Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_luga.docx | 68.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 4
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о луге, как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей и интерес в процессе выполнения заданий на уроке.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знают разнообразие живых организмов луга и роли человека.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Проявляют активность и интерес в ходе выполнения заданий.
1. Регулятивные:
1. Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:
1. Умеют вести диалог в процессе беседы.
Личностные:
1.Понимают значимость бережного отношения к природе.
План урока:
1. Орг. Момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний и умений (5 минут)
3. Постановка задач урока (2 минуты)
4. Открытие новых знаний (20 минут)
5. Физ. минутка (1 минута)
6. Первичное закрепление (11 минут)
7. Рефлексия (2 минуты)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты)
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Лично стные | Регуля тивные | Коммуни кативные | ||||||||
1.Орг. Момент (2 мин) | Настроить учащихся на дальнейшую работу | Приём эмоционального настроя на урок | Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение устанавливать рабочие отношения | ||
2.Актуализация знаний и умений (5 мин) | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий | Наглядные методы: иллюстрация. | Чтобы проверить, как вы усвоили ранее изученные темы, я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неверное.
Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по слайду. | Проверка: 1. круг 2. квадрат 3. квадрат 4. квадрат 5. круг 6. квадрат 7. квадрат 8. круг 9. квадрат 10. квадрат | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Взаимопроверка, графический диктант | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
3.Постановка задач урока (2 мин) | Формировать у учащихся умение ставить цель урока | Наглядные методы: иллюстрация. Игровой прием | А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Разгадайте ребус. Давайте откроем учебник на стр. 170 Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок? | - луг Узнать о луге, как природном сообществе | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей. | Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог | |
4.Открытие новых знаний (20 мин) | Обеспечить правильное понимание содержания | Словесные методы: беседа рассказ; Наглядные методы: иллюстрация. Игровой прием. | Сегодня мы поговорим о том, что такое луг, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет луг для человека. Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Как вы думаете, чем отличается луг от леса? Давайте сделаем вывод: лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности. Как вы думаете, где располагаются луга? Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё. Почему одни растения выше, а другие – ниже? Вывод: луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые. Какие растения растут на лугах? С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. Отгадайте загадку: Колосится в поле рожь На слайде читают по 1 ученику:
Загадка: Эй, звоночек синий цвет!
Загадка: белая корзина золотое донце.
Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
Настало время поговорить о животных, которые населяют это природное сообщество. Каких животных луга вы знаете? Давайте поиграем в игру “Узнай меня”. Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их. Какое животное могло бы о себе так сказать? “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. Что про него вы знаете?
Я самое прожорливое животное на планете. Что про неё вы знаете?
Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. Что про неё вы знаете?
Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. Что про неё вы знаете?
Как одним словом назвать всех этих живых существ, о которых мы сейчас говорили? Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как же живут все обитатели луга? Значение луга для человека. Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? Кто наносит природе больший вред? Чем он может навредить? К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека. Что же значит луг для человека? | Там растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная Одни растения больше любят свет, другие меньше Цветы, травы. Кузнечик Стрекоза Пчела Бабочка Насекомые Сообща, поэтому луг называют природным сообществом Природа, человек Человек Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно. Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог | |
5.Физ. минутка (1 мин) | Снять физическую усталость | Игровой приём | Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. И за парты приземлились. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти | Умение слушать и слышать; | |||
6.Первичное закрепление (11 мин) | Закрепить полученные знания и умения | Игровой прием. Словесные методы: рассказ Практические методы: практическая работа | Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”. Ваша задача-прочитать рассказ и найти в нём все ошибки ( на карточках). Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом. Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день! Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие? Какой вывод можно сделать? Дополнительное задание Откройте учебник на стр. 172 -173. Ваша задача соотнести названия животных с картинками. Записываем сначала № (названия) напротив № животного. Фронтальная проверка. | Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие. | Фронтальная, парная | Речь учителя, презентация | Самопроверка по образцу | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
7.Рефлексия (2 мин) | Проанализировать и оценить успешность достижения цели. | Словесные методы: беседа | Наш урок подходит к концу и я вам предлагаю закончить предложения, которые вы видите на экране. - На уроке я узнал… - Мне на уроке удалось… - Мне было трудно… - Самым интересным на уроке было… | Друг другу за интересные сообщения, учителю за интересную информацию | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог | |
8. Инф-ция о Д.З. (2 мин) | Сообщить Д.З., инструктаж выполнения | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти | Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Животные луга" 2 класс
Урок окружающего мира во 2 классе...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"4 класс
Конспект урока окружающего мира разработан для учащихся 4 класса, по теме "Жизнь луга"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Конспект урока Окружающего мира "Животные - обитатели луга"
Урок Окружающего мира "Животные - обитатели луга" 4 класс учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов....
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...