ястребы, кедровки, сойки
т) журавли - красавки, дрофы, пустельги
5. Для растений степи характерны …
т) стелющиеся корни, крупные листья
е) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки
ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья
6. Основным занятием населения степей является…
к) рыболовство
н) земледелие
д) оленеводство
7. В Красную книгу занесены …
с) кречет, стерх, краснозобая казарка
я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка
л) зубр, филин, женьшень
Приложение 2
План биологов
1. Особенность растений пустынь.
2. Приспособление к природным условиям.
План зоологов
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям
2. Примеры животных
План экологов
1. Экологические проблемы пустыни
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
План географов
1. Особенности географии пустынь
2. Климат
Литература
- Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 класс (1 часть). – М: Просвещение, 2007.
- Сухарев Ю.Ф. Природоведение (учебно-методическое пособие). – Чапаевск. 2000.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. – М: «ВАКО», 2004.
- Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания. Окружающий мир, 2 – 4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природные зоны России Тундра Степь Зона лесов Зона арктических пустынь
1. Зона степей расположена на …. нашей страны. о) севере п ) востоке в) юге 2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом. м) розовым б) зелёным у) жёлтым с) коричневым 3. Характерный признак зоны степей – это … с) сплошной травянистый растительный покров б) отсутствие сплошного растительного покрова в) обилие мхов, лишайников, кустарников 4. К степным птицам относятся … у) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки к) ястребы, кедровки, сойки т) журавли - красавки, дрофы, пустельги 5. Для растений степи характерны … т) стелющиеся корни, крупные листья е) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки ы ) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья 6. Основным занятием населения степей является… к) рыболовство н ) земледелие д ) оленеводство 7. В Красную книгу занесены … с) кречет, стерх , краснозобая казарка я) пион тонколистный , журавль - красавка, степная дыбка л) зубр, филин, женьшень ПУСТЫНЯ
Пустыня
Пустыни Глинистые Песчаные
Зоологи Географы Экологи Биологи
Правила работы в группе Распределите обязанности Все члены группы равны Группы не соревнуются Работаем в согласии, слушаем других В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело Ответственность за результат несёт каждый член группы
Особенности Словарик Оазис – место в пустыне, где есть вода. География Степи = > полупустыни = > пустыни. Днем жарко, ночью холодно. Температура летом до +70, зимой до -30. Осадки выпадают редко. Животные Некрупные, о краска под цвет песка Ведут ночной образ жизни, быстро передвигаются Воду получают, поедая растения Неприхотливы в выборе пище Растения Листья узкие или в виде колючек, чтобы меньше испарять влаги Длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине Растут на большом расстоянии друг от друга Экология Люди осваивают пустыню, н о делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе: - неумеренное орошение приводит к беде, в почвах накапливается соль, гибнут растения. - в ыпас животных, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.
План: 1. Географическое положение 2. Климатические условия 3. Растительный мир 4. Животный мир 5. Экологические проблемы
Оцени свою работу на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....