Урок по ОМ в 3 классе. "Опора тела и движение. Осанка - стройная спина!"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

 Подробный конспект урока окружающего мира по программе "Школа России", проведенного в 3 классе. Сохранение правильной осанки у ребенка - это актуальная проблема для учителя, родителей и ,конечно же, тема, вызывающая интерес у детей. Умело подобранный материал, грамотно построенный урок, в котором использованы самые разнообразные формы работы, дал ребятам необходимые знания и доставил удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_om_v_3_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!

Цели:

1. Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.

2. Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

3. Воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование: скелет человека (макет), таблицы: “Скелет – опора тела”, “Правильная осанка”; карточки с заданиями, шапочки с красным крестом, смайлики, кроссворд.

                                             Ход урока.

I. Самокоррекция.

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо и снова прямо.

Садитесь!

      За посадкою следи

     Свои кости береги.

     Держи осанку ровно

     Спина будет здорова.

II. Проверка домашнего задания.

У.: - Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств.

1. Два человека будут  работать индивидуально по карточкам на местах.

1. Соедини  стрелками.                                      

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                        орган зрения                        

кожа                      орган обоняния                

 язык                      орган слуха                            

2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____

3. Как называется наука, изучающая    строение тела человека?    _________________________                              

2. Игровая ситуация

“Консилиум врачей”.

 - К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

3. Устный опрос:

У.: - Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

             - Как нужно беречь глаза, уши и другие органы чувств?

ПРОВЕРКА:

1) (Примерный рассказ учащихся):

а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

 - Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).

 - А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).

2)  ( Учитель вслух читает задания в карточке, а ребята отвечают)

Микроитог. Оценки.

III. Актуализация знаний.

У.: - Разгадайте кроссворд и угадайте тему нашего урока: ( на доске)

6

3

4

5

1

2

  1. Не часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган зрения (глаз).
  5. Орган дыхания человека (лёгкие).
  6. И говорит, и кушает (рот).

У.: - Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

      - Какая же тема сегодняшнего урока?

IY. Работа над новой темой.

У.: -Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение». Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к изучению своего организма, воспитывать в себе культурное отношение к здоровому образу жизни, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.

        – Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.

Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет.

!!!  В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Вывод:

– Какую же роль выполняет скелет?

         Скелет         -         опора,  защита

         – А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

Некоторые данные из истории прочитает нам …

У истоков изучения скелета. (Читает исторические данные ученик)

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

У.:- Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

 ( У доски выступает ученик)

                                       

                                                         Позвоночник.

        Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.

      Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

   

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

Y. Физкультминутка.  ( Наблюдение):

У.:- Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

     - Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, выгнем спину. Это мы делаем гимнастику. Круговые движения головой в правую сторону, затем в левую.

– Объясните засчет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

!!!  Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?

 - Мышцы обеспечивают  движение.

У.:- Послушаем сообщение о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.

       

                                                 Мышцы.

    У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.  

    У.:- От скелета и мышц зависит осанка человека. ( Учитель приглашает к доске двух учеников)

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.

          Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

У.:- Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, скалиоза)

У.:- От чего зависит осанка? ( От скелета и мышц)

    Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.    

 8. Работа с учебником

 - Откройте учебник и вспомните правила, которые необходимо выполнять для того, чтобы иметь красивую осанку.

(с.141 - 142)

У.:- Какие ты можешь дать советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом)) 

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интересно!

        Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

У.:- Можно ли исправить осанку? ( Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

 Физкультминутка.

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими палками:

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах, локти в стороны.

1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.

3. Лодочка (раскачивание).

VI. Закрепление.

Работа по группам.

Ответы на вопросы.

1 группа: Что такое красивая осанка? Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника?

2 группа: Что такое сколиоз? Какие еще болезни позвоночника вы знаете?

3 группа: Что бы вы посоветовали, чтобы кости организма, позвоночник оставались здоровыми?

YII. Подведение итогов урока.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

- Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились.

- Что нового узнали?

- Чем поделитесь дома, в семье?

Оценки.

YIII. Рефлексия

- Изобразите на смайликах своё настроение.

IХ. Домашнее задание

Д/З. Уч. стр.140 - 142, вопр., Т. – стр 160 - 161


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Осанка - стройная спина"

Внеклассное занятие "Осанка - стройная спина" Физминутка для развития правильной осанки...

Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"

Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...

Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"

Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...

Осанка-стройная спина!

Конспект интнгрированного урока по ОБЖ и физкультуре в 3 классе...

Методическая разработка урока физкультуры по ФГОС, для учащихся 3 класса. Тема урока «Осанка – стройная спина».

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел "Гимнастика"...

Урок на тему: Осанка – стройная спина.

Урок помогает сформировать у детей знания о правильной осанке....

Конспект урока "Осанка - стройная спина"

Урок физической культуры во 2 классе по программе Зданевича, Ляха. Тема рока: осанка- стройная спина. Приемы работы: эвристическая беседа, наглядный метод, работа с иллюстрациями, эстафета....