Урок окружающего мира "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок проводится в 1 классе, тема урока "Как живут растения?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir.docx | 131.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовый учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир», 1 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 год
Тема: «Как живут растения?»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- называть этапы жизни растения;
- знать условия, необходимые для жизни растений;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;
- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;
- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.
Личностные:
- проявлять интерес к объектам окружающего мира;
- бережно относиться к ценностям природы;
- понимать свою ответственность за состояние природы.
Формирование УУД:
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке;
- учиться работать в группах и парах;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Регулятивные:
- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться технологии оценивания учебных достижений.
Основные понятия: этапы развития растения, условия жизни растений.
Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для групповой работы(картинки растений), парной работы, самостоятельной работы, смайлики, баночки с проросшими семенами кабачков, и огурцов; комнатные растения; ноутбук, интерактивная доска, презентация.
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения урока учащиеся закладывают опыт и в течение недели наблюдает за результатами.
Цель опыта: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.
В два стакана поместили семена огурца и кабачка. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | Посмотри, мой милый друг, Долгожданный дан звонок Начинается урок! Наши ушки на макушке. Слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом урок | Повторяют слова | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Метапредметные: - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». - актуализировать имеющие знания о свойствах снега и льда; - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме. | Сверим по слайду. 1.Снег при таянии превращается в воду.(+) 2. Если вода замерзнет, она превращается в лёд. (+) 3. Лед прозрачный. (+) 4. У снежинки пять лучей.(-) 5. Снег рыхлый.(+) 6. Лёд рыхлый.(-) 7. Снег непрозрачный. (+) 8. Все снежинки одинаковые.(-) 9. Снег белый.(+) | Отвечают на вопросы | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - учиться работать в группах и парах; Регулятивные: - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
3.Выявление места и причины затруднения Цели: -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке | Звучит аудиозапись «Звуки леса» (закрыть глаза) - Где можно услышать эти звуки? - Что вы вокруг увидели? Что там растёт? (Деревья, кустарники, травы) - Как можно назвать все то, что вы назвали одним словом? (Растения.) | Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов. Выполняют задание Высказывают свои предположения. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково; | - О чём пойдёт речь на уроке? - Как вы думаете, растения живые? Почему? - (Растения растут, размножаются, приносят потомство, умирают, значит - они живые.) -На какой вопрос нам надо ответить? Как живут растения? Тема урока: Как живут растения! Какую цель поставим на этот урок? Познакомиться с условиями жизни растений, узнать, из каких частей они состоят. | Высказывания учащихся С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; |
5.Открытие новых знаний Цель: - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. Физминутка для глаз Практическая работа | (Задание в группах) Вспомните правила работы в группе. Распределите на 3 группы все растения. -В 1 группе- травянистые растения? -Почему вы отнесли их к группе трав Во 2 группе- кустарники? Почему вы отнесли их к группе кустарники? -В 3 группе- деревья? Почему вы отнесли их к группе деревьев? - Как назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (растения) Есть ещё группа растений, которая растет у нас на подоконнике. -К какой группе растений мы их отнесем? (комнатные) Почему? Музыкальная ЧАСТИ РАСТЕНИЙ -Что общего у всех растений, (из каких частей состоит растение)узнаем выполнив задание в парах. (в парах ставят стрелки к частям растения). Показ 1 ученика у доски. (плакат) (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами) ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ -Скажите, пожалуйста, как начинается жизнь растений? Мы с вами проращивали семена в баночках. Какова была цель опыта? Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей) -Какие семена проросли?(Те, что были замочены водой) (на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.) (2 ученика садят семена) - С сегодняшнего дня мы будем вести наблюдения за посаженными семенами, и отмечать результаты в Листке наблюдений. | Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях по проращиванию семян пшеницы, демонстрируют результаты своей работы. Делают вывод: чтобы растение проросло, нужны свет, вода, тепло и воздух | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; |
6.Физкультминутка | «Как живёшь?» под музыку | ||
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения. | Работа с учебником с. 70-71. Послушайте загадку и догадайтесь, о чём идёт в ней речь. - В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь) - Что такое жёлудь? (Плод дуба) ( в парах) | Вспоминают, что жёлудь – это плод дуба, а внутри находится семя. Называют последовательность превращения семени во взрослое растение: 1.Прорастание семени: образование корня, стебля и первых листьев. 2.Период роста растения: увеличение размеров растения. 3.Период созревания: взрослое растение зацветает и плодоносит, т.е. появляются жёлуди. | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные: - учиться работать в парах; - учиться выполнять различные роли в парах. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; | Работа в рабочей тетради (приклеить картинки по порядку) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стебле золотом. (КОЛОС) - Как из зёрнышка появляется колос? (Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке) | Работают в тетради (с.48): самостоятельно определяют последовательность прорастания колоса из зёрнышка: - читают задание; - раскладывают картинки; - осуществляют самопроверку; - наклеивают картинки. | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы; Регулятивные: - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
9.Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. Практическая работа | - Рассмотрите картинки. К какой группе относятся растения, изображённые на картинках? Предлагаю задание для каждой группы – определить правила ухода за комнатными растениями по рисункам учебника на стр.72: 1-ая группа – по первому рисунку; 2-ая – по второму рисунку; 3-я группа – по третьему рисунку; 4-ая – по четвёртому рисунку. 1-ая группа – « Для чего нужно поливать цветы?» 2-ая группа – «Зачем нужно рыхлить землю? И как правильно это сделать?» (В рыхлую землю поступает кислород и вода при поливе быстрее попадает в корни растения. Это способствует росту хорошей корневой системы растения, что приводит к обильному цветению растения). 3-я группа – « Зачем нужно протирать листья растений?» (насыщают кислородом воздух в помещении) 4-ая группа – определить подходящее место в классе для горшка с цветком и отвечают на вопрос «Где лучше ставить горшки с цветами?» - У кого есть дома комнатные растения? -Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями? Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом. -Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.) - Как называется профессия человека, который ухаживает за растениями? (садовник, садовод). | Высказывают предположения. Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что комнатным растениям необходимы свет, тепло, вода и воздух, поэтому за ними нужно ухаживать. Выполняют работу у доски после обсуждения в группе и делают выводы Чтение учащихся по учебнику. Высказывают свои мнения о пользе профессии. | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Личностные: - бережно относиться к ценностям природы; - понимать свою ответственность за состояние природы. |
10.Рефлексия Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | - О чём мы с вами сегодня говорили? (Как живут растения?) - Достигли цели урока? - Как надо относиться к растениям?(Заботиться, любить, беречь.) - Какую пользу мы получаем от растений? - Что необходимо для жизни растений? -У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. -Мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь. -Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. - Спасибо за работу! Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения с помощью смайликов. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; Регулятивные: - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"
Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Как живут растения?»
Урок окружающего мира по теме " Как живут растения" по УМК "Начальная школа XXI век" с эелементами развития критического мышления...
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"
Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"
Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....
Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»
УМК: «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи»? Самоанализ урока
урока окружающего мира в 1 классе , самоанализ урока...
- Мне нравится (1)