Развитие младшего школьника средствами курса "Окружающий мир"
статья по окружающему миру (2 класс)
В статье раскрывается вклад и специфика курса «Окружающий мир» для развития младшего школьника на основе технологий деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mladshego_shkolnika_sredstvami_kursa_okruzhayushchiy_mir.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие младшего школьника средствами курса «Окружающий мир»
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир — источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы — в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира — развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.
«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Важным аспектом развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно-научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания.
Какие же характеристики развития, наиболее важные для младшего школьника, формируются при изучении предмета «Окружающий мир»?
- Умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
- стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
- умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
- умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.
Деятельностный подход, в том числе, и на уроках окружающего мира- – основной способ получения знаний.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Например,
Традиционное задание | Творческое задание |
Перечислите отличия растений от животных | Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый, значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? |
При оценке правильности выполнения заданий по курсу «окружающего мира» следует учитывать, что на многие продуктивные вопросы и задания имеется больше чем один правильный ответ. По крайней мере, следует считать ответ правильным, если школьник в состоянии логично объяснить свою точку зрения. Ведь уровень знания фактов у младшего школьника меньше, чем у взрослого. Он зачастую не в состоянии учитывать те знания, которыми взрослый обладает. Поэтому при оценке труда ученика учитель должен, прежде всего, обращать внимание на позитивные стороны его работы, а уже затем переходить к высказыванию замечаний, то есть, комментируя работу ученика, учитель говорит: «Молодец! Но…»
Если ученик затрудняется, ему можно предложить найти правильный ответ с помощью словарей. Желательно иметь в классе набор словарей и детскую энциклопедию. В 1-2 классах, когда навык чтения ребят еще не полностью сформирован, пользоваться книгами трудно. Роль энциклопедий в этом возрасте играют специальные дополнительные уроки в самом учебнике, где даны ответы на многие вопросы учеников. В 3-4 классах ребята уже могут с помощью учителя пользоваться книгами из классной библиотеки в процессе своей практической работы. Если учитель будет обращать внимание школьников на эти книги, пользоваться ими сам в процессе ответов на «трудные» вопросы ребят, то к концу начальной школы дети начнут самостоятельно их использовать.
Еще одна особенность курса «ОМ» – обучение младших школьников работе с информацией путем подготовки сообщений по выбору. С этой целью используется дополнительные источники информации: научно-познавательная литература, детские энциклопедии, интернет-источники.
На уроках для реализации деятельностного подхода предлагается следующий тип создания проблемной ситуации: вместе с учителем ученики обнаруживают уровень своего незнания (затруднение в решении задачи, ответе на вопрос и т.п.) и учатся самостоятельно формулировать свою версию проблемы урока. Наконец, в некоторых темах можно создать проблемные ситуации, на основе которых школьники могут сформулировать основную проблему урока. Как правило, они основаны на противоречии между бытовым опытом и научным знанием. Учитель, обращая внимание на противоречие, побуждает учеников сформулировать вариант главной проблемы (цели, задачи, темы) урока, которая фиксируется на доске и служит для рефлексии деятельности.
Литература:
1.Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002.
2.Н.Ф. Виноградова, Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.
3. Е.Л. Мельникова, Проблемно - диалогическое обучение: технология, предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
4. Вахрушев А.А., О.В. Бурский, А.С. Раутиан Наша планета Земля. Методические рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»
Курсовая рабоа с презентацией по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»...
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...
"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...
Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...
Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".
Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....