План-конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Урок по окружающему миру на тему "Что такое хвоинки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Что такое хвоинки?

Цели и задачи  урока: 

1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

 2)  содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты: 

первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

 Средства обучения:

 учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, «Рабочая тетрадь», атлас- определитель, листья деревьев,  проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции «Сосна» и «Ель» ( в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.

Ход урока

  I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Дети хором говорят стихотворение:

      Вот опять звенит звонок,

      Начинается урок.

      Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

   - Как всегда на урок «Окружающего мира» к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.  Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).

  1. Актуализация знаний

 а) - На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)

   - Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью ещё и цветом.) Какие деревья растут возле нашей школы? (Берёза, тополь, клён американский, вяз, черёмуха, ива, дикая яблоня.) А какие кустарники ? (Сирень, бузина красная, шиповник)

   На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы всё запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.

 Игра « С какого дерева листок?».

Класс делится на несколько групп.  У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает  ветку какого-то дерева. По команде: «Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!» - все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.

 б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

      На  экране с помощью видеопроектора проводится тест «Что это за листья?».

  1. Мотивация учебной деятельности

   -   Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно - вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.

         Что же это за девица

         Не швея, не мастерица,

         Ничего сама не шьёт,

         А в иголках круглый год?

                                             (Ель)

          У меня длинней иголки, чем у ёлки,

          Очень прямо я расту в высоту.

          Если я не на опушке,

          Ветви только на макушке.

                                            (Сосна)

   - Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)

  Вопрос нашего урока - что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают.)

  1. Открытие нового знания

   - Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? ( Берёза, дуб, клён – лиственные деревья, а ель – нет.)

   На экране – изображения сосны и ели.

   - Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелёными, или хвойными. Такие ли они вечнозелёные? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

   Всю зиму они остаются зелёными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всём этом разобраться.

   Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название «вечнозелёные».

   - Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

                        Шумят сосновые леса,

                        И сосны стройные, литые,

                        Как будто стрелы золотые,

                        Уходят словно в небеса.

   Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Физминутка

     Зайцы скачут: скок- скок- скок!

     Да на беленький снежок.

     Раз - согнуться, разогнуться.

     Два – нагнуться, потянуться.

     Три – в ладоши три хлопка,

     Головою три кивка.

                         

   Практическая работа

   Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции «Сосна» и «Ель».

   - У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

   Наблюдение 1. «Ветки».

   Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели - каждая хвоинка.

Наблюдение 2. «Хвоинки».

   Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

   Наблюдение 3. «Шишки».

   Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

   - Молодцы! Вы всё правильно заметили. Муравьишка просит ещё раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

   Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Физминутка

Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа  ёлочки стоят,
Слева  сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.

Ходьба на месте
Повороты
Посмотреть на  ёлочку в классе
На  сосну
Прыжки

Приседание

 

Потягивание
Садятся за парты

  Ещё раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева
  • Лиственное или хвойное
  • Общий вид, расположение веток
  • Особенности хвоинок
  • Особенности шишек

   Заслушивают 2-3 описания.

   - Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья    на зиму? (Лиственные.)

   - Из-за этой особенности хвойное дерево получило своё название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.

                              Есть у родственницы ёлки

                              Неколючие иголки.

                              Но, в отличие от ёлки,

                              Опадают те иголки.

  - Послушаем отрывки из проектных работ «Моя малая Родина». Заслушиваются3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.

  1. Рефлексия учебной деятельности

   - С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья?      Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих «родственниц»? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

   Прочитайте вывод на странице 31.

   Учитель даёт задание на самопроверку (Тест на экране с видеопроектора).  После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.

   Дополнительный материал

   Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелёными лесами.

В лесах много сосны, кедра и лиственницы.

   Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из её плодов можно сварить вкусную кашу.  

   Лиственница – ценное твёрдое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниёт в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, чёрная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зелёной хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растёт быстрее и выше всех деревьев.

 Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая  в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни  500  —850 лет. Хвоя у кедра растёт пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи  вкусные и очень полезные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...

План - конспект урока по окружающему миру по теме "Обобщение"

В работе представлен план - конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме " Невидимые нити в природе".Урок составлен по теме "Невидимые связи в природе"  в соответствии с требования...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"

Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....