рабочая программа по окружающему миру 3 класс по полилингвальной модели поликультурного образования ( осетинско-русской)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

БЕДОЕВА ТАТЬЯНА АСЛАНБЕКОВНА

Эта программа разработана при поддержке кафедры ЮНЕСКО по поликультурному образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

3 класс (2 часа в неделю)

№ п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Ключевые понятия

Методы  обучения

Дата

1

История о Земле

и людях.

1

  1. Когда возникла и как формировалась планета Зем- ля.
  2. В какой среде появились первые организмы.
  3. Когда появился человек и как он относился к при- роде на заре своего существования.
  4. Как и почему изменялось отношение человека к природе в настоящее время. Как спасти природу и восстановить прежнюю гармонию в отношениях че-

ловека и природы.

Проблемная беседа, ра- бота с текстом учебника, аналитическая и сравни- тельно-сопоставительная деятельность.

Обобщающая беседа.

2

Природа. Человек. Общество.

2

  1. Природа, люди, рукотворный мир – компоненты окружающего мира – три грани мира.
  2. Природа, человек и общество – главные действу- ющие лица жизни на Земле. Благодаря им окружаю- щий мир изменчив, сложен и разнообразен.
  3. Особенности природы Земли, ее многообразие и значение для человека.
  4. Человек – часть природы и общества. Уникальные свойства человека – разум, речь, внутренний мир.
  5. Общество. Компоненты общества: семья, народ, народы. Человечество.
  6. Взаимоотношения природы и общества.
  • Беседа на актуализа- цию знаний об окружа- ющем мире, природе и человеке.
  • Работа с видеоматериа- лами и таблицей.
  • Проблемная беседа.
  • Анализ и обобщение учебной информации и формулировка выводов.

3

Как устроено государство

1

  1. Понятия: «страна», «государство», «политическая карта мира».
  2. Устройство любой страны, или государства: тер- ритория, граница, столица, глава государства, госу- дарственные языки, государственная символика.
  3. Значение и история государственной символики России.

Проблемная беседа.

  • Работа с картой мира.
  • Работа с иллюстрация- ми.
  • Выполнение упражне- ний на закрепление.
  • Смысловой анализ тек-

ста гимна России.

4

Мы живем в Российской Федерации

1

  1. Что значит «Российская Федерация»? Россияне.
  2. Состав РФ и ее субъекты на административной карте России.
  3. Северный Кавказ – уникальный район России
  4. Дружба и сотрудничество народов РФ
  • Проблемная беседа.
  • Рассказ.
  • Работа с картой.
  • Обобщение новых зна- ний.
  • Анализ национальных костюмов народов Север- ного Кавказа.

5

Что значит быть гражда- нином своей страны?

1

  1. Кого называют «Гражданином своей страны»?
  2. Конституции РФ – Главный закон страны
  3. Права граждан РФ
  4. Обязанности граждан РФ
  5. Права детей в РФ
  • Фронтальный и инди- видуальный опрос, рабо- та по карточкам.
  • Проблемные беседы.
  • Театрализация.
  • Работа с учебником.
  • Анализ рассказа.

– Работа с новыми по- нятиями, их запись в тет- радях.

6

Большая и малая Родина

1

  1. Родина, Отечество, Отчизна – дорогие каждому слова.
  2. Страна Россия – твоя большая Родина, родной край – твоя малая Родина.
  3. Музыканты, художники, поэты о любви и предан- ности Родине.
  4. Патриотизм россиян в суровые военные годы.
  • Проблемная беседа
  • Элементы дискуссии.
  • Поддержание положи- тельного эмоционально- го настроя в ходе урока,
  • Развитие речи, вообра- жения, патриотических чувств.

  1. РСО – субъект Российской Федерации.
  2. Государственная символика РСО-А (герб, флаг, гимн)
  3. Территория и население республики.
  4. Владикавказ – наша столица.
  5. Руководство республики. Тип урока: комбинированный. Цели урока:

– Беседа на актуализа- цию опорных знаний о родном крае.

7

Республика Северная Осетия-Ала- ния – часть России

1

– обобщение имеющихся и формирование новых знаний об административной структуре, государ- ственной символике и управлении РСО-А;

– Включение детей в смысловой анализ текста

  • развитие речи, аналитического мышления, умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы, обобщать;
  • воспитание чувства любви к родному краю и ин- тереса к его изучению, уважения к его государствен- ной символике.

(гимн), обучение обоб- щению, сопоставлению, сравнению.

– Создание и под- держание атмосферы торжественности, при- косновения к свя-тости, гордости за свой край.

8

1

  1. Значение географической карты в изучении стра- ны, типы географических карт.
  2. Контурная карта, ее особенности и правила рабо- ты с ней.
  3. Практическая работа с контурной картой России.

Тип урока: практическая работа.

– Формирование знаний и навыков по работе с контурной картой.

9

Районы, города и села Северной Осетии

1

  1. Административная карта РСО-А
  2. Районы республики.
  3. Города и села Северной Осетии.
  4. Республики, края и страны – наши соседи. Тип урока: практическая работа

– Формирование навыков работы с административ- ной картой РСО-А

10

Наука, культура и образование в Северной Осетии

1

  1. Значение науки в жизни общества, научные цен- тры в РСО-А, известные ученые – наши земляки.
  2. Учебные заведения республики.

  1. Культура в Северной Осетии (театры, выставоч- ные залы и др.)
  2. Выдающиеся деятели культуры и искусства – вы- ходцы из Осетии.

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: конференция (дети дома готовят небольшие.

  • Беседа.
  • Работа с иллюстратив- ным материалом.
  • Детские мини-презен- тации подготовленных сообщений.

Раздел 2. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

11

Природа – жизненная среда орга- низма

1

  1. Ценности природы для человека.
  2. Свет и тепло.
  3. Воздух и вода
  4. Пища и одежда
  5. Жилье, мебель, техника. Тип урока: вводный.

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся о значении природы для человека, знакомство с понятием «ценности при- роды», формирование убеждения в том, что природа является жизненной средой человека, которую необ- ходимо беречь от загрязнения.
  • Развитие речи, воображения, логического мышле- ния, умения устанавливать причинно-следственные связи и практического применения имеющихся зна-

ний.

  1. Проблемная беседа.
  2. Работа с иллюстраци- ями.
  3. Решение кроссвордов и проблемных задач.

– Воспитание любви к природе и потребности в ее изучении, экологическое воспитание учащихся.

12

Природа – источник вдохновения и мудрости

1

  1. Природа – храм красоты.
  2. Образы природы в изобразительном и литератур- ном творчестве людей.
  3. Осетинский фольклор – хранитель народной му- дрости, навеянной природой.

Тип урока: комбинированный. Цели урока:

  • На конкретных примерах художественного, лите- ратурного и фольклорного творчества формирова- ние у учащихся убеждения в еще одной ценности природы, как источника вдохновения и житейской мудрости.
  • Развитие воображения, фантазии, творческих спо- собностей, умения разглядеть прекрасное в обыден- ном.
  • Воспитание чувства восторга и восхищения красо- той и неповторимостью природы.
  1. Проблемная беседа.
  2. Знакомство с некото- рыми изобразительны- ми произведениями о природе и их анализ.
  3. Знакомство с некото- рыми литературными произведениями о при- роде и их анализ.
  4. Знакомство с приме-ра- ми народной мудро-сти, навеянной приро-дой, за- печатленной в народных сказках, по-словицах, по- говорках и других жан- рах фольк-лора.
  5. Выполнение творчес- ких заданий, анализ народных пословиц и поговорок, решение на- родных загадок.

13

Природные богатства родного края

1

  1. Краткая характеристика природно-климатических особенностей Северной Осетии.
  2. Природа Осетии – верный помощник человека:
  • заслуги горных рек;
  • подземные богатства;
  • леса – кладовые даров природы,
  • луга – кормовые угодья
  1. Сравнение понятий «природа – жизненная среда человека» и «природа – верный помощник людей»
  2. Природоохранные традиции предков осетин:
  • народные пословицы и поговорки – свод правил бе- режного отношения к природе;
  • обожествление природных объектов.

5. Как люди сегодня соблюдают древние традиции. Тип урока: комбинированный

Форма урока: Путешествие в кладовые природы родного края.

Цели урока:

– Формирование понятий «природные богатства», развитие знаний об основных природных богатствах родного края, знакомство с природоохранными традициями предков осетин.

1. Сравнительная беседа (природа – жизненная среда человека, природа

– помощница людей).

2. Работа с текстом и ил- люстрациями учебника.

  1. Анализ осетинских на- родных пословиц и пого- ворок, которые учат, как беречь природу.
  2. Беседа о природных Святых местах Осетии.
  3. Обобщающая беседа.

  • Развитие речи, памяти, воображения, навыков по- иска и использования дополнительной литературы для учебных целей, умения абстрагироваться и рас- суждать.
  • Воспитание чувства благодарности природе и бережливого отношения к ней.

14

Природа

– лучшая лечебница

1

  1. Целительные силы природы.
  2. Лечебные свойства природы род-ного края:
  • лекарственные растения;
  • горный воздух;
  • минеральные и пресные воды;
  • природные красоты.

2. Санатории и курорты республики. Тип урока:

Цели урока:

  • Сформировать понятие «целительные силы при- роды», расширить, системати-зировать и обобщить знания учащихся о лечебных свойствах родной при- роды и способах их использования для лечения лю- дей и укрепления здоровья.
  • Развивать речь, память, умение опи-раться на лич- ный опыт и усвоенные знания.
  • Воспитание эколого-краеведческой культуры.
  1. Проблемная беседа.
  2. Работа с таблицей.
  3. Работа с интерактив- ной доской: тестовое за- дание на определение частей растений.
  4. Работа с новыми тер- минами.
  5. Работа в тетрадях.
  6. Презентация сообще- ний, подготовленных дома.
  7. Обобщающая беседа.

15

Природа в опасно-сти

1

  1. Природа страдает по вине человека.
  2. Что вредит природе:
  • неразумное использование природных богатств;
  • истребление растений и животных;
  • загрязнение природы.

3. Есть ли путь к спасению природы?

  1. Проблемная беседа.
  2. Работа с терминами.
  3. Работа в тетрадях.
  4. Обобщающая беседа.
  5. Творческие задания.

16

Охрана при- роды у нас в стране и республике

1

  1. Природа нуждается в заботе
  2. Государственные меры охраны природы:
  • природоохранные Законы;
  • Красная книга;

особо охраняемые природные террито-рии (нацио- нальные парки, заповедники, зоопарки и др.).

  1. Актуализация опор- ных знаний.
  2. Работа с иллюстра-ци- ями.
  3. Обобщающая беседа.
  4. Практическая работа.

17

Многое зави- сит от тебя

1

  1. Судьба природы зависит от каж-дого жителя Зем- ли.
  2. Что зависит от школьников.
  3. Правила охраны природы.
  1. Проблемная беседа.
  2. Работа в тетрадях.
  3. Обобщающая беседа.
  4. Практическая работа.

Раздел «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ»

18

Тела, веще- ства, частицы

1

Что называют телами? Природные и искусственные тела. Неживые и живые тела.

Что называют веществом?

Природные и искусственные вещества.

Беседа. Рассказ. Наглядные методы (ра- бота с рисунками учеб- ника, таблицами на дос- ке).

Все вещества состоят из мельчайших частицы, ко- торые постоянно движутся. Частицы и свойства ве- ществ.

Элементы практиче-ской работы (по вопросам ру- брики «Выполни зада- ние»).

19

Воздух и его охрана

1

Воздушная оболочка Земли. Воздух – газообразное вещество. Значение воздуха на Земле. Явления при- роды, происходящие в воздухе. Воздух – смесь газов. Загрязнения воздуха. Как сохра-нить воздух чистым.

20

Свойства воздуха

1

Лабораторная работа по изучению свойств воздуха: прозрачность, отсутствие запаха, способность рас- ширяться при нагревании и сжиматься при охлаж- дении, плохая проводимость тепла, упругость, он легче воды.

Постановка        проблемы. Вводная беседа.

Практические методы. Работа с рабочей тетра- дью.

21

Вода на Земле и его свойства

1

Значение воды на Земле. Вода в соста-ве всех орга- низмов. Лабораторная ра-бота по изучению уникаль- ных свойств воды: прозрачности, бесцветность, от- сутствие запаха способность растворять вещества, способность расши-ряться при нагревании и сжи- маться при охлаждении.

Проблемная беседа. Рассказ с элементами бе- седы и практической ра- боты.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, видео и фотоматериала- ми.

22

Превращения и круговорот воды

1

Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Лед и его свойства. Пар и его свойства. Опыты по превращению воды из твердого состояния в жидкое и газообразное. Круговорот воды в природе. Роса, туман, изморозь, иней – превращения воды в при- роде.

Проблемная беседа. Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, му- ляжами.

Практическая работа (рубрика «Выполни за- дание» в учебнике»).

23

Как человек использует воду?

1

Вода в быту человека: для питья и приготовления пищи, для поддержания чистоты тела и дома, что- бы справиться с огнем и освежить улицы. Как воду используют на производстве, в сель-ском хозяйстве. Использование чело-веком льда и пара. Водный транспорт. Отдых на воде.

Проблемная беседа

для актуализации опор- ных знаний Практичес- кая работа.

Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, му-

ляжами.

24

Охрана воды

1

Запасы пресной воды на Земле. Неэко-номное ис- пользование пресной воды. Если не будет пресной воды. Загрязнение водоемов. Как государство забо- тится о пресной воде.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний Рассказ с элемен- тами беседы.

Очистительные сооружения на предприятиях. Как экономить воду, как защищать воду от загрязнений.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

25

Воды Северной Осетии

2

Водные запасы нашей республики. Горные реки. Ча- сти горной реки. Значение рек в нашей республике. Ледники – кладовые пресной воды. Какие реки и водоемы имеются в республике. Речная сеть респу- блике на карте. Практическая работа с контурной картой.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний Рассказ с элемен- тами беседы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, с картой водной сети рес- публики.

Практическая        рабо- та с контурной картой

РСО-А.

26

Твердая оболочка Земли

1

Чем образована твердая оболочка Зем-ли. Горные породы. Горные массивы. Минералы – природные вещества. Гранит, известняк, кварц – их свойства и разновидности. Песок и глина – рых-лые горные по- роды. Применение гор-ных пород в строительстве в ювелир-ной и других видах промышленности.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний. Рассказ с элемен- тами беседы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

Беседа для закрепления и применения полученных

знаний.

27

Почва и ее состав

1

Как образуется почва. Обитатели поч-вы. Плодоро- дие почвы – главное ее отличие от горных пород. Пе- регной. Лабораторная работа по изучению свойств почвы: в ней есть воздух, вода, перегной, песок, гли- на, минеральные соли.

Беседа для актуализации опорных знаний.

Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

Практическая работа.

28

Почвы родно- го края и их охрана

2

Почвы бывают разные. В нашей республике имеют- ся каштановые почвы, черноземы, подзолистые, гор- ностепные и горно-луговые почвы. Чем они характе- ризуются и где находятся на карте Северной Осетии. Как охранять почвы. Удобрения необходимы, чтобы поддерживать плодородие почв. Овраги и борьба с ними.

Беседа.

Рассказ с опорой на зна- ния и жизненный опыт детей. Наглядные мето- ды: работа с рисунками учебника, таблицами на доске.

Практические методы: работа с картой почв рес- публики, с контурными картами.

Раздел « ЖИВАЯ ПРИРОДА»

29

Многообра- зие растений

2

Растения – зеленая одежда Земли. Ботаника – наука о растениях. Растения живые существа. Распростра- нение растений.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Разнообразие форм растений. Характеристика групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Значение растений в природе и для че- ловека.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

30

Органы рас- тений

1

Характеристика органов цветкового растения: листа, корня, стебля и цветка. Строение и значение каждого из них в жизни растения.

Беседа для актуализации опорных знаний.

Проблемная беседа на обобщение полученных знаний. Наглядные мето- ды: работа с рисунками учебника, таблицами на доске.

31

Жизнь расте- ний

2

Как растут и размножаются растения. Какие быва- ют семена. Строение семян. Где образуются семена. Опыты помогут узнать, какие условия нужны для прорастания семян: вода, тепло, воздух, минераль- ные соли. Развитие растений из сеян, что происходит с семенем в почве? Этапы жизни растения.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

32

«Хитрые» прис- пособления растений

1

Как расселяются растения по планете. Приспособле- ния плодов: парашютики, пушистые волоски, крю- чочки, зубчики, сочные плоды. Как приспособлены растения к жизни в разных местах обитания: в воде, в засушливых районах, в тенистых местах.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Растения защищаются от естественных врагов при помощи шипов, жгучих и ядовитых ворсинок.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

33

Охрана растений

1

Растения необходимы природе и человеку. Поче- му растения нуждаются в охране? Причины гибели растений: промышленное загрязнение почв, воды и воздуха, вырубка лесов, вытаптывание и неограни- ченный срыв редких и лекарственных растений и др. Меры по охране растений.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

34

Животный мир Земли

1

Животный мир Земли (1 ч.)

Разнообразие форм, образа жизни и мест обитания животных. Отличия животных от растений. Роль жи- вотных в природе и для человека.

Беседа. Рассказ. Наглядные методы (рабо- та с рисунками учебни- ка, таблицами на доске) Элементы практической работы        (по        вопросам руб-рики «Выполни зада- ние»).

35

Разные груп- пы животных

1

Разные группы животных (1 ч.)

Отличительные особенности некоторых групп жи- вотных: черви, моллюски, ракообразные, паукоо- бразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмы- кающиеся, птицы, звери.

Проблемная беседа. Рас- сказ.

Опора        ни        имеющие- ся знания и жизненный

опыт.

36

Размножение и развитие животных

1

Размножение и развитие жи-вотных (2 ч.)

Разные способы размножения растений: превраще- ния насекомых, размножение рыб и земноводных в воде, яйцекладущие пресмыкающиеся, размножение птиц и забота о потомстве, звери вскармливают сво- их детенышей молоком.

Проблемная беседа. Руководство        практиче- ской работой учащихся. Рассказ с элементами бе- седы и практической ра- боты.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебни- ка, таблицами на доске, предметами оказания первой

помощи.

37

Как животные питаются?

1

Как животные питаются? (1 ч.)

Растительноядные животные. Насекомоядные. При- способления хищников: птиц, змей, зверей. Всеяд- ные животные. Пищевые цепи в природе.

Проблемная беседа. Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, му- ляжами.

Практическая работа (рубрика «Выполни зада- ние» в учебнике»).

Раздел «МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

38

Если хочешь быть здо- ров…

1

Что значит быть здоровым. От чего зависит здоровье.

Как охраняли здоровье в далеком прошлом?

Что должен знать человек, чтобы сохранить свое здоровье.

Науки об организме человека и охране его здоровья.

Беседа. Рассказ. Наглядные методы (рабо- та с рисунками учебни- ка, таблицами на доске) Элементы практической работы (по вопросам ру- брики «Выполни зада- ние»).

39

Наш орга- низм

2

Организм человека – сложный механизм. Жизнен- ные функции организма.

Строение нашего тела: понятие и ха-рактеристика частей (отделы) нашего тела. Органы и системы ор- ганов. Что такое клетка, какие бывают клетки.

Организм работает как единое целое.

Проблемная беседа. Рас- сказ.

Опора    на    имеющие- ся знания и жизненный опыт.

40

Кожа. Гигие- на кожи.

1

Что такое кожа. Свойства кожи.

Функции кожи человеческого организма. Правила гигиены кожи.

Правила оказания первой помощи.

Проблемная беседа. Руководство        практиче- ской работой учащихся. Рассказ с элементами бе- седы и практической ра- боты.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебни- ка, таблицами на доске, предметами оказания первой

помощи.

41

Скелет – опора нашего тела.

Осанка.

1

Функции скелета человека Характеристик строения.

Болезни позвоночника и причины их возникновения. Правильная осанка.

Правила профилактики искривлений позвоночника.

Проблемная беседа. Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, му- ляжами.

Практическая работа (рубрика «Выполни зада- ние» в учебнике»).

42

Мышцы

и их значение

1

Что такое мышцы, их месторасположение в теле. Мышечная система и ее функции.

Опорно-двигательный аппарат. Свойства мышц.

Мышцы и осанка.

Развитие и укрепление мышц.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний. Практическая ра- бота.

Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске, му- ляжами.

Проблемная беседа для закрепления и примене- ния полученных знаний.

43

Органы пи- щеварения. Гигиена пи- тания

2

Функции пищеварительной системы и ее строение. Необходимые человеку питательные вещества и их свойства.

Правила полноценного питания.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний Рассказ с элемен- тами беседы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

Беседа для закрепления и применения полученных знаний.

44

Зубы и уход за ними.

1

Роль зубов в пищеварении и речи.

Болезни зубов и причины их возникновения. Правила ухода за зубами.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний Рассказ с элемен- тами беседы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

Беседа для закрепления и применения полученных знаний.

45

Органы дыхания. Гигиена дыхания

1

Что такое дыхание. Его значение для жизни челове- ка.

Органы дыхания. Каким воздухом нужно дышать? Дыхание и здоровье.

Правила гигиены дыхания и укрепления здоровья. Курение и здоровье.

Проблемная беседа для актуализации опорных знаний. Рассказ с элемен- тами беседы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

Беседа для закрепления и применения полученных знаний.

46

Органы кровообраще- ния

1

Что такое кровь и ее значение в организме. Органы кровообращения. Сосуды. Сердце. Пульс.

Что нужно для того, чтобы сохранить сердце здоро- вым?

Вредные привычки и здоровье сердца.

Беседа для актуализации опорных знаний.

Рассказ с элементами бе- седы.

Наглядные методы: рабо- та с рисунками учебника, таблицами на доске.

47

Нервная система

2

Значение нервной системы в в организме человека. Строение нервной системы. Укрепление нервной си- стемы и здоровья человека.

Беседа.

Рассказ с опорой на зна- ния и жизненный опыт детей. Наглядные мето- ды: работа с рисунками учебника, таблицами на доске.

48

Органы чувств

1

Значение и гигиена органов зрения, органов слуха, органа обоняния, органа вкуса, органа осязания.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

49

Правила здо- рового образа жизни

1

Понятие здорового образа жизни?

Значение для человека здорового образа жизни. Правила здорового образа жизни.

Беседа для актуализации опорных знаний.

Проблемная беседа на обобщение полученных знаний. Наглядные мето- ды: работа с рисунками учебника, таблицами на доске.

Раздел 6. Жизнь без опасностей (5 ч.)

50

Опасности в быту

1

Аварийные ситуации дома и в других помещениях: утечка и взрыв бытового газа, пожары, срыв водо- проводной системы и др. Причины аварийных си- туаций и правила поведения при их возникновении.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

51

Безопасный       путь

2

Опасности в пути: несоблюдение пра-вил дорожного движения, игры на дорогах, невнимательность. Пра- вила поведения для пешеходов. Правила поведения для пассажиров. правила поведения на дорогах для велосипедистов. Дорожные знаки: предупреждаю- щие, запрещающие, информаци-онные.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.

52

Опасности в   природе

1

Чем опасны для детей балкон и подо-конник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес, лед на дорогах. Как избежать опасность и угрозу здоровью? Правила поведения в опасных местах.

Проблемная беседа. Рас- сказ с элементами прак- тической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

53

Экологиче- ская безопас- ность

1

Защита организма от вредного влияния загрязни- телей среды называется экологичес-кой безопасно- стью. Правила очищения и использования загрязнен- ных воды и продуктов питания. Правила поведения при загрязненном воздухе.

Проблемная беседа. Рассказ        с        элементами практической работы.

Работа с рисунками учеб- ника и таблицами на дос- ке.

Обобщающая беседа.



Предварительный просмотр:

Æмбарынгæнæн фыстæг

Ахуырадон предмет «Алфамбылай дуне» ахуырдзаутæн фадат дæтты æрдз, адæймаг æмæ æхсæнад кæрæдзиимæ æнгом баст кæй сты, уый сбæлвырд кæнынæн; адæймаг, æрдз æмæ æхсæнады цы бынат ахсы, уый базонынæн.

Программæйы мидис арæзт цæуы ахуырдзаутæн зонгæ цы æрмæг у, уый бындурыл. Уый та сывæллонæн æххуыс кæны дуне хуыздæр базонынæн, йæхи равдисынæн. Курс «Алфамбылай дуне» фадат дæтты ахуырдзаутæн сбæлвырд кæнын æхсæнадон царды æмæ æрдзы мидæг бастдзинæдтæ, бамбарын системæ «адæймаг-æрдз-æхсæ-

над»-ы æхсæн ахастдзинæдтæ.

Программæ фадат дæтты ахуырдзаутæн:

  • хуымæтæг зонындзинæдтæ æмæ арæхстдзинæдтæ райсынæн экологион ахуырадæй;
  • базонын æнæниздзинад хъахъхъæныны æгъдæуттæ;
  • сæхи бацæттæ кæнынæн уæлдæр кълæсты æрдз- зонынады предметтæ ахуыр кæнынмæ;

Программæ арæзт у бынæттон æрмæджы бындурыл. Æвдыст дзы цæуы æрдз иумæйагæй æмæ Ирыстоны æрдзы хицæндзинæдтæ.

Программæйы мидис æмæ арæзт ахуыргæнæгæн фадат дæттынц æрмæг амонын бынæттон уавæртæ æмæ ахуырдзауты цæттæдзинад хынцгæйæ, йе сфæлдыстадон авналæнтæ æмæ йæ фæлтæрддзинадмæ гæсгæ кусынæн.

Ахуырадон курс «Алфамбылай дуне»-йы сæйраг хæстæ æмæ нысантæ сты:

æрдз æмæ æхсæнадон царды тыххæй сывæллæтты цæстæнгас æмæ зонындзинæдтæ сбæлвырд æмæ рауæрæх кæнын;

  • фæхъæздыгдæр сын кæнын сæ царды фæлтæрд- дзинад;
  • сахуыр сæ кæнын æрдз æмæ æхсæнады хъæздыг- дзинæдтыл ауæрдын æмæ аудын;
  • æхсæнадон царды хи раст дарын.

Æрдз æмæ æхсæнад ацы курсы хъуамæ бæрæггонд цæуой иумæйагæй, кæрæдзиимæ бастæй, цæмæй, дунейы алцыдæр кæрæдзиуыл баст кæй у, дуне æнæхъæн иуæг кæй у, цæмæй сабиты зонды хæрз чысылæй фæстæмæ уыцы хъуыды ныффидар уа. æрдз æмæ дзы æхсæнад иумæ æвдыст кæй цæуынц, уыцы æууæл иу кæны курсы алыху- ызон темæты мидис, тыхдæындæр сын кæны сæ хъомыла- дон ахадындзинад.

Алфамбылай дунеимæ зонгæ кæнын стыр ахъаз у скъоладзауты экологион æгъдауæй раст зондахастыл аразынæн: сæрмагонд æрмæджы руаджы æргомгонд цæуы æрдзы алыхуызон ахадындзинад адæймаджы цар- ды, уыимæ сывæллæттæ зонгæ кæнынц, адæймаджы ар- хайды руадæы æрдзы цы ивддзинæдтæ цæуы, уыдонимæ æмæ æмбарынц, æрдз хъахъхъæнинаг кæй у æмæ йæ хъахъхъæнын уыдонмæ дæр кæй кæсы, уый.

Ацы курсы фæрцы скъоладзаутæ хъуамæ хуыздæр базоной сæ райгуырæн Ирыстоны æрдз.

Географийæ хуымæтæг зонындзинæдтæ раттынæн ахуыргæнæджы фæндонмæ гæсгæ спайда кæнæн ис гео- графион картæтæ æмæ глобусæй. Программæйы мидис цы фарстатæй арæзт у, уыдон лæвæрд цæуынц хайгай.

Программæ фадат дæтты ахуырдзаутæм æрдзон объ- екттыл (предметтыл) иумæйаг хуымæтæг зонындзинæдтæ сæвзæрын кæнынæн; сæ æууæлтæ, сæ алы хуызтæ, къордтæ сын базонынæн фæрстытæ чи? æмæ цы?-йæн дзуапп цы дзырдтæ дæттынц, уыдон æвзарынæн.

Программæйы фæрцы ахуырдзаутæ базонгæ уыд- зысты алфамбылай дунейы æрдзон фæзындтимæ, йæ алыхуызон процесстимæ. Программæйы æрмæг цæмæй

хуыздæр бамбарой ахуырдзаутæ, уый тыххæй хъуамæ пай- дагонд цæуа алыхуызон методтæй: практикон куыстытæ, хуымæтæг фæлтæрæнтæ, беседæтæ, дидактикон хъæзтытæ. Пайдагонд хъуамæ цæуа экскурситæ æмæ ахуырадон балцытæй. Ахуыртæ кæнæн ис æрмæст къласы нæ, фæлæ æрдзон къуымы, музейы, скъолайы кæрты.

Ахуырадон æрмæджы тематикон пълан курс

«Алфамбылай дуне»-йæ I хай

Алфамбылай дунейы æртæ хайы (22 сах.)

  1. Адæймаг æмæ æхсæнад (13 сах.) Истори Зæхх æмæ адæмы тыххæй (1 сах.)

Планетæ Зæхх. Цы уавæрты фæзындысты фыццаг организмтæ. Кæд фæзындис адæймаг æмæ йын цавæр ахастытæ уыдис æрдзимæ? Цæмæн аивта йæ ахаст адæймаг æрдзмæ æмæ йæм цавæр цæстæй кæсы абон. Куыд ис æрдз бахъахъхъæнын.

Æрдз. Адæймаг, Æхсæнад (2 сах.)

Æрдз, къухæй конд дуне – алфамбылай дунейы æртæ æнæхицæнгæнгæ хайы. Æрдзы æвæдæиауы рæсугъддзинад æмæ алыхуызонад. Йæ ахадындзинад адæймаджы цар- ды. Адæймаг – æрдз æмæ æхсæнады хай. Адæймаджы миниуджытæ – зонд, ныхас, миддуне. Æхсæнады хæйттæ - бинонтæ, адæм, адæмтæ. Адæмты æхсæнад. Æхсæнад æмæ æрдзы ахастытæ.

Бæстæ æмæ паддзахад (1 сах.)

Æмбарынæдтæ: бæстæ, паддзахад, дунейы поли- тикон картæ. Бæстæ кæнæ паддзахады арæзт: территори, арæнтæ, сæйраг сахар, бæстæйы разамонæг, паддзахадон æвзæгтæ, паддзахадон символикæ. Уæрæсейы паддзаха- дон символикæйы ахадындзинад æмæ истори.

Мах цæрæм Уæрæсейы Федерацийы (1 сах.)

Цы амоны Уæрæсейы Федераци. Уæрæсейæгтæ. УФ- йы арæзт æмæ йæ субъекттæ Уæрæсейы административон картæйыл. Цæгат Кавказ – Уæрæсейы уникалон хай. УФ- йы адæмты хæлар ахастытæ.

Цы амоны бæстæйы æмбæстаг уæвын. (1 сах.)

Кæй хонынц «бæстæйы æмбæстаг». УФ Конституци

– бæстæйы Сæйраг закъон. УФ æмбæстæгты бартæ. УФ-йы æмбæстæгты хæстæ. Сывæллæтты УФ бартæ Уæрæсейы Федерацийы.

Нæ Фыдыбæстæ, нæ фыдыуæзæг (1 сах.)

Райгуырæн бæстæ, Фыдыбæстæ, Фыдыуæзæг – зынаргъ дзырдтæ алы адæймагæн дæр. Уæрæсе – нæ паддзахад. Ирыстон – дæ фыдыбæстæ. Музыканттæ, нывгæнджытæ, поэттæ – Райгуырæн бæстæмæ уарзондзи- нады тыххæй. Патриотизм хæсты фыдазты.

Республикæ Цæгат Ирыстон-Алани – Уæрæсейы иу хай (1 сах.)

РЦИ-А Уæрæсейы Федерацийы субъект. РЦИ-А пад- дзахадон символикæ (герб, тырыса, гимн). Республикæйы территори æмæ адæм. Дзæуджыхъæу – нæ сæйраг сахар. Республикæйы разамынд.

Цæгат Ирыстон-Алани Уæрæсейы картæйыл (2 сах.)

Географион картæйы ахадындзинад бæстæ ахуыр- гæнгæйæ. Географион картæты типтæ. Контурон картæ, йæ хицæндзинæдтæ. Контурон картæимæ куысты уагæвæрдтæ.

Цæгат Ирыстоны районтæ, сахартæ æмæ хъæутæ (2 сах.)

РЦИ-А административон   картæ.   Республикæйы

районтæ. Цæгат Ирыстоны сахартæ æмæ хъæутæ. Республикæтæ, крайтæ æмæ бæстæтæ – нæ сыхæгтæ.

Зонад, ахуырад æмæ культурæ Цæгат Ирыстоны (1 сах.)

Зонады ахадындзинад æхсæнады царды, зонадон центртæ РЦИ-А, зындгонд ахуыргæндтæ – не ’мзæххонтæ. Республикæйы ахуырадон уагдæттæ. Цæгат Ирыстоны культурæ (театртæ, нывгæнынады уацмысты равдыстыты залтæ æ.а.д.) Культурæ æмæ аивады зындгонд архайджытæ не ’мбæстæгтæ – культурæ æмæ аивады зындгонд ар- хайджытæ.

  1. Адæймаг æмæ æрдз (9 сах.)

Æрдз - адæймаджы цæрæнуат (1 сах.)

Æрдзы хæзнатæ адæймагæн. Рухс æмæ хъарм. Уæлдæф æмæ дон. Хæринаг æмæ уæлæдарæс. Цæрæнуат, хæдзары дзауматæ, техникæ.

Æрдз – уæлтæмæнад æмæ зонды гуырæн (1 сах.)

Æрдзы рæсугъддзинад. Æрдзы æрфыст нывгæнынады аивады æмæ литературон уацмысты. Ирон фольклор – адæмон зонды æвæрæн.

Ирыстоны æрдзы хъæздыгдзинæдтæ (2 сах.)

Цæгат Ирыстоны æрдзон-климатон хицæндзинæдты цыбыр характеристикæ. Ирыстоны æрдз – адæймаджы æххуысгæнæг: хæххон цæугæдæттæ, хъæдтæ, уыгæрдæнтæ. Æмбарынæдты «æрдз адæймаджы – цæрæнуат» æмæ æрдз

– адæймаджы æххуысгæнæг» абарст. Æрдз хъахъхъæныны традицитæ нæ рагфыдæлтæм. Адæмон æмбисæндтæ – уагæвæрдтæ æрдз хъахъхъæнынæн. Куыд хъахъхъæнынц абон адæм рагон традицитæ.

Æрдз хуыздæр хи дзæбæхгæнæн бынат (1 сах.)

Æрдзы дзæбæхгæнæн миниуджытæ. Ирыстоны æрдзы дзæбæхгæнæн миниуджытæ: хосгæнæн зайæгойтæ, хæххон уæлдæф æмæ суардæттæ. Республикæйы санаторитæ æмæ фæлладуадзæн бынæттæ.

Æрдз ис тæссаг уавæры (11 сах.)

Æрдз хъыгдард цæуы адæймаджы аххосæй. Цы хæссы зиан æрдзæн: зайæгойтæ æмæ цæрæгойты куынæг кæнын, æрдз чъизи кæнын, æрдзон хъæздыгдзинæдтæй раст нæ пайда кæнын. Æрдз фервæзын кæнæн ис?

Æрдзхъахъхъæнынад нæ бæстæйы æмæ нæ республикæйы (2 сах.)

Æрдз хъæуы хъахъхъæнын. Æрдз хъахъхъæныны пад- дзахадон мадзæлттæ: æрдзхъахъхъæнынады Закъон, Сырх чиныг. Уæлдай хъахъхъæнинаг æрдзон территоритæ (наци- оналон парктæ, фæдзæхст бынæттæ, зоопарктæ æ.а.д.).

Дæуæй бирæ кæнгæ у (1 сах.)

Æрдз хъахъхъæнын у Зæххыл алы адæймаджы хæс дæр. Цы кæнгæ у скъоладзаутæн. Æрдз хъахъхъæныны æгъдæуттæ.

  1. хай. Зæххы æрдзы сусæгдзинæдтæ (25 сах.)

Буæрттæ, буаргъæдтæ, хайыгтæ (1 сах.).

Цы хонæм буæрттæ. Æрдзон æмæ аразгæ буæрттæ. Æдзард æмæ цардæгас буæрттæ. Цы хонæм буаргъæдтæ. Æрдзон æмæ аразгæ буаргъæдтæ.

Буаргъæдтæ арæзт сты хæрз лыстæг хайыгтæй.

3 дæлхай. Æдзард æрдз (12 сах.)

Уæлдæф (1 сах.)

Зæххы уæлдæфон агъуд. Уæлдæф – рухсдзыд газху- ыз буаргъæд. Уæлдæфы ахадындзинад Зæххыл. Æрдзон фæзындтæ уæлдæфы. Уæлдæф чъизи кæнын. Куыд ис уæлдæф хъахъхъæнæн.

Уæлдæфы æууæлтæ (1 сах.)

Лабораторон куыст уæлдæфы æууæлтæ ахуыр кæныны нысанимæ: уæлдæф у рухсдзыд, нæй йын хуыз, тæф, хъармгæнгæйæ кæны уæрæхдæр, уазалгæнгæйæ та

– æлвæсгæ, нæ уадзы хъарм, ис æм хъæддыхад, у донæй рогдæр.

Дон Зæххыл æмæ йæ æууæлтæ (1 сах.)

Доны ахадындзинад Зæххыл. Дон ис æппæт орга- низмты дæр. Лабораторон куыст доны уникалон æууæлтæ ахуыргæныны нысанимæ: дон у рухсдзыд, нæй йын хуыз, нæ йын тæф, иуæй-иу буаргъæдтæ донæй атайынц, тæвдгæнгæйæ дон кæны уæрæхдæр, уазалгæнгæйæ та – æлвæсгæ.

Доны ивддзинæдтытæ æмæ зилдух æрдзы мидæг (1 сах.)

Доны æртæ уавæры: тæнгъæд, хъæбæр æмæ газы хуызы. Их æмæ йæ æууæлтæ, доны тæф æмæ йæ æууæлтæ, фæлтæрæнтæ доны хъæбæр хуызтæ тæнгъæд æмæ газы ху- ызы аразыныл. Доны зилдух æрдзы – халас, мигъ, доны – ивддзинæдтæ æрдзы.

Куыд пайда кæны адæймаг донæй (1 сах.)

Дон адæймаджы царды: нуазынæн æмæ хæринаг кæнынæн, хи ’хсынæн, хæдзар сыгъдæг дарынæн, арт хуыссын кæнынæн. Куыд пайда кæнынц донæй хъæууон хæдзарады æмæ алыхуызон куыстуæтты. Доны транспорт.

Дон хъахъхъæнынад (1 сах.)

Нуазыны æдзæхх дон Зæххыл. Нуазыны дон фæстауарц кæнын. Куы нæ уа нуазыны дон; цавæр мадзæлттæ аразы паддзахад нуазыны дон хъахъхъæнынæн; дон сыгъдæггæнæн мадзæлттæ куыстуæтты.

Цæгат Ирыстоны дæттæ (2 сах.)

Республикæйы цæугæдæтты ахадындзинад. Цъититæ

– нуазыны доны æвæрæнтæ. Республикæйы цæугæдæттæ.

Зæххы хъæбæр цъар (1 сах.)

Цæмæй арæзт у Зæххы хъæбæр цъар. Хæххон мыг- гæгтæ æмæ минералтæ. Гранит, чъырдур, дзæнхъадур – сæ хуызтæ æмæ се ’ууæлтæ. Змис æмæ æлыг хæххон мыггæгтæ. Хæххон мыггæгтæй пайда кæнын ювелирон дзаумæттæ аразгæйæ æмæ промышленносты æндæр къабæзты.

Мæр æмæ йе сконд (1 сах.)

Куыд æвзæры мæр. Чи цæры мæры. Мæры хъæз- дыгдзинад – йæ сæйраг хицæндзинад хæххон мыггæгтæй. Лабораторон куыст мæры æууæлтæ ахуыр кæныны нысанимæ: мæры ис уæлдæф, дон, змис, æлыг, минералон цæххытæ, æмбиæдздзæгтæ.

Ирыстоны мæртæ æмæ сæ хъахъхъæнынад (2 сах.)

Мæртæ вæййынц алыхуызон. Нæ республикæйы ис

ахæм мæртæ: морæ, саумæртæ, хъæдрæбынты фæныкхуыз мæртæ, хæххон-быдираг æмæ хæххон уыгæрдæнты мæртæ.

Цавæр хицæндзинæдтæ сæм ис æмæ кæцы ран сты Цæгат Ирыстоны картæйыл. Куыд хъæуы мæр хъахъхъæнын. Минералон хъацæнтæ хъæуынц мæры хъæз- дыгдзинад хъахъхъæнынæн.

IV. Цардæгас æрдз (12 сах.) Зайæгойты алыхуызонад (2 сах.)

Зайæгойтæ – Зæххы цъæх фæлыст. Ботаникæ – зайæ- гойты тыххæй ахуырад. Зайæгойтæ – цардæгас уæвæгойтæ. Зайæгойты                алы        хуызтæ,        зайæгойты        къордтæ: донзайтæ,        хъуынатæ,        цилтæ,        хихджын        зайæгойтæ, дидинæгджын зайæгойтæ. Зайæгойтæ ахадынц æрдзы æмæ

адæймаджы цардыл.

Зайæгойты оргæнтæ (1 сах.)

Дидинæгджын зайæгойы оргæнты характеристикæ: сыф, уидаг, хъæд (зæнг). Сæ арæзт æмæ ахадындзинад зайæгойты царды.

Зайæгойты цард (2 сах.)

Куыд рæзынц æмæ куыд бирæ кæнынц зайæгойтæ. Цавæртæ вæййынц мыггæгтæ. Мыггæгты арæзт æмæ кæм равзæрынц мыггæгтæ. Фæлтæрæнты фæрцы базонæн ис, цавæр уавæртæ хъæуы мыггæгты сæвзæрынæн: дон, хъарм, уæлдæф, минералон цæххытæ.

Зайæгойты «хинæйдзаг» æрхъуыдытæ (1 сах.)

Куыд парахат кæнынц зайæгойтæ. Куыд рæзынц зайæгойтæ доны, хусрæтты, аууон рæтты.

Зайæгойты хъахъхъæнынад (1 сах.)

Зайæгойтæ хъæуынц æрдзы дæр æмæ адæймаджы дæр. Цæмæн хъæуы зайæгойтæ хъахъхъæнын. Цæмæн куынæг кæнынц зайæгойтæ: дон æмæ уæлдæфы чъизийæ, арæх чи не ’мбæлы æмæ хос кæнæн зайæгойтæ тонынæй. Зайæгойтæ хъахъхъæныны мадзæлттæ.

Зæххы цæрæгойты дуне (1 сах.)

Цæрæгойты хуызты æмæ царды алыхуызонад. Цæмæй хицæн кæнынц цæрæгойтæ зайæгойтæй. Цæрæгойты аха- дындзинад æрдзы æмæ адæймаджы царды.

Цæрæгойты алы къордтæ (1 сах.)

Иуæй-иу цæрæгойты хицæндзинæдтæ: уаллæттæ, моллюсктæ, мыдзбыртæ, хæлуарджытæ, уырынгонтæ, кæсæгтæ, донзæххонтæ, хилджытæ, мæргътæ, сырдтæ.

Цæрæгойты бирæкæнынад æмæ райрæзт (2 сах.)

Цæрæгойты бирæкæнынады алы хуызтæ: кæсæг- тæ æмæ донзæххонтæ бирæ кæнынц доны мидæг Хилджытæ дунемæ фæзынынц æйчытæй сурзæххыл. Мæргътæ æфтауынц æйчытæ æмæ аудынц сæ зæйцыл. Æхсырæйхæсджытæ хæссынц сæ лæппынты æхсырæй.

Цæмæй цæрынц цæрæгойтæ (1 сах.)

Халхор цæрæгойтæ. Саскхор цæрæгойтæ. Цæмæй цæрынц тугдзых сырдтæ, мæргътæ, хилджытæ, сырдтæ. Æппæтхор цæрæгойтæ. Хойраджы рæхыстæ æрдзы.

  1. хай. Адæймаг æмæ йе ’нæниздзинад (17 сах.)

5 дæлхай. Нæ организмы арæзт æмæ куыст (12 сах.) Кæд дæ æнæниз уæвын фæнды (1 сах.)

Цы амоны æнæниз уæвын. Цæмæй аразгæ у æнæ- низдзинад.

Куыд хъахъхъæдтой сæ æнæниздзинад рагзаманты. Цы хъуамæ зона адæймаг, цæмæй уа æнæниз. Адæймаджы организмы æмæ æнæниздзинад хъахъхъæныны тыххæй зонæдтæ.

Нæ организм (2 сах.)

Адæймаджы организм у вазыгджын механизм. Орга- низмы ахсджиаг функцитæ. Нæ буары арæзт: æмбарынад æмæ хицæн хæйтты характеристикæ. Оргæнтæ æмæ оргæнты системæтæ. Цы у чырæг æмæ чырæгтæ цавæртæ вæййынц.

Цармбуар. Цармбуар хъахъхъæнын (1 сах.)

Цы у цармбуар. Цармбуары æууæлтæ адæймаджы организмы. Цармбуары функцитæ. Цармбуары гигиенæйы уагæвæрдтæ. Фыццаг æххуыс бакæныны уагæвæрд.

Стæгдар – нæ буары æнцойгæнæн (1 сах.)

Адæймаджы стæгдары функцитæ. Астæустæджы низтæ æмæ сæ аххосæгтæ. Гуырыконд. Куыд ис æмраст гуырыконд бахъахъхъæнæн.

Хæцъæфтæ æмæ сæ ахадындзинад (1 сах.)

Цы сты хæцъæфтæ. Кæцы ран сты буары.

Хæцæфты системæ æмæ йæ функцитæ. Æнцойгæнæн- змæлыны аппарат. Хæцъæфты æууæлтæ. Хæцъæфтæ æмæ гуырыконд хæцъæфтæ фидар кæнын.

Хæринагтайæнгæнæн оргæнтæ.

Хæрды гигиенæ (2 сах.)

Хæринагтайæнгæнæн системæйы арæзт æмæ йæ функцитæ.

Дæндæгтæ æмæ дæндæгтæм зылд (1 сах.)

Дæндæгты ахадындзинад хæринаг тайын кæныны æмæ дзурыны. Дæндæгты низтæ æмæ сæ аххосæгтæ. Дæндæгтæм зылд.

Улæфæн оргæнтæ. Улæфыны гигиенæ (1 сах.)

Цы у улæфт. Йæ ахадындзинад адæймаджы цар- ды. Улæфæн оргæнтæ. Цавæр уæлдæфæй хъуамæ улæфа адæймаг. Улæфт æмæ æнæниздзинад. Тамако дымын æмæ æнæниздзинад.

Тугзилдухы оргæнтæ (1 сах.)

Туг. Тугдадзинтæ. Зæрдæ – тугзилдухы сæйраг орган организмы.

Зæрдæйы арæзт æмæ куыст. Пульс. Цы базонæм пульсы руаджы. Физкультурæ æмæ спорты ахадындзинад зæрдæ фидар кæнынæн.

Нервыты системæ. Æнкъарæн оргæнтæ (2 сах.)

Нервыты системæйы ахадындзинад организмы функ- циты. Адæймаджы нервыты системæйы арæзт: сæры æмæ астæуы магъз, нервытæ. Куыд кусы нервыты системæ.

Æнкъарæн оргæнтæ. Уынæн, хъусæн, æмбудæн, ад æвзарæн æмæ уырзæн оргæнты ахадындзинад æмæ арæзт.

VI. Нæ æдасдзинад (5 сах.) Цæмæй тæссаг у хæдзары мидæг (1 сах.)

Тæссаг уавæртæ хæдзары æмæ æндæр агъуыстыты мидæг: газы срæмыгъд, зынгирвæзт, доны ракалд æмæ а. д.

Тæссаг уавæрты аххосæгтæ. Хи дарыны уагæвæрдтæ тæссаг уавæрты.

Æдас фæндаг (2 сах.) Тæссаг уавæртæ фæндагыл.

Фæндагыл цæуыны æгъдæуттæ. Æдасдзинады æгъдæуттæ хи æмæ æхсæнадон транспорты цæугæйæ, велосипедыл цæугæйæ. Фæндаджы нысæнттæ: рагацау амонæг, бар нæ дæттæг, информацион-амонæг.

Тæссаг бынæттæ (1 сах.)

Цæмæй сты тæссаг сывæллæттæн балкъон æмæ руд- зынджы тъæпæн, лифт, арæзтад кæм цæуы, уыцы бынат, парк, хъæд, их фæндаг. Хи дарыны æгъдæуттæ тæссаг бынæтты.

Экологион æдасдзинад (1 сах.)

Куыд ис хи бахъахъхъæнæн чъизигонд донæй. Куыд хъахъхъæнын хъæуы хи зианхæссæг буаргъæдтæй хъæстæ хойраджы продукттæй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...