Рабочая программа "Живая душа природы"
рабочая программа по теме

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_dusha_prirody.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 43городской округа Тольятти

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Живая душа природы!»

Направление «Социальное»

для  1- 4   классов

Составитель:

 С.В. Ширалиева,

учитель начальных классов,

                                                               1 категории.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

ЦЕЛИ:

•Научить детей любить, беречь и улучшать окружающую природу.

•Соблюдать главное правило, нахождения в природе: НЕ НАВРЕДИ!    

Изучать природу родного края.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

•Изучать растительный и животный мир родного края.

•Научить младших школьников наблюдать за явлениями природы.

•Научить детей изготовлять поделки из природного материала.

•Научить учащихся пользоваться познавательной литературой.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать познавательные интересы учащихся, творческую активность при изучении природы.

Воспитательные:

•Воспитание экологически грамотного человека.

Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

           Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

         Программа экологического воспитания составлена для работы с учащимися 1–4 классов. Содержание и структура курса построены в соответствии с их возрастными и познавательными особенностями. Курс обучения рассчитан на 4 года –  135 ч.

         Внеклассная работа с детьми должна стать целенаправленной, систематической и результативной.    

         Задача учителя, не просто давать знания, а научить изучать и охранять природу родного края. Воспитать экологически грамотного человека, любящего свой родной край, Родину.

Преимущества внеклассной работы по экологическому воспитанию:

 •способствует формированию у детей нравственности и духовности, развитию любознательности, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности.          

•учащиеся приобретают новые знания о природе, используя дополнительную литературу.

•учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (взаимопомощь, взаимовыручку, ответственность не только за себя, но и за команду).

  Новизна заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известных в условиях городского округа Тольятти.

          Одним из основных принципов организации  такой деятельности с детьми является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, так как большую часть времени дети проводят  малоподвижную деятельность  на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет  использование театрализованных постановок, инсценирование сказок, разгадывание загадок, кроссвордов, участие в интеллектуальных играх.

Программа построена с учетом интересов, познавательных способностей каждого школьника и дает возможность развивать не только индивидуальные способности каждого, но и умение работать в группе.

           Вся работа учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий направлена на общественно полезную деятельность.

К общественно  полезной работе относится изготовление поделок из природных материалов, конкурс рисунков, плакатов, проведение акций «Чистый двор», «Общешкольный сбор макулатуры» и другие.

           Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях знаний, способствует их самостоятельному приобретению.

В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

          Реализация программы опирается на полученные знания учащихся по окружающему миру. Занятия осуществляются в форме бесед, познавательных часов, практических занятий, экологических игр, природоохранных акций на свежем воздухе, экскурсий. Все эти формы работы направлены на изучение объектов  природы, получения эстетического наслаждения.

  Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы своего края, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Формы занятий, применяемых в ходе реализации программы:

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • викторины;
  • ролевые игры;
  • рассказывание сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • мозговой штурм или мозговая атака;
  • выставки творческих работ;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;
  • проекты;
  • природоохранительные акции.

.

Экскурсии:

  • посещение библиотеки;
  • кабинета биологии, столовой школы;
  • посещение краеведческого музея;
  • посещение парка.

Время проведения: продолжительность урока –35 минут,   одно  занятие  в неделю.

Сроки реализации программы:

 Программа рассчитана на  четыре учебных года.

Формы контроля промежуточных результатов:

-творческие задания

-проекты

-викторины

-конкурсы

-интеллектуальные игры

-выставки творческих работ

Условия реализации программы:

-программа будет успешно выполнена при изучении всего теоретического материала и проведении всех практических занятий;

- будет осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с учетом их возрастных особенностей;

- будут использованы разнообразные методические ресурсы и дидактические материалы.

Формирование универсальных учебных действий

      Личностные

  • принятие образа «добрый хранитель и защитник природы»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к людям;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Живая душа природы»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного, творческого, произвольного построения сообщений в устной форме;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • развитие устной речи учащихся;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и получения результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственные мнения и позиции;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание программы

1- й класс   Мир, где я живу - 33 часа

Введение     (1час)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей.

Дом, где я учусь. (6 часов)

Я и школа. Экскурсия «Знакомство со школой» .Птицы нашего двора. Игра «Птичий час». Акция  «Столовая для пернатых». Экскурсия «О чем шепчутся деревья?» (виды деревьев, места распространения) Акция «Чистый двор!»

Экология моего дома. (12 часов)

Моя семья. Конкурс поделок из природного материала « Дары осени». Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».Проект «Дом моей мечты».Конкурс плакатов, рисунков «Я и мое окружение».Комнатные растения в квартире, в классе. Практическое занятие «Оранжерея на окне». Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Экологическая сказка с театрализованной постановкой «Мы в ответе за тех, кого приручили». Устный журнал «Молчаливые соседи». ( Мои друзья). Общешкольный сбор макулатуры.

Экология города (14 часов)

Игра - путешествие «Мой город». Экскурсия в краеведческий музей. Устное сочинение «На всей Земле нет краше уголка, где я родился». Проект, «О каком городе я мечтаю». Викторина «Экология города». Конкурс рисунков «Моя планета – мой город». Интеллектуальная игра «Птицы нашего края». Конкурс рисунков «Зеленый город». Конкурс плакатов «Внимание птицы!». Проектная работа «Птицы - наши друзья». Животные своего края. Насекомые: друзья и враги. Конкурс рисунков «Мир животных». Игра по станциям «Любимые животные». Проектная работа  «Животные нашего леса». Подводное царство в городе Тольятти. Конкурс рисунков на асфальте “Живая душа природы”.

Ожидаемые результаты

должны знать: 

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

должны уметь: 

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Различать изученные растения, животных.

Вести простейшие  наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Соблюдать правила поведения в природе.

Подбирать и обрабатывать материал к проектам. Работа в группах.

2-й класс  Растительный мир нашего края.- 34 ч.

        Введение     (1 час)

Вводное занятие.  Растительный мир. Красота вокруг нас. Характерные признаки растений

Деревья и кустарники.  (13 часов)

Экскурсия «Где растут деревья». Осенние краски природы. Сбор и создание гербариев. Кустарники нашего края. Их роль для человека. Леса родного края. Загрязнение почвы. Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории). Проект «В мире нет вещей ненужных». Экскурсия в лес «В поисках загадок леса». Ярмарка «Дары осени пожилым людям». Что такое климат? Спасем Землю! Загрязнение атмосферы. Правила поведения в лесу. Общешкольный сбор макулатуры. Викторина «Что в лесу растёт?». Мы – художники. Загадки леса

Царство грибов  (4 часа)

Съедобные грибы. Несъедобные грибы. Микроскопические грибы. Конкурс плакатов  «Грибы съедобные и несъедобные»

Царство цветов. (16 часов)

Для чего нужны цветы? Хитрости цветов. Экскурсия в школьный кабинет биологии. Любители света и тени, влаги и тепла. Викторина,  «Какие бывают растения?» Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения.  Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. Дикорастущие растения луга, водоема и леса нашего края. Акция « Сохраним первоцвет!». Экологический праздник «День Подснежника». Культурные  растения луга, водоема и леса нашего края. Конкурс чтецов. Стихи о цветах. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. Зелёная аптека. Проект «Наш школьный цветник!» Практическое занятие « Оформление школьного цветника». Красная книга – важная книга. Охраняемые растения нашего края.

Ожидаемые результаты

должны знать: 

Представителей растительного мира своего края.

Группы растений и грибов Самарской области.

Характерные признаки растений

Об особенностях роста и развития деревьев, кустарников, цветов, грибов.

О влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

Растения, влияющие на здоровье человека.

Лекарственные растения края.

Некоторые охраняемые растения своего края.

Правила поведения в природе.

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте».                                                                                                                  Свойства и значения грибов в жизни человека.                                                                             Правила сбора грибов без нарушения лесной подстилки.                                                            Формы охраны природы.                                                            

должны уметь:                                                                                                                     Различать изученные растения.                                                                                     Ухаживать  за комнатными растениями.                                                                                           Отличать съедобные грибы от несъедобных.                                                                       Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.                                                                                                                                                              Приклеивать семена  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленным  из пшеничной муки.                                                                               Подбирать и обрабатывать материал к проектам. Работа в группах.                               Экологически грамотно вести себя в природе.                                                                              Вести простейшие наблюдения в природе за растениями.                                                     Называть наиболее распространенные объекты растительного мира.                                 Ставить простейшие опыты, обрабатывать полученные результаты.                         Самостоятельно работать с литературой.

3-й класс Животные нашего края. – 34 ч.

        Введение     (1 час)

Животный мир. ( Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые)

Звери (12 часов)

Игра «Знаешь ли ты животных?». Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. Звери, обитающие на территории области. Проектная работа  «Животные нашего леса». Как готовятся к зиме дикие животные. Домашние животные.  Жизнь среди людей. Экскурсия на ранчо. (Конный двор). Театрализованная постановка «Это все кошки». Викторина «Собака – наш друг». Уход за домашними животными. Фотовыставка «Наши любимцы». Роль животных в жизни человека. Правила поведения при общении с животными.

Рыбы (4 часа)

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках области. Аквариумное разведение рыб. Викторина «Золотая рыбка!»

Насекомые (5 часов)

«Мал золотник – да дорог». ( О пользе насекомых). Насекомые – вредители. Насекомые, обитатели Самарской области. Работа с энтомологической коллекцией. Экологическая сказка « Спор насекомых». Конкурс плакатов « Бабочки»

Птицы (12 часов)

Наши пернатые друзья. Основные виды оседлых птиц нашего города. Акция « Поможем птицам!». Птицы нашего леса. Гости нашего города. Конкурс газет  «Перелетные птицы», Проект «Лейся песня над просторами!». Конкурс рисунков «Птицы-защитники природы». Акция « Хлебные крошки». Художественное слово о птицах. Праздник «Птицы - наши друзья». Викторина «Птичка – невеличка». Птицы нашей области, занесенные в Красную книгу.

Ожидаемые результаты

должны знать:

Представителей животного мира своего края.

Некоторые охраняемые животные своего края.

Понятия "зимующие и перелетные птицы”,

Знать многие природные закономерности, взаимосвязи.

Требования гигиены и правил безопасности при содержании животных.

Значение птиц в жизни человека.

Пользу и вред насекомых.

Разновидности аквариумных рыб и правила ухода за ними.                                             Содержание Красной книги своей области.

должны уметь:                                                                                                                       Ухаживать за домашними животными.                                                                                   Выявлять особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.                                                                                                                       Подкармливать птиц в простейших кормушках.                                                           Выделять существенные и отличительные признаки птиц.                                                   Выделять связи птиц с жизнью человека.                                                                                                    Соотносить описание и внешний вид птицы с её названием.                                                           Изготавливать простейшие кормушки.                                                                                                    Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.                           Подбирать и обрабатывать материал к проектам. Работа в группах.                                      Вести простейшие наблюдения в природе за животными.                                                     Называть наиболее распространенные объекты животного мира.                                  Ставить простейшие опыты, обрабатывать полученные результаты.                         Самостоятельно работать с литературой.

4-й класс Человек – часть живой природы. – 34 ч.

        Введение     (1 час)

Почему мы часто слышим  слово «Экология»?

Наше здоровье и безопасность (4 часа)

Устный журнал «Вредные привычки». Здоровый образ жизни в моей семье. Проект «Здоровый выходной в моей семье». Вкусно, полезно, красиво. Экскурсия в школьную столовую. Режим дня – залог здоровья. Природа – наш дом. Спасем Землю! Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города Тольятти. Природные ресурсы нашей области. Создание экологической карты 4 квартала г.о. Тольятти. Загрязнение почвы.  Откуда берётся и куда девается мусор? Общешкольный сбор макулатуры. Акция «Чистый двор». Акция «Тайна цветов, растущих на школьной клумбе». Вода в моем доме и в природе. Ядовитые стоки. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Угроза питьевой воде. Проект «Волга – колыбель моя». Экологический праздник «"Мир воды – мир человека”. Что такое климат? Загрязнение атмосферы. Солнце и свет в нашей жизни. Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Уборка  в классе». Конкурс стенгазет « День борьбы за защиту озонового слоя». Театрализованное представление для детей детского сада « Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья». Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения атмосферы»

Будь природе другом. (11 часов)

Отношение человека к природе Экологическая безопасность. Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии. Викторина «Экология города». Видеообзор по заповедным местам городского округа Тольятти. Они могут исчезнуть. Красная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности!» Экологической сказка, «Каким я хочу видеть наш город». Экскурсия в парк “Будь природе другом”. Акция « Чистый двор». Игра по станциям «Экология и мы». Праздник с приглашением родителей, детей детского сада «Живая душа природы!»

Ожидаемые результаты

должны знать: 

Что такое экология.

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Знать основные среды жизни (свойства атмосферы, почвы и воды).

Значение природы для человека.

Природные ресурсы своей области и пути их применения.

Нравственные правила обращения с объектами природы.

Экологическую ситуацию в городе.

должны уметь:      

Выделять связи живого организма со средой обитания.
Устанавливать причины загрязнения воды, почвы, атмосферы и предсказывать последствия этого загрязнения.
Осознавать значение воды, воздуха и почвы для человека.                                                                                
 Выполнять правила личной гигиены.                                                                             Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.                                                                                                                 Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.

Предлагать помощь и сотрудничество следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Самостоятельно работать с литературой.

            КАЛЕДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

Мир, где я живу - 33 часа

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1час)

1

1

Вводное занятие: Что такое экология? Игра «Поле чудес»

1

Дом, где я учусь. (6 часов)

2

4

2

Дом, где я учусь.

1

3

Экскурсия «Знакомство со школой».

1

4

Птицы нашего двора. Игра «Птичий час».

1

5

Акция  «Столовая для пернатых»

1

6

Экскурсия «О чем шепчутся деревья?» (виды деревьев, места распространения)

1

7

Акция «Чистый двор!»

1

Экология моего дома. (12 часов)

3

9

8

Моя семья

1

9

Конкурс поделок из природного материала « Дары осени»

1

10

Мой класс

1

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

12

Проект «Дом моей мечты».

1

13

Конкурс плакатов, рисунков «Я и мое окружение».

1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

15

Практическое занятие «Оранжерея на окне».

1

16

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

17

Экологическая сказка с театрализованной постановкой «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

18

Устный журнал «Молчаливые соседи». ( Мои друзья)

1

19

Общешкольный сбор макулатуры.

1

Экология города (14 часов)

17

Игра - путешествие «Мой город».

1

18

Экскурсия в краеведческий музей.

1

19

Устное сочинение «На всей Земле нет краше уголка, где я родился».

1

20

Проект, «О каком городе я мечтаю».

1

21

Викторина «Экология города».

1

22

Конкурс рисунков «Моя планета – мой город».

1

23

Интеллектуальная игра «Птицы нашего края»

1

24

Конкурс рисунков «Зеленый город».

1

25

Конкурс плакатов «Внимание птицы!»

1

26

Проектная работа «Птицы - наши друзья».

1

27

Животные своего края

1

28

Насекомые: друзья и враги.

1

29

Конкурс рисунков «Мир животных».

1

30

Игра по станциям «Любимые животные».

1

31

Проектная работа  «Животные нашего леса».

1

32

Подводное царство в городе Тольятти.

1

33

Конкурс рисунков на асфальте “Живая душа природы”.

1

                                              Итого:

33 часа

2-й год обучения

Растительный мир нашего края. – 34 ч.

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1 час)

1

1.

Вводное занятие.  Растительный мир.

1

Деревья и кустарники.  ( 13 часов)

4

9

2

Экскурсия «Где растут деревья»

1

3

Осенние краски природы. Сбор и создание гербариев.

1

4

Кустарники нашего края. Их роль для человека.

1

5

Леса родного края. Загрязнение почвы.

1

6

Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории)

1

7

Проект «В мире нет вещей ненужных»

1

8

Экскурсия в лес «В поисках загадок леса».

1

9

Ярмарка «Дары осени пожилым людям»

1

10

Что такое климат? Спасем Землю! Загрязнение атмосферы.

1

11

Правила поведения в лесу.

1

12

Общешкольный сбор макулатуры.

1

13

Викторина «Что в лесу растёт?»

1

14

Мы – художники. Загадки леса

1

Царство грибов  (4 часа)

     3

1

15

Съедобные грибы

       1

16

Несъедобные грибы

1

17

Микроскопические грибы

1

18

Конкурс плакатов  «Грибы съедобные и несъедобные»

1

Царство цветов. (16 часов)

6

10

19

Для чего нужны цветы? Хитрости цветов.

1

20

Экскурсия в школьный кабинет биологии.

1

21

Любители света и тени, влаги и тепла.

1

22

Викторина,  «Какие бывают растения?»

1

23

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения

1

24

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1

25

Дикорастущие растения луга, водоема и леса нашего края.

1

26

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

27

Экологический праздник «День Подснежника»

1

28

Культурные  растения луга, водоема и леса нашего края.

1

29

Конкурс чтецов. Стихи о цветах.

1

30

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

1

31

Зелёная аптека.

1

32

Проект «Наш школьный цветник!»

1

33

Практическое занятие « Оформление школьного цветника»

1

34

Красная книга – важная книга. Охраняемые растения нашего края.

1

                                              Итого:

34 часа

 

3-й год обучения

Животные нашего края.- 34 ч.

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1 час)

1

1

Животный мир. ( Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые)

1

Звери (12 часов)

6

6

2

Игра «Знаешь ли ты животных?»

1

3

Дикие и домашние животные. Составление портрета животного.

1

4

Звери, обитающие на территории области.

1

5

Проектная работа  «Животные нашего леса».

1

6

Как готовятся к зиме дикие животные.

1

7

Домашние животные.  Жизнь среди людей.

1

8

Экскурсия на ранчо. (Конный двор)

1

9

Театрализованная постановка «Это все кошки»

1

10

Викторина «Собака – наш друг»

1

11

Уход за домашними животными

1

12

Фотовыставка «Наши любимцы»

1

13

Роль животных в жизни человека.Правила поведения при общении с животными.

1

Рыбы (4 часа)

3

1

14

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных.

1

15

Рыбы, обитающие в реках области.

1

16

Аквариумное разведение рыб

1

17

Викторина «Золотая рыбка!»

1

Насекомые (5 часов)

2

3

18

«Мал золотник – да дорог». ( О пользе насекомых)

1

19

Насекомые – вредители.

1

20

Насекомые, обитатели Самарской области. Работа с энтомологической коллекцией.

1

21

Экологическая сказка « Спор насекомых»

1

22

Конкурс плакатов « Бабочки»

1

Птицы (12 часов)

5

7

23

Наши пернатые друзья

1

24

Основные виды оседлых птиц нашего города.

1

25

Акция « Поможем птицам!»

1

26

Птицы нашего леса.

1

27

Гости нашего города.

1

28

Конкурс газет  «Перелетные птицы»,

1

29

Проект «Лейся песня над просторами!»

1

30

Конкурс рисунков «Птицы-защитники природы».

1

31

Акция « Хлебные крошки»

1

32

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы - наши друзья»

1

33

Викторина «Птичка – невеличка».

1

34

Птицы нашей области, занесенные в Красную книгу.

1

                                              Итого:

34 часа

4-й год обучения

Человек – часть живой природы. – 34 ч.

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

        Введение     (1 час)

1

1

Почему мы часто слышим  слово «Экология»?

1

Наше здоровье и безопасность (4 часа)

2

3

2

Устный журнал «Вредные привычки».

1

3

Здоровый образ жизни в моей семье. Проект «Здоровый выходной в моей семье»

1

4

Вкусно, полезно, красиво

1

5

Экскурсия в школьную столовую.

1

6

Режим дня – залог здоровья.

1

Природа – наш дом. Спасем Землю!

6

11

7

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города Тольятти.

1

8

Природные ресурсы нашей области.

1

9

Создание экологической карты 4 квартала г.о. Тольятти

1

10

Загрязнение почвы.  Откуда берётся и куда девается мусор?

1

11

Общешкольный сбор макулатуры.

1

12

Акция «Чистый двор»

1

13

Акция «Тайна цветов, растущих на школьной клумбе»

1

14

Вода в моем доме и в природе. Ядовитые стоки.

1

15

Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Угроза питьевой воде.

1

16

Проект «Волга – колыбель моя».

1

17

Экологический праздник «"Мир воды – мир человека” 

1

18

Что такое климат? Загрязнение атмосферы.

1

19

Солнце и свет в нашей жизни. Воздух и здоровье человека

1

20

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

21

Конкурс стенгазет « День борьбы за защиту озонового слоя».

1

22

Театрализованное представление для детей детского сада « Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».

1

23

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения атмосферы»

1

Будь природе другом. (11 часов)

3

8

24

Отношение человека к природе Экологическая безопасность.

1

25

Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии.

1

26

Викторина «Экология города».

1

27

Видеообзор по заповедным местам городского округа Тольятти.

1

28

Они могут исчезнуть. Красная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

29

Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности!»

1

30

Экологической сказка, «Каким я хочу видеть наш город».

1

31

Экскурсия в парк “Будь природе другом”.

1

32

Акция « Чистый двор»

1

33

Игра по станциям «Экология и мы».

1

34

Праздник с приглашением родителей, детей детского сада. Социальный проект  «Живая душа природы!»

1

                                              Итого:

34 часа

                                       

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о правилах поведения человека на природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска,  нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к природе, родному краю, людям; стремления к коллективной творческой деятельности.    

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам; природосберегающей и природоохранной деятельности;  сбора информации; общения с представителями других социальных групп; организации совместной деятельности с другими детьми.  

Изготовление поделок из природного материала для ветеранов, проведение акций по уборке территории школы, общешкольного сбора макулатуры. Подготовка экологических праздников для детей детского сада, родителей.

Список дидактических и методических материалов к учебному курсу

-карточки – задания для самостоятельных наблюдений в природе

-карточки – задания для усвоения нового материала

-карточки – правила

- викторины

-кроссворды

-загадки

- загадки – акростихи

- загадки с подсказкой

-загадки – обманки

- рассказы – загадки

-экологические игры, сказки, ситуации

- рабочие альбомы

 ЛИТЕРАТУРА:       

   Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.

    Для педагогов:            

1.Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных.- Ярославль: «Академия развития», 1997 (Серия: «Расширяем кругозор детей).

2.Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

3.Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И.  Птицы леса. (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2006.

4.Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И.  Рыбы наших водоёмов.– 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель).  - М.: Дрофа, 2007.

5.Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе - М.: Просвещение, 1984.    

6.Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса– 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)  - М.: Дрофа, 2007.

7.Перевертень, Г.И. Поделки из соломки – М.:  ООО «Издательство АСТ» Сталкер, 2004.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....

рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс

Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...

Презентация "Душа природы"

Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе. Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы". Конспект урока размещён на сайте....

Медиа-презентация "Душа природы".

Презентация предназначена для учащихся 1 класса при изучении рассказа Генриха Сапгира "Душа природы". Первоклассники не имеют достаточно большого кругозора, и при изучении этого произведения им обязат...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Друзья природы"

Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....

Презентация "Живая душа природы" (творческие работы детей)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Творческие работы учеников 3Б класса«Живая ду...