Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ольга Николаевна Мишина

Окружающий мир, 1 класс; Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Мишина Ольга Николаевна

ОУ

«Салтыковская ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ»

имени А. С. Новикова-Прибоя

Номинация

«Социально-гуманитарная»

Электронный адрес

mishin.mishina2014@yandex.ru

Программа и УМК

А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2 к данному учебнику, атлас – определитель.

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема урока

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цели учебной деятельности

Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока

1.Образовательные:

  • Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и парной формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы урока

фронтальная, парная, индивидуальная.

Универсальные Учебные Действия

Предметные: познакомиться разнообразием цветов и бабочек, устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек, формировать необходимость сохранения природного окружения человека, знакомиться с правилами поведения на лугу.

Личностные: формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке

Технологии: 

- технология развития критического мышления учащихся

- технология формирования универсальных учебных действий.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация к уроку, книги, энциклопедия о насекомых и растениях, карточки с заданием.

                                                                                          Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

 Организационный момент. Мотивация.

Приветствие учителя

-Прозвенел дружок звонок.

Начинается урок.

Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Слушайте внимательно, работайте старательно.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Самоопределение

к деятельности;

Основная часть. Актуализация знаний.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Слайд 2

Ребята, предположите, что это может быть? Составляем кластер.

Слайд 3

Летающий цветок?

Действительно мы с вами сегодня поговорим о бабочке.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой

разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.    

Красота бабочки в лёгкости и крыльях.    

А что вы знаете о бабочке? 

Предполагают,

отвечают на вопрос

  • Одуванчик
  • Фейерверк
  • Воздушный шарик
  • Бабочка

                     

Отвечают

  • Летающий цветок
  • Нужно охранять
  • Опыляют растения
  • Удивляют, восхищают
  • Питаются пыльцой
  • Безобидные
  • Насекомые

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Выполнение учебной задачи

Устанавливать причинно-следственные связи;

Умение применять информацию, полученную раннее;

Осмысление. Постановка проблемного вопроса.

Слайд 4

(ребята сообщают все что знают о насекомом- составляем ментальную карту)

Действительно, бабочки одни из самых восхитительных живых существ, радующих нас бесшумным полетом и красотой крыльев. В природе огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.

 Слайд 5

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её?

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Слайд 6

-Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела.

А как Вы думаете, есть ли правила поведения на лугу?

Слайд 7.

-Откройте учебники. Прочитайте, на какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока?

        Слайд 15

Слайд 8

А знаете ли вы, как появляется бабочка на свет?

Этот процесс называется - метаморфоз.

Развитие бабочек тесно связано с растениями. Бабочка откладывает яйца на листья растений. Из яйца довольно скоро появляется маленькая гусеница. Она очень прожорливая – грызет листья и быстро растет. Когда гусеница вырастает, она прячется под листик и превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями. Внутри куколки – домика происходит чудо – похожая на червяка гусеница превращается в одно из самых красивых существ на Земле – бабочку.

Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. 

 Слайд 8

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка:  

 Слайды 9 -13

1. голубянка

2. павлиний глаз 

3. лимонница

4. пестрянка

5. зорька

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

Работа в тетради.

- А у нас на лугу можно встретить чудесных бабочек, которые нарисованы у вас в тетради.

Дети отвечают на вопрос.

Сфотографировать,

нарисовать.

Слушают звуки луга.

Отвечают: шум трав,

жужжание насекомых,

стрекот кузнечиков

Работа в парах

Дети называют известные правила

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Читает стих ученик

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю

Себя обмотаю

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

Догадываются,

сопоставляют

Дети объясняют названия бабочек, соединяют линиями бабочек и их названия.

формирование интереса к учению;

Регулятивные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Коммуникативные: умение договариваться, выслушивать соседа

Регулятивные: осуществлять самопроверку

Умение делать сообщение в устной и письменной форме

Физминутка

А сейчас мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку.

Слайд 14

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

Повторяют стихи и делают движения

 Размышление. Самостоятельное применение знаний.

Слайд 15

-Посмотрите, как красива наша матушка-природа.

Наш урок посвящён охране природы, а что мы называем природой?

Мы отправимся на луг.

Слайд 16

-А что растёт на лугу?

Учитель читает

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки.

Одуванчиковы шапки.

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Найдите изображение луга на с.32 в рабочей тетради.

- Красив ли луг?

- Давайте раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо раскрасить.

Учитель предлагает по названиям определить изображенных в тетради бабочек, напоминая, что название может подсказать, кто его «хозяин».

- Почему на лугах так много бабочек?

- Почему бабочки не могут жить без цветов?

Как мы называли бабочку в начале урока?

Можно ли сказать, что летающий цветок и земной не могут жить друг без друга?

Докажите.

Возвращение к кластеру:

Слайд 4

У вас на партах лежат карточки с текстом. Предлагаю поработать в паре и обсудить ситуацию. (Приложение 1)

Работа с учебником с.46

Что делают дети на левом и правом рисунках?

Слайд 17

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем. Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали

Отвечают на вопросы.

Нет, цветы не раскрашены, луг не нарядный.

Подготовленные дети рассказывают стихи, после этого дети раскрашивают один цветок

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий – лёгкий, тонкий – тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Здесь у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки алой, кашки розовой,

Кашки алой – не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,

Качает цветы ветерок на бегу…

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета,

Без вас и представить себе не могу.

Звать его нам нечего,

Он и сам придёт.

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот_

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Дети читают и анализируют названия (голубянка — голубого цвета; лимонница —желтая, как лимон; пестрянка — пестрая), находят каждую бабочку, а затем раскрашивают такую же. Правильность определения бабочек дети проверяют с помощью атласа-определителя «Oт земли до неба»

Отвечают на вопрос (питаются нектаром).

Летающий цветок

Обсуждение в парах.

  • Бабочки питаются нектаром цветов
  • Опыляют цветы,

чтобы у них были плоды и семена

Этого делать нельзя.

Обсуждают в паре. Дают советы ребятам.

Учащиеся рассматривают рисунки, сравнивают поведение детей, изображенных слева и справа, затем рисуют в свободных прямоугольниках, каким будет луг после того, как дети уйдут. В первом случае (слева) учащиеся изобразят примятую траву, мусор, кое-где сломанные цветы; во втором случае (справа) нарисуют все так же, как было. Сравнивая верхний рисунок и свои, дети видят, какие последствия имеет то или иное поведение человека в природе, высказывают свое отношение к этому.

воспитание чувства любви к природе.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в парах, выслушивать и принимать мнение и ответы других.

Регулятивные:

- умение учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные: рассматривать и сравнивать рисунки учебника

Регулятивные:

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

Умение применять информацию, полученную раннее;

Итог. Рефлексия

-А теперь попробуем побывать в роли сказочников.

(Эта работа очень важна, поскольку она пробуждает сочувствие, сопереживание беззащитным созданиям природы, подводит детей к нравственному осуждению дурных поступков по отношению к природе и одобрению хороших поступков.)

Послушаем советы Мудрой Черепахи: «Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?

-Давайте ещё раз ответим на главный вопрос нашего урока.

— Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга! 

-Вспомним как нужно вести себя на лугу?

Слайд 18

Послушайте стихотворение.

А сейчас попробуем составить Синквейн

-С чем мы сравниваем бабочку?

-Какая она?

-Какую пользу приносит, что делает?

-Как нужно относиться к бабочкам и всему живому?

-Как ещё можно назвать?

Молодцы!

И закончить наш урок мне хочется стихотворением:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм 
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
ПОМНИТЕ об этом, ребята!

 Слайд 19

Оцените наш урок!

Если он вам понравился -вы узнали много нового и интересного - прикрепите радостный смайлик; если не очень что-то получалось, было трудно- грустный смайлик.

Дети коллективно сочиняют сказку по рисунку учебника с.47

Высказывают свои мысли:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что …

- Цветам плохо без бабочек, потому что …

- Не нужно рвать цветы и ловить бабочек, потому что они не могут существовать друг без друга.

Читает ученик наизусть

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Летающий цветок.

Красивая, удивительная

Летает, опыляет, радует!

Береги и охраняй бабочек!

Бабочка, мотылёк.

Прикрепляют к доске смайлики-магниты.

Коммуникативные: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке

Приложение 1.

Карточка для работы в паре.

Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка, и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

 Какой вред они наносят растениям? Что бы вы посоветовали девочкам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...