Рабочая программа живой мир 4 кл
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Значение курса состоит в том,что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,природе родного края. культуры в обществе,учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире,в том числе на многообразном материале природы.Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и умения проводить наблюдения в природе и людей,правила здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Живой мир 4 класс | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Живой мир 1-4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
Живой мир
1-4 класс
Составитель: учитель –дефектолог
Ахмерова Замиля Гарифзяновна
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Живой мир» для 1-4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
- Основной образовательной программы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 2018-2019 по 2021-2022 учебный год.
- Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2021 – 2022 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №183, от 28 августа 2021 года).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2024 годы.
Содержание адаптированной образовательной программы отражает требования ФГОС, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, содержание примерных программ для детей с ОВЗ – Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., под ред. Бгажноковой И.М., Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Содержание программы
Содержание адаптированной образовательной программы отражает требования ФГОС, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, содержание примерных программ для детей с ОВЗ – Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., под ред. Бгажноковой И.М., Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышленияучащихся.
- Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы.Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Общая характеристика учебного предмета:
- Специфика данной учебной дисциплины обусловлена максимальной наглядностью на уроках.
- Особенность изучаемого курса состоит в возможности преподать учебный материал используя всевозможные коррекционные приемы
- Программа предмета ориентирована на применение широкого комплекса приемов и методов системно-деятельностного подхода.
- Отличительными чертами данной программы являются ее гибкость с учетом индивидуальных особенностей в усвоении материала каждым обучающимся.
- Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ-технологий и ТСО, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
- Предлагаемая программа построена на основе примерной программы (или рабочей авторской программы) в соответствии с требованиями ФГОС.
- Нами переработаны авторские материалы с использованием вспомогательных средств обучения, являющиеся основанием данной учебной программы.
-Учебная программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2013.
- Программа предусматривает как проведение традиционных уроков, так и (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, и др.)
- Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися конкретных видов УД: контрольных или творческих работ, (включая тесты, графические проверочные работы), диктантов (предупредительный, объяснительный, восстановительный, зрительный, выборочный, творческий, графический), работ с текстом, опытов, домашних заданий нетрадиционного вида и др.
- В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы.
- Особое место в овладении данным курсом отводится проектной (самостоятельной) работе по предмету.
- Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке не только с учителем, но и со сверстниками
- Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель – ученик», парная и групповая работа, что, в свою очередь, также влияет на формирование УУД.
- При изучении курса предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по предмету
- Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к индивидуальному подходу в обучении
- Изучение курса завершается защитой проекта, контрольным тестом, который включает материалы понятные для каждого обучающего
- Программа по предмету общим объемом указанным в календарно-тематическом планировании изучается в течение всего учебного года.
-Курс рассчитан на 2 часа лекционно-практических занятий в 1-4 классах.
-Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает с себя ряд вопросов (заданий) по основным проблемам курса;
- Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в полугодии.
При этом к зачету обучающийся должен показать практические знания в освоении предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
-Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план школы
- Особое место данного курса обусловлено в структуре учебного плана.
- Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как развитие речи и является пропедевтикой к изучению курса
- Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.) выполнение внеурочных (домашних) заданий по предмету и по возможности выполнение проекта по отдельным темам
- В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах… занимаются индивидуально по учебнику и другим дополнительным материалам предложенными учителем
- В ходе ее достижения решаются задачи (конкретные «шаги» по достижению цели):
- формирование УУД по даному предмету
- совершенствование умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)
- развитие творческого подхода на практических занятиях
- создание основы для понимания предмета
- Достижение поставленной цели связывается с решением базовых задач
- Основные задачи программы заключаются в следующем:
- ознакомить с реальностью и продолжить знакомство с предметам
- отработать проектные умения обучающихся по предмету, систематизировать и организовать дополнительные знания обобщить знания о предмете
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 классIчетверть
№ п/п | Тема урока | чч | Дата | Цель | Коррекционная работа | Виды деятельности | Оборудование | |
план | факт | |||||||
1 2 | Сезонные изменения в природе. Времена года, названия месяцев. | 2 | 07.09 08.09 | Уточнить знания учащихся о временах года, расширить их знания об осени. | Коррекция и развитие связной устной речи. | Вводная беседа учителя, работа с учебником, с тетрадью. | Сюжетная картинка «Осень», учебник, тетради, календарь природы. | |
3 4 | Явления в неживой природе (летом и осенью) | 2 | 14.09 15.09 | Сформировать у учащихся понятия «явление». | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Словарная работа, физминутка, работа с учебником. | Сюжетные картинки с изображением различных природных явлений, загадки. | |
5 | Растения осенью. | 1 | 21.09. | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях сада и огорода, познакомить с разными видами. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, отгадывание загадок. | Картинки овощей и фруктов, сюжетные картины «Сад», «огород», загадки. | |
6 | Растения леса и сада. | 1 | 22.09 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях леса и поля, познакомить с разными видами | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картины «В лесу» и «поле», опорная таблица, загадки. | |
7 | Животные осенью. | 1 | 28.09 | Закрепить знания учащихся о домашних животных, расширить их представления об этой группе животных. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Вводная беседа учителя, работа по распространению простых предложений, работа с учебником. | Картинки домашних животных, осколочные картинки, шаблоны, учебник, тетради, кроссворд. | |
8 | Насекомые осенью. | 1 | 29.09 | Закрепить знания учащихся о диких животных, расширить их представления об этой группе животных. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Вводная беседа учителя, работа по распространению простых предложений, работа с учебником. | Картинки диких животных, осколочные картинки, шаблоны, учебник, тетради, кроссворд. | |
9 | Труд людей осенью. | 1 | 5/10 | Выявить представления детей о труде взрослых в осенний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа, работа по распространению простых предложений, физ | Сюжетная картина «В поле» | |
10 | Труд людей. | 1 | 6/10. | Дать понятие о составе почвы, о почвах родного края. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности. | Беседа учителя по образцам, работа по вопросам учителя. | Образцы почвы. | |
11 | Полевые работы. | 1 | 12/10 13/10 | Расширить знания учащихся о почве и ее свойствах. | Развитие памяти, мышления, наблюдательности, учить азам обобщения. | Беседа учителя по образцам. | Образцы почвы. | |
12 | Способы обработки почвы. | 2 | 19/10. | Познакомить детей со способами обработки почвы. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя по картинкам, вопросы для закрепления. | Картинки по теме. | |
13 14 | Формы поверхности земли. | 1 1 | 20/10 | Познакомить детей с разными формами поверхности земли. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя по картинкам, вопросы для закрепления. | Физическая карта Татарстана, картинки по теме. | |
15 16 | Водоемы. | 1 1 | 26.10 | Расширить знания учащихся о водоемах. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, работа по картинкам, составление рассказа по опорным словам. | Физическая карта Татарстана, картинки по теме. | |
17 | Поверхность нашего края. | 1 1 | 27.10 | Формировать у учащихся представления о земной поверхности нашего края. | Коррекция и развитие связной устной речи. | Беседа учителя, работа по картинкам, составление рассказа по опорным словам. |
Учебно – тематическое планирование IIчетверть 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Цель | Коррекционная работа | Виды деятельности | Оборудование | |
план | факт | |||||||
1 | Растения сада, огорода. | 1 | 9.11 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях сада и огорода, познакомить с разными видами растений. | Коррекция и развитие связной устной речи. | Вводная беседа учителя, работа с учебником, с тетрадью. | Картинки овощей и фруктов, сюжетные картины «Сад», «огород», загадки. | |
2 | Растения леса. | 1 | 10.11 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях леса, познакомить с разными видами | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картина «В лесу» , опорная таблица, загадки. | |
3 | Сравнение растений сада, огорода и леса. | 1 | 16.11 | Обобщить знания учащихся о растениях леса, сада, огорода. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картинки растений сада, огорода, леса. План – схема описания растений. | |
4 | Растения дикорастущие и культурные. | 1 | 17.11 | Дать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения, расширить кругозор учащихся. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картинки дикорастущих и культурных растений, план – схема описания растений. | |
5 | Уход за цветами в саду. | 1 | 23.11 | Расширить представления учащихся об уходе за цветами в саду. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, работа по теме. | Картинки различных цветов, плакат «Уход за цветами в саду». | |
6 | Лекарственные растения – календула, зверобой. | 1 | 24.11 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о лекарственных растениях, их значении, на примере календулы и зверобоя. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по теме. | Картинки календулы и зверобоя, тетради. | |
7 | Редкие растения и их охрана. | 1 | 30.11 | Обобщить знания о значении растений в жизни человека и животных ; учить бережно относиться к растениям; познакомить с экологическими правилами. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа с красной книгой, работа в тетради. | Красная книга, иллюстрации редких растений, тетради. | |
8 | Парк (сквер), созданный человеком. | 1 | 1.12 | Дать представление о парках. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, составление предложений по картине. | Картина «Парк» | |
9 | Растения поля. | 1 | 7.12 | Закрепить знания детей о растениях поля, расширить их представления об использовании их человеком. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, дидактическая игра. | Картинки: рожь, овес, кукуруза, пшеница. | |
10 | Уход человека за растениями поля. | 2 | 8.12 14.12 | Расширить представления детей о выращивании, обработке полевых растений. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, составление предложений по картине. | Картина «Работа в поле» | |
11 12 | Строение растений поля. | 2 | 15.12 21.12 | Уточнить знания детей об основных частях растений. Научить находить общее и различие в их строении. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картине, составление осколочных картинок, работа в тетради. | Картина «Строение полевых растений», осколочные картинки по теме, тетради. | |
13 | Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. | 2 | 22.12 28.12 | Закрепить знания детей о растениях поля, расширить их представления о влиянии на них сезонных изменений. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, работа в тетради. | Картины «Поле летом», «Поле осенью» |
Учебно – тематическое планирование III четверть 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час.22 | Дата | Цель | Коррекционная работа | Виды деятельности | Оборудование | |
план | факт | |||||||
1 | Растения сада, огорода. | 1 | 12.01 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях сада и огорода, познакомить с разными видами. | Коррекция и развитие связной устной речи. | Вводная беседа учителя, работа с учебником, с тетрадью. | Картинки овощей и фруктов, сюжетные картины «Сад», «огород», загадки. | |
2 | Растения леса. | 1 | 18.01 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях леса, познакомить с разными видами | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картина «В лесу» , опорная таблица, загадки. | |
3 | Сравнение растений сада, огорода и леса. | 1 | 19.01 | Обобщить знания учащихся о растениях леса, сада, огорода. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картинки растений сада, огорода, леса. План – схема описания растений. | |
4 | Растения дикорастущие и культурные. | 1 | 25.01 | Дать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения, расширить кругозор учащихся. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, составление рассказа по опорной таблице. | Картинки дикорастущих и культурных растений, план – схема описания растений. | |
5 | Дикие животные зимой. | 1 | 26.01 | Закрепить знания учащихся о домашних животных, расширить их представления об этой группе животных. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картине, составление осколочных картинок, работа в тетради. | Тетради, загадки, осколочные картинки, иллюстрации животных. | |
6 | Труд людей города зимой. | 1 | 1.02 | Выявить представления детей о труде взрослых в зимний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, работа по картинам, работа в тетради. | Картина «Труд людей зимой» | |
7 | Труд людей села зимой. | 1 | 2.02 | Выявить представления детей о труде взрослых в зимний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, составление предложений по картине. | Картина «Труд людей зимой» | |
8 | Уход за цветами в саду. | 1 | 8.02 | Расширить представления учащихся об уходе за цветами в саду. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, работа по теме. | Картинки различных цветов, плакат «Уход за цветами в саду». | |
9 | Лекарственные растения – календула, зверобой. | 1 | 9.02 | Уточнить и систематизировать знания учащихся о лекарственных растениях, их значении, на примере календулы и зверобоя. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по теме. | Картинки календулы и зверобоя, тетради. | |
10 | Редкие растения и их охрана. | 1 | 15.02 | Обобщить знания о значении растений в жизни человека и животных ; учить бережно относиться к растениям; познакомить с экологическими правилами. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа с красной книгой, работа в тетради. | Красная книга, иллюстрации редких растений, тетради. | |
11 | Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ. Части растений. | 1 | 16.02 | Уточнить знания о комнатных растениях, уходе за ними. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, работа по плакатам по теме. | Плакат по теме, тетрадь. | |
12 | Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков. | 1 | 22.02 | Закрепить знания детей о комнатных растениях ,расширить представления об использовании их человеком. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Практическая работа. | Комнатные растения, земля, горшки. | |
13 | Плоды. Семена. | 1 | 23.02 | Уметь называть семена деревьев и кустарников. | Беседа учителя, работа по плакатам по теме. | Плакат по теме, тетрадь. | ||
14 | Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек ,циния, бархатцы). | 1 | 1.03 | Расширить представления детей о выращивании растений из семян. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Практическая работа. | Семена, лотки, земля. | |
15 | Сезонные изменения в природе зимой. Явления в неживой природе зимой. | 1 | 2.03 | Уточнить знания учащихся о временах года, расширить их знания о зиме. | Коррекция и развитие связной устной речи. | Вводная беседа учителя, работа с учебником, с тетрадью. | Тетради, картины природы. | |
16 | Растения зимой. | 1 | 8.03 | Уточнить и расширить знания учащихся о растениях и их видах. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, работа в тетради. | Тетради, иллюстрации растений. | |
17 18 | Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков. | 3 | 9.03 15.03 16.03 | Закрепить знания детей о комнатных растениях ,расширить представления об использовании их человеком. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Практическая работа. | Плакаты по теме, комнатные растения, черенки, горшки. | |
19 20 21 | Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян . | 2 | 22.03 23.03 | Расширить представления детей о выращивании растений из семян. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Практическая работа. | Семена, лотки, земля. |
Учебно – тематическое планирование IVчетверть 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. 17 | Дата | Цель | Коррекционная работа | Виды деятельности | Оборудование | |
план | факт | |||||||
1 | Человек – часть природы.. | 1 | 6.04 | Уточнить и расширить знания учащихся об охране окружающей среды. | Прививать любовь к природе. | Беседа учителя, работа по опорным таблицам, схемам, учебнику. | Опорные таблицы, учебник, тетради. | |
2 | Здоровье человека. | 1 | 12.04 | Уточнить и расширить знания учащихся о человеке | Коррекция памяти, внимания. | Беседа учителя, работа по опорным таблицам, схемам, учебнику. | Опорные таблицы, учебник, тетради. | |
3 | Наше питание | 1 | 13.04 | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | ||||
4 | Наш сон | 1 | 19.04 | |||||
5 | Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян. | 1 | 20.04 | Расширить представления детей о выращивании растений из семян. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Практическая работа. | Семена, лотки, земля. | |
6 | Сезонные изменения в природе весной и летом. Явления в живой природе весной. | 1 | 26.04 | Уточнить знания учащихся о временах года, расширить их знания о весне. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, дидактическая игра. | Календарь природы, тетради, картины природы, загадки, игра. | |
7 | Растения весной. | 1 | 27.04 | Уточнить и расширить знания учащихся о растениях и их видах. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности | Беседа учителя, работа по картине, составление осколочных картинок, работа в тетради. | Тетради, загадки, осколочные картинки по теме, иллюстрации растений. | |
8 | Дикие животные весной. | 1 | 3.05 | Закрепить знания учащихся о домашних животных, расширить их представления о жизни и повадках животных. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, составление предложений по картине. | Тетради, иллюстрации диких животных, загадки. | |
9 | Домашние животные весной. | 1 | 4.05 | Закрепить знания учащихся о домашних животных, расширить их представления об этой группе животных. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картине, составление осколочных картинок, работа в тетради. | Тетради, иллюстрации домашних животных, загадки о животных, осколочные картинки. | |
10 | Труд людей в городе весной. | 1 | 10.05 | Выявить представления детей о труде взрослых в весенний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, составление предложений по картине. | Картина «Труд людей весной», тетради. | |
11 | Труд людей в селе весной. | 1 | 17.05 | Выявить представления детей о труде взрослых в весенний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности. | Беседа учителя, дидактическая игра. | Календарь природы, картины природы. | |
12 | Явления в неживой природе летом. | 1 | 18.05 | Уточнить знания учащихся о временах года, расширить их знания о лете. | Коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картинам, работа в тетради. | Календарь природы, картины природы. | |
13 | Труд людей города летом. | 1 | 24.05 | Выявить представления детей о труде взрослых в летний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности | Беседа учителя, дидактическая игра. | Картина «Труд людей летом», тетради, игра. | |
14 | Труд людей села летом. | 1 | 25.05 | Выявить представления детей о труде взрослых в летний период, определить уровень их коммуникативных умений. | Развитие мышления, наблюдательности, любознательности | Беседа учителя, работа по картинам, работа в тетради. | Картина «Труд людей летом», тетради. | |
15 | Растения летом. | 1 | 31.05 | Уточнить и расширить знания учащихся о растениях и их видах. | Коррекция активного и пассивного словаря. | Беседа учителя, работа по картине, составление осколочных картинок, работа в тетради. | Иллюстрации растений, тетради, осколочные картинки по теме. |
На каждом году обучения, по всем программам определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Максимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и явлений;
выученные правила дорожного движения.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
Называть предметы и явления, сравнивать и классифицировать их с помощью учителя;
Отвечать на вопросы;
Учащиеся должны знать:
Названия и свойства основных явлений и предметов;
Простейшие правила дорожного движения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому предмету (по 2-м уровням) следуют далее в рабочих программах
Критерии и нормы оценок
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Картинки по темам
- Календарь природы
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 3 класс. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение»,2014
- Дополнительная литература:
-Мир вокруг нас. А. А. Плешаков. Москва, «Просвещение», 2007.
-Ознакомление с окружающим миром. Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. Москва, «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Живая душа природы"
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края....
Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ
Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса
Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Живой мир» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 3 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажно...
Рабочая программа Живой мир, 3 класс
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе...
Рабочая программа живой мир 4 кл
Титульный лист.Пояснительная записка.Содержание программы.Описание места учебного предмета в учебном плане.Учебно-тематическое планирование.Планируемые результаты изучения учебного предмета.Критерии и...