Конспект урока: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Цель: систематизирование и расширение знаний об овощах и фруктах через введение определений понятий «овощи» и «фрукты», развитие умения их различать; знакомство с определением понятия «витамины», их значением для человека.
Задачи:
- образовательные: формировать умение различать овощи и фрукты,
сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, правила гигиены питания;
- развивающие: развивать умение анализировать и обобщать информацию, слышать и слушать друг друга, работать в группах, оценивать ответы своих товарищей;
развивать мышление, речь, память, кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ВО 2 КЛАССЕ
Тарасова А.П.
МБОУ Школы № 8 г.о.Лыткарино
“Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. Значение игры невозможно исчерпать и переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Серьезно изучали игровые технологии многие педагоги. По определению Павла Ивановича Пидкасистого и Даниила Борисовича Эльконина понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, активизирующих деятельность учащихся и направленных на усвоение общественного опыта. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд игровых технологий встроенных в основное содержание обучения:
(Робот Сам Самыч, близнецы Алеша и Маша - В.В.Репкина; Незнайка - Э.И. Александровой; Черепашка, Муравьишка и Злючка-Грязнючка - А.А. Плешакова и т.д.) Эти персонажи способствуют повышению интереса к предмету, разнообразят урок, активизируют деятельность учащихся, снимают утомляемость.
Так, например, Муравьишка из окружающего мира А.А. Плешакова испытывает различные затруднения, которые становятся проблемной ситуацией урока. Вместе с ним дети незаметно для себя решают возникшую проблему, усваивая сложные понятия и приобретая необходимые умения и навыки. На заключительном этапе урока появляется Мудрая Черепашка, которая помогает детям в процессе игры сделать выводы и подвести итог урока.
Различают следующие классификации педагогических игр:
- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
- природо – и культуросообразность;
- умение моделировать, драматизировать;
- свобода деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «12 месяцев», «Путешествие во времени» и т.п.
УРОК
ТЕМА: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Цель: систематизирование и расширение знаний об овощах и фруктах через введение определений понятий «овощи» и «фрукты», развитие умения их различать; знакомство с определением понятия «витамины», их значением для человека.
Задачи:
- образовательные: формировать умение различать овощи и фрукты,
сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, правила гигиены питания;
- развивающие: развивать умение анализировать и обобщать информацию, слышать и слушать друг друга, работать в группах, оценивать ответы своих товарищей;
развивать мышление, речь, память, кругозор детей.
I.Оргмомент.
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Проверка дом. задания.
(Проверка знаний, полученных на прошлом уроке)
-Зачем ночью нужно спать?
-Как нужно готовиться ко сну?
-Люди каких профессий ночью не спят?
III. Знакомство с темой, постановка целей урока.
Цель: обсуждение ситуации чем можно помочь Муравьишке с последующей формулировкой темы урока в виде вопроса.(Видеоролик)
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать, Как здоровым стать.
-К нам пришла телеграмма от нашего друга Муравьишки. (Приехать не могу. Заболел. Посоветуйте, что делать?)
(Дети высказывают свои предположения.)
- Мудрая Черепашка прислала вам видеофрагмент. Давайте его посмотрим. (Просмотр видеофрагмента. Формулирование темы урока детьми с помощью учителя.)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об овощах, о фруктах, о витаминах).
- Тогда сформулируем тему нашего урока. (Высказывание детей, выведение темы.)
- Откройте свои учебники и прочитайте, как называется тема нашего урока. («Почему нужно есть много овощей и фруктов?»)
- Чему мы можем научиться, работая по этой теме? (Разные ответы детей, через которые выводим цели урока.)
- Сегодня на уроке мы научимся различать овощи и фрукты,
познакомимся с витаминами и их значением для человека,
повторим правила гигиены.
IV. Изучение нового материала.
Цель: решение учебной задачи через диалог, работу в группах, беседу. (Загадки, игра «Во саду ли, в огороде», работа с учебником.)
-Вспомните и назовите, что было в корзине доктора Зеленкина?
(Если дети перечисляют все, что лежит в корзинке, надо поставить конкретный вопрос: Как назвать одним словом ….-овощи и фрукты.)
1) Работа с учебником с 55.
А) Загадки. (Про фрукты. Дети называют отгадки и закрывают кружочки фишками. Остаются не закрытыми овощи).
1. Круглое, румяное,
я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и маленькие детки. (Яблоко)
2. Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.
(Груша)
3. Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай! (Лимон)
4. Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)
5. Я — сладкий, рос на юге
как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый,
я нравлюсь детворе.
(Апельсин, мандарин)
6. Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год дает.
(Банан)
7. Арбуз не арбуз,
А медовый на вкус. (Дыня)
8. Эта шишка не простая,
а огромная какая!
В плотной жёсткой кожуре,
и растёт она в траве.
Мякоть – ярче, чем желток,
на макушке – хохолок.
Вкус у шишки – просто класс!
Это чудо – ... (Ананас)
Б) Самопроверка по с. 89.
- Назовите одним словом то, что вы обозначили фишкой красного цвета. (Фрукты)
- А как назвать одним словом все, что осталось незакрыто фишками? (Овощи).
- Проверьте себя. Найдите правильные ответы в учебнике на стр. 89.
- Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили не правильно? Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить овощи и фрукты.
- Как вы отличаете овощи от фруктов? (Дети высказывают свое мнение.)
- Какие на вкус фрукты? Где они растут?
- Какие на вкус овощи? Где они растут?
(Этими вопросами надо подвести детей к выводу, что фрукты обычно сладкие и растут в саду, а овощи обычно несладкие и растут на огороде).
Физкультминутка. (С целью отдыха и закрепления полученных знаний).
- Черепашка предлагает вам игру.
Игра «Во саду ли, в огороде.»
(Учитель называет различные овощи и фрукты. Если овощ – дети приседают на корточки, если фрукт – встают, тянутся руками вверх.)
- Ребята, вспомните, о чем мы уже говорили сегодня на уроке и подумайте, какой совет мы дадим Муравьишке, чтобы он меньше болел? (Есть больше овощей и фруктов.)
-Чем они полезны, помните, что говорил доктор Зеленкин? (В них содержатся витамины.)
В) Работа в группах (С использованием ролевой игры – получение новых знаний).
Учитель делит класс на 3 группы. (Витамины А, В, С)
Повторить правила работы в группах.
В каждой группе учителем определяются роли: доктор (хорошо читающий ученик) и его помощники. Доктор читает информацию в учебнике о своем витамине для своей группы (с.54-55), а помощники складывают пазлы с изображением овощей и фруктов, в которых этот витамин содержится и наклеивают их на листы бумаги (на столах в конвертах) с изображением витаминов в середине листа – создают коллаж. (ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ).
Проверка работы в группах.
-В каких овощах и фруктах содержатся витамины…? (Выступление групп: доктор рассказывает о значении витамина, а помощники демонстрируют собранные пазлы.)
После проверки выходит Доктор Зеленкин (заранее подготовленный ученик) и читает стихотворение про роль витаминов для человека.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Г) Беседа. (Получение новых знаний и повторение правил гигиены).
- Ребята, посмотрите на с.55 вашего учебника. Муравьишка последовал вашему совету и ему уже стало легче. Он хочет угостить вас своим любимым овощем. Что он принес? (Морковь.)
- Какой витамин есть в ней? (А).
- Мудрая Черепаха спрашивает: Как вы думаете, что произойдет с Муравьишкой, если он будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Может снова простудиться, не будет сильным или потеряет аппетит.)
- Почему?
- Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому, что в них есть разные витамины.)
-Ребята, Злючка-грязнючка увидела Муравьишку с морковкой и тут как тут. Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)
-Что нужно сделать Муравьшке, чтобы Грязнючка исчезла? (Вымыть морковку).
-Да, Муравьишка знает это правило. А мы его прочитаем еще раз вместе на с.55. (Чтение хором правила).
V.Физкультминутка
Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. подпрыгивают и хлопают в ладошки
Мы морковки натаскаем, показывают, как таскают
И картошки накопаем, как копают
Срежем мы кочан капусты как срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками соответствующие
движения
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. маршируют на месте.
VI. Закрепление нового материала.
Работа в тетради (Р.т. с. 36 №1)
А) Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки. Обсудите, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности. Отметьте их на рисунке зеленым карандашом, а те, что привозят из жарких стран, раскрасьте красным цветом.
Фронтальная проверка.
Б) Работа по вариантам.
Р.т. с. 36 №2
- Рассмотрите рисунок. Что варит Черепаха? А Муравьишка?
Нужно помочь им. Подскажите, из чего можно сварить борщ и компот.
1 вариант помогает Черепахе, 2- Муравьишке.
Взаимопроверка. (Поменялись тетрадями).
1) Игра «Угадай овощ или фрукт»
(Ученик с закрытыми глазами берет из корзинки муляж овоща или фрукта или фрукта и угадывает то это.)
2) Игра «Кто быстрее»
(2 учащимся-соперникам нужно достать из корзины только овощи или только фрукты. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильнее).
Появляется Доктор Зеленкин (подготовленный ученик) и читает стихотворение:
VII. Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке:
- Поднимите яблоко зеленого цвета, если для вас урок был интересным, вы узнали много нового и можете поделиться этими знаниями со своими друзьями, со своей семьей.
- Поднимите яблоко желтого цвета, если вы что-то осталось для вас не совсем понятным и у вас еще остались вопросы.
- Поднимите яблоко красного цвета, если тема урока для вас осталась непонятной.
VIII. Подведение итога урока.
- Давайте вернемся к тем целям, которые определили в начале урока.
Вы научились различать овощи и фрукты?
- Как отличить овощи от фруктов? Приведите примеры овощей. Приведите примеры фруктов.
- Что такое витамины? С какими витаминами вы сегодня познакомились?
- Почему надо есть много овощей и фруктов?
- Какое правило гигиены надо помнить, прежде чем есть овощи и фрукты?
IX. Рекомендации по теме для занятий дома по выбору.
1) Рабочая тетрадь с. 38 №4 (Написать рецепт приготовления овощного или фруктового салата.)
2) Учебник с. 35 (По рисунку придумать сказочную историю про Злючку-Грязнючку.)
3) Сочинить двустишие про овощи и фрукты, витамины, здоровье.
Заключение
Использование игровых технологий в современной школе остается актуальным, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материал усваивается учащимися лучше. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Презентация составлена к уроку окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов? к УМК "Школа России", 1 класс....
Окружающий мир.Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов.
Окружающий мир.Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов....
конспект урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов"
Преемственность между начальной школой и д/садами. Открытый урок....
Презентация к уроку "Почему нужно есть много овощей и фруктов, мыть руки и чистить зубы?"
Презентация к уроку...
Конспект урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов" 1 класс
Урок построен с использованием КСО....
Методическая разработка урока"Почему нужно есть много овощей и фруктов".
Конспект урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов" разработан по программе "Школа России". Можно использовать в 1 классе на уроках окружающего мира....
Технологическая карта урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Тема урока: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"Дидактические цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; уч...