"Опора тела и движение"
материал по окружающему миру (3 класс)
Формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_.docx | 109.65 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Юрги»
Технологическая карта урока
по курсу "Окружающий мир"
в 3 классе
«Опора тела и движение»
подготовила
учитель начальных классов
Федотова Васелина Евгеньевна.
г. Юрга
2020
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс:3Школа: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Юрги»
Учитель: Федотова Васелина Евгеньевна
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока | Опора тела и движение | ||
Цель урока | Формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека. | ||
Задачи урока | -Образовательная (обучающая): познакомить учащихся с понятиями «скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка». - развивающая: развивать речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное и наглядно-образное мышление. - воспитательная: воспитывать у детей ответственное отношение к состоянию своего здоровья.. | ||
Тип урока | Усвоение новых знаний. | ||
Планируемый результат обучения | Предметные:
Мета предметные:
| ||
Основные понятия | Опорно- двигательная система, осанка, скелет, мышцы | ||
Меж предметные связи | ОБЖ, математика. | ||
Ресурсы | - А А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - А. А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь на печатной основе - Карточки для работы в группах. - Предметные картинки. - Презентация со слайдами. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. Момент | Регулятивные УУД: Создать на уроке рабочую, психологическую комфортную обстановку. | Приветствие. -Добрый день, ребята!. Все вы достали тетрадки и книжки? А свой дневник и пенал не забыли? Всё на парте аккуратно сложили? Будем сегодня трудиться старательно, Слушать друг друга очень внимательно И к нам УСПЕХ придет обязательно!!! Я хочу, чтобы вы на уроке были активными, полно и чётко отвечали на вопросы, внимательно слушали и выполняли то ,что я говорю. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, наблюдательность, смекалка. | Приветствуют учителя. Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Дети внимательно слушают, по необходимости дополняют. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать. | -Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира. -О чём именно говорили на прошлом уроке? - Ребята, а какой орган является надежной защитой организм? - А чтоб вам ответить на этот вопрос .Вам нужно отгадать загадку: Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты. Даже на ночь снять не можем, Потому что это …. - Кожа- это орган осязания человека. - А что вам известно про кожу? - Проведем викторину. -У вас на партах лежат карточки, вам надо подчеркнуть зеленым карандашом ( да), а красным (нет). 1.Из скольких слоев состоит кожа: а) 3 б) 5 в) 2 (3) 2.Орган защищает внутренние части тела от холода, от повреждений-кожа-мышцы-живот 3 Можно ли назвать кожу органом дыхания? а) да б) нет в) не знаю 4.Пот выделяется, когда человеку: а) холодно б) жарко в) просто так. 5. может ли человек обойтись без кожи? а) конечно б) нет в) может быть ( Приложение 1) -Молодцы ребята - Итак ребята скажите, какое значение имеет кожа для человека? - К сожалению, наша кожа не настолько крепкая, как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обморозиться. Через раны может попасть микробы в организм. Поэтому важно уметь оказывать первую медицинскую помощь.(слайд 2) - Скажите, а как надо ухаживать за кожей? - Ребята давайте вспомним и в этом нам поможет (слайд3) - Итак, тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. | Мы и наше здоровье.. Надежная защита организма Кожа Дети самостоятельно выполнят задания на карточках. Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода , от болезнетворных бактерий). . Мыть, вытирать насухо ,смазывать кремом) |
Формулирование проблемы и планирование деятельности. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме, аргументация своих суждений. Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. . | -О чём будем говорит сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, а кто знает отгадку, поднимайте руку. (слайд 4) (Дети, должны объяснить, как догадались, о чём говориться в загадке) 1. Целый день стучит оно Будто бы заведено, Будет плохо если вдруг Прекратиться этот стук (сердце) 2 .Поезд, развозящий по телу Питательные вещества. 3. Когда сытый, он молчит Когда голоден-урчит (желудок) 4.Чудо орган есть у нас Он приносит клеткам газ Его надо уважать, Без него нельзя дышать.(лёгкое) 5. Чудо фабрика у нас, Очищает кровь и газ. Яды все она съедает К сердцу их не отпускает. ( печень) 6.Голова, живот, руки, ноги ,кисть, колено- всё это называется…тело - Итак, давайте посмотрим , какое слово получилось в выделенной строке ?(скелет) (слайд5) - Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста. - Погладьте себя по голове. - Потрогайте себя по лбу. - Что вы чувствуете под кожей? Это кость- череп. - Что защищает череп? - Пощупайте свои бока. Что вы чувствуете? ( ребра). У человека 12 пар ребер. Грудина и 12 пар ребер образуют грудную клетку. - А теперь, дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие вы гибкие. - А все эти кости образуют, что? Скелет (слайд6) -Ребята я предлагаю вам взять в руки пластилин и немного поработать руками. - Вам нужно вылепить фигуру человека и поставить его. Будет он стоять. ходить? - Нет, конечно, он не будет стоят, он согнулся под тяжестью своего тела. - Скажите а почему ваш человечек из пластилина падает, почему он не сможет ходить? А человек это делает без труда? -Конечно ребята, потому что у него нет опоры. - А что является опорой тела организма? - Скелет ,конечно. - Мы можем сказать, что скелет придает размер и форму человеку, он защищает и поддерживает - Ребята, а что помогает двигаться человеку? - - Мышцы. - Значить ,опорой тела и движения является –скелет. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - «Опора тела и движение» - Ребята скажите ,а почему скелет является опорой человека? - А чтоб подробнее ответить на это вопрос давайте узнаем, что такое скелет из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение. - Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе - Скажите ребята, а вы хотели бы заглянуть внутрь человеческого организма , то есть себя? - А можно ли это сделать ? ( Рентген) - Таких приборов у нас в классе нет. А где можно его сделать? - Конечно в больнице. И что мы с вами увидим, когда сделаем рентген? ( скелет) - Слово скелет произошло от греческого слова "скелетос"- высохший- Что он из себя представляет ? - Скажите, из каких частей состоит скелет человека.: череп, позвоночник , рёбра, грудина, кости таза, кости рук, кости ног ( слайд 7) - Давайте ребята посмотрим в учебнике на стр. 134 изображения и выполним задания в рабочей тетради на стр.62 -Давайте сделаем вывод зачем нужен скелет? (слайд8) - Хорошо - Ребята скажите, а что заставляет скелет двигаться? - Конечно, мышцы.( слайд9) - Вы знаете? В теле человека 650 мышц. Большие и мощные для грубой работы, а совсем маленькие- для тонкой. Мышцы помогают нам ходить, бегать, наклоняться, и петь, и смеяться, и дышать. Мышцы, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами крепятся к костям. Мышцы могут сокращаться и расслабляться. -Итак ребята, что можно сказать, что кости соединены друг с другом и образуют скелет., они очень прочные. -Скелет защищает и поддерживает, А также служат опорой для мышц.(слайд 10) | Эмоциональный настрой. Разгадывание загадок. Объяснение, по каким признакам догадались. Сердце – работает как часы. Кровь- жидкость ,красного цвета, доставляющая кислород, которая расходится по всему организму. Желудок-небольшой котелок в котором пища переваривается. Легкие-главный орган дыхательной системы. Печень-орган, который очищает кровь от вредных веществ. Тело –весь организм человека. Ответы детей. Совместно с учащимся показываем движения. Ребята сплоченно выполняют задания, работая с пластилином. В учебнике на стр.134 рассмотреть рисунок. Выполняют задания в тетради на печатной основе. Делают выводы. |
Динамическая пауза. | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья. | -Давайте ребята немного отдохнём выполним физминутку( слайд 11) В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, («Умываемся».) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.) -Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться? Как вы думаете , скелет сам по себе может двигаться? - Ну конечно нет , ребята. Скелета заставляют двигаться мышцы | Встают на физминутку. . |
Изучение нового материала. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3.Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре. Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. по признакам. | - Мы с вами выяснили, что скелет – опора нашего тела. Он также защищает внутренние органы. - Давайте поподробнее разберем - Череп самый важный и нежный орган нашего тела.( слайд 12 ) Кости черепа неподвижны, кроме одной кости Как вы думаете что это за кость? -Нижняя челюсть. -Покажите? -Давайте подвигаем ей.– это нижней челюсти лицевой части черепа. При приеме пищи или разговоре она поднимается, то опускается. Откройте рот несколько раз, держась за лицо. (слайд 13) - От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. В позвоночнике различают шейный, грудной, поясничный отделы, крестец и копчик. Позвоночник(слайд 14), - Ребята решив задачу, мы узнаем общее число позвоночников:(слайд 15) - В шейном отделе 7 позвонков, в грудном отделе 12, в поясничном 5, крестцовых 5 , которые соединенных в крестец, и 4 копчиковых. Сколько всего позвонков? ( слайд 16) - Молодцы! - От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. К позвонкам прикрепляются ребра - У человека 12 пар рёбер. Они защищают внутренне важные органы от повреждения.12 пар рёбер и грудина образуют грудную клетку. (слайд17) Нижняя часть позвоночника соединена с костями таза. (слайд18 ) Скелет руки состоит из многих костей. Самая большая — плечевая кость. Все кости рук соединены друг с другом подвижно с помощью суставов, поэтому рука может сгибаться и разгибаться во многих местах и совершать разнообразные движения. Скелет ноги также состоит из многих костей, самой большой из которых является бедро. Кости ног соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет производить различные движения. -Итак ,ребята давайте сделаем вывод: кости скелета – это опора нашего тела, основная функция – защищать внутренние органы от повреждений. - Мы узнали, что кости не могут двигаться сами, их приводят в движения мышцы, прикреплённые ним. Название « мышца» произошло от латинского слово « мускулюс» , что в переводе означает « мышь». ( слайд19 ) - Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать. Мышцы при сокращении выделяют тепло ,которое согревает наше тело.(слайд 20) - Итак , ребята, можно сказать, что скелет и мышцы образуют опорно- двигательную систему человека. (слайд21) -Ребята сейчас мы с вами проведём опыт. - Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. - Что почувствовали ваши ладошки?( они поднялись вверх, значит, в легких попало много воздуха). -Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях .Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. - Что почувствовали ваши ладошки?( ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо) -Давайте сделаем вывод: неправильная осанка мешает глубокому дыханию). - Хорошо. А теперь посмотрите на экран. Кого вы увидели ? Как зовут сказочного героя?.( слайд 22) - Я уверена вы догадались это- баба яга. - Ребята. посмотрите внимательно, что вы заметили в ее фигуре?. - Мне кажется. вы без труда заметили -горб. - Скажите от чего у бабы яги горб? - А ведь горб мешает не только при ходьбе, но и внутренним органам и не красиво. И очень болит спина. Значить у нее неправильная осанка. Ведь плохая осанка приводить к перенапряжению мышц ,и сухожилий. - Скажите, а что нужно делать, чтоб не было такого у вас.? - Выполнять несколько правил. ( слайд23) - Ребята скажите, как правильно сидеть за партой. - Посмотрите на экран и скажите, кто правильно сидит из учеников за партой.( слайд 24) - Давайте проверим у некоторых ребят какая у них осанка. - Надо встать спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки-осанка правильная. - Что мы можем сказать, что от скелета и мышц зависит осанка человека. - После всех наших опытов, кто мне сможет сказать, что такое осанка? - Осанка- это то, как мы сидим или стоим . (слайд25) - - Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку. - Поэтому, ребята, с детства надо приучать себя держаться прямо. - А кто мне сможет сказать зачем держаться прямо? - Я предлагаю вам запомнить несколько правил соблюдения осанки. Запомните их. - Ребята предлагаю провести конкурс на самую красивую и правильную посадку за партой: -Как вы узнали, какая посадка считается правильной? - Назовите мне , ребята эти особенности: - Такой человек выглядит стройным, красивым. - Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо и он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. -У некоторых детей возникает нарушение осанки. - А кто знает из ребят, как называется такое заболевание? - Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице – делают сложнейшую операцию. -Вот поэтому, ребята надо следить за своей осанкой. - Как вы думаете, что важнее богатство или слава? Одному мудрецу задали этот же вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». - Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках! - Для того, чтобы вы не забывали соблюдать правила правильной осанки, я для каждого из вас подготовила памятку, которую вы вклеите в тетрадь. (Приложение 2) - Сейчас мы с вами поработаем в группах. - Каким вы представляете здорового человека? - Ребята ,на карточках выберите, какие слова подходят для характеристики здорового человека с правильной осанкой. Лишнее зачеркните ( Приложение3) - Молодцы! - А какие части речи мы использовали в этом задании? ( по русскому языку) - Какой мы сделаем вывод? - Надо сидеть за партой ровно, спать на жесткой кровати, носить ранец, и делать упражнения для осанки. - Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». | Ребята показывают на плакате где находится И как называется кость. Учащиеся решают на листочках задачу. Решают задачу. Учащиеся делают вывод. Ребята делают выводы. Дети совместно с учителем выполняют задания. Ответы детей. Дети смотрят на экран. К учители выходят 3 ученика и выполняют задания.
Это заболевание называется сколиозом. Ответы детей Стройный ,сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный, красивый, статный, румяный, счастливый. |
Самостоятельное применение знаний. | Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации | - Итак, давайте вспомним, из чего состоит опорно- двигательная система человека..
- Молодцы ребята. А теперь давайте еще раз рассмотрим все иллюстрации к которым мы сегодня уже обращались, вспомним всего чём мы говорили. | Ответы детей друг другу.. |
Итог урока. Рефлексия. | Личностные УУД: личностное самоопределение. Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников | - Вот и подходит к концу урок, И подводим мы итог! - Мы сегодня говорили об опорно- двигательно системе -Что вы узнали новое, чего вы раньше не знали? - Чему мы новому научились? Что - было интересно… - было трудно… - лучше всего я справился…. - могу похвалить одноклассников за то, что… - Давайте запишем с вами домашнее задание ( слайд25) - Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами работать! ( слайд 26) | . Делают оценку своей деятельности., и деятельности одноклассников. |
Список использованной литературы
1. А. А .Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
2. А. А. Плешаков “Мир вокруг нас” учебник 3 класс,
3. А. А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь на печатной основе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОМ в 3 классе. "Опора тела и движение. Осанка - стройная спина!"
Подробный конспект урока окружающего мира по программе "Школа России", проведенного в 3 классе. Сохранение правильной осанки у ребенка - это актуальная проблема для учителя, родителей и ,конечно...
Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".
На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....
Опора тела и движение
тест...
ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ
Данная презентация знакомит с опорой человека и его движением....
Опора тела и движение.
Презентация для урока по окружающему миру в 3 классе потеме "Опора тела и движение".УМК "Школа России", А.Плешаков....
Урок "Опора тела и движение"
Конспект урока и презентация...
Опора тела и движение.
А. Плешаков "Школа России"....