Конспект урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тундра. Природа тундры."4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_tundra._priroda_tundry.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема: Тундра. Природа тундры.

Цель: формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире,  умение определять природную зону по основным признакам;

Задачи:

  • ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями;
  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром;
  • установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;
  • развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
  • формировать представление детей о единстве природы и человека.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться в материалах текста.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: схематическая контурная карта на доске (презентация), карта «Природные зоны» для каждой группы, видеофильм «На краю земли. Тундра. Часть первая.», иллюстрации ледяных пустынь, животных из разрезных картинок; тексты, посвященные тундре, таблички с названиями групп  (1.Географы, 2. Зоологи,  3. Ботаники,  4. Экологи, 5. Этнографы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Мотивация  к учебной деятельности

– Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже. Мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

ΙI. Актуализация знаний

- Над какой проблемой мы работали на прошлом уроке?

- Какую работу выполняли?

- С какой целью начали работу по созданию путеводителя «Природные зоны России»?

На доске таблички с названиями природных зон.

Зона лесов

Зона пустынь

Зона тундры

Ледяная зона

Зона степей

- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Проверка: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь.

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

- Почему в Арктической зоне суровые климатические условия?

-Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

-Какой ущерб природе Арктики наносят люди?

- Как охраняют природу северного края?

Молодцы! Эти знания вам пригодятся во время всего нашего путешествия!

 - Мы продолжаем наше путешествие и составление нашего «Путеводителя по природным зонам России»

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.

  К концу урока вы должны будете знать: особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

– На какие вопросы нам следует найти ответы?

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

Изучение природных зон

Начали работу по созданию путеводителя

«Природные зоны»

Ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь.

Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера.

- Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет.

-Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом.

- Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами.

Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°.

Вывод: Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.

 -Каждое животное по-своему приспособилось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:

      – тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;

      – под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;

– многие из них отличные пловцы;

– почти все питаются рыбой;

     – на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;

      – некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном полюсе, а половину – на другом.

II. Постановка учебной проблемы.

Просмотр видеофильма «На краю земли. Тундра. Часть первая.»

- Как думаете, какую зону, будем изучать сегодня? Какую работу продолжим выполнять?

По какому плану будем изучать зону?

Работать будем группами:

1.Географы

2. Зоологи

3. Ботаники

4. Экологи

5. Этнографы

Зоология – наука о животных. Ботаника – наука о растениях. География изучает поверхность земли (гео - земля, графо -  описываю).

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?

Или

  1. Расположение
  2. Климат
  3. Почва
  4. Животные
  5. Растения
  6. Условия жизни человека
  7. Экологические проблемы

ΙΙ. Решение учебной задачи.

-По каким критериям будем оценивать результаты каждой группы.

- Работать будем по памятке-плану характеристики природной зоны:

1. Расположение

2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.п.

3. Почва

4. Растения

5. Животные

6. Условия жизни человека

2. Работа  по группам.

Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же

3. Представление работы групп.

- Первым слово предоставляется географам. Расскажите о расположении этой природной зоны.

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.  

Группы отвечают на вопросы.

  1. Расположение этой природной зоны и ее климатические особенности. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям? Ответы детей.

4. Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?

5. Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

– К каким выводам вы пришли?

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

4. Оценивание работы групп по критериям

 (запись результатов оценивания в таблице на доске)

Правильность выполнения работы, аккуратность заполнения листов «Путеводителя», зашита работы группы, дисциплина.

Изучают карту, тексты с материалами о тундре, выбирают соответствующий материал, вырезают и размещают на листах «Путеводителя»

– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в учебнике.  – Расскажите о пищевой цепочке, с.14.

– Ответьте на вопросы, с. 15.        

В рабочей тетради на странице 44  №4.

(Составьте схему цепи питания, характерной для тундры.)

1.Растения тундры – белая куропатка – песец.

2. Мох-ягель – северный олень – волк.

3. Растения тундры – лемминг – белая сова.

4. Растения тундры – лемминг – песец.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?  

Оцените работу групп и свою работу на уроке. Кого бы вы хотели поблагодарить.

Оценивают работу групп, свою работу

V. Домашнее задание.

– Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно было бы поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте.

Приложение

ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУНДРЫ

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ

ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...