Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2021 - 2022 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Марина Леонидовна Тупицына

Обучающийся научится:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности  каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунаровская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального

автономного общеобразовательного учреждения Шороховской средней

общеобразовательной школы Исетского района Тюменской области

РАССМОТРЕНО

на заседании КМО

протокол №1 от

30 августа 2021 г

СОГЛАСОВАНО подпись МРР

заведующий филиала

 _______ Р.Р.Мещеров

30 августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы № 208

от 31 августа 2021 г

                                                                   

Рабочая программа

по  окружающему миру

1 класс

2021 - 2022 учебный год

(начальное общее образование)

                                                                                        Составитель: Тупицына М.Л.,

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                        первой квалификационной категории

                                                                                                       

п. Коммунар

2021 г.

  1. Планируемые  результаты освоения  учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  
  • формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям:
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 

Обучающийся научится:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности  каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
  1. Содержание учебного предмета.

Введение

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Что и кто?

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда?

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся, хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем?

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

 

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,  отводимых  на освоение каждой темы.

        

№ урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Введение

1

1

Задавайте вопросы. 

1

Что и кто?

19

2

Что такое Родина. 

1

3

Что мы знаем о народах России.

1

4

Что мы знаем о Москве.

1

5

Проект «Моя малая родина». ПВ Традиции моего села.

1

6

Что у нас над головой.

1

7

Что у нас под ногами.

1

8

Что общего у разных растений. Правила здорового образа жизни. Вводный урок.

1

9

Что растет на подоконнике. ЗП. Режим питания и разнообразие пищи.

1

10

Что растет на клумбе.

1

11

Что это за листья?

1

12

Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые?

1

14

Кто такие рыбы?

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери?

1

17

Что нас окружает дома?

1

18

Что умеет компьютер? ОБЖ. Правила работы с компьютером.

1

19

Что вокруг нас может быть опасным? ОБЖ. Правила поведения в обществе.

1

20

На что похожа наша планета?

1

Как, откуда и куда?

12

21

Как живет семья. Проект «Моя семья» 

1

22

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

23

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

24

Как путешествует письмо.

1

25

Куда текут реки?

1

26

Откуда берутся снег и лед? ОБЖ Правила поведения зимой.

1

27

Как живут растения? ЗП. Значение растений для здоровья человека.

1

28

Как живут животные?

1

29

Как зимой помочь птицам?

1

30

Откуда берется и куда девается мусор?

1

31

Откуда в снежках грязь.

1

32

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» 

1

Где и когда?

11

33

Когда учиться интересно? 

1

34

Проект «Мой класс и моя школа»

1

35

Когда придет суббота?

1

36

Когда наступит лето?

1

37

Где живут белые медведи?

1

38

Где живут слоны?

1

39

Где зимуют птицы?

1

40

Когда появилась одежда?

1

41

Когда изобрели велосипед?

1

42

Когда ты станешь взрослым?

1

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1

Почему и зачем?

23

44

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? 

1

45

Почему Луна бывает разной?

1

46

Почему идет дождь и дует ветер?

1

47

Почему звенит звонок?

1

48

Почему радуга разноцветная?

1

49

Почему мы любим кошек и собак?

1

50

Проект «Наши домашние питомцы»

1

51

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

52

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

53

Зачем мы спим ночью?

1

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов? ЗП. Выбор качественных продуктов питания. ПВ Сельский труженик – фермер, агроном.

1

55

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? ЗП. Органы пищеварения: язык и зубы.

1

56

Зачем нам телефон и телевизор?

1

57

Зачем нужны автомобили?

1

58

Зачем строят корабли?

1

59

Зачем строят самолеты?

1

60

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности? ОБЖ. Правила поведения в транспорте.

1

61

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

62

Зачем люди осваивают космос?

1

63

Почему мы часто слышим слово «экология»? ПВ Необходимые экологические знания современному труженику сельского хозяйства.

1

64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» 

1

65

Повторение пройденного материала. ПВ Современные ремёсла, промыслы.

1

66

Повторение пройденного материала.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 к...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 класса и р...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2021-2022 учебный год. 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 2021-2022 учебный год. 3 класс...

Рабочая программа по алгебре 7 класс 2021-2022 учебный год

Содержание курса развивается “по спирали”, что позволяет:неоднократно возвращаться к знакомому материалу на новом уровне;формировать системные знания;последовательно реализовать принцип &l...

Рабочая программа по геометрии 7 класс 2021-2022 учебный год

Начальные геометрические сведения. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, угол, луч. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина от...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для учащихся 1-4 классов 2021-2022 учебный год

Приложение №1к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ с. Девица в соответствии с ФГОС НОО       Рабочая программапо учебному курсу«Русский ...