План-конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок по окружающему миру на тему "Что такое хвоинки?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: Что такое хвоинки?
Цели и задачи урока:
1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты:
первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения:
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, «Рабочая тетрадь», атлас- определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции «Сосна» и «Ель» ( в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Дети хором говорят стихотворение:
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.
- Как всегда на урок «Окружающего мира» к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).
- Актуализация знаний
а) - На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)
- Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью ещё и цветом.) Какие деревья растут возле нашей школы? (Берёза, тополь, клён американский, вяз, черёмуха, ива, дикая яблоня.) А какие кустарники ? (Сирень, бузина красная, шиповник)
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы всё запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра « С какого дерева листок?».
Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: «Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!» - все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
На экране с помощью видеопроектора проводится тест «Что это за листья?».
- Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно - вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
(Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
- Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
Вопрос нашего урока - что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают.)
- Открытие нового знания
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? ( Берёза, дуб, клён – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
- Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелёными, или хвойными. Такие ли они вечнозелёные? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелёными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всём этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название «вечнозелёные».
- Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физминутка
Зайцы скачут: скок- скок- скок!
Да на беленький снежок.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Практическая работа
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции «Сосна» и «Ель».
- У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. «Ветки».
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели - каждая хвоинка.
Наблюдение 2. «Хвоинки».
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. «Шишки».
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
- Молодцы! Вы всё правильно заметили. Муравьишка просит ещё раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Физминутка
Мы зашли в осенний лес. | Ходьба на месте Приседание
Потягивание |
Ещё раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
- Название дерева
- Лиственное или хвойное
- Общий вид, расположение веток
- Особенности хвоинок
- Особенности шишек
Заслушивают 2-3 описания.
- Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
- Из-за этой особенности хвойное дерево получило своё название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
- Послушаем отрывки из проектных работ «Моя малая Родина». Заслушиваются3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.
- Рефлексия учебной деятельности
- С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих «родственниц»? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Учитель даёт задание на самопроверку (Тест на экране с видеопроектора). После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.
Дополнительный материал
Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелёными лесами.
В лесах много сосны, кедра и лиственницы.
Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из её плодов можно сварить вкусную кашу.
Лиственница – ценное твёрдое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниёт в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, чёрная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зелёной хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растёт быстрее и выше всех деревьев.
Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 —850 лет. Хвоя у кедра растёт пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...
План - конспект урока по окружающему миру по теме "Обобщение"
В работе представлен план - конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме " Невидимые нити в природе".Урок составлен по теме "Невидимые связи в природе" в соответствии с требования...
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"
Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....